Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия Н.А. Бердяева






Решительно выступал против натурализма, объективизации человека, обыденщины. По его мнению, разум, рассудок, полезные в практи­ческой жизни, мешают «вслушиваться в бытие», ограничивают возможности познания человека. «Бесконечный дух человека пре­тендует на абсолютный, сверхприродный антропоцентризм, он со­знает себя абсолютным центром не данной замкнутой планетной системы, а всего бытия, всех миров», - писал Н.А. Бердяев в сво­ей книге «Смысл творчества». И подчеркивал, что в связи с этим главным методом познания мира, проникновения в «последние ис­тины» бытия является не разум, а вера, творческая интуиция и т.д. и т.п. В экзистенциальной философии истина о человеческом су­ществовании «показывается, формулируется, а не доказывается и обосновывается. Задача философии - найти наиболее совершен­ную формулировку истины, увиденной в интуиции».

Бердяев считал одной из субстанциальных черт личности то­ску. При этом он различал тоску, страх и скуку. Тоска направлена к высшему миру, трансцендентному. Тоска, говорит об одиночест­ве человека перед лицом трансцендентного. Страх и скука направ­лены не на высший, а на низший мир. Скука говорит о пустоте и пошлости этого низшего мира. В тоске есть надежда, в скуке - безнадежность. Скука преодолевается лишь творчеством. Страх всегда связан с эмпирической действительностью; его следует от­личать от ужаса, который связан с трансцендентным. Возникновение тоски - это уже спасение. Несчастье человека, цитирует Н. Бердяев Т. Карлейля, происходит от его величия; от того, что в нем есть беско­нечное, от того, что ему не удается окончательно похоронить себя в конечном. Объективный мир - это и есть погребение в конеч­ном, подчеркивал Н. Бердяев.

По Бердяеву, в основании философии лежит не бытие, а сво­бода. Все организованное и организующееся враждебно свободе. Свобода есть независимость и определяемость моей личности из­нутри, свобода есть моя творческая сила, отнюдь не выбор между поставленными перед человеком добром и злом, а мое созидание добра и зла.

Этико- философское учение Бердяева о человеке базируется на принципе, что личность первичнее бытия. Признавая социальную обусловленность бытия личности, он вместе с тем считает главным в человеке то, что определяется его внутренним миром, а не внешним окружением. Личность, по Бердяеву, прежде всего категория религиозного сознания и поэтому проявление человеческой сущности, её уникальности и неповторимости может быть понято лишь в отношении её к Богу. Т. е. сущность человеческой деятельности Бердяев определяет как религиозное творчество. Человек это пересечение двух миров духовного и природного.

 

25.Западная философия ХХ в., её особенности и основные направления

Среди направлений западной философии есть очень влиятельные школы, все они отражают общечеловеческие мировоззренческие тенденции, соотносимые с развитием человечества и реалиями современной жизни. Современная философия затрагивает широкий спектр проблем, выразившихся в таких философских направлениях, как неокантианство, аналитическая философия, персонализм, неотомизм, критический рационализм, феноменология, фрейдизм и неофрейдизм, экзистенциализм, философия герменевтика, структурализм, постструктурализм и др.

Основная тема рассуждений современных неокантианцев (Эрнст Кассирер, Герман Коген, Вильгельм Виндельбанд) – несовместимость общих понятий с конкретным человеческим существованием, которое всегда уникально и не поддается обобщению. Вневременные высшие ценности – истина, добро, красота – характерны для человека и выделяют его из природы.

Основной предмет исследования в аналитической философии – соотношение мышления и языка, проблема взаимосвязи знака (создания человека) и значения (создание самого мира, природы). Основоположник этого направления – Готлоб Фреге. Он разработал теорию имени, в основе которой представление о семантическом треугольнике. В одной вершине располагается имя, в другой – обозначаемая этим именем вещь, в третьей – выраженный именем смысл. Отсюда он предположил, что решение любых логических и философских проблем кроется в анализе языковых выражений.

Представители этого направления предлагают изменить предмет философии: ее трактуют как философию языка и значений понятий. Основные положения аналитической философии находят свои веские аргументы в многозначности живого языка. Виднейшие представители – Джордж Мур, Бертран Рассел и Людвиг Витгенштейн. Последний выдвинул идею «языковой игры» - устранение ловушек естественного языка путем перевода непонятных предложений в более ясные и отчетливые.

Персонализм признает личность первичной реальностью и высшей духовной ценностью. Это направление сформировалось в России и США. Теоретики этого направления провозгласили приоритет личности над всеми остальными жизненными проявлениями.

Неотомисты принимают все доказательства Фомы Аквинского и используют для доказательства существования Бога научные открытия и существующие научные проблемы. Доказательством бытия Бога они считают теорию расширяющейся Вселенной, второе начало термодинамики, процесс деления клеток и т.д. Для неотомистов характерны разграничение веры и знания, обнаружение гармонии между ними, так как вера т знание не исключают друг друга, как два данных нам Богом источника истины.

Критический рационализм (Карл Поппер, Имре Лакатос, Пол Фейерабенд) концентрирует внимание на изучении проблем научного знания посредством метода «рациональной критики». Главный принцип философии критического рационализма – принцип фаллибилизма, заключающийся в признании гипотетичности любого научного знания.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.