Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принимать ли от ребенка подарки во время игровой терапии?






Какая может возникнуть щекотливая ситуация! Как правило, дома, наблюдая за поведением родителей, де­ти узнают, что если человек хочет выразить любовь, одобрение и нежность другому человеку, он дарит ему подарки. Родители, возвращаясь из поездок, приводят подарки детям. Родители покупают детям особенные необычные игрушки, пытаясь загладить вину перед ними или восстановить испорченные отношения. Дети тоже учатся выражать свои чувства через пода­рок. Естественно, в результате ребенок приносит иногда подарки терапевту, пытаясь таким образом выразить свою симпатию совершенно особому человеку в своей жизни или стремясь вернуть его расположение после того, как он однажды ему здорово насолил.

Когда ребенок появляется в игровой комнате с по­дарком в руке, у терапевта, скорее всего, возникнет эмоциональный порыв, заставляющий его принять этот подарок. Ведь ему не хочется разочаровывать ребенка. Но какие последствия может повлечь за собой принятие подарка? «Если я это сделаю, чему научится ребенок? Поможет ли это укрепить наши отношения? Облегчит ли это личностный рост ребенка? Поможет ли это ре­бенку стать более независимым?»

Это важные вопросы, которые терапевт должен про­думать, планируя свое поведение. Если терапевт станет принимать подарки, это может способствовать тому, что­бы навсегда сохранить некую необходимость внешнего стимулирования, отдельного от внутренней сущности ребенка. Отношения, устанавливаемые в игровой тера­пии, затрагивают эмоциональную сферу, а разделить эмоциональные переживания—это нечто совсем иное, чем поделиться какой-то вещью. В игровой терапии дети учатся делиться именно эмоциональными пережива­ниями. Поделиться подарком иногда означает подорвать значение эмоционального доверия. Эмоциональные да­ры иногда более значительны и приносят больше удов­летворения, чем материальные.

Важным фактором, влияющим на принятие решения относительно подарка — это сам подарок. Рисунок или что-то, что ребенок сделал сам, — это продолжение ребенка и значит, такой подарок можно рассматривать как продолжение эмоциональной отдачи, потому что это часть ребенка, которую он сам сотворил. Как правило, вполне допустимо принимать подарки, которые не покупались в магазине: цветок, сорванный ребенком, или рисунок. Принимая такой подарок, терапевту следует поблагодарить ребенка, обратить внимание на какие-то детали, но избегать открытой похвалы в игровой комнате. Нельзя сказать: «О, какая замечательная картинка!» Чтобы показать свое одобрение и восхищение, можно осторожно взять подарок, внимательно рассмотреть его, отметить какие-то детали и осторожно поставить на ближайший столик или полку.

Подарки, которые терапевт принимает, следует убирать, иначе они станут намеком на то, чтобы другие дети приносили подарки, и между детьми может возникнуть соперничество. Эти подарки нужно хранить специально отведенном месте до окончания игровой терапии. Они могут стать источником глубокого удовлетворения, если ребенок впоследствии попросит разрешения взглянуть на них. Иногда дети вручают терапевту свой рисунок со словами: «Ты можешь повесить это на стену!» — на что терапевт должен ответить: «У меня в кабинете есть специальное местечко, куда я складываю такие вещи, чтобы они не потерялись».

Если терапевт принимает подарки, которые куплены в магазине, пусть даже недорогие — например, конфету, — это может лишить ребенка возможности поделиться эмоциями, и наложить на терапевта какие-то, пусть бессознательные, обязательства. Важно также, запланирован ли этот подарок заранее или ребенку вдруг захотелось чем-то поделиться с терапевтом: например, ребенок развернул жвачку, разломил ее пополам и дал половинку терапевту. Среди бережно хранимых мною подарков — два крошечных круглых кусочка желто-розовой конфеты, которые трехлетняя девчушка отделила от пригоршни, зажатой в кулачке, прежде чем отправить ее в рот.

Вопрос о принятии подарков, возможно, проще всего решить безоговорочным запрещением покупных подарков, независимо от их стоимости. Тем не менее, меня такой запрет смущает. Ведь так много зависит от намерения ребенка, от какого-то конкретного момента и внезапного порыва. Отказ от подарка может быть терапевта очень трудным и неловким моментом, но ведь ребенку так важно научиться понимать, что он может отдавать самого себя и что для того, чтобы выразить свои чувства, не обязательно дарить подарки. В такие моменты терапевту захочется показать ребенку, что он ценит и понимает его порыв. Отказываясь от подарка, терапевт может сказать: «Ты купил это специально для меня. Значит, ты обо мне думал. Мне это очень прият­но, только здесь не обязательно дарить подарки, чтобы показать, что ты ко мне хорошо относишься. Мне хоте­лось бы, чтобы ты оставил это себе». А если подарок куплен специально для терапевта, стоит сказать: «Я бы хотел, чтобы ты взял это, и купил что-нибудь для себя». Итак, не существует жестких правил относительно того, принимать ли от ребенка подарки. Эмпатически настроенный терапевт должен уметь управлять ситуаци­ей с минимальной фрустрацией, принимая во внимание:

1. Время преподнесения подарка;

2. Вид подарка;

3. Смысл, вкладываемый в принятие подарка или отказ от него.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.