Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Важнейшие проблемы схоластической философии






· Рациональное доказательство бытия бога;

· Креационизм;

· Соотношение веры и разума;

· Свобода воли и теодицея;

· Провиденциализм;

· Борьба с пантеизмом и аверроизмом;

· Проблема универсалий.

Проблема универсалий, то есть природы общих имен, или понятий. Суть проблемы: обладают ли понятия самостоятельным бытием, или же они только имена для обозначения единичных вещей.

В зависимости от ответа на этот вопрос схоласты делились на номиналистов и реалистов.

· Реализм – направление теологической философии, сторонники которого, реалисты, утверждали, что подлинной реальностью обладают только общие понятия – универсалии. Представителями реализма с средневековой философии были: Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо.

· Номинализм (от лат. nomen – имя) – направление теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, а универсалии воспринимали как имена вещей. Универсалии, согласно их мнению, существуют не до, а после вещей. Понятия сами по себе не имеют онтологического статуса и есть лишь имена дляобозначения вещей. К числу номиналистов принадлежали Росцелин, Пьер Абеляр, Иоанн Дунс Скот.

 

В любом философском обсуждении авторитет ставится на последнее место или совсем не принимается во внимание.

Абеляр Пьер (1079 - 1142 г.)

Утверждения Альберта Великого в попытке примирения номиналистов и реалистов:

· Универсалии существуют до вещей в уме Бога;

· Универсалии существуют в вещах, как единое во многом;

· Универсалии существуют после вещей, как отвлеченные понятия о вещах в человеческом уме.

Суть теории двойственной истины в учении Уильяма Оккама:

· Истины разума и веры не противоречат друг другу, а являются равноправными формами постижения божественной сущности мира.

Аврелий Августин (Блаженный) (354-430 гг)

· Христианский теолог, епископ заложил основы католицизма.

· Один из основателей ранней схоластики.

· Основные произведения: «О граде Божьем», «О порядке», «О прекрасном и пригодном», «Против академиком», «Исповедь».

Основные положения философии Аврелия Августина (Блаженного):

· Логически обосновал тринитарность Бога и его сущность, соотношение веры и разума, добра и зла.

· В своем труде «О граде Божьем» писал, что в мире существуют два государства: «Божий град» - церковь и «град земной» - собственно государство, земная жизнь.

· Ход истории, жизнь общества – это борьба двух противоположных царств: земного (грешного) и Божественного.

· Земное царство воплощается в государственных учреждениях, власти, армии, бюрократии, законах.

· Божественное царство представлено священнослужителями, которые объединены в христианскую церковь.

· Церковь – единственная сила, способная объединить мир.

· Любовь к Богу порождает град Небесный.

· Зло как любовь к себе составляет основу града земного.

· Земное царство погрязло в грехах и язычестве и будет побеждено Божественным царством.

· В связи с тем, что большинство людей грешны и далеки от бога, светская (государственная) власть необходима и будет существовать далее, но будет подчинена духовной власти.

· Бедность, зависимость от других, подчинение не угодны Богу, но, пока эти явления существуют, с ними надо смириться и терпеть, надеясь на лучшее.

· Высшее благо – счастье человека, которое понималось как углубление в себя, ученость, понимание истины.

· После смерти праведники в награду от бога получают загробную жизнь.

Размышления Августина Блаженного о Боге:

· Бог существует;

· Главным доказательством существования Бога являются его присутствие во всем, всемогущество и совершенство;

· Все – материя, душа, пространство и время – являются творениями Бога;

· Бог не только сотворил мир, но и продолжает творить в настоящее время, будет творить в будущем;

· Знания (чувства, мысли, ощущения, опыт) реальны и самодостоверны, однако высшее, истинное, неопровержимое знание достигается только при познании Бога;

· Онтологическое доказательство существования Бога выводится из существования его творения – окружающего мира.

Значение философии Августина Блаженного в том, что:

· Уделено большое внимание проблеме истории;

· Церковь объявлена безусловной властью наряду с государственной властью;

· Обоснована идея господства Церкви над государством;

· Выдвинута идея социального конформизма (смирения с бедностью и чужой властью);

· Воспевался человек, его красота, сила, совершенство, богоподобность:

· Человеку рекомендовалось умерщвлять плоть, развивать и возвышать дух, познавать Бога и полностью подчиняться Богу.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.