Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аварии на транспорте







Сегодня любой вид транспорта представляет потенциальную опасность. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения снизил степень безопасности жизнедеятельности человека.
Транспортная авария (ТА) — авария на транспорте, повлекшая за собой гибель людей, причинение пострадавшим тяжелых телесных повреждений, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде. Обычно ТА различают по видам транспорта:
— железнодорожная авария;
— авиационная катастрофа;
— дорожно-транспортное происшествие (ДТП);
— аварии на водном транспорте;
— авария на магистральном трубопроводе и др.
Поражающие факторы, сопровождающие все ТА, зависят как от вида транспорта, так и от вида транспортируемого груза.
Значительное место в общем объеме грузоперевозок занимает железнодорожный транспорт. Он обеспечивает до 47% пассажирских перевозок, а также до 50% доставок грузов. Среди последних большое количество опасных грузов. Поэтому железнодорожный транспорт является отраслью народного хозяйства с повышенным риском возникновения аварийных ситуаций.
Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются:
— неисправности пути;
— поломки подвижного состава;
— выход из строя средств сигнализации и блокировки;
— ошибки диспетчеров;
— невнимательность и халатность машинистов;
— сход подвижного состава с рельсов;
— столкновения;
— наезды на препятствия на переездах;
— пожары и взрывы непосредственно в вагонах;
— повреждение железнодорожных путей в результате размывов, обвалов, оползней, наводнений;
— изношенность технических средств.
Благодаря внедрению комплекса профилактических и организационно-технических мероприятий число происшествий на железных дорогах в последние годы существенно сократилось.


В гражданской авиации России также случаются авиационные происшествия и катастрофы, влекущие за собой гибель людей и разрушения воздушных судов.
Среди причин авиакатастроф выделяются:
— ликвидация централизованной государственной системы управления и обеспечения безопасности полетов;
— распад единой государственной системы Аэрофлота;
— рост числа мелких коммерческих организаций-перевозчиков;
— снижение дисциплины, надзора и контроля за безопасностью полетов в целом;
— ошибки пилотов;
— ошибки диспетчерских служб;
— неисправности авиационной техники (старение, низкие темпы замены на новые виды);
— погодные условия.
Одной из основных проблем современности стало обеспечение безопасности движения на автомобильном транспорте.
Крупными автомобильными катастрофами считаются такие, в которых погибли 4 и более человек. Статистика показывает некоторое снижение их количества. Однако продолжает оставаться высокой тяжесть катастроф (численность потерь населения и ущерб, связанные с ними).
Данное положение объясняется следующими причинами:
— неудовлетворительным техническим состоянием автомобильных дорог и подвижного состава;
— большим количеством пересечений дорог на одном уровне, в том числе и с железными дорогами;
— многократно возросшим количеством личного автомобильного транспорта;
— неконтролируемым нарастанием объемов грузовых перевозок, выполняемых большегрузными автомобилями (автопоездами) с нагрузками на ось, превышающими допустимые;
— нарушением водителями Правил дорожного движения;
— плохой подготовкой водителей;
— превышением скорости на опасных участках дорог; -— выездами на полосу встречного движения;
— управлением автотранспортом в нетрезвом состоянии. В последние годы имеют место кораблекрушения и аварийные происшествия на водном транспорте.
Основными причинами этих аварий являются:
— нарушения правил судовождения, пожарной безопасности, технической эксплуатации;
— износ материальной части и оборудования судов, портов и других объектов морских и речных пароходств;
— погодные и климатические условия (ураганы, штормы, туманы, льды и т. д.);
— ошибки капитанов, лоцманов и членов экипажа;
— ошибки при проектировании и строительстве судов;
— столкновения и опрокидывания судов;
— посадка на мель;
— взрывы и пожары на борту;
— неправильное размещение и плохое закрепление грузов;
— низкая обновляемость парка за счет судов нового поколения.

Аварии на гидродинамически-опасных объектах

Аварии на гидродинамически опасных объектах.

Прорыв плотин, дамб и других гидросооружений может произойти в результате землетрясения, урагана, обвала, оползня, паводка, из-за конструктивных дефектов, нарушения правил эксплуатации, недостаточного водосброса и перелива воды через плотину.
При прорыве плотины (дамбы) образуется проран. От его размеров зависят объем и скорость падения волны прорыва из верхнего бьефа (участок реки, канала или водохранилища, примыкающий к плотине, шлюзу и т. п. выше или ниже по течению) в нижний. Параметры волны зависят от гидрологических и топографических условий рек. В равнинных районах скорость движения ее достигает 25 км/ч, а в предгорных и горных - до 100 км/ч.
По мере движения волна прорыва непрерывно уменьшает высоту и скорость движения и, как правило, увеличивает ширину разлива.
В результате аварии гидросооружения под водой может оказаться значительная часть местности, прилегающей к данному объекту. В отличие от наводнения, прорыв, скажем, плотины не поддается прогнозированию, что не дает людям времени для проведения предупредительных мероприятий. Действия населения при авариях на гидродинамически опасных объектах схожи с действиями людей при наводнениях. (См. раздел " Стихийные бедствия").

20. ЧС геологического характера

 

К стихийным бедствиям, связанным с геологическими природными явлениями, относятся землетрясения, извержения вулканов, оползни, сели, снежные лавины, обвалы, осадки земной поверхности в результате карстовых явлений.

Землетрясения — это подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной или верхней части мантии и передающиеся на большие расстояния в виде упругих колебаний. Землетрясения всегда вызывали у людей различной степени расстройства психики, проявляющиеся в неправильном поведении. Шкала Рихтера – сейсмическая шкала магнитуд, основанная на оценке энергии сейсмических волн, возникающих при землетрясениях.

Различают две группы антисейсмических мероприятий:

1) предупредительные, профилактические мероприятия, осуществляемые до возможного землетрясения;

2) мероприятия, осуществляемые непосредственно перед, во время и после землетрясения.

Совокупность явлений, связанных с перемещением магмы в земной коре и на ее поверхности, называется вулканизмом.

Магма – это расплавленная масса преимущественно силикатного состава, образующаяся в глубинных зонах Земли. Достигая земной поверхности, магма извергается в виде лавы.

Лава отличается от магмы отсутствием газов, улетучивающихся при извержении.

Вулканы подразделяются на:

1) действующие;

2) уснувшие;

3) потухшие.

Извержения вулканов бывают длительными и кратковременными.

Существует три главных типа извержений:

1) эффузивный (гавайский);

2) смешанный;

3) стромболианский;

4) экструзивный (купольный).

Замечена взаимозависимость вулканической деятельности и землетрясений. Профилактические мероприятия состоят в изменении характера землепользования, строительстве дамб, отводящих потоки лавы, в бомбардировке лавового потока для перемешивания лавы с землей и превращения ее в менее жидкую массу и др.

Оползень – скользящее смещение вниз по уклону под действием сил тяжести масс грунта, формирующих склоны холмов, гор, речные, озерные и морские террасы.

Оползни не являются катастрофическими процессами, при которых гибнут люди, но ущерб, наносимый ими народному хозяйству, значителен.

Сели – кратковременные бурые паводки на горных реках, имеющие характер грязекаменных потоков. Причинами селей могут быть землетрясения, обильные снегопады, ливни, интенсивное таяние снега.

Лавина – это снежный обвал, масса снега, падающая или сползающая с горных склонов под влиянием какого-либо воздействия и увлекающая на своем пути новые массы снега. Одной из побудительных причин лавины может быть землетрясение.

Противолавинные профилактические мероприятия делятся на:

1) пассивные;

2) активные.

Пассивные способы состоят в использовании опорных сооружений, дамб, лавинорезов, надолбов. Активные методы заключаются в искусственном провоцировании схода лавины в заранее выбранное время и при соблюдении мер безопасности.

21. ЧС метеорологического характера

 

22. ЧС метеорологического характера могут быть вызваны следующими причинами:

23. 1) ветром, в том числе бурей, ураганом, смерчем (при скорости 25 м/с и более, для арктических и дальневосточных морей – 30 м/с и более);

24. 2) сильным дождем (при количестве осадков 50 мм и более в течение 12 ч и более, а в горных, селевых и ливнеопасных районах – 30 мл и более за 12 ч);

25. 3) крупным градом (при диаметре градин 20 мм и более);

26. 4) сильным снегопадом (при количестве осадков 20 мм и более за 12 ч);

27. 5) сильными метелями (скорость ветра 15 м/с и более);

28. 6) пыльными бурями;

29. 7) заморозками (при понижении температуры воздуха в вегетационный период на поверхности почвы ниже 0 °С);

30. 8) сильными морозами или сильной жарой.

31. Эти природные явления, кроме смерчей, града и шквалов, приводят к стихийным бедствиям, как правило, в трех случаях: когда они происходят на одной трети территории области (края, республики), охватывают несколько административных районов и продолжаются не менее 6 ч.

32. Движение воздуха относительно Земли называют ветром. Сила ветра оценивается по шкале Бофорта.

33. Ураган — это циклон, у которого давление в центре очень низкое, а ветры достигают большой и разрушительной силы. Скорость ветра может достигать 25 км/ч. Иногда ураганы на суше называют бурей, а на море – штормом, тайфуном.

34. Буря — это ветер, скорость которого меньше скорости урагана. Однако она довольно высока и достигает 15–20 м/с.

35. Ураганы подразделяют на тропические и внетропические.

36. Ураганы являются одной из самых мощных сил стихии и по своему пагубному воздействию не уступают таким страшным стихийным бедствиям, как землетрясения.

37. Бури различают вихревые и потоковые.

38. Вихревые бури бывают пыльные, снежные и шквальные. Зимой они превращаются в снежные. В России такие бури часто называют пургой, бураном, метелью.

39. Пыльные бури – это атмосферные возмущения, при которых в воздух вздымается большое количество пыли, перенесенной на значительные расстояния.

40. Смерч – это атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке и затем распространяющийся в виде темного рукава или хобота по направлению к поверхности суши или моря.

41. Смерч возникает обычно в теплом секторе циклона и движется вместе с циклоном со скоростью 10–20 м/с. Смерч проходит путь длиной от 1 до 60 км. Смерч сопровождается грозой, дождем, градом и, если достигает поверхности Земли, почти всегда производит большие разрушения, всасывает воду и предметы, встречающиеся на его пути, поднимает их высоко вверх и переносит на большие расстояния. Смерч на море представляет опасность для судов. Смерч над сушей называют тромбами, в США – торнадо.

42. Крайне сложно прогнозировать место и время появления смерча, поэтому большей частью они возникают для людей внезапно, и предсказать их последствия тем более невозможно.

43. ЧС гидрологического характера






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.