Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шаги в установлении терапевтических ограничений






В процессе установления терапевтических ограниче­ний существует несколько шагов. Они предназначены для того, чтобы облегчить процесс сообщения о пони­мании и принятии мотивов ребенка, четкого установле­ния границ и предложения альтернативных способов по­ведения.

ШАГ 1: Признайте желания, чувства и потребности ребенка. Сформулировав в словах понимание чувств или желаний ребенка, терапевт сообщает ему, что его мотивы принимаются. Это важный шаг, поскольку здесь признается сам факт наличия у ребенка чувств, кото­рые выражаются в игровой деятельности, и приемле­мость этих чувств. Простое установление ограничений без признания чувств может быть принято ребенком как свидетельство того, что его эмоции не имеют значения. Выражение в словах эмпатического понимания чувств часто помогает ослабить их интенсивность. Это особен­но справедливо в случае гнева и часто достаточно для того, чтобы ребенок изменил свое поведение. Принятие мотивов ребенка вызывает у него чувство удовлетворе­ния и потребность действовать перестает существовать. Чувства должны быть отражены сразу же, как только они проявились. Коль скоро чурбак находится в полете, принятие чувства нельзя больше откладывать.

ШАГ 2: Сообщите об ограничениях. Ограничения должны быть очень четкими и должны ясно определять, что именно запрещено. У ребенка не должно оставаться ни малейших сомнений в том, что можно и что нельзя, или что приемлемо и что неприемлемо. Расплывчатые или неясные ограничения мешают ребенку принять на себя ответственность и действовать соответственно. По­этому замечание терапевта: «Нельзя наносить на стену много краски» — неверно. Такое замечание сформулиро­вано нечетко и, безусловно, непонятно, особенно детям, которым всегда кажется, что они делают все «только чуть-чуть».

Терапевт не всегда может предпринять эти шаги последовательно. Экстремальность ситуации, когда ре­бенок готов запустить молотком в окно, может вызвать необходимость замечания: «В окно нельзя бросать мо­лоток»— и затем отражение: «Тебе хочется швырнуть молоток в окно». В этом примере чувства неочевидны, поэтому отражается желание ребенка.

ШАГ 3: Укажите приемлемую альтернативу. Ребе­нок может не знать никакого другого способа для выра­жения того, что он чувствует. В данный момент, воз­можно, ребенок видит для этого только один путь. На этом этапе установления ограничений терапевт предла­гает ребенку альтернативы для выражения исходного действия. Поэтому может оказаться необходимым ука­зать ребенку целый спектр возможных альтернатив. Для экспрессии можно выбрать более долговечные и приемлемые объекты. «На кукольный домик нельзя вставать. Ты можешь встать на стул или на стол». Мож­но указать на другую поверхность, где можно рисовать: «На стене рисовать нельзя. Ты можешь рисовать на бу­маге или на чурбаке». Можно найти какую-то вещь для того, чтобы заменить терапевта, когда ребенок хочет отреагировать агрессию. «Эллен, меня нельзя бить. Можно бить Бобо». Невербальный намек, указывающий на альтернативу (или несколько альтернатив в сочета­нии с вербальными альтернативами (особенно хорошо помогает отвлечь внимание ребенка от того, на чем он был сосредоточен, и облегчает процесс выбора. Употреб­ление имени ребенка помогает привлечь его внимание.

Когда требуется установить ограничения, терапевт должен сделать перечисленные три шага в указанной последовательности:

а) признать чувства, желания и потребности ребен­ка;

б) установить ограничения;

в) предложить приемлемые альтернативы. Описываемое ниже взаимодействие показывает, как осуществляются эти шаги, когда шестилетний Роберт страшно разозлился на игрового терапевта, схватил ружье и заряжает его, поглядывая на терапевта.

Терапевт: Роберт, я вижу ты и в самом деле на меня рассердился.

Роберт: Да! И я сейчас точно тебя пристрелю.

Терапевт: Ты так сильно рассердился на меня, что готов меня застрелить. (Роберт к этому времени уже зарядил ружье и начинает прицеливаться в терапевта). Но я здесь не для того, чтобы в меня стреляли. (Роберт прерывает его прежде, чем терапевт успе­вает изложить ограничение).

Роберт: Ты не можешь остановить меня. Никто не может! (Прицеливается в терапевта).

Терапевт: Ты такой сильный, что никто не может те­бя остановить. Но я здесь не для того, что­бы в меня стрелять. Ты можешь предста­вить себе, что Бобо — это я (терапевт ука­зывает на Бобо), и выстрелить в Бобо.

Роберт: (Разворачивает дуло, прицеливается в Бо­бо и вопит) Получай! (и стреляет в Бобо). Важный момент здесь состоит в том, что чувство выражено, и ребенок взял на себя ответственность как за свои чувства, так и за контроль собственного поведе­ния. Это существенный шаг в развитии терапевтическо­го процесса, когда ребенок научается самоконтролю, управлению собственным поведением и тому, что лю­бые чувства приемлемы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.