Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семейный театр






Семейный театр – это творческое объединение нескольких семей и педагогов детского сада, созданное при участии педагогов и работников культуры (режиссера и актеров театральных студий), ориентированное на интеграцию традиций домашнего и общественного театров, и развитие воспитательного потенциала семьи.

Семейный театр является: творчески воссозданным средством развития воспитательного потенциала семьи; приобщения к миру театра, художественным ценностям, характеризующимся интегративными особенностями. Он объединяет традиции общественного и домашнего театров в целях взаимообогащения и дальнейшего развития театрального искусства. Семейный театр является специфической формой передачи опыта предшествующих поколений и особым педагогическим способом, охватывающим накопленную веками мудрость русского народа, создающим определенный жизненный уклад окружающей ребенка семейной микросреды.

Домашние театральные постановки на протяжении длительного времени (конец XVIII – начало XX вв.) были одной из ведущих форм проведения семейного досуга в России. Расцвет и всплеск интереса к «домашнему театру» приходится на конец XIX – начало XX вв.

В представлениях домашнего театра, по свидетельствам историков, искусствоведов и педагогов, участвовали все члены семьи: дети, родители, бабушки, дедушки и другие родственники. Организовывались эти представления для показа в семейном кругу и являлись неотъемлемой частью проведения совместного досуга.

Домашние театральные постановки пользовались большим успехом в дворянских семьях. В помощь родителям с 1885-1904 гг. издавалось ежемесячное приложение к журналу «Родина» - «Домашний театр», в котором печатались пьесы, рассказы, режиссерские комментарии.

Дмитрий Иванович Писарев, известный литературный критик, журналист и писатель, в раннем детстве получил домашнее воспитание. Большое влияние на формирование его личности оказала матушка – Варвара Дмитриевна Писарева, знавшая несколько языков и тяготеющая к различным искусствам. По ее инициативе в доме Писаревых часто устраивались театральные представления, в которых участвовали и все домашние, в том числе и маленький Дима1.

С благодарностью вспоминала театрализованные игры, организованные отцом и его друзьями дома и за городом, на отдыхе, Н.И.Сац. В книге «Новеллы моей жизни» она рассказывает об этом так: «Папа в разные игры и со взрослыми играть любил. А ребята! Они готовы были весь день стоять около нашей входной двери в надежде, что папа с ними сегодня поиграет. Когда папа писал «Синюю птицу», он особенно много был с ребятами. Однажды купил для всех детей нашего двора билеты на поезд, еду всякую, и мы все вместе на целый день поехали на станцию Фирсановка, пошли в лес, играли там в «Синюю птицу»»[2]. Театр может с самого раннего детства развивать в ребенке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность и формировать творческую активность, способствовать гармонизации детско-взрослых отношений, объединению семей, сокращению «духовной пропасти» между взрослыми и детьми.

Семейный театр – особая конструктивная форма взаимодействия ДОУ с семьей, объединяющая семьи с детьми дошкольного возраста в целях развития воспитательного потенциала семьи при поддержке педагогов, способствующая: повышению уровня ответственности взрослых за воспитание ребенка; взаимодействию ДОУ и учреждений культуры с семьей; приобщению воспитывающих взрослых и детей к театральному искусству, имеющему большую воспитательную и образовательную ценность в семейных взаимоотношениях; повышению эстетического уровня детей и взрослых (родителей и педагогов) средствами театрального искусства; познанию истории и культуры нашей Родины.

В процессе театральной деятельности устанавливаются тесные отношения между родителями и педагогами образовательных учреждений (участие родителей и педагогов в изготовлении костюмов, ширм, подготовка к театральным представлениям и т.д.), являющиеся хорошим примером для детей.

Развитие воспитательного потенциала семьи средствами семейного театра разворачивается поэтапно.

I этап. Организационно-исследовательский.

Позиции участников совместной театральной деятельности: педагог-руководитель, находится в активной субъектной позиции. Дети и родители – непосредственные участники – занимают объектную позицию.

Формы и методы решения задач. Изучение семьи ребенка, детско-взрослых отношений, определение исходного уровня развития воспитательного потенциала семьи с использованием комплексной диагностики. Знакомство с образовательной программой «Чудо по имени театр» (театральные гостиные, индивидуальные занятия с детьми и взрослыми, игры и упражнения на развитие творческих способностей участников совместной театральной деятельности).

II этап. Поддерживающе-развивающий.

Позиции участников совместной театральной деятельности: педагог – руководитель семейного театра, взрослые и дети – соучастники совместной театральной деятельности; родители переходят с объектной на субъектную позицию.

Формы и методы решения задач. Развитие воспитательного потенциала семьи в процессе реализации программы «Чудо по имени театр». Систематические занятия в театральных мастерских в детском саду, встречи с творческими коллективами, театральными студиями, режиссерами и актерами театров; посещение театральных спектаклей, семейных воскресных абонементов; совместная исследовательская деятельность детей и взрослых, этнографические экспедиции; совместные творческие проекты, включающие изготовление декораций, сценических костюмов, масок, кукол; организацию театральных постановок с участием детей, родителей, педагогов в детском саду, а также домашних представлений.

III этап. Конструктивно-рефлексивный.

Позиции участников совместной театральной деятельности: триада «дети–родители–педагоги», соучастники совместной театральной деятельности. Родители самостоятельно управляют процессом развития воспитательных способностей.

Формы и методы решения задач. Рефлексия, анализ совместных достижений в театральной деятельности, семейные праздники, спектакли, самостоятельные творческие проекты семей, возрождение традиций домашних театральных постановок.

Семейный театр изменяет детско-взрослые отношения в семье, а также отношение родителей к детскому саду. Приведем примеры таких изменений.

Семья Светы П. Занятия и участие в программе «Чудо по имени театр» помогло родителям изменить позицию по отношению к педагогам ДОУ, участвующим в реализации данной программы. Знания, получаемые во время занятий в мастерских, посещения театральных гостиных, мастер-классов помогли им выработать единые требования к ребенку и умело реализовать советы по воспитанию своего ребенка.

Мама – Наталья Петровна и папа – Евгений Викторович проявили активность и смогли оказать посильную помощь в подготовке к театральным представлениям. Наталья Петровна оказалась умелой швеей и с удовольствием приняла предложение быть дизайнером театральных костюмов для детей и взрослых. Евгений Викторович изготовил ширму для кукольного театра, экраны для театра теней, а оказавшийся однажды под рукой фотоаппарат сделал его участником всех представлений в роли фотокорреспондента. Взаимоотношения в семье перешли на более высокий уровень, появилось больше доверия друг к другу; родители смогли увидеть мир с позиции ребенка, узнать его сильные и слабые стороны и учитывать их в воспитании. В семье появились совместные увлечения, родители стали прямыми участниками игры ребенка, научились планировать совместный семейный досуг, учитывая при этом мнение дочери.

Семья Тани Б. Мама – Елена Александровна – несколько скептически отнеслась к участию в занятиях театральных мастерских. Первые занятия не посещала, но не ограничивала ребенка в увлечении театром.

Елена Александровна способствовала приобретению театральных костюмов, готовила пригласительные билеты. К сожалению, на первых премьерах спектаклей с участием дочери она не присутствовала, но увидев фотовыставку, организованную педагогами с помощью родителей, была приятно удивлена открывшимся талантом девочки. Елена Александровна стала больше интересоваться увлечениями, занятиями ребенка. И постепенно, от простого «проживания» рядом с дочерью перешла к новому мироощущению – «быть вместе» с ней, почувствовать себя единым целым. Елена Александровна помогла ДОУ приобрести несколько наборов театральных кукол, выступила инициатором идеи дизайн-проекта «Театральное платье эпохи Возрождения».

Занятия в театральных мастерских, близкое общение с другими родителями способствует переосмыслению отношения родителей к ребенку и пониманию смысла слов «совместный семейный досуг».


[1] Слободчиков В.И. Такое небезопасное слово… // Учительская газета. – 1994. - № 34. – С. 10

1 Егорова М.С., Зырянова Н.М., Пьянкова С.Д. Из жизни людей дошкольного возраста. Дети в изменяющемся мире. – СПб.: Алетейя, 2001. – С.110-111

1 Альперович Ю.И. Часы досуга нашего. – М., 1968.

[2] Сац Н.И. Новеллы моей жизни. _ М., 1984. – С.42






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.