Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура педагогического процесса.






Педагогический процесс - специально-организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.

Знание структуры педагогического процесса помогает преподавателю анализировать, осознавать и совершенствовать собственную деятельность, а ученым — разрабатывать новые технологии и системы обучения, воспитания.

Структура педагогического процесса включает четыре компонента:

-целевой (цели и задачи педагогической деятельности: от всестороннего развития личности до конкретных задач формирования отдельных качеств и их элементов),

-содержательный (отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу),

-процессуальный (деятельностный): отражает взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без этого не может быть достигнут конечный результат

-оценочно-результативный (отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью).

Между компонентами системы существуют следующие связи, которые проявляются в процессе педагогического взаимодействия:

- информационные,

- организационно-деятельностные,

- коммуникативные связи,

- связи управления и самоуправления, регуляции и саморегуляции,

- причинно-следственные связи,

- генетические связи (выявление исторических тенденций, традиций в обучении и воспитании).

В педагогическом процессе (как и в других трудовых процессах) выделяются:

1) объекты, 2) средства, 3) продукты труда.

1. Объектам педагогического труда (развивающаяся личность, коллектив воспитанников) присущи такие качества, как сложность, системность, саморегуляция, которые обусловливают вариативность, изменчивость, неповторимость педагогических процессов.

Предмет педагогического труда - формирование человека, который в отличие от педагога находится на более ранней ступени своего развития и не обладает необходимыми для взрослого человека ЗУН, опытом. Своеобразие объекта педагогической деятельности состоит также и в том, что он развивается не в прямой пропорциональной зависимости от педагогического воздействия на него, а по законам, свойственным его психике, особенностям, становления воли и характера.

2. Средства (орудия) труда - это то, что педагог помещает между собой и предметом труда, чтобы достичь желаемого воздействия на этот предмет. В педагогическом процессе орудия труда также очень специфичны. К ним относятся: знания педагога, его опыт, личное воздействие на воспитуемого, виды деятельности обучаемых, способы сотрудничества с ними, методика педагогического влияния, духовные средства труда.

3. Продукты педагогического труда. Глобально - это воспитанный, подготовленный к жизни, общественный человек. Конкретно - это решение частных задач, формирование отдельных качеств личности в соответствии с общей целевой установкой.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.