Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что делать, если ребенок требует выражений любви






Некоторые дети, с которыми работает игровой терапевт, в жизни очень редко получали открытые выраже­ния любви и часто испытывают сильную потребность в выражении эмоций. Они могут испытывать неуверен­ность относительно своего места в системе отношений и нуждаться в подтверждении, что терапевту они дей­ствительно небезразличны. Когда ребенок спрашивает: «Ты меня любишь?» — не следует отвечать: «Тебе ин­тересно, люблю ли я тебя»? Да, ребенка интересует именно это и именно об этом он спрашивает. И, значит, совершенно необязательно вновь повторять его собст­венный вопрос. Для терапевта в таких случаях наступа­ет время совместного построения личностных отноше­ний с ребенком. В описываемом ниже взаимодействии терапевт игнорирует эмоциональную потребность ребенка, и тот быстро меняет фокус взаимодействия. Это шестая сессия восьмилетнего Фрэнка.

Фрэнк: (сидя в ящике с песком) Я хочу сказать тебе что-то, но... (некоторое время сидит молча, просеивая песок сквозь пальцы).

Терапевт: У тебя есть что сказать мне, но ты не уве­рен, хочешь ли ты это сделать.

Фрэнк: Ага. Тебе от этого может стать больно, и вдруг ты заплачешь. (Зарывает пальцы в песок и смотрит вниз).

Терапевт: Ты не хочешь сделать мне больно.

Фрэнк: Ага, и еще... (избегает смотреть в глаза, глубже закапывает руку в песок и некото­рое время молчит, бросая взгляды на те­рапевта). Это про твоих детей.

Терапевт: Так это что-то о моих детях.

Фрэнк: Ага, и... в общем... (вдруг быстро, задох­нувшись). Это... ты любишь меня?

Терапевт: Тебе хочется знать, как я к тебе отношусь?

Фрэнк: Ага... Любишь?

Терапевт: Тебе важно знать, как я к тебе отношусь, люблю я тебя или нет?

Фрэнк: (продолжает сидеть на песке, глаза опу­щены, руки глубоко в песке, пальцы что-то нащупали). Эй, что это? (вытаскивает из песка гвоздь).

Момент эмоционального контакта с Фрэнком теперь миновал. Возможность откликнуться на его эмоцио­нальные потребности, быть может, еще появится, пото­му что эти вопросы для детей очень важны, но этот конкретный момент ушел навсегда.

Терапевт всегда надеется, что ребенок чувствует, что терапевт искренне интересуется им и высоко его ценит. Но, тем не менее, бывают дети, нуждающиеся в более конкретном подтверждении, которые могут снова и снова спрашивать: «Ты любишь меня?» В такие ми­нуты терапевт должен выражать теплое отношение, участие и отзывчивость, потому что Я-концепция и са­мооценка ребенка легко уязвимы. Если терапевту действительно небезразличен этот ребенок и он его высоко ценит — было бы уместно в такую минуту сказать об этом ребенку. В современном обществе слова «люблю» и «нравишься» разбрасывают беспечно, как конфетти, часто не заботясь о том, стоит ли за ними какое-то реальное содержание. Поэтому, отвечая на такой во­прос, терапевту, возможно, захочется передать свои чув­ства в такой фразе: «Ты для меня совершенно особен­ный, и время, которое мы проводим вместе, тоже совер­шенно особенное». Так же можно ответить и на вопрос ребенка: «Я тебе нравлюсь?»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.