Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Афоризмы Августина Аврелия






Время врачует раны

Воля в нас всегда свободная, но не всегда добрая

Верь, чтобы понимать

Если зла нет, то сам страх перед ним есть зло

Кто ненавидит мир? Те, кто растерзал истину

Совершенство есть знание человека о своём несовершенстве

Тот кто добр – свободен даже если он раб; тот кто зол – раб, даже если он король

Жизнь говорящего имеет больше значения, чем любая речь.

Люди испытывают страдания ровно настолько, насколько поддаются им.

Злой человек вредит самому себе прежде, чем повредит другому.

Злом называется и то, что человек совершает, и то, что он терпит. Первое - это грех, второе - наказание... Человек совершает зло, кото­рое хочет, и терпит зло, которого не хочет.

Кто ненавидит мир? Те, кто растерзал истину.

Когда тебя прославляют, презирай себя. В тебе прославляется тот, кто через тебя действует.

Человек начинает умирать с момента рождения... вернее, он живет и умирает одновременно.

В необходимом - единение, в сомнительном - свобода, во всем - лю­бовь.

Фома Аквинский (1225-1274)

· Доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма, - направления католической Церкви. Разработчик основ католицизма.

· Основные произведения: «Сумма теологии», «Сумма философии (Против язычества)», Комментарии к Библии, Комментарии к произведениям Аристотеля.

· В 1878 г. учение Фомы Аквинского решением Папы Римского было объявлено официальной идеологией католицизма, а сам он был причислен к лику святых.

Доказательство Фомой Аквинским существования Бога:

1. движение – все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим, следовательно, есть первичный двигатель всего – Бог;

2. причина – все, что существует, имеет причину, следовательно, есть первопричина всего – Бог;

3. случайность и необходимость – случайное зависит от необходимого, следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;

4. степени качества – все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т.д.), следовательно, должно существовать высшее совершенство – Бог;

5. цель – все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл – значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог.

Исследование Фомой Аквинским проблемы бытия всего сущего:

· разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию);

· в качестве сущности (эссенции) подразумевает «чистую идею» вещи либо явления, совокупность признаков, черт, назначения, которые существуют в разуме Бога (Божественный замысел);

· подразумевает в качестве существования (экзистенции) сам факт существования вещи;

· считает, что любая вещь есть сущность, которая приобрела существование по воле Бога (то есть, «чистая идея», которая приобрела материальную форму в силу акта Божественной воли);

· доказывает, что бытие и благо обратимы, то mtcnm Бог, давший сущности существование, может данную сущность существования и лишить;

· сущность и существование едины только в Боге: Бог вечен, всемогущ, постоянен и независим от внешних факторов;

· все существующее создано Богом «из ничего», управляется Богом;

· жизнь каждого человека предначертана Богом;

· главный смысл служения человека состоит в служении Богу;

· все в мире расположено по ступеням божественной иерархической лестницы: внизу – неодушевленные вещи, выше – человек, еще выше – ангелы, святые и, наконец, Господь Бог.

Фома Аквинский о соотношении формы и материи:

· все состоит из материи и формы (идеи);

· суть любой вещи – единство формы и материи;

· форма (идея) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм;

· идея (форма) любой вещи троична: существует в божественном разуме, в самой вещи и в восприятии (памяти) человека.

Исследование проблемы познания приводит Фому Аквинского к следующим выводам:

· откровение и разум (вера и знание) – ни одно и тоже, а различные понятия;

· вера и разум одновременно участвуют в процессе познания;

· вера и разум дают истинное знание;

· если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание;

· все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо;

· разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и т.д.;

· не поддаются рациональному (разумному) познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, Троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение;

· Истина одна и она от Бога;

· Философия и теология – разные науки;

· Философия может объяснить только то, что познаваемо разумом;

· Все остальное (божественное откровение) может познать только теология.

Историческое значение средневековой теологической философии:

· Стала связующим звеном между античной философией и философией эпохи Возрождения;

· Способствовала выделению в философии гносеологии – самостоятельного учения о познании;

· Способствовала разделению идеализма на объективный и субъективный;

· Положила начало появлению в будущем эмпирического (Ф. Бэкон, Гоббс, Локк) и рационалистического (Декарт) направлений философии;

· Пробудило интерес к осмыслению исторического процесса;

· Выдвинула идею оптимизма, выразившегося в вере в победу добра над злом и в воскрешении.

Основные понятия:

· Теоцентризм – в центре философствования средневековья находился, прежде всего, Бог, а уже после – его творения. Учение, согласно которому реальностью, определяющей все сущее, является Бог.

· Креационизм – догмат о сотворении Богом мира «из ничего» по своей воле, а не в силу природной необходимости;

· Теодицея – оправдание Бога за существование в мире зла;

· Эсхатология – учение о конечности существования мира (о конце света);

· Провиденциализм – истолкование истории как осуществление божественного плана;

· Монотеизм – поклонение одному богу, единобожие;

· Догмат – положение, которое принимается на веру;

· Патристика – совокупность философско-теологических учений христианских мыслителей 2-8 вв.

· Схоластика – «школьная философия», представители которой стремились рацианально обосновать и систематизировать христианское учение;

· Томизм – учение Фомы Аквинского;

· Теология – богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога;

· Реализм – учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии;

· Номинализм – учение, согласно которому реально существует лишь единичное, а общие понятия – только имена.

· Политеизм – поклонение многим богам, многобожие;

· Апологетика – сочинения ранних христианских философов и богословов, направленные на защиту христианского учения от язычества;

· Деизм – учение, которое признает Бога в качестве безличной первопричины мира, развивающегося (после творения) по своим собственным законам;

· Эссенция – сущность вещи;

· Экзистенция – существование вещи;

· Универсалии – общие понятия;

· Аверроизм – учение Ибн-Рушда (Аверроэса), включающее учение о двойственной истине – истине философии и истине религии – которые не противоречат друг другу. Религия предписывает человеку, как поступить, а философия постигает абсолютную истину;

· Клерикализм – влияние, вторжение церкви и религии в общественную и частную жизнь общества.

 

2. Характеристика общества, как системы деятельности и жизни людей. Основные сферы жизни общества, их элементы и предназначение.

2. Основатель социологии Огюст Конт считал ее наукой об обществе, пространством, в котором осуществляется жизнь людей. Без него жизнь человека невозможна, чем и объясняется важность изучения данной темы.Что обозначает понятие «общество»? Чем оно отличается от понятий «страна», «государство», употребляемые в обыденной речи, часто, как идентичные?

Страна — это географическое понятие, обозначающее часть света, территорию, которая имеет определенные границы.

Государство — политическая организация общества с определенным типом власти (монархия, республика, советы, др.), органами и структурой правления (авторитарное или демократическое).

Общество — социальная организация страны, обеспечивающая совместную жизнедеятельность людей. Это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму связей и отношений людей в процессе их жизнедеятельности.

Многие ученые пытались исследовать общество, определить его природу, сущность. Древнегреческий философ и ученый Аристотель под обществом понимал совокупность индивидов, которые объединились для удовлетворения своих социальных инстинктов. Эпикур считал, что главным в обществе является социальная справедливость как результат договора между людьми о том, чтобы не вредить друг другу и не терпеть вреда.

В западноевропейской общественной науке XVII-XVIII вв. идеологами новых поднимающихся слоев общества (Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо), выступавшими против религиозных догм, была выдвинута идея общественного договора, т. е. договора между людьми, каждый из которых обладает суверенными правами для контроля над своими действиями. Эта идея противостояла теологическому подходу к организации общества по воле божьей.

Предпринимались попытки определить общество, основываясь на выделении некоторой первичной ячейки общества. Так, Жан-Жак Руссо считал, что именно семья — самое древнее из всех обществ. Она — подобие отца, народ — детей, и все, рожденные равными и свободными, если и отчуждают свою свободу, то лишь для своей пользы.

Гегель попытался рассмотреть общество как сложную систему отношений, выделив в качестве предмета рассмотрения так называемое гражданское общество, т. е. общество, где существует зависимость всех от всех.

Большое значение для научного понимания общества имели работы одного из основоположников научной социологии О. Конта, полагавшего, что строение общества определяется формами мышления человека (теологической, метафизической и позитивной). Само общество он рассматривал как систему элементов, которыми выступают семья, классы и государство, а основу образует разделение труда между людьми и их взаимоотношение между собой. Близкое к этому определение общества мы находим в западноевропейской социологии XX в. Так, у Макса Вебера, общество — продукт взаимодействия людей как результат их социальных действий в интересах всех и каждого.

Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. С точки зрения К. Маркса, общество — это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.

Признавая подход к обществу как отношения индивидов, К. Маркс, проанализировав связи и отношения между ними, ввел понятия «общественные отношения», «производственные отношения», «общественно-экономические формации» и ряд других. Производственные отношения, формируя общественные отношения, создают общество, находящееся на той или иной определенной ступени исторического развития. Следовательно, по Марксу, производственные отношения выступают первопричиной всех отношений людей и создают большую социальную систему, называемую обществом.

По представлениям К. Маркса, общество — это взаимодействие людей. Форма общественного устройства не зависит от их воли (людей). Каждую форму общественного устройства порождает определенная стадия развития производственных сил.

Люди не могут свободно распоряжаться производительными силами, ибо эти силы — продукт предшествующей деятельности людей, их энергии. Но сама эта энергия ограничена условиями, в которые люди поставлены уже завоеванными производительными силами, формой общественного устройства, существовавшей до них и которая является продуктом деятельности предшествующего поколения.

Американский социолог Э. Шилз выделил следующие признаки общества:

§ оно не является органической частью какой-либо более крупной системы;

§ браки заключаются между представителями данной общности;

§ оно пополняется за счет детей тех людей, которые являются членами данной общности;

§ оно имеет свою территорию;

§ у него есть самоназвание и своя история;

§ оно обладает своей системой управления;

§ оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

§ его сплачивает общая система ценностей, норм, законов, правил.

Очевидно, что во всех приведенных определениях в той или иной степени выражен подход к обществу как целостной системе элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным. Основная задача системного подхода в исследовании общества состоит в объединении различных знаний по поводу общества в целостную систему, которая могла бы стать единой теорией общества.

Большую роль в системных исследованиях общества сыграл А. Малиновский. Он полагал, что общество можно рассматривать как социальную систему, элементы которой связаны с основными потребностями людей в пище, крове, защите, сексуальном удовлетворении. Люди объединяются для удовлетворения своих потребностей. В этом процессе возникают вторичные потребности в связи, кооперации, контроле над конфликтами, что способствует развитию языка, норм, правил организации, а это в свою очередь требует координационных, управленческих и интегративных институтов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.