Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Т а б л и ц а 1. Анализ заболеваемости воспитанников ГБУ СОН «СРЦ г. Новошахтинска» за 2012 г.






№п/п Наименование заболевания Зарегистрировано заболеваний % от числа обследованных
  Некоторые инфекционные заболевания (туберкулез)    
  Болезни крови    
  Болезни эндокринной системы    
  Психические расстройства поведения    
  Болезни нервной системы    
  Болезни глаза    
  Болезни уха    
  Болезни системы кровообращения    
  Болезни органов дыхания (астма)    
  Болезни органов пищеварения    
  Болезни костно-мышечной системы    
  Болезни мочеполовой системы    
  Врожденные аномалии    
  Прочие    

Анализ заболеваемости показал, что наибольшее количество заболеваний приходится на костно-мышечную систему (41%), болезни системы кровообращения (22%), психические расстройства и расстройства поведения (16%), заболевания глаз (16%).

Проведены лечебно-оздоровительные мероприятия и реабилитационные мероприятия в связи с заболеванием в учреждении 34 чел., проведено УЗИ-обследование 11 несовершеннолетних, ЭКГ 8 чел., пролечены в стационаре субъекта РФ 1 чел. Оказана помощь в санаторно-курортном лечении 3 несовершеннолетним. Проведены консультации в ОКБ г.Ростова 2 чел., в ГУС ПТКД РО 6 чел.8

Приведенные данные свидетельствуют о необходимости введения социально-профилактической работы с воспитанниками социально-реабилитационных центров, в первую очередь меры профилактики заболеваемости и формирования здоровьесберегающих ценностей и образа жизни, развития знаний о предупреждении и определении заболеваний, меры профилактики наиболее распространенных заболеваний – заболеваний костно-мышечной системы, психических расстройств и расстройств поведения, заболеваний глаз.

Об остроте проблемы здоровьеразрушения воспитанников социально-реабилитационного учреждения свидетельствуют данные экспертного опроса, проведенного в ноябре – декабре 2012 г. на базе ГБУ СОН «СРЦ г. Новошахтинска». Экспертами являлись специалисты центра, в частности социальные педагоги, люди по социальной работе. Экспертам был задан ряд вопросов (Приложение 1).

По мнению экспертов, воспитанники чаще всего болеют простудными заболевания, ОРЗ, ОРВИ, ангиной. Возникает это из-за снижения иммунитета, так как дети не получают полного питания дома, вследствие того что родители не уделяют этому внимания.

На вопрос «Кто больше подвержен рискам здоровьеразрушения - воспитанники социально-реабилитационных учреждений или дети, воспитывающиеся в семьях?» мнение экспертов поделилось пополам. Одни считают, что рискам здоровьеразрушения подвержены больше всего воспитанники социально-реабилитационных учреждений из-за проживания в антисанитарных условиях, отсутствие навыков закаливания, несоблюдение режимов дня. А другие считают, что дети из неблагополучных семей, так как проживают с асоциальными родителями, которые ведут антиобщественный образ жизни.

Все эксперты согласились, что необходимо обучать воспитанников ЗОЖ, но и было мнение одного из экспертов, о том, что воспитанников социально-реабилитационных учреждений очень трудно обучить ЗОЖ, если он с детства был предоставлен «улице» и «самостоятельному» образу жизни. Многие из них считают, что пить, курить, нюхать токсичные вещества это норма жизни. Часто курящий ребенок, пристрастившись курить, не может бросить эту вредную привычку даже понимая и сознавая этот вред. И без специалиста и определенной методики ни как не обойтись. Обучать нужно и необходимо ЗОЖ.

В понятие здоровьесбережения эксперты включили сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их благосостояния и психологического настроя. А здоровьеразрушение определили как разрушение здоровья вредными привычками (алкоголь, курение, наркотики), аморальный образ жизни, неблагоприятные условия среды обитания, неправильное питание, не соблюдение норм гигиены и правильного режима дня.

По мнению экспертов, воспитанникам социально-реабилитационных учреждений необходимо прививать навыки соблюдения: режимов дня, правил личной гигиены, правильного питания и знания о его влияние на организм человека, знание о влияние вредных привычек на организм человека, знание о профилактике СПИДа. Навыки поведения: на улице, в общественных местах, отрицательными привычками (грызть ногти). Навыки собственной безопасности, знания о дорожно-транспортном травматизме, об опасности в быту (мокрый влажный скользкий пол, газ, электричество и т.д.

Эксперты считают, что при системном обучении основам здоровьесбережения у воспитанников социально-реабилитационных учреждений должно сформироваться понятие о том, что здоровье – это одна из главных ценностей человеческой жизни, источник радости и привычка к здоровому образу жизни. А также иметь представление о ценностях жизни, чувствовать себя уверенно в окружающем мире и научиться беречь свое здоровье.

По мнению экспертов наиболее эффективными методами в освоении ЗОЖ являются:

- беседы о ЗОЖ;

- просмотр познавательного телевидения;

- сюжетно-ролевые игры;

- плакаты;

- праздники;

- кружки, работающие по интересам;

- тематические видеоролики;

- конкурсы;

- викторины;

- приобщение к спорту;

- создание благотворительный атмосферы.

В социально-реабилитационных учреждений для формирования ЗОЖ с воспитанниками проводятся:

- работа психологов;

- индивидуальная работа с каждым воспитанником;

- тематические беседы;

- праздники;

- спортивные мероприятия;

- беседы о ДПП;

- соревнования;

- просмотр тематических видеороликов.

Эксперты считают, что профилактика здоровьеразрушения способствует развитию привычки к ЗОЖ, помогает приобретать детям навыки здоровья. Формами внедрения профилактики являются занятие в тренажерном зале, участие в спортивных эстафетах, регулярные оздоровительные прогулки.

Для углубленного изучения проблемы в декабре 2012 г. проводился пилотный опрос воспитанников социально-реабилитационного учреждения, где задавались следующие вопросы. На вопрос «Что Вы понимаете под здоровьем?» дети давали различные ответы – это не курить, не пить, не принимать никаких таблеток, не кашлять. Ответы были смешные и в тоже время говорили о том, что дети хоть чуть-чуть, но имеют представление о том, что такое здоровье. Следующий вопрос был о том, что такое ЗОЖ. Сначала воспитанники вошли в ступор, а затем начали повторять то же самое, что и отвечали на вопрос о здоровье. На вопрос что нужно делать, чтобы быть здоровым, дети с уверенностью сказали – занятие спортом. Так же не пить, не курить, правильно питаться, соблюдать режим дня, не пить холодную воду.

Когда им был задан вопрос, должен ли человек соблюдать все правила ЗОЖ, они все хором ответили «да». А на вопрос почему, ответ был однозначным – чтобы не болеть. Самым любимым вопросом для детей стал вопрос о том, какие они знают вредные привычки. Ответов было масса. Это и курение, «матюкаться», драться, пить, неправильное питание, наркотики. Затем у каждого из воспитанников спросили, что он делает, для того чтобы сохранить и укрепить здоровье. Некоторые говорили «Я не знаю», другие отвечали, что они не курят, не пьют, занимаются спортом.

В результате проведенного опроса выяснилось, что причинами попадания детей в социально-реабилитационный центр является проживание в неблагополучных семьях, где существует недостаток внимания и материнской заботы, аморальный образ жизни, неблагоприятные условия среды обитания. Отсутствие полноценного семейного воспитания приводит к недостатку сформированности навыков здоровьесбережения и привычки к ЗОЖ. У воспитанников социально-реабилитационных учреждений обострен риск здоровьеразрушения в силу того что они не знают основ и правил здоровьесбережения, не знают как правильно и качественно заботиться о своем здоровье.

Формами здоровьеразрушающего поведения воспитанников является вредные привычки, неправильное питание, несоблюдение норм гигиены, эмоциональная неустойчивость. Типичными заболеваниями среди воспитанников являются заболевания костно-мышечной системы, психические расстройства и расстройства поведения, заболевания глаз, что особенно актуализирует внедрение профилактики именно данных заболеваний.

Анализ данных центра, опрос воспитанников и особенно экспертов подтверждают необходимость работы по формированию ЗОЖ и значимость профилактической работы в учреждениях социальной реабилитации.

Обучение здоровьесбережению и профилактики должны проводить в первую очередь родители, закон об образовании, закон о профилактики, конституция РФ, учреждение здравоохранения, а так же все социально-активные граждане, которые занимаются системой профилактики, созданной на решение проблем здоровьесбережения.

Социальная профилактика – совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения негативного характера и другие, социально опасные и вредные отклонения в поведении. Ее целью является создание предпосылок для формирования законопослушного, высоконравственного поведения.

Сложность и многозначность проблем, возникающих перед работниками социальных служб, предполагает серьезный и вдумчивый подход к поиску путей их решения. Множество связей и отношений, существующих в обществе, прямая и опосредованная взаимосвязь происходящих изменений, обусловленных сугубо определенными причинами, требует в каждом конкретном случае глубокого понимания их природы, характера и сущности, выявление которых и составляет суть социальной профилактики. Эффективность решений любой социальной задачи или проблемы во многом будет зависеть от того, насколько точно была проведена профилактика, насколько объективно было оценено состояние социального объекта и насколько верно были выбраны ориентиры, нормативы диагностируемой сферы жизнедеятельности, служащие основой социального исследования и измерения.

Социальная профилактика основывается на ряде принципов:

- объективность, заключается в непредвзятом рассмотрении социального объекта, исключающем любые искажения действительности в чьих-то интересах, ибо только беспристрастное заключение и сделанные по нему выводы имеют реальную научную и практическую значимость;

- причинность, обусловлена универсальной связью и взаимодействием всех явлений и процессов в реальном мире, что позволяет в процессе исследования не ограничиваться описанием отдельных фактов или явлений, а выяснить закономерности их возникновения и функционирования;

-комплексный подход, в изучении социальных явлений объясняется тем, что социальная сфера представляет собой сложное переплетение множества прямых и опосредованных человеческих поступков, отношений, действий в самых различных формах их проявления и выделения отдельных возможно лишь условно, для накопления каких-либо конкретных данных.

- научная обоснованность и подтверждаемость особенно важны, ибо за каждым решением, принятым на основе социального диагноза стоит жизнь конкретных людей, их судьбы.

Профилактические мероприятия важны во всех сферах жизнедеятельности людей. Всемирная организация здоровья определяет основным направлением охраны здоровья населения профилактическое, призванное искоренять причины возникновения и развития болезней, создавать наиболее благоприятные условия охраны здоровья, воспитания физически и духовно крепких людей. Профилактика является обязанностью составляющей повседневной работы не только лечебно-профилактических учреждений, но и всех социальных организаций и учреждений в проведении мероприятий по охране, оздоровлению окружающей среды, соблюдению гигиенических норм и требований. Реализация задач профилактики здорового образа жизни возможна лишь при участии самого населения и реализуется через диспансеризацию, широкое проведение мероприятий по гигиеническому воспитанию и санитарному проведению, в которых наравне с медиками призваны принимать участие и социальные работники.

Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних необходима и должна включать методы работы уместные именно на сегодняшнем этапе развития общества и подрастающего поколения в России. Можно сказать, что сегодняшнее «больное» общество «программирует» патологию на уровне индивидуального поведения. Особенно подвержены возникновению отклоняющегося поведения молодежь, представляющая собой своеобразную группу риска в силу ряда определенных причин, в том числе перестройки локуса контроля, перехода от внешнего контроля со стороны взрослых к самоконтролю; неопределенности социального положения переходного возраста (в первую очередь это относится к представителям раннего юношеского возраста – подросткам, которые уже не дети, но еще и не взрослые).

В первую очередь это касается проблемы употребления наркотиков, которая восполняет ребенку нехватку общения, внимания со стороны близких, эмоционального тепла, разнообразных впечатлений, а также снимают стрессы, фобии различного вида. Подросткам остро не хватает ярких впечатлений; серость, обыденность бытия, лишенная положительных эмоций и удовольствий, подталкивает некоторых из них к употреблению наркотических и токсических веществ.

Одна из причин подталкивающих ребенка к наркомании, алкоголизму, это семейные ценности. Родители, употребляя социально приемлемые наркотики, сигареты, алкоголь, сами того не подозревая, формируют установку подростков на прием наркотических веществ как «нормального» общепринятого поведения. Табакокурение и алкоголь являются для молодых людей первым шагом на пути к более сильным наркотическим средствам.

Второй по значимости субъект влияния на поведение детей и подростков – образовательное учреждение (школа, среднее профессиональное или высшее учебное заведение), оказывает наиболее противоречивое воздействие на современное поколение. Однако отсутствие профилактической работы в школе не рассматриваются директорами школ и других образовательных заведений как факторы, влияющие на наркотическую зависимость учащихся трудный подросток суицид социальная работа.

В зависимости от возникшей проблемы в обществе должна возникать определенная реакция, которая станет основой профилактики или лечения взрослеющего человека. Форма ответной реакции общества на тот или иной вид поведения должна зависеть от того, какие (по степени общности) социальные нормы нарушаются: общечеловеческие, расовые, классовые, групповые и т. д. Можно выделить следующие зависимости:

1. Чем более высокий уровень (по степени общности) социальных норм и ценностей, тем более решительными должны быть действия государства. Самая высокая ценность – естественные права человека.

2. Чем более низкий уровень социальных норм нарушается, тем больше упор должен делаться на неформальные меры социального контроля (социальное вознаграждение или порицание, убеждение и т. д.)

3. Чем сложнее социальная структура общества, тем многообразнее должны быть формы социального контроля, технологии воздействия.

4. Чем более низкий уровень социальных норм нарушается человеком, тем терпимее должна быть реакция на его действия.

5. Чем демократичнее общество, тем больше акцент должен делаться не на внешний социальный, а на внутренний личностный самоконтроль.

Профилактику можно подразделить на первичную, вторичную и третичную.

Первичная профилактика: изучение механизмов формирования материнского и отцовского поведения, типа семьи и воспитания; изучение и коррекция нарушения материнско-детских отношений, которые служат причиной снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.

Вторичная профилактика: раннее вмешательство в коррекцию клинико-биологических нарушений у ребенка; исследование генографии семьи; коррекция семейных отношений, физических и эмоциональных связей, определение детско-родительских границ; наличие четких семейных ролей.

Третичная профилактика проводится в отношении подростков, совершивших правонарушение, и ее целью является коррекция поведения подростка и его развитие, а не само преступление.

В социальной работе «под профилактикой подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на: предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов ребенка или подростка».

В концептуальном плане среди технологий воздействия можно выделить прежде всего информационный метод. Он основывается на широко распространенном представлении: отклонения от социальных норм в поведении людей происходит потому, что они не знают их. Такая точка зрения уже сама по себе предопределяет направление профилактических действий и выбор средств, форм и методов их осуществления, а именно: информирование людей о нормативных требованиях, предъявляемых к ним государством и обществом, активное использование в этих целях средств массовой информации (печать, радио, телевидение), а также кино, театр, литературу и др. современные средства, их целенаправленное применение может оказать большое влияние на формирование правосознания подростка, повышение его морально-нравственной устойчивости, общего уровня культуры. К сожалению, в условиях кризиса переходного периода, ложно понимая принципы гласности и свободы личности, некоторые средства массовой информации благородную миссию по профилактике отклоненного поведения не только не выполняют, но порой сами становятся, прямо или косвенно, пропагандистами человеческих пороков, с которыми вынуждено бороться общество.

Второй метод это беседы, семинары, консультации в школах с учениками, производственно-технических училищах и других учебных заведениях, женских консультациях, поликлиниках, участковых врачей, других специалистов, различные специализированных объединений и непосредственно специалистов по социальной работе. Неоценимую помощь в пропаганде здорового образа жизни оказали бы выпуски рекламных роликов, радиопередач, научно-пропагандистских печатных изданий. Социально-профилактический подход может быть в целом эффективным только тогда, когда профилактические меры будут носить общегосударственный характер.

Среди основных направлений профилактики отклоненного поведения, помимо уже рассмотренных, особое место занимает медико-биологический метод. Его сущность состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими аномалиями, т. е. патологией на биологическом уровне. При этом следует иметь в виду, что подобный метод не исключает, а лишь дополняет предыдущие подходы, поскольку в данном случае речь идет о профилактике не биологических отклонений, а социальных, хотя зачастую и связанных с психическим состоянием человека. Зачастую, социальный контроль выражается в стремлении других (обычно большинства) воспрепятствовать отклоненному поведению, наказать девиантов или «вернуть их в общество». Методы социального контроля включают изоляцию, обособление, социальную реабилитацию.

Итак, в ходе исследования понятия здоровьеразрушения была выявлена необходимость формулировки данного понятия для использования в социономической практике; данная формулировка предложена автором: здоровьеразрушение – это нарушение основ и принципов здоровьесбережения, форма индивидуального или группового социального поведения, в силу сознательного или неосознанного инструментально-потребительского отношения к своему здоровью приводящая к ухудшению и даже разрушению здоровья, в том числе неправильным образом жизни, вредными привычками (алкоголь, курение, наркотики), неблагоприятными условиями среды обитания, неправильным питанием, несоблюдением норм гигиены, отсутствием правильного режима дня и так далее. Основными формами здоровьеразрушения являются злоупотребление алкоголем, наркотическими средствами, психотропными и сильнодействующими веществами; бесконтрольные половые отношения без применения средств защиты и контрацепции; неправильное питание, несоблюдение распорядка дня, нарушение режима сна и отдыха; злоупотребление пассивными формами досуга; отказ от профессиональной медицинской помощи и самолечение и т.п.

Причинами здоровьеразрушения детей и подростков в первую очередь является семейное неблагополучие, например: пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение (тунеядство, воровство, проституция и т. д.); жестокое обращение с детьми (побои, избиение с нанесением тяжелых травм, голод); оставление малолетних детей одних без еды и воды; отсутствие крыши над головой, что подтверждено в ходе эмпирического анализа проблемы здоровьеразрушающего поведения воспитанников учреждений социальной реабилитации на базе ГБУ СОН «СРЦ г.Новошахтинска» (экспертный опрос специалистов ГБУ СОН «СРЦ г. Новошахтинска», ноябрь-декабрь 2012г., N=10 и опрос воспитанников ГБУ СОН «СРЦ г. Новошахтинска», декабрь 2012г., N=12).

Ведущими видами здоровьесберегающих технологий являются: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесберегающие образовательные технологии. Большой потенциал предупреждения здоровьеразрушения содержится в технологиях социальной профилактики, в частности автору видится целесообразным развитие форм социального образования воспитанников СРЦ по вопросам ЗОЖ, использования тренингов, игровых форм формирования ЗОЖ для детей и подростков в доступной форме согласно их возрастным особенностям и социально-индивидуальных потребностям; необходимо развитие информирования и просветительской работы, социальной рекламы, в том числе посредством активного вовлечения самих несовершеннолетних в эту работу.

Вопрос 45

Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство.

Социальное сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и так далее. В научных публикациях, средствах массовой информации постоянно повторяется тезис о том, что сложившаяся система государственных учреждений закрытого типа (детские дома, школы-интернаты)находится в противоречии с гарантированным каждому ребенку правом на семью. К наиболее серьезным недостаткам данной системы государственных интернатных учреждений специалисты относят: несовершенство законодательной базы, препятствующей усыновлению даже тогда, когда ребенок является брошенным; недостаточная" персонифицированность" помещений большинства учреждений, вследствие чего у детей развивается своеобразная " эмоциональная глухота", т.е. специфическая невосприимчивость к чужим проблемам; разрыв сложившихся эмоциональных связей при переводе воспитанников по мере взросления из одного учебно-воспитательного учреждения в другое; недостаточная подготовленность персонала к работе с детьми, страдающими от последствий материнской депривации; недостаточность технологий реабилитации детей, страдающих от посттравматического синдрома вследствие стресса помещения ребенка в интернатное учреждение и изъятие его из семьи; отсутствие контактов с различными социальными институтами, что значительно затрудняет постинтернатную адаптацию выпускников; закрытость в прямом и переносном смысле учебно-воспитательных заведений для детей, лишенных родительской опеки.

Для смягчения последствий этих негативных факторов требуется качественное обновление существующей учебно-воспитательной практики.Так, анализ опыта деятельности детских домов и приютов показывает, что в настоящее время в них применяются педагогические технологии, которые были разработаны еще 20-40 лет назад и были рассчитаны на совершенно иную социально-экономическую и социально-психологическую ситуацию в обществе.

Последствия отставания технологий работы с детьми-сиротами и недостаточное их психологическое обеспечение проявляются в том, что воспитанники детских домов и приютов значительно уступают детям, воспитывающимся в семьях, по всем основным параметрам социальной адаптации, включая способность к приобретению профессии и трудоустройству; способность избегать кризисных и криминальных ситуаций в жизни; способность образовать собственную семью и успешно выполнять родительские воспитательные функции и т.д.

В 2005 г. выявлено 133 тыс. детей, оставшихся без родительского попечения. За 16 лет (с 1990 по 2006гг.)число ежегодно выявляемых новых сирот и детей, лишившихся попечения родителей, возросло в 2, 7раза. Перелом произошёл в 2006г., когда наметилась тенденция к сокращениювыявляемости таких детей и было выявлено 127, 1 тыс. детей – это почти на 6 тыс.детей меньше, чем в предыдущий год. В 2007 -2009 гг.соответственно 124, 4 тыс., 115, 6 тыс., 106, 7., тыс. детей.Численность биологических детей – сирот с 2006 по2009 год сократилась на 7579 человек и составила 13, 6 %от общей численности выявленных в 2009 году детей(в 2006 г. доля таких детей составляла 17, 4 %). Таким образом, проблема снижения социального сиротства остаётся актуальной.

Педагогическая реабилитация детей и подростков в условиях социального приюта осуществляется в ходе мероприятий воспитательного характера, направленных на получение необходимых знаний и навыков, школьного образования. Данная работа предполагает направленность на развитие личности и преодоление нарушений адаптации воспитанников в среде сверстников и строится с учетом следующих принципов:

· достижение максимального эмоционального комфорта;

· всестороннее развитие личности детей в ходе воспитательной работы;

· формирование временной перспективы в сознании воспитанников;

· организация групп “семейного”типа, разновозрастных (6-7 человек), моделирующих семью.

В ходе воспитательных мероприятий, проводимых в приютах, ставятся следующие задачи:

· помощь детям и подросткам в становлении их самосознания, в понимании собственных особенностей, своих “сильных” и “слабых” сторон, жизненных целей и перспектив;

· формирование положительного опыта общения у воспитанников: формирование представлений о групповых нормах общения, навыков конструктивного общения со сверстниками и взрослыми в стенах приюта и за его пределами;

· развитие и начальные этапы коррекции эмоциональной и познавательной сфер детей;

· создание положительного эмоционального климата в детском коллективе; помощь в осознании своих эмоций и чувств, адекватных форм эмоционального реагирования; расширение кругозора детей;

· формирование у детей навыков анализа, оценки и разрешения жизненных ситуаций;

· обучение воспитанников навыкам ответственности за себя и свои поступки;

· ознакомление их с правами и обязанностями взрослого человека, создание у детей позитивного отношения к миру взрослых и обществу.

Опыт работы в учреждениях социальной и психолого - педагогической поддержки позволяет говорить о том, что сегодня на первый план выходят проблемы не материальные, а психолого-педагогические. Дети, живущие в таких учреждениях, будут копировать в своей будущей жизни ту модель, какую они видят каждодневно. В целом в учреждениях социальной и психолого-педагогической поддержки и помощи трудятся добросовестные люди, которые любят детей, стараются заменить им семью, помочь стать полноценными гражданами.

Организация жизни детей в учреждениях социальной и психолого-педагогической помощи и поддержки должна максимально способствовать нормальному психическому развитию, а это возможно только тогда, если рядом с воспитанником находится взрослый человек, который мог бы замечать и оценивать первые успехи ребенка, предупреждать нарушения в психическом и личностном развитии. Всем специалистам, работающим с детьми в таких учреждениях, необходимо учитывать свойственную воспитанию детей вне семьи специфику организации и содержания их жизни, построения отношений.

Задача воспитателей заключается в поддержке одобряемого поведения, положительных черт характера и разрушении неодобряемого поведения, в результате чего происходит рост положительных качеств личности. Воспитателям необходимо знать, что хорошо умеет делать ребенок, что у него получается, какие сильные стороны он имеет, что вызывает у него затруднения, в чем он отстает. Для этой цели воспитатели должны уметь проводить диагностику развития ребенка и выделять те навыки, которым необходимо его научить, чтобы он лучше мог жить и выживать.

Приоритетным направлением личностного развития является индивидуализация деятельности, позволяющая увидеть неповторимость и уникальность каждого ребенка, выделение в нем хороших сторон и опора на них в своей работе, а не просто опора на возрастную статистическую норму. Важная задача системы социально-педагогической поддержки детства -восстановить воспитательный потенциал семьи, поскольку ни одно даже самое прекрасное государственное учреждение не сможет заменить ребенку семью, и поэтому следует направить все усилия на то, чтобы реабилитировать ее в социальном, психологическом, педагогическом и других отношениях.

Для развития личности ребенка, формирования культуры поведения, требуется соблюдение таких принципов как:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.