Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы и механизм правообразования 6 страница






 

53. РОМАНО-ГЕРМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА.

Романо-германская правовая семья представлена следующими странами: ФРГ, Франция, Италия, Испания, Турция, Япония, большинство стран Латинской Америки, Российская Федерация и др. Основными отличительными чертами которой, является: 1.Нормативно правовой акт является основным источником права 2.Н-п-вые а. состовляют иерархическую систему. Во главе данной иерархической системы нормативных актов состоит конституция (основной закон). 3.Система права делиться на две большие части - публичное право (регулирует общественное отношения, связанные с осуществлением гос. власти, к нему относиться конституци-ое, финансовое, налоговое, уголовное право и т.д.) и частное право (регулирует вопросы частной жизни граждан, регулируется гражданским правом). 4.Публичное и частное право делиться на специализированные отрасли права (гражданское, семейное, уголовное, конституционное и др.). Во главе отрасли, как правило, находиться комплексный стабильный акт, содержащий основные положения данной отрасли права - кодекс. 5.Главными творцами права явл. законодатели, а не судьи. 6.Большое значение в российской правовой системе имеют подзаконные акты (указы президента, постановления Правительства, инструкции, указания, распоряжения министерств и ведомств, а также доктрины (теория) права вырабатываемое в университетах и научных учреждениях). Данные подходы выстраивают стройную иерархическую систему в нашем государстве. В Рос.пр. системе в соотв.-и с КРФ законода-ми органами в РФ явл, высшие представительные органы Федерации и ее субъектов. Высшим Федер-м представ-м органом РФ явл. Федеральное Собрание РФ, основной функцией кот-го явл. принятие законов. В России существует принцип разделения единой гос. влати на три ветви: законодательная, исполнительная, судебная. 1. Законодательная (госдума - нижняя палата, состоящая из представителей многонац. народа, она формируется на основе всеобщего и прямого и избира-го права при тайном голос-и 450 чел. Основная дея-ть по принятию законов происходит в Госдуме, данный орган явл. ключивым в формировании правовой системы в РФ; Совет Федераций - верхняя палата, представляет субъекты РФ, общая кол-во членов 178 чел. (на сегодня 176 чел.) по два представителя от каждого субъекта РФ, один от законодательного органа, другой от исполнительного. Замена представ-й субъектов РФ в Сов. Фед. происходит путем ротации. Закон-ный процесс в госдуме делиться на несколько стадий: 1.Законопроект рассматривается Советом Госдумы, работу над законопроектом Госд. осуществляет как правило в трех чтениях, по результатом каждого чтения документ может быть принят или откланен. Принятый закон рассматривается Сов. Фед. и, если не отклоняется направляется для подписания президенту РФ, после чего обнародуется. Правовая норма.Основным структурным элементом российской правовой системы явл. правовая норма. П.н. - это общее правило, которое регулирует поведение людей и их коллективов, путем предастовления им субъективных прав и возложения на них юридических обязанностей. Главные принципы: 1.Издание их государством, 2.формальная определенность (они четко сформулированы и закреплены в письменном виде, п.н. должны быть конкретными и однозначными), 3. Общей характер (действуют применительно не к конкретному чел, а к описанной в норме ситуации).4.многократность применения (до тех пор пока не будет изменена). 5.общеобязательность (обязательны для тех кому они адресованы).6.Подкрепленность принудительной силой гос. (в виде юридической ответственности: дисциплинарной, материальной, административной, граданско- № 2 Основы правового статуса человека в Российском обществе. Гражданин РФ - это физи-ое лицо (человек) обладающее гражданством РФ и имеющий документ подт-ий наличие у него рос-ого гражданства. Гражданство РФ - устойчивая

К достоинствам романо-германской правовой системы следует отнести четко организованную, непротиворечивую, иерархически структурированную систему законодательства. К недостаткам - наличие пробелов и некоторую оторванность от реальной жизни, поскольку законотворчество объективно не может предусмотреть все нюансы и изменения социальных отношений, не всегда поспевает за этими изменениями.

54. АНГЛО-САКСОНСКАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА.

Англосаксонская правовая система представлена следующими странами: Англия, США, Новая Зеландия, Канада, Австралия, Индия, бывшие колонии Британской империи. В Англии периода нормандского завоевания существовало разрозненное, не связанное между собой локальное нормотворчество, основанное большей частью на местных обычаях. Начиная с X в., королевские судьи начинают формирование единого для всей страны прецедентного права. Вырабатываемые решения принимаются за основу всеми иными судьями. В отсутствие прецедента судья самостоятельно формулирует решение по делу. Таким образом, судья осуществляет нормотворческие функции. Постепенно складывается единая система судебных прецедентов - так называемое общее право. Общее право - это судебное право, вырабатываемое судьями в процессе рассмотрения конкретных правовых споров - казусов. Одновременно существует и статутное право - система нормативно-правовых актов, и прецедентное. Но главный источник англосаксонского права - судебный прецедент. Судья здесь - субъект правотворчества. Известны аксиомы англосаксонского права: «право только там, где есть судебная защита», «закон - это то, что о нем говорят судьи», «если нет прецедента - право молчит». Сила прецедента определяется местом суда в иерархии судебной власти. Низшие суды прецедентов не создают. При этом каждый судья формально связан решениями вышестоящих и аналогичных судов. Для англосаксонской системы права характерен не нормативный, а казуальный тип юридического сознания: факт здесь сравнивается не с нормативной моделью, а с другим аналогичным казусом, судебной и правоприменительной практикой. Поэтому такой тип права часто называют казуальным. Нормы права в англосаксонских правовых системах носят весьма детальный, казуистичный характер, поскольку формулируются в виде прецедентов при решении конкретных казусов - дел. Огромное значение придается формализованным процедурам, процессуальным нормам, средствам юридической защиты. Отсутствует деление права на частное и публичное. Как правило, нет и отраслевого деления норм. В англосаксонской модели формальный приоритет принадлежит законодательству, но фактически все зависит от усмотрения судьи, от того, как он истолкует и применит норму закона. Именно на судебное решение, а не на первоначальную норму закона ориентируются участники правоотношений. Поэтому судебное решение имеет фактический приоритет перед законодательством. В США суды осуществляют конституционный контроль за соответствием законодательных актов Конституции страны, устанавливая прецедентные нормы и вырабатывая общеправовые принципы. К достоинствам англосаксонской правовой семьи относится гибкость, оперативность, связь с повседневной жизнью, быстрое приспособление права к изменяющейся обстановке. К недостаткам - несистематизированность системы права, его казуистичность, недостаточная определенность.

55. РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ.

В этих семьях различают так называемые религиозные (еврейское право, мусульманское право, индусское право) и традиционные (право стран Дальнего Востока, ряда стран Африки, Мадагаскара) правовые группы.

Еврейское право. Общие законы и конкретные правила, отраженные в священных книгах, получили свое распространение практически по всему миру. Одной из характерных особенностей еврейского права является то, что несмотря на значительный исторический срок, в течение которого государство Израиль не существовало - право было сохранено.

Каноническое (церковное) право. Как самостоятельная специфическая разновидность и подвид конфессионального права, распространяющего свое действие на верующих, оно имеет обособленный характер. Это определяется высокой степенью ее разработанности как системы норм права. Их функционирование непосредственно связано со специальными органами церковной юрисдикции, в том числе и церковным судом.

В основе формирования канонического права лежат многочисленные источники (как древние, так и современные).

Первоначально каноническое право возникло как право христианской церкви. В свою очередь, христианство возникло как религия бедных и рабов.

Индусское право. Другой распространенной системой религиозного права является индусское право (Индия, Сингапур, Бирма, Малайзия и др.). В содержание этой системы входят обряды, верования, идеологические ценности, мораль, философия. Они нормативно закрепляют определенный образ жизни и общественное устройство. Индуизм сформировался в глубокой древности, однако сохранил свое регулирующее значение до настоящего времени. В этом качестве он выступает непременным элементом государственно-правовых отношений современного, в частности индийского, общества.

Особую роль индусское право играет в тех сферах, где влияние религии до сих пор наиболее ощутимо: семейных, наследственных отношениях, кастовом статусе человека и т.п.

Индусское право отличается глубочайшими религиозно-нравственными истоками. Это не право Индии, а право общины, исповедующей индуизм.

Китайское право. Среди многочисленных философских идей, возникавших в многовековой истории Китая, наиболее важными являются даосизм, конфуцианство и легизм. Именно они оказали определяющее воздействие на китайское правопонимание, которое затем стало составной частью правовой культуры мировой цивилизации и пристальным объектом для его изучения.

Даосизм считает, что во Вселенной господствует принцип Дао (путь). Существует нечто, состоящее из самого себя. Оно возникло (родилось) раньше небес и земли.

Япония. В Японии идеи права заменялись политико-этическими нормами: послушание низших слоев - высшим, вассалов - сюзерену, личным предписаниям феодалов и военных.

Особую роль играли и до сих пор играют правила " внешне-приличного" поведения - уступчивость, примирение, доброжелательность, патернализм. Саморегуляция и самоопределение почитаются очень высоко.

Мусульманская правовая система предствлена странами, где государственной религией является ислам различных течений: Афганистан, Пакистан, Иран, Ирак, Тунис, Марокко, Сирия, Ливия, Саудовская Аравия, Судан и некоторые другие. Данная правовая система имеет теологическую основу, основываясь на идее божественного происхождения государства и права. Мусульманское право - шариат - это система правовых норм, основанная на исламе. Для него характерна чрезвычайно объемная сфера нормативного регулирования, широко охватывающая и частную жизнь людей. Согласно исламу истинный создатель права - Аллах, передавший его через своего пророка Мухаммеда. Таким образом, в праве проявляется воля Всевышнего. Нормы мусульманского права основываются на вере и не должны иметь логического, рационального обоснования. Поскольку они считаются божественным откровением, какое-либо их изменение, отмена, правка законодателем не допускается. Задача законодателя - открывать в исламских источниках нормы права, а не формировать их заново. Система источников мусульманского права носит четырехзвенный характер: Коран - речи и проповеди Пророка Мухаммеда, изложенные в стихотворной форме; Сунна - биографическое описание жизни и деятельности Пророка, собрание преданий о его поступках и высказываниях; Иджма - общепризнанные толкования и разъяснения Корана и Сунны, даваемые религиозными деятелями - муфтиями, судьями - кади и исламскими учеными-правоведами, а также по вопросам, которые не нашли ответа в этих источниках; Кийас - суждение по аналогии. Таким образом, помимо законодательства и судебных прецедентов в мусульманском праве большую роль играют доктринальные источники права. При отправлении правосудия судья не обращается напрямую к Корану или Сунне, а ссылается на общепризнанное мнение авторитетного исламского правоведа. В целом, правосудие отличается простотой, меньшей формализацией по сравнению с романо-германскими и англосаксонскими правовыми системами. Мусульманскому праву присущи ортодоксальность, традиционный - консервативный характер, оно мало поддается модернизации и реформированию. Кроме того, его характеризуют казуистичность, несистематизированность, абсолютный приоритет обязанностей и запретов перед дозволениями.

56. ТРАДИЦИОННЫЕ (ОБЫЧНЫЕ) ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ.

Существует в странах экваториальной, южной Африки и на Мадагаскаре форма регламентации общественных отношений, основанная на государственном признании сло­жившихся естественным путем и вошедших в привычку насе­ления социальных норм (обычаев). Обычай является наиболее древним источником права, известным всем правовым систе­мам, однако если в странах романо-германского и англосаксон­ского права он выполняет лишь второстепенную роль, то в Африке он был и продолжает оставаться важным регулятором общественных отношений, особенно за пределами городов. Многочисленные народности Африки имеют свои обычаи, призванные обеспечить единство, сплоченность социальной группы (трибы, рода, деревни), уважение памяти предков, связь с окружающей природой, духами, другими сверхъестественны­ми силами. Мифический характер обычаев, их плюрализм (мно­жественность), неформализованность и разрозненность не по­зволяют эффективно использовать их для создания нацио­нальных правовых систем по типу европейских. Период колонизации Африки создал предпосылки для за­имствования современного законодательства, судебной систе­мы, но принципиально не изменил образ правового сознания большинства сельского населения, которое продолжает ориен­тироваться на прежнюю систему ценностей. В настоящее время лидеры независимых африканских государств осуществляют истематизацию действующих обычаев, включают их в отраслевые кодексы, иные нормативные акты, но при этом нередко игнорируют обычаи других проживающих в данных странах народностей, социальных групп. Такие же трудности возникают при создании судебных органов власти и при формировании судебного процесса. Суд, признанный (с точки зрения европейской правовой традиции) ре-споры между равными и независимыми участниками, оказывается чужеродным для трибы, клана, где каждый житель яв­ляется частью единой социальной группы, связан с другими ее представителями и где внутренние конфликты решаются не пу­тем признания права того или другого лица, а путем их прими­рения. Таким образом, современное состояние правового раз­вития Африки можно охарактеризовать как сложный переход­ный период определения путей и способов взаимодействия двух правовых культур: законодательно-прецедентной европейской и обычно-правовой африканской.

57. СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ.

Происхождение социалистической правовой системы. Социалистическая правовая система возникла в России в 1917 г. Причины ее формирования обусловлены не особенностями юридического сознания народа, правовой доктрины, источников и структуры права, а марксистско-ленинской идеологией, ее принципами политического устройства общества. Отсюда главные отличия возникшей в начале XX в. правовой системы от традиционных правовых семей лежат в сфере содержания правовых норм. В Советской России и других странах социалистической правовой системы получили правовое воплощение следующие идеи: централизованного управления экономикой, хозяйственными отношениями, что повлекло за собой использование императивных норм, плановых регуляторов, детальной регламентации гражданских договоров, правового положения имущества и полномочий субъектов; обобществления собственности, создания государственной, «общенародной» собственности как основы экономики; национализации предприятий, банков, хозяйственного имущества, а в некоторых странах—земли, других объектов недвижимости; регулирования меры труда и потребления и, как следствие, создания социально-правовых институтов нормирования трудовой деятельности и распределения социальных благ. Вмешательство государства во все сферы жизни общества привело к постепенному отмиранию частного права и доминированию публично-правовых институтов. Идеологическим обоснованием данного процесса стал тезис В. Ленина о том, что Советское государство не признает ничего частного. Многие институты гражданского права, в том числе институт собственности, приобрели публично-правовой характер, важнейшие виды хозяйственных договоров заключались и реализовались на административно-плановой основе. В уголовном и административном праве приоритетно защищалась государственная собственность, действовали запреты на занятие частной предпринимательской деятельностью, валютными операциями, коммерческим посредничеством и т. д„ предусматривались серьезные санкции за антисоветскую агитацию и пропаганду, распространение сведений, порочащих социалистический строй, преследовались действия, противоречащие коммунистической нравственности. Упрощались процедурные формы, ограничивались права обвиняемых и подсудимых на защиту. Результатом же стали формирование обвинительного уклона, идеологизация судебного производства, отказ от использования суда присяжных. В то же время социалистической правовой системе присущи определенные достижения. К их числу можно отнести: глубокую теоретическую и практическую проработку вопросов пользования, владения, распоряжения государственным имуществом (включая право хозяйственного ведения, оперативного управления); внедрение в мировую юридическую практику институтов планово-правового регулирования экономических отношений, гражданско-правового института поставки, нормативно-правовых форм защиты наемных работников, обеспечения гарантированного права на труд, бесплатного образования и др. В настоящее время к семье социалистической правовой системы относятся Китай, Вьетнам, КНДР, Куба.

58. Особенности формирования и развития правовой системы в России.

Учебник 412-422

59. Международное право и национальные правовые системы: проблемы взаимодействия.

Учебник 435-437

60. Проблемы формирования международного правопорядка.

Учебник 445 со слов для формирования -447






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.