Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Право государственной собственности на природные ресурсы.






Право государственной собственности на природные объекты и ресурсы охватывает правовые нормы, закрепляющие, регулирующие и охраняющие состояние их принадлежности (присвоенности) РФ и ее субъектам.

Государственная собственность на природные объекты и ресурсы подразделяется на собственность РФ (федеральную) и собственность субъектов Федерации – республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

В качестве основных признаков, характеризующих право собственности на природные объекты и ресурсы, в том числе и государственное, в юридической литературе принято выделять “овеществленность”, “неотделимость” и отсутствие стоимости. Под признак овеществленности подпадают только те природные объекты, которые по своим качествам могут быть предметом присвоения и собственности. К таковым нельзя отнести атмосферный воздух, солнечную энергию, природные явления и т.д. Под признаком неотделимости понимается неотъемлемость природного объекта от окружающей среды – земли, леса и т.д. В признак отсутствия стоимости вкладывается смысл невозможности определить стоимость природных объектов и ресурсов “как совокупность затрат общественно необходимого человеческого труда”. Однако это не исключает их денежную оценку.

Содержание права государственной собственности на природные объекты и ресурсы заключено в трех правомочиях: владения, пользования и распоряжения.

Правомочие владения природными объектами и ресурсами означает установленную законом фактическую их принадлежность государству (РФ и ее субъектам). Владея природными объектами и ресурсами, государство может определять и обеспечивать правовой режим отдельных объектов и их комплексов (например, объявить о создании на определенной территории национального природного парка). Рассматриваемое право распространяется на природные объекты и ресурсы, находящиеся в пределах государственных границ, континентального шельфа и экономической зоны Российской Федерации.

Правомочие пользования природными объектами и ресурсами – это основанная на законе возможность их эксплуатации, извлечения из них полезных свойств с целью удовлетворения социальных потребностей. Реализуя это правомочие, государство в лице своих органов определяет объектный и субъектный состав для пользователей землей, недрами, водами, лесом, животным миром; устанавливает порядок и пределы такого пользования, контроль над ним; меры ответственности за нарушение правил природопользования; систему налоговых и иных платежей.

Под правомочием распоряжения государством природными объектами и ресурсами следует понимать его возможность определять и изменять правовой статус природных объектов. Эта возможность проявляется в действиях государства двояко. Во-первых, через установление в правовых нормах категорий природных объектов в соответствии с их целевым назначением. Во-вторых, путем распределения и перераспределения природных объектов между владельцами и пользователями.

Правомочия владения, пользования и распоряжения природными объектами и ресурсами реализуются государством в комплексе, с учетом состояния всей экологической системы.

Круг субъектов государственной собственности на природные объекты и ресурсы установлен Конституцией Российской Федерации. Он состоит из Федерации в целом и субъектов Федерации – республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. От имени РФ и ее субъектов права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ст.ст. 214, 125 ГК РФ ч. 1).

В числе объектов государственной собственности могут быть природные объекты и ресурсы, не являющиеся собственностью граждан, юридических лиц либо муниципальных образований.

 

 

47. Понятие экологического правонарушения.

Экологическое правонарушения - это запрещенное эколого-правовыми нормами РФ и субъектов РФ под угрозой применения мер юридической ответственности виновное деяние, посягающее на конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, в том числе причиняющее вред природной среде (отдельным ее элементам), либо содержащее реальную угрозу его причинения.
Экологическому правонарушению присущи следующие признаки: - вина (при причинении вреда источником повышенной опасности вина не учитывается - ст. 1079 Гражданского кодекса РФ);
- противоправность (нарушение Закона «Об охране окружающей среды» и иных законодательных актов России и субъектов Федерации);
- наказуемость (наличие санкций за нарушение нормативных правовых актов, налагаемых уполномоченными органами (лицами));
- общественная опасность (вредоносность) - причинение либо создание реальной угрозы причинения вреда окружающей среде и здоровью, имуществу человека;
- деяние (действие либо бездействие);
- деликтоспособность правонарушителя. Экологическое правонарушение (его состав), как и любое другое правонарушение, включает в себя четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
Объектом экологического правонарушения являются общественные отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды, установленные в законах, иных нормативных правовых актах, отношения, устанавливающие порядок и правила использования и охраны окружающей среды и отдельных природных ресурсов. Предмет экологического правонарушения - это окружающая среда в целом и ее отдельные компоненты (земля, воды, недра и др.). объекты экологического правонарушения должны соответствовать критериям, установленным применительно к объектам экологического права, т.е. иметь естественное происхождение, находиться в тесной взаимосвязи с остальной окружающей средой, выполнять экологические функции. нельзя рассматривать в качестве экологического правонарушения загрязнение воздуха производственных помещений, так как в данном случае отсутствует природный объект.
Для объективной стороны экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:
1) противоправность поведения - деяние, совершенное путем действия (например, незаконная порубка и повреждение деревьев и кустарников) или бездействия (невыполнение правил охраны недр);
2) причинение экологического вреда (или реальная угроза его причинения) окружающей среде (отдельным ее элементам), жизни, здоровью, имуществу граждан либо нарушение иных законных прав и интересов субъекта экологического права;
3) причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом (реальной угрозой его причинения) либо нарушением иных законных прав и интересов субъектов экологического права. Субъектами экологического правонарушения могут быть юридические, должностные и физические лица, в том числе иностранные юридические лица и граждане, совершившие правонарушения, связанные с природопользованием или охраной окружающей среды на территории России или территории, находящейся под ее юрисдикцией.
Субъектный состав находится в зависимости от вида экологического правонарушения. Так, субъектами дисциплинарной ответственности являются должностные лица и работники предприятий и организаций, уголовной - должностные лица и граждане, административной - юридические лица, должностные лица и граждане.
В соответствии с законодательством РФ, административная и уголовная ответственность физических лиц за экологические правонарушения наступает с 16-летнего возраста, полная гражданско-правовая ответственность - с 18 лет, ограниченная гражданско- правовая ответственность - с 14 до 18 лет.
Субъективная сторона выражается в форме вины: неосторожности и прямого или косвенного умысла, когда лицо осознает нарушение им соответствующих правил, предвидит возможность наступления негативных последствий и сознательно допускает их наступление либо относится к этому безразлично. Например, незаконная охота (ст. 258 Уголовного кодекса РФ) может быть совершена только с прямым умыслом; уничтожение лесных массивов в результате неосторожного обращения с огнем - только по неосторожности (ст. 261 Уголовного кодекса РФ). Под виной понимается психическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению, которое может проявляться в действии или бездействии. В то же время, в природоохранительной практике может иметь место безвиновная (абсолютная) ответственность - за вред, причиненный источником повышенной опасности, возмещение которого регламентируется ст. 1079 Гражданского кодекса РФ.С учетом степени общественной опасности экологические правонарушения подразделяются на проступки и преступления.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.