Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Готовы ли вы поступить в ВУЗ, (который дает хорошее образование) в который Вас легко примут, но после первой сессии большинство отчислят по неуспеваемости?

Укажите Ваш пол м_____ ж____

Укажите Ваш возраст ___________

3. Определились ли Вы с выбором ВУЗа, куда хотите поступать?

a) Да

b) Нет

c) Я выбрал(а) несколько ВУЗов, куда бы я хотел(а) поступить.

 

По каким критериям Вы выбираете ВУЗ?

a) престижность вуза

b) наличие интересующей Вас специальности

c) близость вуза к дому

d) сложность (легкость) обучения в вузе

e) возможность получения дополнительных знаний и навыков

f) мнение родителей

g) мнение друзей

h) оплата за обучение

 

5. На какой основе обучения Вы планируете поступать в ВУЗ?

a) платной

b) бюджетной

 

Серьезно ли вы настроены к обучению в ВУЗе?

a) Да

b) Нет

c) Не знаю

 

Каковы Ваши ожидания от ВУЗа?

a) Получение глубоких теоретических знаний

b) Возможность учиться с интересом

c) Изучение нескольких иностранных языков

d) Возможность стажировки за границей

e) Учеба в веселом и дружном студенческом коллективе

f) Обучение у известных высококвалифицированных преподавателей

 

Легко ли Вам будет адаптироваться к условиям жесткой конкуренции во время учебы?

a) Да, я серьезно настроен(а) на обучение в ВУЗе

b) Не знаю, как получится

c) Я не буду прилагать особые усилия чтоб выделяться среди однокурсников

 

Готовы ли вы поступить в ВУЗ, (который дает хорошее образование) в который Вас легко примут, но после первой сессии большинство отчислят по неуспеваемости?

a) Да

b) Нет

 

В современном мире, выбор высшего учебного заведения играет важную роль в процессе профессионального самоопределения. Сделать данный выбор очень непросто, так как рынок образовательных услуг очень широк и разнообразен. Для полного представления, на что готовы идти выпускники школ ради поступления, нам необходимо провести исследование и выяснить:

Согласны ли они поступить в ВУЗ, (который дает хорошее образование) в который Вас легко примут, но после первой сессии большинство отчислят по неуспеваемости?

Конечным результатом работы, важно опровергнуть данную гипотезу или подтвердить.

 

Проведя опрос в нескольких школах города Санкт-Петербурга, а именно в Ново-Девяткинской СОШ" №1; ГБОУ СОШ 365; СОШ №28; СОШ № 29.

По результатам анкетирования можно сделать статистический вывод:

В опросе приняли 112 человек, из них 65 девочек, 47 мальчиков.

Обычная численность класса может колебаться в пределах от 20-26 человек.

Средний возраст учеников равен - 17 лет(103 чел), остальным:

18 лет (6 чел) и три человека, в возрасте 16 лет.

Первые два вопроса заключались в установлении пола и возраста выпускников.

 

Следующий вопрос (3)предложенный к рассмотрению выпускников был следующий:

 

Определились ли Вы с выбором ВУЗа, куда хотите поступать?

a) Да

b) Нет

c) Я выбрал(а) несколько ВУЗов, куда бы я хотел(а) поступить.

 

Ответы были таковыми:

Определились с выбором ВУЗа - 51

Не определились - 20

Выбрали несколько ВУЗов – 41

Социологи утверждают, что выбор ВУЗа не стоит оставлять на последний момент, но и слишком торопить тоже нет смысла, лучше всего его делать за один-два года до окончания школы, то есть в конце девятого — начале десятого класса. В этот период вам, наверное, будет еще сложно определиться с конкретным университетом или факультетом, но определиться с выбором специальности к этому времени необходимо.

Очень часто выбор делают родители, однако это не всегда благоприятно сказывается на ребенке. Конечно, тем, кто старше, всегда виднее, что нужно делать младшему, но человек старшего поколения не всегда может понять потребности поколения нынешнего.

Затягивать с принятием решения о выборе ВУЗа не стоит, ведь в каждом учебном учреждении различные требования к поступающим, даже на одну и ту же специальность в различных университетах потребуются совсем разные ЕГЭ. Значит, чем раньше вы определитесь с выбором института, в который будете поступать, тем больше шансов поступить у вас появится, ведь вы сможете целенаправленно готовиться именно под данный ВУЗ. Во многих университетах проводятся подготовительные занятия для 10-классников и 11-классников, обучение на которых расценивается как преимущество для поступления.

 

Четвёртый вопрос звучал следующим образом-

По каким критериям Вы выбираете ВУЗ?

a) престижность вуза

b) наличие интересующей Вас специальности

c) близость вуза к дому

d) сложность (легкость) обучения в вузе

e) возможность получения дополнительных знаний и навыков

f) мнение родителей

g) мнение друзей

h) оплата за обучение

 

Мнения разделились следующим образом:

Популярными были ответы-a и b. Их выбрали, вариант a- 28чел., вариант b- 30 чел.;

Остальные разделились в равной мере на варианты: c (11 чел), e(11 чел), f (11чел);

Ответы d и g выбрали меньшинство человек по 6 человек (всего 12);

Вариант h выбрали 9 человек.

 

Эксперты дают следующую иерархию при выборе ВУЗа:

· Качество обучения. Об этом лучше всего узнать от бывших учеников. Если таковых нет, на форумах и в интернет-сообществах вы можете найти достаточно достоверную информацию, отзывы студентов.

· Преподавательский состав — один из критериев, по которому можно сделать выводы о качестве образования в учебном заведении. Эту информацию можно найти на сайте ВУЗа.

· Соотносите свои возможности и знания со сложностью поступления в университет. Обязательно поинтересуйтесь конкурсом на свою специальность в этом ВУЗе и минимальным «проходным» баллом ЕГЭ за предыдущие годы.

· Если у вас есть возможность взять целевое направление, уточните, играет ли оно роль при поступлении в данное учебное учреждение.

· Если не удастся поступить в бюджетную группу, заранее узнайте стоимость «контрактного» обучения по интересующей вас специальности, можно ли получить образование в кредит.

· Узнайте, есть ли у университета, в который вы хотите поступить, контакты с зарубежными организациями, ведь возможность пройти стажировку за границей открывает богатые перспективы перед студентами.

· Удобство расположения ВУЗа, близость института к месту жительства не должны играть определяющую роль при выборе. При желании всегда можно поселиться в общежитии или на съемной квартире.

· Иногородним студентам стоит уточнить, есть ли у ВУЗа общежитие и если да, то какие условия проживания в нем: стоимость, количество человек в комнате, наличие интернета.

· Для мужской половины абитуриентов немаловажным вопросом является наличие военной кафедры.

 

Пятый вопрос:

На какой основе обучения Вы планируете поступать в ВУЗ?

a) платной

b) бюджетной

Ответ " a" выбрали - 30 человек

" B" - 82 чел.

Государство не в полной мере исполняет экономическую функцию в части финансирования образовательных учреждений, что ведет к росту платных услуг в сфере образования. Учитывая низкие доходы населения, особенно в сельской местности, не все родители могут позволить себе оплатить обучение своих детей, отвечающее современным требованиям, а это уже нарушение ст. 43 Конституции РФ, согласно которой «Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях».

 

Серьезно ли вы настроены к обучению в ВУЗе?

a) Да

b) Нет

c) Не знаю

 

Серьёзно настроены - 74 человека

Не знали ответа на данный вопрос - 26 человек

Были и такие, кто ответил, что их отношение будет не серьезным относительно учебы в ВУЗе, их число составляет - 12

Нужно стремиться получить хорошее образование, чтобы быть успешным и конкурентоспособным на рынке труда, надо много и упорно трудиться, и тогда этот труд окупится с лихвой, когда вы, окончив школы, лицеи, колледжи и институты, начнете искать себе работу. Сегодня в России хорошее образование ценится очень высоко. Пожалуй, это самый устойчивый и успешный капитал, в который нужно вкладывать свой талант, способности и старание. И сегодня наша страна, как никогда, нуждается в образованных высокопрофессиональных кадрах.

 

Следующий, 7 вопрос:

Каковы Ваши ожидания от ВУЗа?

a) Получение глубоких теоретических знаний

b) Возможность учиться с интересом

c) Изучение нескольких иностранных языков

d) Возможность стажировки за границей

e) Учеба в веселом и дружном студенческом коллективе

f) Обучение у известных высококвалифицированных преподавателей

 

В данном вопросе, в основном, выбирали несколько позиций, поэтому получилось расхождением с числом отвечающих:

Вариант " а" выбрали- 33 школьников

" b" - 41 чел

" c" - 26 чел

" d" - 8 чел

" е" - 14

" f" -16

 

Сегодня многие забыли, что лет тридцать-сорок назад в вузах были подготовительные отделения. Туда принимали молодых людей, которые отслужили в Вооруженных Силах или где-то работали после школы год, два, три, пять. Их учили примерно полгода, чтобы они вспомнили школьную программу и принимали их на первый курс. Понятно, что знание математики и умение решать задачки у них были ниже, чем у вчерашних школьников. Но серьезное отношение к учебе (а они понимали, куда пришли и зачем нужно получить образование) приводило к тому, что на последних курсах эти ребята оказывались в числе первых студентов.

То есть вопрос в том, насколько серьезно люди относятся к учебе, насколько они мотивированы на получение той или иной квалификации. И здесь понятно, что если человек поступил, скажем так, просто в вуз, то у него нет интереса к инженерной специальности, нет интереса к работе в школе, если вуз педагогический, нет интереса к экономике и т.д. И когда рядом с ним находится человек, который видит себя в будущей профессии, он в более выигрышном положении, потому что у него есть внутренняя убежденность, что он изучает интересные и полезные предметы.

А если человек, например, выбрал направление подготовки бакалавров – учиться-то всего четыре года – он где-то уже к концу второго курса начинает думать о том, что будет дальше делать. И если он понимает, что трудоустройство по специальности, скажем так, ему не интересно, то соответственно он начинает относиться к учебе уже как к чему-то второстепенному, где-то работает, пытается получить другую профессию.

К сожалению, факты, когда старшекурсники перестают заниматься, имеются сегодня во всех вузах. Называется это красиво – студенты работают. Но фразу можно дополнить: студенты работают вместо того, чтобы учиться. Слава Богу, если работают по будущей профессии, например, на каком-то малом предприятии в вузе или в научной лаборатории, на предприятии по профилю подготовки. Например, у нас в МГТУ имени Н.Э.Баумана работает очень много студентов, потому что вуз выполняет огромный объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Это наши рабочие руки. Это одна ситуация, когда человек работает, по сути, по будущей специальности. И это нормально, хорошо и правильно. Но когда человек работает совершенно в другой области, к примеру, студент педагогического вуза вместо того, чтобы работать в школе, работает где-то в банке или торговой сети – студенты, конечно, начинают учиться хуже. Масштаб этого явления прямо связан с тем, насколько в вузе развито выполнение заказов для промышленности, выполнение научных исследований, разработок, если это технический вуз.

Первый курс в любом вузе обычно «разгонный», и при удачном стечении обстоятельств, после сильной школы, еще можно выехать на старых знаниях. Второй курс во всех без исключения вузах – это фундаментальные дисциплины, которые создают основу будущей профессии. Это дисциплины тяжелые, и во всех вузах успеваемость второго курса обычно чуть ниже, чем первого. А дальше успеваемость студентов растет - потому что, как мы говорим иногда, на первом курсе выгоняют тех, кто не хочет учиться, а на втором уже тех, кто не может. Остаются те ребята, которые прилично успевают. Поэтому резкого спада успеваемости в бакалавриате, тем более к концу учебы, мы у себя не видим.

 

Восьмой вопрос:

Легко ли Вам будет адаптироваться к условиям жесткой конкуренции во время учебы?

a) Да, я серьезно настроен(а) на обучение в ВУЗе

b) Не знаю, как получится

c) Я не буду прилагать особые усилия чтоб выделяться среди однокурсников

 

Ответы были следующие:

Позицию А выбрало большинство - таковых 85 человек;

Из 112 опрошенных - 9 человек положатся на волю случая

18 выпускников не станут прилагать усилий выделяться из коллектива

 

И последний, заключительный вопрос- Готовы ли вы поступить в ВУЗ, (который дает хорошее образование) в который Вас легко примут, но после первой сессии большинство отчислят по неуспеваемости?

a) Да

b) Нет

 

Результат данного вопроса в относительно равных долях разделился на " да" и " нет".

Положительно ответили-51, отрицательно отнеслись к такому поступлению - 61.

По данным ответам, можно сказать, что разница между данными ответами не велика (10 человек), то есть, в большей степени люди не готовы поступать на данных условиях, а хотят видеть стабильность в обучении в высших учебных заведениях и хотят быть уверенными, что их знания будут оценены объективно.

Выбор учениками старших классов вуза является задачей, в которой много неизвестных, от правильного решения данной задачи зависит будущее самого ученика. Поэтому для победы в конкурентной борьбе за будущего студента вузы должны точно отслеживать все тенденции, связанные с мотивацией абитуриентов и факторами влияния на них, предлагать новые формы и методики обучения, чтобы своевременно адаптироваться к происходящим в этой сфере изменениям. Таким образом, определение мотивации, влияющей на абитуриентов, даёт возможность выявить те факторы и критерии, которые оказывают решающее влияние на выбор высшего учебного заведения.

При выборе абитуриентом конкретного ВУЗа к наиболее значимым факторам относится факт, является ли ВУЗ государственным или нет. Кроме того, важную роль играет местонахождение ВУЗа и наличие актуальных специальностей.

 

Основными факторами, влияющими на выбор профессии, респонденты считают оплату труда и престиж профессии, прочие варианты набрали менее 10% всех ответов, в том числе легкость обучения – 8%, собственные возможности – 6%, мнение родителей, друзей – 5%, привилегии при поступлении – 3%. Около двух процентов респондентов затруднились ответить.

Большинство молодежи считают, что высшее образование необходимо для получения хорошей профессии и достижения определенного жизненного статуса и успеха в будущей жизни.

Интернет является основным источником информированности абитуриентов и их родителей. Далее следуют образовательные выставки, мнение знакомых и справочные буклеты.

Мотивы получения высшего образования являются преимущественно внешними – это престижность получения высшего образования и квалифицированной специальности, востребованной на рынке труда. Также важна перспектива улучшить свою личную жизнь.

На первом месте стоят факторы, связанные с будущим абитуриента. Стоимость и удобство обучения отходят на второй план. Сложность вступительных экзаменов остаются на втором плане. Местоположение вуза респонденты ставят на первое место среди факторов влияния. Качество же образование абитуриенты ставят выше, чем престижность вуза. Но при этом диплом престижного вуза воспринимается как конкурентное преимущество при трудоустройстве. Абитуриенты прислушиваются в основном к собственному мнению в выборе вуза и профессии, но при этом мнение родителей имеет значительную роль. Востребованность таких профессий, как финансист и менеджер, сохраняется. Больше абитуриентов заинтересовываются карьерой в сфере информационных технологий, а также творческими, архитектурными, дизайнерскими профессиями. Заработная плата, на которую рассчитывают юные специалисты (25000-30000 руб.), не соответствует с предлагаемой оплатой работодателей.

Данная исследовательская работа показывает информированность абитуриентов, критерии выбора высшего учебного заведения, выявляет факторы влияния на старшеклассников и абитуриентов при выборе высшего учебного заведения.

В настоящее время общество все больше нуждается в специалистах высокого уровня. Каждый молодой человек стремится поступить в высшее учебное заведение. Абитуриенты переходят в новый период своей жизни – студенчество. Время студенчества – это период столкновения человека с новыми, совершенно дотоле неизвестными проблемами. А ведь ко всему прочему, студенту нужно получить качественное образование, а также избежать дезадаптации, что напрямую зависит от того, насколько быстро он сможет освоить новую для себя среду.

Эффективность и качество обучения студентов в высшей школе оцениваются все более комплексно и целостно. Сегодня в качестве критериев качества профессионально- педагогической подготовки, наряду со знаниями и умениями, выступают профессиональные качества личности, черты характера, способность самостоятельно и творчески получать и применять знания. Следовательно, образовательный процесс в педагогическом вузе должен быть направлен не только на развитие когнитивной сферы студентов, но и развивать их познавательную активность, самостоятельность, способствовать овладению ими методами самообразования, формирования и совершенствования личностных качеств, необходимых для успешного осуществления профессионально-педагогической деятельности.

Первый год обучения особенно важен с точки зрения адаптации студентов к обучению в вузе. Учебные нагрузки в университете принципиальным образом отличаются от школьных нагрузок. Информационная насыщенность учебного процесса, больший процент аудиторных, наличие особых форм организации учебной деятельности – все это повышает тревожность у первокурсников и существенно влияет на процесс адаптации. Для многих высокие требования учебного процесса нередко приобретают характер травмирующих факторов. Постоянное умственное и психическое напряжение, а также нарушения труда, отдыха и питания часто приводят к срыву процесса адаптации и развитию заболеваний. Следует отметить, что нередко процесс социально- психологической адаптации первокурсников протекает стихий но. А между тем не все студенты, попадая в атмосферу вуза, способны быстро адаптироваться. Отсюда возникает необходимость усовершенствовать процесс адаптации вчерашних абитуриентов к вузовской жизни.
Итак, под адаптацией в высшем учебном заведении понимается процесс приспособления студента к условиям обучения в данном вузе, к новой для него организации интеллектуальной деятельности, к другим различным внешним факторам – таким как новый коллектив, система обучения и др.
В общем процессе адаптации выделяет две стадии:
1) адаптивная реакция, характеризующаяся напряжением личностной системы, что выражается в резком увеличении количества межфункциональных связей и наиболее интенсивном периоде личностных преобразований;

2) адаптивная стабилизация, которая характеризуется уменьшением напряжения личностной системы, выражающемся в уменьшении количества межфункциональных связей и наименее интенсивном периоде формирования адаптивных характеристик. Переход от одной стадии к другой совершается через пик адаптивной нагрузки, когда напряжение личностной системы достигает максимума. Такие же стадии выделяются и в процессе адаптации к вузу. Привыкание к новым условиям посредством изменения уже сформировавшихся социально-психологических стереотипов имеет широкое поле осуществления: учебно-воспитательный процесс, рациональное использование бюджета времени, сфера формального и неформального взаимодей ствия и др.

Адаптация студентов в каждом определенном направлении различна по степени трудности и особенностям, которые зависят, с одной стороны, от индивидуальных особенностей студентов к восприятию и освоению новой среды, отличающей ся от школьной, а с другой, – от особенностей высшего учебного заведения.

Для оказания оптимальной помощи студенту в данный период нужно учесть, что адаптация в институте имеет несколько аспектов:
1) профессиональная адаптация – это приспособление к структуре высшей школы, содержанию и компонентам учебного процесса, особенностям избранной профессии. Выделяют такие основные моменты затруднения профессионального характера: неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная подготовленность к ней, непривычность университетской системы обучения, перегруженность учебных планов большим количеством экзаменов и зачетов, перегруженность учебных программ новой информацией, сложность и новизна изучаемых предметов и др.;

2) социальная адаптация – процесс вхождения личности в совокупность ролей и форм деятельности студенчества как особой социальной группы. Социальная адаптация связана с такими затруднениями как: трудности в организации своего быта, большая и неравномерно распределенная нагрузка, материальные затруднения, жилищные проблемы, слабое здоровье, необходимость совмещать учебу с работой и др.;
3) психологическая адаптация рассматривается как привыкание к новым психологическим условиям и выражается в формировании положительных взаимоотношений с преподавателями и сокурсниками. У первокурсника могут возникнуть следующие затруднения: отрицательные переживания, связанные с уходом с привычного места обучения, неумение осуществлять психологическое саморегулирование, трудности в налаживании отношений с сокурсниками, трудности в общении с преподавателями и др.;
4) дидактическая адаптация, связанная с новыми условиями организации учебного процесса в вузе. Она сопровождается такими затруднениями как неумение пользоваться читательским фондом учебного заведения, изменение контроля за успеваемостью, изменение опросной системы и др.;
5) может выделяться также биологический аспект адаптации, который связан, прежде всего, с перестрой кой организма применительно к новым условиям и режиму жизнедеятельности. В этом случае могут возникнуть следующие затруднения: физически тяжело выдерживать занятия, трудно привыкнуть к напряженному учебному графику, физически тяжело существовать вдали от дома (в общежитии, на съемной квартире) и др. Чтобы оценить степень адаптивности первокурсников, необходимо изучить затруднения, с которыми они столкнулись в начале обучения в вузе, а также проследить, исчезли ли они после начального этапа обучения (после первого семестра).

Для выявления наиболее затруднительных аспектов адаптации, которые испытывают к учебному процессу студенты по направлению подготовки «Управление», нами было проведено исследование на тему «Изучение проблемы адаптации студентов по направлению подготовки «Управление Персоналом» в Северо-Западном Институте Управление».

Проведенный опрос показывает, что больше половины студентов испытывали затруднения, связанные с профессиональной адаптацией. Но в среднем около половины опрошенных отметили, что после первого семестра такие затруднения исчезли, почти 15% испытывают их и сей час (очевидно, специфика вузовского обучения представляет для бывших школьников определенную сложность) и 38% не испытывали данных затруднений вообще (хочется отметить, что данный показатель адаптивности довольно- таки высок). Кстати, процент адаптивности к новым социальным условиям еще выше: в среднем 48% респондентов, отвечая на вопросы о социальной адаптации, указали, что затруднений данного типа они не испытывали. Хотя в то же время достаточно большим процентом анкетируемых отмечено, что до сих пор испытывают трудности, связанные с социальной адаптацией, и лишь 23% перестали испытывать их после первого семестра. Нужно отметить также, что уровень психологической адаптивности тоже довольно высок: 48% опрошенных указали, что вообще не испытывали проблем, связанных с данным аспектом адаптации, почти столько же (24% и 27% соответственно) либо испытывают данные затруднения до сих пор, либо справились с ними в течение первого семестра.
Что же касается дидактической адаптации, то примерно одинаковое количество опрошенных – 35, 5% и 35, 7% соответственно – перестали испытывать затруднения или не испытывали их вообще, только 28% анкетированных указали, что до сих пор затрудняются с данным видом адаптации. Очевидно, переход от одной учебной системы к другой требует от студента-первокурсника достаточно большого количества времени. Самый высокий уровень адаптивности студенты показали в биологическом аспекте. Так, 59, 6% респондентов вообще не отметили затруднений данного характера, а 24, 3% перестали их испытывать уже после первого семестра и лишь 15% испытывают их до сих пор.

Следует отметить, что уровень адаптивности неодинаков среди девушек и юношей. Около 80% юношей ответили, что никогда не испытывали каких-либо затруднений по различным аспектам адаптации, девушки же (в среднем 71%) указали, что справились с различными проблемами адаптации только по истечении семестра. А вот наиболее важным критерием комфортности пребывания в вузе большинство юношей (78%) и девушек (64%) назвали психоэмоциональное состояние.

В ходе опроса были выявлены не только наиболее затруднительные аспекты адаптации, но и мнение самих студентов по поводу помощи им в адаптивном процессе. На вопрос о том, кто же должен, по их мнению, помогать им в адаптации, 56% студентов отметили, что помощь должна оказываться со стороны куратора. До 30% доля опрошенных хотели бы, чтобы такая помощь в большей степени поступала от всех преподавателей, с которыми приходится работать, а 13% вообще выступили за введение должности социального работника (социального педагога, психолога) для решения поставленной задачи. По мнению первокурсников, хорошую помощь в адаптивном процессе им могут оказать студенты старших курсов. Это неудивительно: ведь студенты-старшекурсники могут ответить на многие вопросы бывших абитуриентов по поводу специфики обучения в университете, тем самым первокурсники могут легко преодолеть некоторые затруднения, связанные с дидактической, профессиональной, социальной адаптацией. И там, где не могут в полной мере оказать помощь куратор и преподаватели, – к примеру, в общежитии – первокурсник может рассчитывать на помощь старшего товарища.

Но все-таки наибольший процент опрошенных ожидает помощи от куратора. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что кураторство – одна из эффективней ших форм управления адаптационным процессом в вузе.

От куратора группы во многом зависят успешность адаптации первокурсников к новой социальной среде, налаживание деловых и личных контактов между членами группы. Успех деятельности куратора группы первого курса во многом зависит от четкого осмысления и определения основных направлений, от оптимального выбора форм и методов воспитания, значительно повышающих эффективность управления адаптационным процессом первокурсников к учебному заведению.

Основными направлениями комплексной системы организационно-педагогических мер, которые позволяют куратору оптимизировать работу и быстрее достичь необходимых результатов, являются:

1) проведение работы по ознакомлению студентов с особенностями учебно-воспитательного процесса в вузе, профессиональному ориентированию;

2) ознакомление куратора с социально-демографическими характеристиками студентов, изучение черт их характера, уровня знаний и общественной активности;

3) изучение формирующей ся системы межличностных отношений;
4) развитие у первокурсников недостающих организаторских умений и навыков;

5) помощь в научной организации труда студентов;
6) помощь студентам в организации самовоспитания.

Основные задачи куратора на начальном этапе формирования профессиональных интересов:

· выявление у студентов мотивов поступления в данное учебное заведение, степени понимания ими специфики и характера получаемой профессии;

· определение степени сознательности выбора учебного заведения и профессии, диагностика данных, которые могут и должны быть развиты в процессе подготовки будущих специалистов.

Главное внимание куратору следует уделить активному ознакомлению студентов с требованиями, предъявляемыми профессией к личности специалиста. Представляется также необходимым развитие познавательного интереса к научным и профессиональным требованиям через организацию внеучебной деятельности студентов – основной формы работы куратора.
Авторы многих исследований показывают, что у студентов имеется определенная потребность в самообразовании, но уровни этой потребности различны. Задача куратора состоит в том, чтобы создать условия для ее удовлетворения, сформировать побудительные мотивы к самообразованию у каждого студента, оказать необходимую помощь. Мера помощи должна быть строго определена индивидуальными особенностями и возможностями студента.

Общеизвестно, что успешность социально-психологической адаптации связана с развитием группы как коллектива. Уже на первом году обучения группа может прой ти все этапы развития, начиная от диффузного состояния до уровня коллектива. Каждый куратор должен уметь использовать удобные и легкие в обработке методики диагностики, обеспечивающие глубокое и всестороннее проникновение во внутреннюю структуру группы. Кроме того, для интенсификации адаптации студентов к условиям нового учебного заведения важное значение имеет интенсивность дружеских связей в группе. Поэтому в целях стимулирования процессов микрогрупповой дифференциации необходимо организовывать коллективные формы совместного досуга (выставки, театры, турпоходы и т.д.), психологические игры и упражнения, ориентированные на создание благоприятного психологического климата в группе и духовное развитие личности. Тем более, как уже отмечалось, почти все первокурсники в качестве наиболее важного аспекта комфортности обучения в университете отметили психоэмоциональное состояние.

Студентам-первокурсникам предоставилось право самим указать виды помощи в их адаптации, которые в наибольшей степени помогли бы им ускорить этот процесс. Среди них: оказание материальной поддержки, распределение надбавок за особые успехи в учебе или творческой деятельности, повышение стипендии, оптимизация времени обучения (конец пар до обеда, занятия «без окон»), улучшение отношений в группе, консультация психолога.

Исходя из данных проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.
1. Большинство студентов по направлению подготовки «Социальная работа» испытывали в начале обучения проблемы с адаптацией, но в данный момент большая половина проблем изжита.
2. Самая высокая адаптивность проявилась в биологическом аспекте, а наименьшая – в дидактической адаптации.
3. Значительное число опрошенных отметило, что вообще никогда не испытывали никаких проблем по каким-либо аспектам адаптации.
4. Наиболее быстро адаптируемыми оказались юноши, девушкам времени на адаптацию нужно больше, данный факт особенно отчетливо выражен в биологическом аспекте адаптации (50% девушек до сих пор испытывают трудности в биологической адаптации). 5. Хотя уровень адаптивности и гендерно различен, все же и для юношей и для девушек наиболее важным составляющим комфортного процесса обучения является психоэмоциональное состояние.
6. Помощи в преодолении проблем с адаптацией студенты-первокурсники ожидают со стороны куратора. Но для них важна помощь профессорско-преподавательского состава. 7. В качестве факторов, положительно влияющих на процесс адаптации, значительно ускоряющих ее, первокурсники отметили денежные поощрения, оптимизацию учебного процесса, повышение психологической комфортности.

Таким образом, проведя анкетирование первокурсников, мы убедились, что процесс адаптации достаточно сложен, его успешность зависит от того, насколько быстро и легко студент преодолеет ряд социальных, психологических, дидактических и биологических затруднений. Если этот процесс не происходит вовремя, то развитие неудовлетворенности обучением в вузе и нарушений психических функций (мышление, внимание, память, восприятие) происходит по принципу усиливающей обратной связи: чем больше накапливается нарушений, тем больше они усугубляют процесс дальней шей дезадаптации. Начинаются нарушения со стороны здоровья. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушению адаптации, что может сопровождаться повышенной конфликтностью, непониманием своей социальной роли, снижением работоспособности, ухудшением состояния здоровья. Случаи глубокого нарушения адаптации могут приводить к развитию болезней, срывам в учебной, профессиональной деятельности, антисоциальным поступкам.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Притча о доброй старушке и её молодой Душе | 




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.