Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы социализации личности непрерывного и дополнительного образования.






Одна из основных целей непрерывного образования – расширение и диверсификация образовательных услуг, дополняющих базовое школьное или вузовское обучение. Этим признается недостаточность или неспособность базовой системы научить человека всему, что ему придется делать в течение жизни. Непрерывное образование часто приравнивается к образованию взрослых, так как речь идет о различных формах переподготовки, повышения квалификации и культурного уровня людей, преодолевших обычный возраст базового обучения.

На системе непрерывного образования отражаются интеграционные процессы современного социума: создаются учебно-научно-педагогических комплексы, которые объединяют дошкольные образовательные учреждения, школы, образовательные учреждения начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, международные Центры дистанционного образования.

У взрослых преобладают цели профессионального роста: профессиональное самосовершенствование (повышение компетентности в проф. деятельности) и потребность в профессиональном продвижении (карьерный рост и рост заработка). При проектировании программ следует учитывать и такие цели, как провести время с пользой, отдохнуть от работы.

Главными сдерживающими барьерами к непрерывному образованию явл. нехватка времени, денежные затраты, взрослые считают, что их уровень компетентности является достаточным для эффективного выполнения обязанностей.

Своеобразный характер носят технологии открытого и дистанционного образования. Открытое образование (от англ. – openeducation) – концепция современного образования за рубежом. В связи со стремлением к его доступности для всех людей, независимо от их образовательного уровня, не предъявляется каких-либо особых требований к первоначальной подготовке обучающихся. Открытое образование предназначено, как правило, для обучения людей зрелого возраста, не сумевших по разным причинам повысить уровень своей образованности ранее.

Дистанционное образование – это такой вид образования, при котором все или большая часть учебных процедур осуществляются при территориальной разобщенности преподавателя и обучающегося с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий.

 

Методология формирования учебных планов и программ.

Учебные планы – нормативные документы, направляющие деятельность школы. В практике современной используются несколько типов учебных планов.

Базисный план – это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта в этой области образования. Являясь частью государственного стандарта, базисный учебный план представляет собой государственную норму общего среднего образования, которое устанавливает требования к структуре, содержанию и уровню образования учащихся.

Базисный учебный план охватывает следующий круг нормативов: продолжительность обучения (в учебных годах) общая и по каждой из его ступеней; недельная учебная нагрузка для базовых областей на каждой из ступеней общего среднего образования, обязательных занятий по выбору учащихся и факультативных занятий; максимальная обязательная недельная учебная нагрузка учащегося, включая число учебных часов, отводимых на обязательные занятия по выбору; итоговое количество учебных часов, финансируемое государством (максимальная обязательная учебная нагрузка школьников, факультативные занятия, индивидуальная и внеклассная работа, деление учебных групп на подгруппы). Базисный учебный план служит основой для разработки региональных, типовых учебных планов и исходным документом для финансирования школы.

Типовой учебный план – носит рекомендательный характер и разрабатывается на основе базисного плана. Данный вид учебного плана не всегда подходит для новых учебных заведений (гимназий, лицеев, высших профессионально-технических училищ), которые разрабатывают свои собственные документы.

Учебный план разрабатывается на основе государственного базисного и регионального учебных планов. Он отражает особенности конкретного учебного заведения. Существуют два типа учебных планов: учебный план, который разрабатывается на основе базисного учебного плана на длительный период. Он отражает особенности конкретного ОУ; рабочий учебный план, разрабатываемый с учетом текущих условий и утверждаемый ежегодно советом ОУ.

Образовательные области и на их основе комплектование учебных планов соответствующих ступеней образовательных учреждений позволяет выделить два вида обучения: теоретическое и практическое.

В структуре учебного плана выделяются инвариантная часть (ядро), обеспечивающая приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям и формирование личностных качеств школьника и вариативная часть, обеспечивающая индивидуальный характер развития учащихся.

В учебных планах выделяют федеральный, национально-региональный и школьный компоненты.

На основе учебного плана составляются учебные программы по всем предметам.

Учебная программа – это нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету. Она включает: перечень тем изучаемого материала; рекомендации по количеству времени на каждую тему; распределение их по годам обучения; время, отводимое для изучения всего курса.

Выделяют несколько видов учебных программ: типовые программы; рабочие школьные программы; личностно-индивидуальные авторские программы, которые составляются и применяются учителями-новаторами, мастерами педагогического труда.

Типовые программы носят рекомендательный характер. Они очерчивают лишь наиболее обобщенный, базовый круг общеобразовательных знаний, навыков, умений и систему ведущих научных мировоззренческих идей, а также наиболее общие рекомендации методического характера с перечислением необходимых и достаточных средств и приемов обучения, специфических для конкретного учебного предмета.

На основе типовых составляются рабочие программы, в которых, как правило, отражается национально-региональный компонент, локальный или школьный, учитываются возможности методического потенциала учительства, а также информационного, технического обеспечения и, естественно, уровень подготовленности учащихся.

Авторские программы отличаются и логикой построения курса, и глубиной поднимаемых в них вопросов, теорий, и характером их освещения автором программы. Они чаще всего используются при преподавании специальных курсов по выбору, обязательных факультативов и других учебных предметов. Такие программы при наличии рецензий утверждаются советом школы.

Учебная программа в структурном отношении состоит из трех основных компонентов: объяснительная записка, в которой излагаются цели и задачи изучения предмета; содержательная часть, включающая перечень тем, распределение времени на изучение тем и разделов, перечень рекомендуемых занятий и методы обучения; методические указания о путях реализации программы, касающиеся методов, организационных форм, средств обучения, а также оценки знаний, навыков и умений, приобретаемых учащимися в процессе изучения данного учебного предмета.

В структурном отношении учебные программы подразделяются на линейные, концентрические, спиральные и смешанные.

При линейной структуре отдельные части материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых за время обучения, как правило, один раз.

Концентрическая структура предполагает возвращение к изучаемым знаниям. Изложение одного и того же вопроса постепенно расширяется, обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями.

В последнее время интенсивно обосновывается так называемый спиральный способ построения школьных программ. Характерной особенностью спиральной структуры изложения материала является то, что учащиеся, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно наращивают и углубляют круг связанных с ней знаний.

Смешанные сочетают в себе линейные и концентрические схемы, что позволяет гибко распределять учебный материал.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.