Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выводы и предложения. Экономический рост и улучшение условий жизни населения - это два органически и неразрывно связанных процесса.






Экономический рост и улучшение условий жизни населения - это два органически и неразрывно связанных процесса.

Мировая практика свидетельствует о том, что невозможно сначала обеспечить экономический рост, оставляя на «потом» решение социальных проблем. Подобный подход, который все еще просматривается в социальной, экономической и бюджетной политике России, все более осложняет и обостряет социальные болезни, ухудшает общее положение, придает негативным социальным процессам необратимые свойства, и в конечном итоге, катастрофически влияет на утрату темпов развития.

Экономические и социальные реформы, проводимые последние 15 лет в России, привели к результатам весьма далеким от ожидаемых в начале 1990-х годов. Жизнь подавляющей части населения не улучшилась. Показатели материального благополучия граждан дореформенного периода (заработная плата, пенсии, возможности доступа к качественным здравоохранению и образованию) могут быть достигнуты, по оптимистичным прогнозам, к концу 2010-2015 годов.

Высокая дифференциация населения по доходам нарастает. Увеличивается дезинтеграция общества, утрачено доверие граждан к властным структурам государства. Все еще не сформированы цивилизованные социальные институты (доходов населения и социальной защиты), которые могли бы служить базой экономического подъема страны.

Отсутствие научно обоснованных и публично одобренных концепций, направленных на формирование эффективных социальных институтов, во многом связано с преобладанием во взглядах правящей элиты страны узкоэкономических подходов, с отсутствием стратегии с четко определенными целями, отвечающими интересам большинства населения. При этом речь должна идти не только о формировании общественного уклада, позволяющего обеспечить сохранение человеческого потенциала страны, но и о его качественно более высоком уровне.

Россия провозглашена в Конституции Российской Федерации социальным государством, обеспечивающим политические, экономические и социальные права всех граждан: мужчин, женщин и детей.

Рыночные отношения и необходимость инновационного экономического роста в России требуют качественно новой рабочей силы, имеющей существенно более высокие показатели физического здоровья, образования и профессиональной подготовки,

За время реформ государство не смогло сохранить существовавший высокий профессионально-технический потенциал и обеспечить задачу преемственной передачи профессиональных навыков. Сегодня средний возраст конструкторов, научных работников, рабочих высокой квалификации в большинстве отраслей экономики приближается или выше 60 лет. Россияужесегодня столкнулась с дефицитом такой рабочей силы. Это тем более актуально в связи с тем, что социальная парадигма постиндустриального развития базируется на постулатах взаимосвязи экономического и социального развития.

К причинам медленного продвижения по пути формирования механизмов и институтов динамично развивающейся экономики, постиндустриального неантагонистического гражданского общества и социального государства следует отнести следующие.

Первая причина состоит в отсутствии в доктрине долгосрочного развития социальной сферы нашей страны и в социальной политике государства целевых ориентиров, признанных в международной практике: качества жизни; величины коллективных социальных благ; индекса развития человеческого потенциала, выключающего в себя уровень образования, состояние здоровья населения и продолжительность жизни.

Это, в свою очередь, тормозит формирование адекватных институтов и экономико-правовых механизмов, позволяющих государству эффективно исполнять свои социальные функции и обязательства. Заниженная (многократно) цена труда тормозит развитие не только социальной сферы, но и экономики.

Вторая причина заключается в отставании методологической базы социальной политики и бюджетного процесса от темпов экономических и правовых преобразований. В результате цели, принципы, функции государства (включая федеральный Центр и регионы) и социальных субъектов во многом не соответствуют характеру и типу взаимоотношений рыночной экономики и конституционному типу государственного устройства - социальному государству. Федеральный центр и субъекты Федерации осуществляют социальную политику в режиме перманентной несогласованности.

Третья причина связана с отсутствием современного инструментария выбора приоритетов и механизмов их реализации: социальных нормативов развития социальной сферы и социальной защиты различных категорий населения (пенсионеров, инвалидов, безработных, проживающих в регионах Севера), а также минимальных уровней доходов, обеспечивающих достойный уровень жизни. В итоге в стране сохраняется долгосрочная тенденция недопустимо крупного удельного веса бедного населения и продолжается процесс увеличивающейся дифференциации доходов. Доля затрат на социальную сферу в ВВП сейчас оценивается в 15-16%, что на треть ниже минимальной границы, рекомендованной международным сообществом даже для развивающихся стран.

Четвертая причина - недостаточная системность и взаимосвязь экономических и социальных реформ. Многочисленные факты свидетельствуют о том, что, например, невозможно реформировать пенсионную систему или систему регулирования рынка труда, оставляя в «замороженном виде» прожиточный минимум и не приводя систему оплаты труда к цивилизованному виду.

В условиях катастрофически высокой поляризации доходов населения важно, используя опыт западноевропейских стран, сформировать и внедрить рыночные механизмы по выравниванию и перераспределению доходов, отказаться от архаичных среднестатистических методов оценки состояния и динамики доходов населения. Социологические опросы, проведенные в мае 2006 года, свидетельствуют, что более половины россиян считают, что материальное положение семьи за последний год не изменилось; еще 28% граждан отметили, что стали жить даже хуже; только 16% опрошенных считают, что стали жить лучше.

Первые признаки экономической активности и роста в народном хозяйстве одним из самых значимых барьеров имеют дефицитность хорошо оплачиваемых рабочих мест. В случае непринятия государственных решений в данной сфере эта проблема в ближайшее время обострит социальную ситуацию в стране. Для ее решения требуется существенный пересмотр государственной и местной политики занятости и регулирования доходов, формирования четкой государственной установки и ориентиров для работодателей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.