Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что делать, если ребенок настойчиво добивается похвалы






Как и в любом взаимодействии с детьми, сталки­ваясь с ребенком, который настаивает на том, чтобы его работу оценили или высказали какие-то суждения, терапевт должен отнестись с пониманием к чувствам ре­бенка и его оценке собственного Я. Что хочет ребенок, настаивая на том, чтобы узнать, нравится ли терапевту, его картинка: возможно, он не чувствует себя защищен­ным, или у него низкая самооценка, или он хочет управ­лять отношениями? Взаимодействие с ребенком, кото­рый в раздражении требует точного ответа, может стать серьезным испытанием для чувства адекватности терапевта и того, насколько он принимает ребенка.

Когда терапевт слышит: «Ну скажи, пожалуйста, ну, я хочу узнать! Как ты думаешь, у меня получилась красивая картинка?» — у него может возникнуть огром­ное искушение вернуть этот вопрос ребенку, чтобы вы­играть время на обдумывание подходящего ответа. Запинающееся: «Ты спрашиваешь, нравится ли мне кар­тинка?»— едва ли облегчит (если вообще облегчит) та­кого рода ситуацию и обычно только фрустрирует и запутает ребенка, которому останется только гадать, по­няли ли его, и поэтому он опять продолжает настаивать на ответе. Кроме того, дети хорошо чувствуют колеба­ния терапевта и еще сильнее пытаются получить пря­мой ответ. Хотя может показаться, — проще всего дать ребенку прямой ответ типа: «Я думаю, что картинка очень красивая», — похвала направляет поведение ре­бенка, ограничивает его свободу, создает зависимость и усиливает внешнюю информацию.

В игровой терапии, центрированной на ребенке, цель состоит в том, чтобы дать ребенку свободу оценивать собственное поведение, ценить собственный творческий потенциал и развивать внутреннюю систему вознаграж­дения и удовлетворения. Похвала не способствует раз­витию терапевтических отношений и обычно свидетель­ствует лишь о том, что у терапевта нет контакта с внут­ренней динамикой ребенка, и он хочет удовлетворить собственную потребность иметь перед собой ребенка, который чувствует себя комфортно. В этой ситуации реакция терапевта должна прояснить отношения в иг­ровой комнате или облегчить ребенку возможность са­мому оценить свою работу, как это происходит в опи­сываемой ниже ситуации.

Мартин: (показывает терапевту картинку, которую он нарисовал). Как ты думаешь, я хорошо нарисовал?

Терапевт: (указывая на картинку). Ты нарисовал вот здесь домик и... гм-м (задумчиво изучая картинку) вот здесь ты нарисовал три окна (показывая на окна), а вот тут, наверху, ты сделал все синим. А в этом углу, я ви­жу, ты сделал все оранжевым (говорится с искренним интересом и подлинным одоб­рением в голосе).

Когда продукты деятельности ребенка встречают та­кой безоценочный прием, когда проявляется внимание к деталям, ребенок, как правило, забывает исходный вопрос и начинает рассматривать свое поведение, под­мечая в нем то, что подмечает терапевт, и испытывая удовлетворение от того, что сделано. Часто ребенок подхватывает линию терапевта и начинает примерно так комментировать рисунок: «А вот здесь, вверху, я нарисовал большое желтое солнце, а вот этих птичек здесь мне что-то трудно было рисовать», — на что тера­певт может ответить: «Да, я вижу желтое солнышко, а вот это, и правда, очень похоже на птичек. Их трудно рисовать, но ты с этим все-таки справился». Теперь ребенок свободен сам оценивать свою работу. Когда те­рапевт выносит суждение о ребенке и его работе и го­ворит, что она очень красивая, он тем самым говорит и о том, что он властен оценить что-то, как некрасивое. Поэтому следует избегать оценочных реакций.

Некоторые дети очень настойчиво требуют, чтобы терапевт сказал, красивая ли у них картинка. Когда возникает такая ситуация, терапевт может внести яс­ность в систему отношений в игровой комнате, сказав: «Здесь важно не то, считаю ли я картинку красивой, а то, что ты думаешь об этой картинке». Для некоторых детей такой ответ слишком длинен, и, может статься, терапевту захочется сказать: «Что действительно важно, так это то, что ты думаешь о своей картинке». Теперь ребенок свободен сказать, считает ли он сам картинку красивой. Процесс оценивания осуществляет ребенок. Таким образом, терапевт возвращает ребенку возмож­ность судить.

Хотя в приведенном выше примере речь идет о ког­нитивном оценивании, тот же подход используется, ког­да в фокусе внимания находятся чувства, связанные с картинкой или каким-то другим объектом.

Джимми: Посмотри, что я делаю.

Терапевт: Ты играешь с глиной.

Джимми: Что мне делать?

Терапевт: Ты можешь сделать все, что захочешь.

Джимми: Ладно. Я сделаю бегемота.

Терапевт: Ты решил сделать бегемота.

Джимми: (очень тщательно лепит и поднимает над головой фигурку, отдаленно напоминаю­щую животное). Что это? Тебе нравится?

Терапевт: Ты очень старался. Это может быть веем, чем ты захочешь (это говорится потому, что взявшись что-то лепить или конструи­ровать, дети иногда могут изменить свое мнение о том, что именно они вылепили).

Джимми: Но тебе это нравится... Ты думаешь, оно ­хорошо получилось?

Терапевт: Важно, что ты чувствуешь по этому поводу.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.