Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная работа как специфическое направление деятельности в пенитенциарной системе






 

Понятие «пенитенциарная система» происходит от латинского слова, означающего раскаяние, и включает в себя систему правовых норм, исполнительных органов и учреждений, организующих отбывание уголовного наказания лиц, приговоренных судом к лишению свободы.

Первая тюрьма, получившая название пенитенциарной, была построена в 1786 г. в Филадельфии (США, штат Пенсильвания), затем такой тип тюрем получил довольно широкое распространение в других городах США и некоторых странах. Отличительная особенность данной системы - строжайшее одиночное заключение. Считалось, что преступник - грешник, нуждающийся в покаянии, которое примирило бы его с Богом и людьми, поэтому тюрьма - то место, в котором преступник, оставленный наедине с собой, способен раскаяться.

Социальную работу необходимо рассматривать как самостоятельное направление деятельности, которое не является средством исправления и перевоспитания заключенных, но обеспечивает успешное развитие этих процессов. Рассмотрим основные критерии каждого из этих направлений (табл. 1).

 

Таблица 1

КритерииОперативная работаРежимная работаВоспитательная работаСоциальная работа На какие ценности опирается? долг, безопасность, личный интересдисциплина, порядок, взыскание, поощрениегуманистические, культурно-просветительскиебазовые ценности (семья, положение в обществе, материально-бытовые условия, возможности развития, степень защищенности и т.д.)Достижение каких целей наказания обеспечивает? частная и общая превенциякара, исправление, частная превенцияперевоспитание, частная превенция, исправлениеперевоспитание, частная и общая превенция, восстановление нарушенных социальных связей заключенногоНа каком этапе работы ожидается результат? в период отбывания наказаниянемедленнов период отбывания наказанияна протяжении всей жизни субъекта социальной деятельностиКаков характер отношений наказуемого к сотруднику? доверие, основанное на принуждении, убеждениях или интересекак к непреодолимой или труднопреодолимой обезличенной силеотношения воспитатель-ученик, старший - младшийпартнерские отношения, отношения специалист-клиент, реже патерналистические

 

В связи с перспективами развития исправительной системы для социальных работников открывается широкое поле деятельности на разных этапах работы с преступниками. На них лежит обязанность оповещать общественность о проблемах в области отправления уголовного правосудия и стимулировать изменения в подходе общества к осужденным как категории граждан.

В рамках уголовного процесса социальные работники могут принимать участие в программах работы с жертвами и свидетелями преступлений.

Существуют определенные международные требования к обращению с заключенными, их содержанию под стражей. Они отражены в Минимальных стандартных правилах ООН обращения с заключенными (1955), Своде принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1988), Правилах ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990), Европейских тюремных правилах (1987) и др.

В ст. 61 Минимальных стандартных правил ООН рассматриваются функции социального работника в исправительном учреждении:

§поддержка и укрепление социально полезных связей с семьей;

§поддержка и укрепление социально полезных связей с социальными (общественными) организациями;

§защита гражданских интересов осужденных;

§защита прав осужденных на социальное обеспечение и другие социальные льготы.

Особенность профессиональной деятельности социальных работников в пенитенциарной системе заключается в специфичности контингента. Это работа с условно осужденными, оказание им социальной, психологической, организационной и других видов помощи; с лицами, находящимися в местах лишения свободы; с лицами, отбывшими наказание, включая их ресоциализацию; с семьями заключенных и бывших заключенных.

Социальный работник в пенитенциарной системе при исполнении своих профессиональных функций занимается разнообразными видами деятельности, используя следующие подходы:

· воспитательный подход, когда социальный работник выступает в роли учителя, консультанта, эксперта. Социальный работник дает советы, обучает умениям, устанавливает обратную связь, использует ролевые игры как метод обучения;

· фасилитативный подход (фасилитатор - помощник). Социальный работник выступает в роли помощника или посредника в преодолении апатии, дезорганизации личности клиента, которому трудно сделать это самостоятельно. Деятельность специалиста нацелена на интерпретацию поведения, обсуждение альтернативных направлений деятельности и действий, объяснение ситуации, подбадривание и мобилизацию внутренних резервов;

· адвокатский подход. Социальный работник выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента или группы клиентов, а также помощника людей, которые выступают в роли адвокатов от собственного имени.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.