Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Арабоязычная философия средневековья






Средневековая арабская философия развивалась не только в лоне мифологии и религии, но и науки. Арабские философы тяготели к естествознанию. Им принадлежат крупные открытия в математике, астрономии, медицинœ е, географии. Крупнейшим представителœ ем философии Восто­ка, является среднеазиатский ученый-энциклопедист Адь­-Фараби (870-950). Ему принадлежит около 100 работ по философии и истории естественных наук.Для Аль-Фараби средствами познания являются науки, которые подразделяются на теоретические и практические. Первенство он отдает логике, которая позволяет отличить истинное знание от ложного. Философия позволяет понять человеку сущность бытия. Аль-Фараби представлял мир в виде девяти заключенных друг в друга сфер - небосводов, в которых живут души, выступающие причиной вращения этих сфер вокруг Земли. Он использовал аристотелœ евское учение для объяснена многообразия мира, но не соглашался с Платоном в вопросœ е о бессмертии души, считая, что душа рождается и умирает вместе с телом. Теория познания у Аль-Фараби - это не теория воспоминания как у Платона, а теория познания мира в единстве чувств и разума, Сущ­ность вещей познается умом, который всœ егда опирается на логику. Аль-Фараби признает существование Бога и при­знает его в качестве первопричины бытия, но его филосо­фия выражает стремление разобраться в сложнейших вопросах познания и бытия..Наиболее выдающимся философом Средней Азии был уроженец Бухары Ибн-Сина (Авиценна) (980-1037).Он написал более 300 научных трудов, среди которых ʼ ʼ Книга ис­целœ енияʼ ʼ и ʼ ʼ Книга знанияʼ ʼ. Он был человком подлинно энциклопедической образованности, предложил классифи­кацию наук путем их делœ ения по объектам исследования, осуществленную на базе всœ естороннего развития науки и экспериментальных данных. Он ориентировал многие фи­лософские идеи на достижение естественных наук. Авиценна пытался отделить философию от религии.В то время как его современники видели роль филосо­фии в обосновании догм ислама, он считал, что многие яв­ления в окружающем мире происходят помимо воли Бога. Причину возникновения Мира он видел в истекании Мира из Божества, но не в воле Бога. Авиценна выступал противником теории ʼ ʼ первоточкаʼ ʼ, заменив ее идееи о движении, ĸ ᴏ ᴛ ᴏ ᴩ ᴏ ᴇ является неотъемлемым свойством материи. Ави­ценна высмеял косность и догматизм исламских теологов, считая вечным Бога и окружающий мир, наделяя душу осо­быми свойствами - идеальностью и вечностью. Философ много внимания уделил анализу таких важных гносœ еологи­ческих проблем, как непосредственное и опосредованное знание, истинность знания, роль интуиции в познании, роль логики в научном процессе. Философское и научное твор­чество Авиценны оказалось важным связующим звеном в культурной традиции человечества, он стимулировал даль­нейшее развитие не только восточной, но и западной науки и культуры.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.