Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выражение широкого спектра чувств






Выражение широкого спектра чувств может быть обеспечено в том случае, когда ребенку доступны игруш­ки (например, марионетки), которые сами выражают те или иные чувства. Выбор игрушек, которые легко ис­пользовать для выражения чувств, облегчат экспрес­сию, коль скоро у ребенка возникнет в этом необходи­мость. Если такая необходимость возникает, а у ребен­ка нет необходимых средств, чтобы выразить то или иное чувство, ребенок застревает в этой области. Марио­нетки представляют собой безопасный способ выражать чувства, не ощущая угрозы, поскольку чувства выража­ются самим характером марионеток.

Исследование опыта реальной жизни

Выражение опыта реальной жизни является принци­пиальной составляющей любой терапии как детей, так и взрослых, поскольку потребность в терапии возникает именно из опыта реальной жизни. Выбор игрушек, та­ких, например, как докторский саквояж, которые ребе­нок может использовать для того, чтобы развить спо­собность самоконтроля в жизненных ситуациях, способ­ствует возникновению у него внутреннего равновесия. Тогда ребенок имеет возможность выразить опыт реаль­ной жизни в игре и обнаруживает, что терапевт понима­ет и принимает его переживания.

Проверка границ реальности

Одна из составляющих терапии— стремление отреа­гировать агрессию, поэтому такие игрушки, как ружье с дротиками, дает ребенку возможность испытать гра­ницы запрещенного и дозволенного. В процессе игро­вой терапии ребенок учится разграничивать две эти категории. Испытание пределов позволяет ребенку вы­яснить, где пролегают границы в его отношениях с те­рапевтом. Испытание пределов тоже относится к опыту реальной жизни, которая иначе была бы фантазией. В процессе проверки ограничений подавляемые чувства могут выражаться с усиленной энергией.

Развитие позитивного образа Я

Многие дети, нуждающиеся в игровой терапии, име­ют бедный образ Я, поэтому для работы с ними необхо­димы игрушки и материалы типа пластмассового кон­структора, которыми легко манипулировать. Они созда­ют у ребенка ощущение того, что «Здесь я могу что-то сделать для себя; у меня получится». Впоследствии это ощущение распространяется на остальные стороны жиз­ни ребенка. Сложные механические игрушки затрудняют овладение ими и могут только усиливать уже сущест­вующую негативную Я - концепцию.

Развитие самопонимания

Самопонимание вырастает из взаимодействия с иг­ровым терапевтом, который создает обстановку дозво­ленности с тем, чтобы ребенок чувствовал, что он нахо­дится в безопасности и может выражать свои чувства. Очень часто эти чувства негативные. По мере того, как ребенок выражает такие чувства и испытывает понима­ние и отражение этих чувств со стороны терапевта, он сначала усваивает принятие себя терапевтом, а затем, по-видимому, начинает лучше понимать себя. Разнооб­разие игрушек и материалов, таких как «боп бэг» и куклы, облегчает выражение широкого спектра чувств и таким образом влияет на самопознание.

Возможность для развития самоконтроля

Развитие самоконтроля происходит в процессе вза­имодействия таких факторов, как ответственность ре­бенка за принятие решений, совершение выбора без вме­шательства или руководства взрослого и самостоятель­ной трансформацией неприемлемого поведения в кон­тролируемое, приемлемое. Песок является превосходным средством для выражения чувств и дает хорошую воз­можность для установления границ и развития самокон­троля.

Категории игрушек

Хотя в этой главе основное внимание уделяется от­бору подходящих игрушек и материалов, мы не стре­мимся подчеркнуть, что именно они являются наиболее важными в установлении терапевтических отношений с ребенком. Ничто не может заменить эмоционального климата, возникающего как результат установок тера­певта, влияния его индивидуальности и спонтанного взаимодействия между терапевтом и ребенком. Тем не менее, игрушки и материалы могут определять или структурировать тип и степень экспрессии ребенка и его взаимодействие с терапевтом, и, следовательно, их под­бору следует уделить самое пристальное внимание. Не­которые игрушки и материалы по самой своей конструк­ции и оформлению могут скорее, чем другие, вызывать определенные типы поведения и в некоторой степени структурировать поведение ребенка. Хорошим примером является «боп бэг». Когда он стоит посреди комнаты, он каждой своей черточкой как будто предлагает: «Ударь меня», и поэтому, разумеется, дети скорее будут пихать, толкать или пинать его, чем вообразят, что это их больной приятель, которого надо выходить. Изна­чальное структурирование, основанное на качествах иг­рушки, чаще происходит на ранних стадиях игровой те­рапии, когда ребенок не чувствует себя в достаточной безопасности для того чтобы создавать что-либо самому.

Предложения, приводимые в этой главе, направлены на то, чтобы снабдить игрового терапевта некоторыми достаточно широкими указаниями по выбору целого множества структурированных и неструктурированных игрушек и материалов, которые могли бы помочь ребен­ку познавать действительность и выражать свои чувст­ва. Игрушки и материалы, необходимые для игровой те­рапии, можно сгруппировать в три больших класса.

1. Игрушки из реальной жизни. Кукольное семей­ство, кукольный домик, марионетки и не существующие персонажи (Гамби — кукла с «пустым» (неразрисованным) лицом) могут изображать членов реаль­ной семьи ребенка и таким образом делают возмож­ным непосредственное выражение чувства. Гнев, страх, соперничество между братьями и сестрами, кризисы и семейные конфликты могут выражаться непосредствен­но, когда ребенок разыгрывает сценки с человеческими фигурками. Машина, грузовик, лодка и касса особенно важны для упрямого, тревожного, застенчивого или зам­кнутого ребенка, поскольку с этими игрушками можно играть в неопределенную игру, не выражая никаких чувств. Когда дети будут готовы, они выберут такие иг­ровые средства, которые помогут им выразить свои чув­ства более полно и открыто. Готовность терапевта пли его желание, чтобы ребенок выразил те или иные чув­ства, не имеет значения: Ребенка никогда не следует за­ставлять обсуждать какие-то темы или выражать чув­ства. Когда ребенок почувствует, что он в безопасности, его опыт принимается, а терапевту можно верить, выра­жение чувств будет спонтанным.

Касса обеспечивает возможность быстрого чувства контроля в процессе того, как ребенок нажимает на клавиши и называет цифры. Машина или грузовик создают повод для того, чтобы двигаться по комнате и исследовать ее. Кроме того, это безопасный способ при­близиться к терапевту, узнать, «что такое терапевт», когда ребенок находится в физической близости к нему. Есть неуловимые причины того, почему ребенок делает в игровой комнате то, что он делает, и терапевт должен уметь различать все возможные мотивы поведения ре­бенка. Наличие классной доски тоже свидетельствует о дозволенности — это важное сообщение для многих де­тей, которые приходят в игровую из класса, где прави­ло гласит: «Не.пачкай доску!». Атмосфера дозволенно­сти имеет решающее значение, если цель терапевта — установить контакт с внутренним миром ребенка, а не ориентироваться на его внешне благополучное поведе­ние, которого, как знает ребенок, обычно ждут от него взрослые.

2. Игрушки, помогающие отреагировать агрессию. В игровой терапии дети часто испытывают сильные эмо­ции, для описания и выражения которых у них нет сло­весных обозначений. Структурированные игрушки и ма­териалы, такие как «боп бэг», игрушечные солдатики, крокодил-«би-ба-бо» (кукла, которая надевается на руку, типа кукол, использующихся в кукольных театрах), ружья и резиновый нож, могут использоваться детьми для выражения гнева, враждеб­ности и фрустрации. В располагающей обстановке игро­вой комнаты агрессивные дети чувствуют, что им поз­волено выражать агрессивные чувства; от этого они испытывают удовлетворение и постепенно у них развива­ются более позитивные чувства. Стрельба, закапывание, кусание, битье и ножевые удары в игровой комнате приемлемы, поскольку они выражаются символически. Интенсивность, с какой в игровой комнате выражаются агрессивные чувства, может иногда смутить начинающе­го терапевта. В таких ситуациях терапевт должен по­нимать, что необходимо защищаться от возникающего чувства неловкости и неуверенности, стараться удер­жаться от вмешательства в процесс самовыражения ре­бенка. Однако временами бывает необходимо устано­вить границы поведения ребенка, если, например, он принимается разбрасывать песок по всей комнате. За­бивая гвозди в полено из мягкой древесины или бара­баня по вешалке, ребенок отреагирует чувства и в то же самое время сосредотачивает на этом действии внимание и энергию, усиливая тем самым степень концентра­ции.

Джайнотт (Ginott, 1961) предлагает включить в этот перечень также игрушки, изображающие диких животных, так как на ранних стадиях игровой терапии детям трудно выражать агрессивные чувства по отношению к людям, даже если это просто куклы. Такие дети, напри­мер, не будут стрелять в куклу, изображающую папу, но будут стрелять в льва. Некоторые дети выражают враждебность тем, что кусают, жуют и грызут игру­шечного крокодила. Примером материала, который мо­жет быть отнесен к двум категориям, является глина: она может служить для выражения творческого потен­циала и для отработки агрессивных чувств. Глину мож­но мять, колотить, швырять, энергично раскатывать, с силой разрывать на куски. Кроме того, ребенок может пользоваться глиной, чтобы вылепить фигурки для игры.

3. Игрушки для творческого самовыражения и ос­лабления эмоций. Песок и вода, пожалуй, наиболее час­то используются ребенком в качестве неструктурирован­ной среды для игры, однако их реже всего можно най­ти в интерьере игровой терапии, хотя даже Джайнотт (Ginott, 1961) описывает воду как наиболее эффектив­ное терапевтическое средство из всех игровых материа­лов. Отсутствие песка и воды в интерьере игровой те­рапии чаще всего бывает вызвано тем, что психотера­певт плохо переносит беспорядок, любит, чтобы все бы­ло чисто и аккуратно. Такое нежелание может проис­текать также из вполне законной мысли о неизбежно­сти предстоящей уборки. Однако не думаю, чтобы все эти причины были серьезными, поскольку вовремя вве­денные ограничения позволят удержать большую часть песка и воды в отведенных для них емкостях. Даже ког­да терапия проводится не в специальной комнате, а в ограниченном пространстве, сковорода со слоем песка в 3 см, и ведро с водой, наполненное на 5 см, вполне по­дойдут для наших целей. Песок и вода не имеют струк­туры и могут превратиться по желанию ребенка во что угодно: в поверхность луны, зыбучие пески, пляж, в чистящее вещество — возможности здесь безграничны. Не существует правильного или неправильного способа игры с песком и водой, поэтому ребенок всегда может быть уверен в успехе. Это особенно полезно для застен­чивых или замкнутых детей.

Кубики могут быть домами, их можно швырять, их можно ставить друг на друга и разбрасывать — все это позволяет ребенку почувствовать, что значит созидать пли разрушать. Как в случае с водой и песком, ребенок может испытывать чувство удовлетворения, поскольку не существует «правильного» способа игры с кубиками. Палитра и краски дают ребенку возможность творить, пачкаться, мусорить, разыгрывать сценки в ванной и вы­ражать свои чувства.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.