Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Логические основания для выбора игрушек и игровых материалов






Тридцать лет назад Джайнотт (Ginott, 1961) указы­вал, что в литературе содержится очень мало указаний на то, как выбирать подходящие игрушки и игровые материалы для использования в игровой терапии. Эта ситуация сохранилась и сейчас. Поэтому в этой главе я считал своей основной задачей изложить подробные указания, которыми терапевт может воспользоваться при отборе игрушек и игрового материала, который послужит для детей той средой, которая позволила бы им выражать свои чувства, исследовать отношения и познавать себя.

 

Некоторые общие соображения, которыми следует руководствоваться, состоят в том, что игрушки должны быть долговечными и должны говорить ребенку скорее: «В игре будь самим собой», чем «Будь осторожен».

Иг­рушки и материалы должны предоставлять ребенку ши­рокие возможности в выборе средств экспрессии. Игруш­ки не должны быть сложными; их следует использовать в соответствии с возрастом, чтобы попытки самовыра­жения не вызывали у детей фрустрации. Ни одна иг­рушка не должка провоцировать ребенка на обращение за помощью к терапевту. Многие дети, нуждающиеся в игровой терапии, изначально склонны к зависимому по­ведению, и такое поведение не следует поощрять. Дети должны быть в состоянии сами играть с игрушкой. Мно­гие игры не отвечают этому критерию и по самой своей природе требуют прямого вовлечения терапевта, часто в роли соперника. Таким образом, терапевт невольно оказывается в таком положении, когда он либо все время выигрывает у ребенка, либо обманывает его, по­зволяя выигрывать ему. Дети обычно чувствуют цену такого выигрыша и поэтому не испытывают удовлетво­рения, так необходимого для формирования позитивно­го самовосприятия.

Выбор игрушек и игровых материалов должен быть сознательным, базирующимся на серьезных логических основаниях, и всегда следует принимать во внимание основную идею: в первую очередь в работе с детьми ис­пользовать игровую терапию, тем самым признавая тот факт, что уровень развития ребенка естественным обра­зом выражается в его игре и активности. Как уже ука­зывалось, игрушки ребенка — слова, а игра — его язык. Таким образом, следует выбирать такие игрушки и ма­териалы (слова), которые облегчили бы экспрессию ребенка, обеспечив ему широкий спектр игровой активно­сти (язык). Поскольку наиболее полно дети могут вы­разить свои чувства и реакции посредством игры, игруш­ки и материалы, отбираемые для игровой терапии, представляют собой важную терапевтическую переменную. Следующие вопросы могут служить важными оценочны­ми критериями для отбора игрушек и материалов.

Могут ли игрушки и материалы:

1. Облегчить широкий спектр творческой экспрессии?

2. Облегчить широкий спектр выражения эмоций?

3. Возбудить интерес ребенка?

4. Облегчить экспрессивную и исследовательскую игру?

5. Позволить исследование и экспрессию без верба­лизации?

6. Дать возможность успеха без предписанной струк­туры?

7. Дать возможность неопределенной игры?

8. Иметь жесткие конструкции для активного использования?

Поскольку игрушки и материалы являются у детей частью коммуникативного процесса, следует уделить пристальное внимание отбору подходящих образцов. Правилом является отбор, а не накопление игрушек. Игровые уголки и игровые комнаты, содержащие в ас­сортименте случайно подобранные игрушки и материалы, часто напоминают чулан и обрекают процесс игровой, терапии на неудачу.

ПРОСТОЕ ПРАВИЛО Игрушки и материалы следует выбирать, а не собирать

Игрушки и материалы следует тщательно отбирать в зависимости от:

1 – их вклада в достижение целей иг­ровой терапии и

2 – соответствия логическим основани­ям игровой терапии.

Не все игровые материалы автома­тически побуждают ребенка к выражению собственных потребностей, чувств и ощущений. Игрушки и материа­лы используются ребенком в акте игры для коммуника­ции психологу своего собственного мира. Таким обра­зом, следует отбирать такие игрушки и материалы, которые облегчают решение семи основных задач в игро­вой терапии: установление позитивных отношений с ре­бенком, выражение широкого спектра чувств, проработ­ка опыта реальной жизни, практическая проверка огра­ничений, развитие позитивного образа Я, развитие са­мопознания, возможность развития самоконтроля.

Установление позитивных отношений с ребенком

Отношения между терапевтом и ребенком основыва­ются на способности терапевта понимать высказывания ребенка и создавать среду, которая позволяла бы ре­бенку высказываться свободно. Выбор игрушек и игро­вого материала, которые помогут ясному пониманию терапевта и позволят ребенку разыгрывать сцены повседневной жизни, отыгрывать агрессию и способствовать творческому самовыражению, помогает установить яс­ную коммуникацию. Иными словами, использование ку­кольной семьи, где представлены все члены семьи ре­бенка, даст ему возможность разыгрывать сцены, кото­рые терапевт сможет понять легче, чем, если та же сце­на разыгрывалась с менее определенными объектами. В работе Джайнотта (Ginott, 1961) приводятся заме­чательные примеры, свидетельствующие о том, как важ­но для установления терапевтических отношений пони­мать смысл сообщений ребенка, а для этого необходимо надлежащим образом подбирать игрушки.

Дети обычно разыгрывают сюжеты из жизни семьи, используя кукол, которые изображают маму, папу, братьев и сестер. В отсутствие таких кукол ребенок мо­жет разыгрывать такие сюжеты символически, используя большие и маленькие деревянные кубики. Но тера­певт не всегда может распознать истинный смысл выказывания. Сталкивание двух кубиков вместе может означать порку или половой акт, а может быть просто испытанием терпения терапевта к шуму. Вставление карандаша в точилку может означать половой акт, но, возможно, карандаш действительно нужно поточить. Од­нако, когда куклу-папу пристраивают сверху на куклу-маму, вероятность ошибочной интерпретации снижается. Для ребенка и карандаш, и кукла могут в одинаковой степени являться средствами самовыражения, но их зна­чение для терапевта различно. Наличие кукольной семьи дает ребенку возможность облегчить терапевту понима­ние своего «высказывания».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.