Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деловая этика и нравственность






Участники: 106, 206, 406 гр. СКСиТ

Организаторы: ст.преп. Баканова Н.В., доцент Чернякова М.А., проф. Плотникова Е.Б.

1. Доклады и обсуждения:

- Этика деловых отношений как профессиональная этика. Основное содержание профессионально-этических норм (докладчик Шкута А. (406 гр.)

- Формирование современной деловой этики и этики менеджмента в РФ (Хажина О. (407 гр.)

- Управленческие решения и их этическая основа. Принципы принятия этически обоснованных решений. (Желнина О. (406 гр.)

- Этика менеджмента: основные принципы. (Баклашкина Е (206 гр.)

- Девиантное трудовое поведение. (Егорова К.)

 

Обсуждения предложенных материалов и ответы на вопросы.

Материалы к «круглому столу»

«Профессиональные компетенции специалистов сервиса и туризма в современных рыночных условиях»

Раздел 1. ЭТИКА БИЗНЕСА

Тема 1. Место и роль этики деловых отношений в современном обществе

Найти ответы на след.вопросы(помимо уже названных)

1. Место и роль этики деловых отношений в современном обществе

2. Этика деловых отношений как профессиональная этика. Основное содержание профессионально-этических норм.

3. «Этический фильтр» взаимодействия организации с элементами внешней и внутренней среды.

4. Понятие социальной ответственности организации.

5. Этический кодекс организации.

6. Заповеди делового человека (по одной назвать каждому)

 

Деловая этика и нравственность

До сих пор мы только упоминали термин «деловая этика», но подробно еще не разбирались в том, что именно он означает. Этот термин употребляется в нескольких разных смыслах, но мы здесь рассмотрим лишь два из них. Первый — это деловая этика как движение, и второй — это деловая этика как составной элемент общей сферы нравственности.

Деловая этика как движение
Этика всегда являлась частью бизнеса, и разговор об этике в бизнесе отнюдь не нов и ничем не отличается от разговора об этике в любой другой области человеческой деятельности. Тем не менее можно рассматривать движение за деловую этику как относительно новое явление. В период до I960 г. происходили некоторые дискуссии об этике бизнеса, например о праве рабочих на справедливую заработную плату и на достойные условия найма, о правде в рекламе и о честности в деловых сделках. В 60-х годах в США наблюдался подъем в обсуждении социальных проблем в бизнесе. В 60-е годы мир явился свидетелем возникновения контркультуры, раздиравшей общество войны во Вьетнаме, обострения проблем экологии, загрязнения окружающей среды, ядерных и токсических отходов, развернувшегося движения протеста против так называемого военно-промышленного комплекса. Ко всем этим событиям присоединилось зарождение «консьюмеризма» и усиление мощи движения в защиту интересов потребителей. Бизнес подвергся атаке за отсутствие социальной ответственности и за нанесение обществу вреда множеством способов. Школы бизнеса ответили на это введением учебных курсов по социальным проблемам, содержавших анализ выдвинутых обвинений против бизнеса и возможных способов реагирования на них, а также методов исправления имеющихся недостатков. Вначале бизнес реагировал с оборонительных позиций, а затем предпринял меры для противодействия нападкам путем осуществления необходимых изменений.

В 70-е годы наблюдался подъем движения за деловую этику. К требованиям студенческих групп и движения в защиту интересов потребителей присоединились более широкие круги населения. Бизнес вначале реагировал на растущую общественную тревогу проведением конференций, организуемых различными группами вроде Национальной торговой палаты. В свою очередь, и университеты созывали конференции, в которых принимали участие представители делового мира и преподаватели школ бизнеса, философских и религиозных факультетов, юридических школ и другие специалисты. Термин этика бизнеса был принят по образцу термина врачебная этика, введенного примерно за десятилетие до этого людьми, занимавшимися исследованием нравственных проблем в медицине. Миф об аморальности бизнеса все еще был широко распространен, и многие рассматривали само понятие «этика бизнеса» как противоречие в терминах. Тем не менее учебные программы по этой теме постепенно внедрялись, писались учебники, создавались профессиональные общества и журналы, а в колледжах и университетах вводились специальные курсы по этому предмету. Продолжалось взаимодействие между специалистами в этой области и деловыми людьми и общественными группами. Средства массовой информации обратили на нее внимание, а отдельные компании предприняли пробные шаги по созданию кодексов этического поведения корпораций, начали принимать внутрифирменные этические правила и вообще стали все более остро реагировать на обвинения в аморальном поведении.

К 80-м годам деятельность в сфере деловой этики приобрела такие значительные масштабы, что ее уже можно было назвать движением[8]. К концу 80-х существенно возросло количество тех из публикуемого журналом «Форчун» списка 500 крупнейших компаний, которые приняли кодексы этического поведения, открыли «горячие линии» по приему от персонала жалоб, связанных с проблемами нравственности, создали на уровне совета директоров специальные комитеты по этике или ввели в практику учебные программы по соблюдению этических норм. К началу 60-х годов правительство также занялось этой проблемой. Ряд судей уже стали обязывать вводить у себя учебные программы по соблюдению этики те компании, которые имеют контракты с федеральными ведомствами и были уличены в обмане этих ведомств или в предъявлении им завышенных данных о произведенных затратах.

В 1991 г. конгресс США издал Федеральное уложение о наказаниях (Federal Sentencing Guidelines), действие которого распространяется на корпорации, признанные виновными в нарушении целого ряда законов. Важное значение имел раздел Уложения, предоставлявший компаниям возможность сократить валоженные на них штрафы, если они смогут доказать, что приняли меры для осуществления «эффективной программы выявления и предупреждения нарушений закона»[9].

Такая программа должна была включать введение норм и процедур, которых должны придерживаться работники фирмы; назначение высокопоставленного чиновника для контроля за существлением программы; принятие мер по оповещению персонала относительно введенных норм, а также мер по надзору и контролю за их выполнением; практическое исполнение норм посредством дисциплинарных механизмов и принятие мер по изменению программы в случае обнаружения проступков. Хотя упор в принятом Уложении делался на соблюдение юридических норм, оно послужило для многих корпораций толчком к тому, чтобы выйти за пределы буквы закона и постараться создать у себя такой нравственный климат, который бы уменьшил тенденции к нарушению закона среди их персонала. Одним из результатов этого явилось введение в штат уполномоченных по корпоративной этике, одной из функций которых был надзор за осуществлением в корпорациях программ по этике. Деловая этика таким образом превратилась в составной элемент общей обстановки в мире бизнеса.

Следовательно, движение за этику бизнеса представляет собой общественный феномен, имеющий научные, деловые, социальные и правительственные аспекты. В качестве социального явления его не следует игнорировать. Тем не менее с нравственной точки зрения это движение носит двойственный характер и у него имеются свои критики.

Сделало ли это движение предприятия более нравственными? Ассимилировался ли бизнес с этим движением и не подчинил ли его своим собственным интересам? Побуждает ли изучение основ этики бизнеса персонал придерживаться нравственных норм при оценке деятельности фирмы, на которую он работает, или оно просто заставляет его не совершать кражи или иные поступки, наносящие ущерб интересам фирмы? Не привело ли это движение лишь к признанию корпорациями самих принципов нравственности, но не к изменению их методов деятельности? Это все кардинальные вопросы, на которые пока еще нет ясных и определенных ответов[10]. Тем не менее движение сделало возможным и приемлемым публичную постановку этих вопросов и серьезное их обсуждение как внутри мира бизнеса, так и вне его. Это уже само по себе достижение по сравнению с теми условиями, какие существовали до возникновения этого движения.

 

Статья 2

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.