Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функциональные особенности научного стиля. Содержательные особенности научного стиля.






Сфера научного общения отличается тем, что в ней преследуется цель наиболее точного, логичного, однозначного выражения мысли. Главнейшей формой мышления в области науки оказывается понятие, динамика мышления выражается в суждениях и умозаключениях, которые следуют друг за другом в строгой логической последовательности. Мысль строго аргументирована, подчеркивается логичность рассуждения, в тесной взаимосвязи находятся анализ и синтез. Следовательно, научное мышление принимает обобщенный и абстрагированный характер. Окончательная кристаллизация научной мысли осуществляется во внешней речи, в устных и письменных текстах различных жанров научного стиля, имеющих, как было сказано, общие черты. Общими внеязыковыми свойствами научного стиля речи, его стилевыми чертами, обусловленными абстрактностью (понятийностью) и строгой логичностью мышления, являются:

- Научная тематика текстов.

- Обобщенность, отвлеченность, абстрактность изложения. Почти каждое слово выступает как обозначение общего понятия или абстрактного предмета. Отвлеченно-обобщенный характер речи проявляется в отборе лексического материала (существительные преобладают над глаголами, используются общенаучные термины и слова, глаголы употребляются в определенных временных и личных формах) и особых синтаксических конструкций (неопределенно-личные предложения, пассивные конструкции).

- Логичность изложения. Между частями высказывания имеется упорядоченная система связей, изложение непротиворечиво и последовательно. Это достигается использованием особых синтаксических конструкций и типичных средств межфразовой связи.

- Последовательностью обладает только такой текст, в котором выводы вытекают из содержания, они непротиворечивы, текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному.

- Точность изложения. Достигается использованием однозначных выражений, терминов, слов с ясной лексико-семантической сочетаемостью. Поэтому в научных текстах, как правило, отсутствуют образные, экспрессивные средства; слова используются преимущественно в прямом значении, частотность терминов также способствует однозначности текста.

Жёсткие требования точности, предъявляемые к научному тексту, делают ограничение на использование образных средств языка: метафор, эпитетов, художественных сравнений, пословиц и т. п. Иногда такие средства могут проникать в научные произведения, так как научный стиль стремится не только к точности, но и к убедительности, доказательности. Иногда образные средства необходимы для реализации требования ясности, доходчивости изложения.

- Ясность, как качество научной речи, предполагает понятность, доступность. По степени доступности научные, научно-учебные и научно-популярные тексты различаются по материалу и по способу его языкового оформления.

- Доказательность изложения. Рассуждения аргументируют научные гипотезы и положения.

- Объективность изложения. Проявляется в изложении, анализе разных точек зрения на проблему, в сосредоточенности на предмете высказывания и отсутствии субъективизма при передаче содержания, в безличности языкового выражения.

- Насыщенность фактической информацией, что необходимо для доказательности и объективности изложения.

Важнейшая задача научного стиля речи - объяснить причины явлений, сообщить, описать существенные признаки, свойства предмета научного познания.

Названные особенности научного стиля находят выражение в его языковых характеристиках и определяют системность собственно языковых средств этого стиля. Научный стиль речи включает в себя языковые единицы трех типов.

1. Лексические единицы, обладающие функционально-стилевой окраской данного (то есть научного) стиля. Это особые лексические единицы, синтаксические конструкции, морфологические формы.

2. Межстилевые единицы, то есть стилистически нейтральные языковые единицы, используемые в равной мере во всех стилях.

3. Стилистически нейтральные языковые единицы, преимущественно функционирующие именно в данном стиле. Таким образом, стилистически значимым становится их количественное преобладание в данном стиле. Количественно маркированными единицами в научном стиле становятся, прежде всего, некоторые морфологические формы, а также синтаксические конструкции.

Склонение имен существительных, варианты падежных форм.

Все склоняемые существительные употребляются в речи в том или ином падеже. Падежная система русского языка характеризуется разнообразием форм и значений. В рамках каждого падежа существуют вариантные формы, использование которых определяется нормами речевого употребления. Остановимся на вариантах падежных форм.

При использовании форм именительного падежа следует прежде всего обратить внимание на вариантное употребление окончаний -а/-я, -ы/-и в формах множественного числа существительных мужского рода.

Существительные в именительном падеже множественного числа могут быть представлены четырьмя группами:

1) Существительные, имеющие только окончание -а, -я (глаза, дома, катера, доктора, профессора) или только окончание -ы, -и (авторы, актёры, офицеры);

2) Существительные, имеющие вариантные окончания -а (-я) и -ы (-и) (якориякоря, слесарислесаря, годыгода).

Односложные слова имеют в форме именительного падежа множественного числа окончания - а, -я –(бока, снега, шелка, бега, леса). Это же окончание имеют многосложные слова с ударением в единственном числе на первом слоге (округа, перепела, окорока, черепа). Если многосложное слово имеет в единственном числе ударение на среднем слоге основы, то формы именительного падежа множественного числа оканчиваются на -ы, -и (аптекари, бухгалтеры, инструкторы, композиторы, ораторы, редакторы).

В словах латинского происхождения с суффиксами -тор-, -сор- необходимо обращать внимание на то, одушевленным или неодушевленным является существительное. Неодушевленные существительные имеют нормативное окончание -ы, -и (детекторы, индукторы, конденсаторы, рефлекторы, рефрижераторы).

Одушевленные существительные латинского происхождения с суффиксами -тор-, -сор- имеют в одних случаях окончания (слова, получившие широкое распространение, например: директора, профессора, доктора), в других (слова, сохраняющие книжный оттенок, например: инспекторы, инструкторы, конструкторы, корректоры, лекторы, новаторы, ораторы, редакторы, ректоры);

3) Существительные, у которых формы с окончаниями -а (-я) и -ы (-и) различаются стилистически (шофёрышофера, разг.; договорыдоговора, разг.);

4) Существительные, у которых формы с окончаниями -а (-я) и -ы (-и) различаются по значению: образы (типы, характеры в художественной литературе) и образа (иконы), тоны (звуковые) и тона (переливы цвета), кондукторы (приспособления в технике) и кондуктора (работники транспорта), зубы (орган во рту) и зубья (острый выступ), корпусы (туловища) и корпуса (здания или войсковые соединения), колени (суставы ноги) и колена (отдельные приёмы в танце), сыны (представители своего народа) и сыновья (мужчины, мальчики по отношению к родителям), ордены (рыцарские) и ордена (награды, знаки отличия), пропуски (отсутствия) и пропуска (документы на право входа).

В современной русской речи обнаруживается тенденция к более широкому употреблению окончаний -а, -я. Однако следует иметь в виду, что не все такие формы считаются нормативными. В затруднительных случаях следует обращаться за справками к словарям.

Трудности в употреблении форм родительного падежа единственного числа существительных мужского рода связаны с вариантностью форм на -а, -я или -у, -ю (сахарасахару, жаражару, спораспору, спросаспросу, бродаброду, коньякаконьяку). В современном русском языке наблюдается тенденция к употреблению в данных формах окончаний -а, -я как нормативных и основных для всех стилей современного русского языка.

Окончание -у, -ю сохраняется главным образом в следующих случаях:

а) для выражения значения некоторой части (количества) целого: килограмм сахару, стакан чаю, налить соку, ложка мёду, метр ситцу; при этом следует иметь в виду, что если при существительном с указанными значениями стоит определение, то обычно употребляется форма на -а, -я: стакан крепкого чая, пачка высушенного табака;

б) в составе фразеологических сочетаний: напустить туману, нет износу, дать маху, что проку, спасу нет, с пылу с жару, без году неделя;

в) при переносе ударения на предлог: из лесу, со свету, час от часу;

г) при наличии отрицания при сказуемом: не хватает духу, нет износу, отказу не было, не показывать виду.

С окончанием употребляются существительные, имеющие в своем составе уменьшительный суффикс: отведать кваску, коньячку; поесть сырку, медку.

Широко представлены варианты окончаний и в формах родительного падежа множественного числа. Форму с нулевым окончанием имеют следующие группы существительных:

1) существительные, называющие ряд лиц по национальности (главным образом с основой на н и р): много армян, болгар, башкир, румын, цыган, карел, туркмен; (ср.: много французов, немцев, эстонцев, испанцев).

Некоторые слова этой группы имеют вариантные стилистически равнозначные окончания: аварыавар и аваров, бурятыбурят и бурятов, карелыкарел и карелов, туркменытуркмен и туркменов, уйгурыуйгур и уйгуров;

2) существительные, называющие людей по месту жительства на -анин/-янин: горожанингорожан, инопланетянининопланетян, селянинселян, южанинюжан;

3) существительные, называющие детенышей, невзрослых существ с суффиксом -онок/-ёнок: волчонокволчат, котеноккотят, цыпленокцыплят;

4) названия по принадлежности к некоторым родам войск, воинским соединениям: встретил партизан, солдат, гусар (но: видел лётчиков, разведчиков, стрелков, танкистов, а также: минёров, сапёров); при этом некоторые названия по принадлежности к роду войск, к чину имеют вариантные стилистически равнозначные формы: гусарыгусар и гусаров, гренадерыгренадер и гренадеров, драгуныдрагун и драгунов, кирасирыкирасир и кирасироъ, уланыулан и уланов, гардемариныгардемарин и гардемаринов;

5) существительные, называющие парные предметы: пара глаз, ботинок, валенок, сапог, чулок, погон, манжет, эполет, бот, мокасин (но: аксельбантов, боков, ботфортов, гольфов, носков, рогов);

6) существительные, называющие меры и единицы измерения: несколько ампер, ватт, герц, рентген (но: литров, метров, кулонов, ньютонов, джоулей, эргов); допустимы варианты: граммовграмм, килограммовкилограмм, микроновмикрон (формы с нулевым окончанием допустимы в разговорной речи).

Формы с окончанием -ов/-ев в родительном падеже множественного числа имеют следующие группы существительных:

1) названия некоторых плодов и овощей: апельсинов, мандаринов, помидоров, томатов; в устной разговорной речи допустимы формы с нулевым окончанием: килограмм помидор, полкило мандарин;

2) существительные на -ко: колесикоколесиков, плечикоплечиков, очкоочков (но: войсковойск, яблокояблок, яблочкояблочек).

Формы винительного падежа существительных тесно связаны с их одушевленностью или неодушевленностью. Колебания в форме винительного падежа существительных наблюдаются:

1) в названиях некоторых организмов, отнесение которых к одушевленным или неодушевленным вызывает определенные трудности: бактерии, бациллы, микробы, зародыши, личинки, эмбрионы. В современном русском языке эти существительные принято считать неодушевленными, поэтому окончания винительного падежа совпадают с именительным: уничтожать микробы, исследовать бацилл и т. п.;

2) в сочетании существительных с простыми числительными два, три, четыре: поймать четырёх рыбпоймать четыре рыбы. Литературным считается употребление форм винительного падежа, совпадающих с родительным (т. е. данная форма присуща одушевленным существительным): купить двух коров, проэкзаменовать трёх студентов, встретить четырёх товарищей). Если же указанные существительные употребляются с составными числительными, оканчивающимися на два, три, четыре (двадцать два, тридцать четыре), то нормативным считается та форма винительного падежа, которая равна форме именительного: проэкзаменовать двадцать два студента, встретить тридцать четыре ученика, выдвинуть тридцать три кандидата:

3) в названиях планет форма винительного падежа равна именительному: видеть Нептун, наблюдать Марс, смотреть на Юпитер;

4) в названиях карточных фигур форма винительного падежа равна родительному: открыть валета, забрать туза;

5) в названия живых существ, употребленных в заголовках, форма винительного падежа равна родительному: прочитать «Ревизора», вспомнить «Слона и Моську».

Вариантные окончания творительного падежа множественного числа существительных связаны с возможностью употребления окончаний -ами/-ями или -ьми: дверямидверьми, дочерямидочерьми. «Русская грамматика» квалифицирует эти окончания как стилистически равноправные. Однако следует запомнить, что у слов дети, люди в качестве единственного в литературном языке используется окончание -ьми: детьми, людьми.

Вариантные окончания предложного падежа единственного числа существительных мужского рода -е или –у связаны с различными условиями их употребления в речи.

При наличии определения при существительном предпочтение отдается окончанию (на ветруна сквозном ветре, в снегув пушистом снеге).

Окончание -у закреплено в устойчивых оборотах (задыхаться на бегу, ни в одном глазу, иметь что-то в виду, на миру и смерть красна).

Заметим, что вариантные формы с окончанием характерны для книжной речи (в аэропорте, в отпуске, в цехе), а с окончанием – для разговорной (в аэропорту, в отпуску, в цеху).

Окончание имеют существительные, которым в предложении присуще обстоятельственное значение, а окончание - е – существительные, которым присуще объектное значение: находиться в строю (обстоятельство) – в грамматическом строе языка (дополнение), держаться на весу (обстоятельство) – выгадывать в весе (дополнение).

При выборе нужной формы следует учитывать состав словосочетаний, разные формы прямых и переносных значений имен существительных:

работа на домуномер на доме;

шуба на лисьем мехуснежинки на мехе;

стоять в углув угле треугольника;

весь в потутрудиться в поте лица;

сад в цветуво цвете лет.

В современном русском литературном языке отмечается тенденция к преимущественному использованию окончания и к сокращению круга слов, имеющих окончание -у.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.