Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коммуникативные качества речи.






Коммуникативные качества речи (качества хорошей речи) – свойства речи, обеспечивающие оптимальное общение сторон, т.е. относительное единство замысла адресанта и восприятия адресатом речевого произведения. Адресант (автор) оформляет свой замысел в речи, адресат воспринимает речь и расшифровывает замысел автора. Абсолютное совпадение зашифрованного и расшифрованного невозможно (даже при общности языка и опыта общения люди имеют разный жизненный и языковой опыт, физические и психологические различия и др.), но к нему можно стремиться. В основе выделения коммуникативных качеств речи находится соотношение речи (текста) с языком и неязыковыми явлениями. Обычно выделяют следующие коммуникативные качества речи: правильность (отражение соотношения речь – язык), логичность (речь – мышление), точность (речь – действительность, речь – мышление), понятность (речь – адресат), уместность (речь – адресат, речь – ситуация общения), чистота (речь – нравственность, речь – эстетика), богатство (речь – языковая компетенция автора), выразительность (речь – эстетика).

Правильность речи – это соблюдение общепринятых, устойчивых, упорядоченных установок, правил или принципов использования в речи всего арсенала средств русского языка. Другими словами, правильность – это соблюдение всех норм русского литературного языка. Правильность речи уравнивает вех говорящих на данном языке и тем самым обеспечивает всеобщность и незатруднённость общения. Одновременно правильность речи является показателем престижности: владение литературной нормой свидетельствует не только о высокой культуре речи говорящего, но также о высокой общей культуре, об уважении к родной культуре в целом.

Правильность речи составляет основу, фундамент культуры речи личности, но не её жёсткие рамки. Нормативность высказывания корректируется конкретными этическими, ситуативными, эстетическими факторами, под влиянием которых правильность может уступить место неправильности (например, в художественном произведении для речевой характеристики персонажа или разговорной языковой игре).

Логичность речи определяет соотношение речи и мышления, а именно соответствие общего логического строения текста замыслу автора. Логичная речь воспроизводит структуру мысли, позволяет проследить её опоры и развитие. Речь логична, если в ней правильно отражаются элементы реальной действительности и определяются понятия, объективно передаются их отношения, если она соответствует правилам операций с понятиями и законам мышления.

Для достижения логичности речи необходимо соблюдать законы логики – науки о правильном мышлении, приводящем к истинным выводам. Выделяют четыре основных логических закона, выражающих главные свойства логического мышления – его определённость, непротиворечивость, последовательность и обоснованность. Это законы тождества, непротиворечия, исключённого третьего и достаточного основания.

Точность речи в первую очередь связана с точностью словоупотребления, т.е. соотнесения значения слов и словосочетаний со смысловой и предметной сторонами речи. В связи с этим выделяют два основных вида точности: точность понятийную (и близкую к ней терминологическую) и точность предметную (и близкую к ней фактическую). Точность понятийная выделяется на основе соотношения «речь – мышление», а точность предметная – на основе соотношения «речь – действительность». Точность – подчёркнуто коммуникативное качество речи, потому что оно призвано не просто помочь адресату понять речь, но помочь понять как можно более адекватно выраженному смыслу. Говоря словами Вергилия, «мы должны стремиться не к тому, чтобы нас всякий понимал, а к тому, чтобы нас нельзя было не понять». Речь становится точной только тогда, когда автор речи, с одной стороны, точно знает, о чём и что именно он хочет сказать, чего хочет добиться своей речью, а с другой стороны, он на основе осознанного понимания своей речевой задачи отбирает из всех возможных языковых и речевых средств те, что позволяют наиболее успешно решить эту задачу. В этой ситуации действует формула «кто ясно мыслит – ясно излагает».

Понятность речи – одно из наиболее коммуникативных среди других коммуникативных качеств речи, поскольку оно полностью ориентировано на диалог с адресатом и предполагает обязательную активность слушателя при восприятии, переработке, раскодировании и перекодировании услышанного или прочитанного. Понятность достигается таким построением речи, при котором уровень сложности речи и в терминологическом, и в содержательном, и в структурном отношении соответствует уровню понимания адресата. По сути, это требование использовать в речи только те речевые средства, которые адресат в состоянии воспринять, узнать, понять и на которые он в состоянии ответить. Чем больше способов изложения одного и того же содержания подвластны говорящему, тем больше шансов на то, что он будет говорить доступно и его поймут правильно.

Уместность речи – качество, которое выделяется по соотношению речи и цели общения, речи и адресата, речи и ситуации общения, т.е. содержательная и внешняя согласованность речи с целью и условиями общения. Требование уместности речи сформулировано ещё Аристотелем, отмечавшим, что стиль должен соответствовать излагаемому предмету и данному случаю. Уместность – функциональное качество, это означает, что определённое языковое средство рассматривается не само по себе, а в его функционировании в определённых коммуникативных событиях, и в одном событии оно может быть подходящим и хорошим, а в другом – неподходящим и плохим. Например, эпитеты и метафоры уместны в поэтической речи и неуместны в канцелярских жанрах официально-делового стиля; неполные предложения уместны в разговорной речи и неуместны в научной речи. Таким образом, уместность – это требование гибкого отношения к языку, его умелого приспособления к задачам общения.

Чистой является речь, в которой нет элементов, чуждых литературному языку по нравственным и эстетическим соображениям. Нечистота речи, её засорённость возникает прежде всего за счёт использования вульгаризмов – сниженных, грубых слов и выражений, в том числе бранных. Бранные слова, грубая интонация оскорбляют нравственное чувство человека, группы людей, общества в целом, унижают достоинство не понимающего этого адресанта. Исследователи не отрицают психобиологической оправданности существования в языке подобной лексики, но она должна оставаться сугубо экстремальным и индивидуальным языковым средством сброса отрицательных эмоций. Выходя «на публику», становясь привычным социальным явлением, вульгаризмы засоряют речь, наполняют общение пренебрежительностью и враждебностью. Даже если брань используется по привычке, без намерения кого-то унизить или оскорбить, она всё равно будет расцениваться как отрицательное общественное и языковое явление.

Богатство речи – коммуникативное качество, которое определяет соотношение речи и языковой компетенции говорящего: количество и разнообразие языковых средств, которые находятся в употреблении индивида. Различают богатство языка и богатство речи. Богатство языка – это разнообразие единиц всех уровней языка. Большая часть их собрана в словарях. Существуют словари толковые, словообразовательные, фразеологические, словари синонимов, антонимов, паронимов, иностранных слов и т.д. Например, лексическое богатство русского языка отражено в «Словаре современного русского литературного языка» в 17-ти томах и состоит из более 120 тысяч слов. Лексика среди других уровней языка обладает наиболее развитой и многослойной структурой.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.