Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды экологического контроля.






Экологический контроль - важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт права окружающей среды. В литературе подробно описываются различные виды экологического контроля: государственный, ведомственный, производственный и общественный (глава ХI Ф3 «Об охране окружающей среды»).

Государственный экологический контроль осуществляется: а) от имени государства; б) специально уполномоченными на то органами и должностными лицами; в) носит вне- и надведомственный характер; г) представляет собой одну из функций государственного экологического управления; д) сопряжен с применением в необходимых случаях мер административного принуждения (приостановлением деятельности, лишением права природопользования, наложением штрафов и других административных взысканий). нескольких видов государственного экологического контроля: в зависимости от стадии контролируемой деятельности – предупредительного и текущего; по критерию субъекта контроля – общего и специального. Так, общий экологический контроль осуществляют Президент РФ, Правительство РФ и иные субъекты, наделенные общей компетенцией либо компетенцией особого рода, например, в области экспортного контроля за ввозом и вывозом возбудителей инфекционных заболеваний человека, животных и растений, технологий, которые могут быть использованы для разработки оружия массового поражения, и т.п. Передача ими полномочий в области экологического контроля другим субъектам должна быть оформлена особо, отражена в нормативном правовом акте, соответствовать статусу и другим правомочиям этих субъектов. Специальный же контроль проводится органами, уполномоченными в области охраны окружающей среды, и их должностными лицами. Права и обязанности последних детально урегулированы экологическим и административным законодательством.

Муниципальный экологический контроль осуществляется органами местного самоуправления, их должностными лицами.

Ведомственный экологический контроль производится центральными органами управления по отношению к подчиненным им структурным образованиям и организациям, учреждениям, предприятиям в рамках конкретной отрасли. Так, ведомственный контроль за предприятиями атомного комплекса осуществляет Федеральное агентство по атомной энергии, но осуществление государственного экологического контроля возложено на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору. На Министерство природных ресурсов РФ возложен ведомственный контроль за работой комитетов субъектов РФ, но государственный – в области использования лесов, недр, вод и т.п. всеми иными субъектами хозяйственной и управленческой деятельности – осуществляет находящаяся в его ведении Федеральная служба по надзору в области природопользования.

Производственный экологический контроль ограничен рамками конкретного хозяйствующего субъекта, предприятия, организации и осуществляется либо его руководителем, либо руководителями отдельных служб (главным инженером, главным энергетиком, начальником лаборатории и т.п.), либо специально организованными экологическими службами (отделами) на основании предоставленных им нормативным актом либо специальным приказом, уполномочием прав и обязанностей. Виды контрольных структур предприятия и масштабы, способы их деятельности зависят от его организационно-правовой формы. Обычно производственный экологический контроль включает проверку: а) выполнения планов по охране окружающей среды, в том числе предусматривающих совершенствование технологий и улучшение качества продукции, снижение затрат энергоресурсов, уровня потребления природных ресурсов; б) соблюдения экологических правил, стандартов и нормативов производственной деятельности; в) строительства природоохранных объектов; г) проведения работ по рекультивации нарушенных земель, устранения иных негативных последствий производственной деятельности.

Общественный экологический контроль в последние годы получил широкое развитие не только в РФ, но и в других странах. Его существование как важного правового института основывается на многих международных документах, предусматривающих участие общественности в принятии решений, которые могут повлиять на состояние окружающей среды, связаны с экологическими рисками и угрозой наступления экологического вреда, а также регулируют доступ граждан и их объединений к экологической информации. Направления и формы экологического общественного контроля постоянно расширяются. Эти тенденции, а возможно – даже закономерности современной правовой и эколого-правовой реальности – находят свое отражение в законодательстве. Трудно отыскать закон или подзаконный акт, в котором не предусматривались бы – пусть в общей форме или с ограничениями – права общественных объединений в области контроля, судебного обжалования действий публичной власти и, главное, обязанности таковой реагировать на инициативы и требования общественности.

 

36. Лес как объект правовой охраны. Юридическое понятие «леса».

Статья 5 ЛК. Понятие леса. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации объектами лесных отношений являются лесной фонд РФ, участки лесного фонда, права пользования ими, леса, не входящие в лесной фонд, их участки, права пользования ими, древесно-кустарниковая растительность.

Объекты лесных отношений используются и охраняются с учетом многофункционального значения лесов, а также признания их основным средством производства в лесном хозяйстве.

Лесной кодекс Российской Федерации определяет пути и средства управления лесами, порядок лесопользования в новых экономических условиях.

Лесной фонд – более 1100 млн га земель лесного фонда (69% суши РФ) – включает в себя как территории, покрытые лесной растительностью, так и земли, не покрытые лесом, но составляющие единую, природообразующую систему, находящуюся в естественной связи с лесными массивами в зоне их произрастания (территории, занятые водоемами, болотами, дорогами, поселениями людей и др.).

В лесной фонд не входят леса, расположенные на:

- землях обороны;

- землях городских поселений – городские леса.

Весь государственный лесной фонд по своему народнохозяйственному, экологическому и целевому назначению разделен на три группы лесов.

К лесам первой группы относятся леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий. Это леса государственных заповедников, курортные леса зеленых зон вокруг промышленных предприятий и городов, ленточные боры и степные колочные леса, выполняющие почвозащитные, полезащитные, водоохранные, санитарно-гигиенические и оздоровительные функции, а также леса, имеющие научное и историческое значение, природные памятники, лесопарки, леса орехопромысловых зон, лесоплодовые насаждения, притундровые и субальпийские горные леса.

Леса второй группы – леса, имеющие большое защитное и эксплуатационное значение, расположенные в густонаселенных малолесных районах, с развитой сетью транспортных путей, с ограниченными лесосырьевыми ресурсами, основная база которых – центральные и южные районы России.

Леса третьей группы – леса многолесных районов, в которых сосредоточены основные базы промышленной заготовки древесины, предназначенной для удовлетворения нужд народного хозяйства, воспроизводства и охраны лесных массивов. Эти леса подразделяются на основные и резервные.

С учетом групп и категорий защитности леса установлен соответствующий порядок и правила лесопользования.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.