Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приспособленность и неприспособленность






Внутреннее стремление к самореализации и утверж­дению целесообразности собственного существования являются базовыми потребностями ребенка, и каждый ребенок стремится эти потребности удовлетворить. «По-видимому, приспособленным ребенком является индивид, не встречающий на своем пути слишком много препятствий и имеющий возможность быть свободным независимым в осуществлении своих идей и прав. Неприспособленный ребенок, очевидно, тот, который так или иначе лишен права достигать цели без борьбы», пишет Экслайн (Axline, 1969, стр. 21). Проявление этих принципов легко можно наблюдать в случае с Мэттом. Семилетний Мэтт шел следом за мной в психологический центр —руки в карманах, сгорбленные плечи, пустой взгляд. Он выглядел старше, подавленный давящей жуткой реальностью: его заперли в жаркой, вонючей, темной тюремной камере на верхнем этаже здания, где размещалась местная администрация, и не было рядом ни одного знакомого человека, который мог бы eго успокоить. Родители жили в нескольких минутах ходьбы от тюрьмы, но не навестили его; почему — они объяснить не смогли или не захотели. Когда я утром увидел Мэтта, стоящего в камере, он изо всех сил старался казаться спокойным и почти беспечным, но ужас в его глазах и яркий красный полукруг под нижней губой выдавали внутреннюю тревогу, и я видел перед собой перепуганного малыша, жертву системы, не подготовленной к тому, чтобы понимать или удовлетворять потребности своих детей.

В начале учебного года учительница направляла Мэтта в психологический центр «в связи с агрессивным поведением, малым объемом внимания, частыми опозданиями и задумчивостью». Результаты тестирования были нечеткими, но тем не менее выявили удовлетворительные способности к учению. Ему рекомендовали игровую терапию, и раз в неделю он приходил из школы в центр в сопровождении одного из школьных работников. Так прошло шесть сеансов. Когда он не пришел на седьмой, я позвонил в школу и узнал, что он в тюрьме. Мэтта поймали, когда он стащил в бакалее пустые пластмассовые бутылки и, поскольку это был уже второй случай такого рода за месяц, местный судья, получив легальные полномочия от родителей Мэтта, заявивших: «Мы ничего не можем с ним сделать», — объявил мальчика неисправимым и приказал отослать его в тюрьму. Я убедил суд освободить Мэтта под мою ответственность, и вот мы снова оказались вместе в игровой комнате. Вымещая фрустрацию на Бобо, он сказал:; «Иногда человек и не поймет, правда ли, что родители; его любят; тогда ему надо пойти и сделать что-нибудь плохое. Тогда, когда твои родители про это узнают, они тебя побьют, и ты знаешь, что они тебя любят». Мэтт стремился усилить свое Я, и в то же время все дальше отталкивал эту цель, потому что его поведение делало его неприемлемым для собственных родителей.

Мэтт хотел почувствовать, что он — человек, которо­го можно любить, можно принять и считать полноправ­ным членом семьи. Вместо этого он оказался в такой среде, где царили отношения, которые не могли обеспе­чить ему безопасность и чувство принадлежности, необ­ходимые ему для того, чтобы конструктивно проявить ту часть Я, которая стремилась к одобрению и призна­нию. Поскольку Мэтт не мог открыто выразить внутрен­нее стремление к усилению Я, он обратился к непрямым и абсолютно разрушительным способам самоутвержде­ния.

Экслайн (Axline, 1969) следующим образом объяс­няет различие между хорошо приспособленным и плохо приспособленным поведением: «Когда у индивида развивается вера в себя, доста­точная для того, чтобы сознательно и целеустремленно направлять свое поведение путем оценки, селективности и применения полученного опыта для достижения ко­нечной цели в жизни — самореализации, — тогда он, по-видимому, хорошо приспособлен.

С другой стороны, когда индивиду не хватает уве­ренности в себе для того, чтобы открыто начертать курс собственных действий, когда он, похоже, согласен расти и достигать самореализации скорее зигзагами, чем напрямую, и делает мало (или вообще ничего не делает) для того, чтобы направлять это стремление в более конструктивное русло, — тогда о нем говорят, что он не приспособлен. Поведение индивида не согласуется с внутренней концепцией Я, которую он создал в по­пытке достичь полной самореализации. Чем дальше расходится поведение и Я-концепцпя, тем больше сте­пень неприспособленности ребенка» (стр. 13—14).

Все типы неприспособленности возникают вследствие неконгруэнтности между действительными переживания­ми и Я-концепцией. Каждый раз, когда восприятие опы­та ребенком искажается или отвергается, в той или иной степени возникает состояние неконгруэнтности между внутренней сущностью человека и его опытом.

Как было указано ранее, дети обладают способностью переживать факторы своей психологической неприспособленности, а также возможностью и даже тенденцией — переходить из статуса неприспособленных к статусу психически здоровых.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.