Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности технологии социальной работы в пенитенциарных учреждениях






 

В пенитенциарных учреждениях наиболее распространены и востребованы организационные, информационные и консультационные технологии, направленные на восстановление, поддержание и развитие социально полезных связей.

Организационные технологии. Одна из наиболее острых проблем, переживаемых в условиях заключения, - отчуждение, отторжение близкими. В связи с этим наряду с режимными мероприятиями актуализируются меры, включающие различные формы сотрудничества:

между заключенными;

между заключенными и администрацией, сотрудниками;

заключенными и их родными и близкими;

заключенными и общественными, государственными органами и организациями.

Цель такого сотрудничества - регулирование отношений между заключенными (освободившимися) и обществом, содействие их адаптации и ресоциализации в жизненном пространстве исправительного учреждения и обществе; предупреждение рецидивов преступления.

Организация групп заключенных. Поскольку коллективная деятельность усиливает воспитательное воздействие, в учреждениях пенитенциарной системы специально организуются общности заключенных для выполнения каких-либо задач. Они могут иметь разные направленности: образовательные, культурно-досуговые, трудовые, проблемные.

Социальные работники оценивают интересы и возможности заключенных, организуют группы самопомощи, группы родственников заключенных, группы содействия заключенным. Социальному работнику важно установить плодотворные и содержательные отношения с клиентом, он осуществляет диагностику причин криминального поведения, помогает осознать необходимость в изменении поведения.

Информирование и консультирование заключенных. В пенитенциарных учреждениях заключенных информируют об их правах; особенностях и условиях нахождения в заключении (внутренний распорядок, социальные услуги и т.д.), о внешнем мире, куда они должны возвращаться.

В России это направление требует разработки с использованием зарубежного опыта. Например, в Англии в первые часы заключения человек получает «Информационный пакет заключенного» из 15 брошюр, в которых изложены выдержки из тюремных правил и подробные разъяснения к ним, перечень предоставляемой социальной помощи и как ее можно получить.

В каждой тюрьме и колонии работают консультанты службы социального обеспечения. В их задачи входит:

помощь в разрешении ежедневных проблем заключенных;

налаживание контактов с внешним миром, семьей;

подготовка заключенного к освобождению и адаптации в открытой среде;

подбор необходимой образовательной программы;

организация консультирования со специалистом по конкретной проблеме.

В России действуют правозащитные организации, которые предлагают разрабатывать нормативные акты, регулирующие порядок работы дежурного адвоката или защитников из состава правозащитных организаций в пенитенциарной системе. Например, в докладе уполномоченного по правам человека в РФ О.О.Миронова предлагается вручать задержанным карточки с указанием их прав.

Действия социального работника по информированию и консультированию:

. помощь в оценке проблемы;

. разъяснение последствий и различных альтернатив решения;

. сообщение о новой информации, ранее не доступной заключенному (семье, организации), или способах ее получения;

. обучение приемам, технологиям, необходимым заключенному для пребывания в тюрьме и по освобождении.

Индивидуальная реабилитация заключенных. Человек, оказавшийся в пенитенциарном учреждении, должен реалистично оценивать свое положение и неизбежное ограничение в действиях, включаться в субкультуру тюремной жизни. В социальной работе важное место занимает работа с отдельной личностью.

Во многих странах организуются специальные программы по реабилитации преступников. К примеру, в пенитенциарных учреждениях США такие программы включают: психиатрические услуги, получение образования (среднего и высшего), профессиональную подготовку, участие в религиозных группах, в промышленном производстве и сельскохозяйственных работах.

В тюрьмах Германии социальные работники вместе с осужденными и руководителями тюрьмы составляют план обучения и работы на период лишения свободы, помогают осужденным преодолеть психологический кризис в связи с нахождением под арестом, организовать свободное время, рекомендуют виды обучения, поддерживают контакт между заключенными и их родственниками и др.

Индивидуальная работа ведется следующим образом:

) помощь в осознании необходимости изменения поведения (установление плодотворных отношений с заключенными, оценка причин криминального поведения);

) помощь в изменении поведения в связи с повседневными проблемами тюремного быта;

) помощь в рассмотрении альтернатив и поиске правильного выбора решения, включая проблемы после освобождения (поиск работы, жилья, трудности общения с людьми и др.);

) поддержание социально полезных связей заключенного с семьей, бывшими сослуживцами, общественными организациями и т.д.;

) социальная работа с семьей, направленная на преодоление психологических, социальных и экономических последствий заключения члена семьи;

) содействие в защите прав заключенного.

Организация трудовой занятости. Один из основных способов исправления осужденных - труд. Для организации трудовой занятости заключенных социальный работник:

1.ведет поиск государственных и негосударственных заказчиков целевых программ занятости;

2. участвует в разработке программ занятости и оценке ее результативности;

. устанавливает контакты с работодателями;

. анализирует профессиональную подготовку и трудовой потенциал заключенных;

. участвует в организации обучения профессиональным навыкам;

. определяет общественные работы для заключенных;

. стимулирует заключенных к трудовой занятости;

. создает условия для работы и соблюдения трудовых гарантий и др.

Заметные изменения происходят в учреждениях исполнения наказания России, руководители которых большое внимание уделяют социокультурной деятельности заключенных. Для них проводятся спортивные соревнования, КВН, конкурсы песни, концерты как внутри колоний, так и между ними. Наиболее известный конкурс песни среди заключенных - «Калина красная», лауреат первого конкурса Елена Калинина теперь ведущая программы «Калина красная» на «Радио России». В некоторых колониях есть свои теле- и радиостудии, освещающие жизнь осужденных; любовь к братьям нашим меньшим заключенные могут проявить на фермах, где содержатся различные животные, в том числе и экзотические, к примеру страусы, павлины.

Осужденные в колониях могут получать образование, как среднее, так и высшее. В детских колониях работают школы по подготовке к освобождению из воспитательной колонии, в которых рассматриваются вопросы жизни воспитанников на свободе.

 

Заключение

 

В настоящее время в нашей стране разрабатывается переход от карательно-репрессивного характера пенитенциарной системы к ее охранно-защитной концепции.

Однако, если исправительная система намерена отойти от прививающегося ей веками подхода, в центре которого - тюрьма, то необходимо признать ряд истин:

1)тюрьмы никогда не предотвращали преступлений и не обеспечивали серьезной защиты общества;

2)тюрьмы являются средством наказания;

)тюрьмы представляют собой дорогостоящее средство, и поэтому в них должны помещаться те, кому в наибольшей мере соответствует эта мера наказания;

)тюрьмы должны находиться в той местности, откуда поступает их контингент;

)поддерживаемый в тюрьмах уровень безопасности должен соответствовать действительной необходимости;

)размеры тюрем должны быть ограничены;

)в тюрьмах должен предоставляться набор услуг, который отвечал бы конкретным потребностям заключенных;

)использование ресурсов и программы коррекции поведения должны быть нацелены на искоренение преступности и изучение методов ее профилактики;

)система уголовного судопроизводства должна использоваться только против лиц, представляющих опасность для окружающих;

)преступление порождается местными условиями, и подходить к борьбе с ним следует с использованием местных возможностей;

)необходимо находить, опробовать и использовать формы наказания, альтернативные лишению свободы;

)требуется большая исследовательская работа для оценки эффективности всех программ.

Правозащитная деятельность социальных работников в системе пенитенциарных учреждении в России еще только формируется. Однако его перспективы тесно связаны с общими тенденциями развития системы социального обслуживания и диктуются настоятельной необходимостью помочь заключенным в их самоисправлении, подготовить их к выходу на свободу, обеспечить успешное прохождение процесса их последующей ресоциализации.

 

 

Вопрос 47






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.