Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура. Понятие «сфера культуры» включает в свое предметное поле деятельность организаций, осуществляющих создание






Понятие «сфера культуры» включает в свое предметное поле деятельность организаций, осуществляющих создание, сохранение, распространение благ, удовлетворяющих потребности людей в эстетических переживаниях, развлечении и информации.

Нормативная база в сфере культуры. Определение предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов в области культуры содержатся в ст. 71 и 72 Конституции Российской Федерации и в Основах законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 года, а также в Федеральном законе от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, которым были исключены многие нормы, определявшие обязанности государства по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ. Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ отнес к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации следующие вопросы (п.п. 15-20):

15) охраны и сохранения объектов культурного наследия регионального значения;

16) организации библиотечного обслуживания населения библиотеками субъекта Российской Федерации;

17) создания и поддержки государственных музеев (за исключением федеральных государственных музеев, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

18) организации и поддержки учреждений культуры и искусства (за исключением федеральных государственных учреждений культуры и искусства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

19) поддержки народных художественных промыслов (за исключением организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

20) поддержки региональных и местных национально-культурных автономий, поддержки изучения в образовательных учреждениях национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности;

Большинство массовых учреждений культуры и искусства являются муниципальными и финансируются из местных бюджетов. Организации исполнительских искусств, крупные библиотеки и основная часть музеев находятся в ведении региональных органов власти и финансируются из бюджетов субъектов РФ. В 2003 году в федеральном ведении находилось 247 учреждений, получающих ассигнования из федерального бюджета по подразделу «Культура и искусство».

Около четверти всех государственных расходов на культуру и искусство выделяется из федерального бюджета и приходится на раздел «Ведомственные расходы на культуру и искусство», прежде всего на содержание особо ценных объектов культурного наследия народов России и обеспечение деятельности музеев. Примерно 20-30% средств бюджета идет на государственную поддержку театров, концертных организаций и других организаций исполнительских искусств. На реализацию федеральной целевой программы «Культура России (2001-2005 годы)» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2000 г. № 955) из федерального бюджета в в 2003 и 2004 гг. - 12% общей величины расходов на культуру и искусство. Основная часть этих средств направляется на реализацию подпрограммы «Развитие культуры и сохранение культурного наследия России».

Новое законодательство о разграничении полномочий содержит прямые указания на виды культурной деятельности, отнесенные к компетенции субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления разных уровней. При этом в рамках двухуровневой системы местного самоуправления основные полномочия в данной сфере передаются на нижний муниципальный уровень - уровень поселений. Одновременно существенно сужена компетенция муниципальных районов в реализации культурной политики в масштабах этих муниципальных образований. Между тем система учреждений культуры района выполняет функции не только удовлетворения культурно-досуговых потребностей жителей отдельных поселений, но и поддержания и развития культурных связей между жителями каждого муниципального образования.

Исходя из этого, рекомендуется заключение соглашений между органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, и органами местного самоуправления муниципального района о передаче району части полномочий в области культурной политики (прежде всего по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут передавать муниципальным районам, городским округам некоторые из своих полномочий, в том числе в части создания и поддержки музеев, поддержки народных художественных промыслов.

Целесообразна реорганизация государственных (муниципальных) учреждений культуры и искусства путем разделения бюджетных учреждений на организации, осуществляющие культурную деятельность, и организации, владеющие и распоряжающиеся недвижимым имуществом и оборудованием, предоставляемым государством для такой деятельности. В первую очередь это относится к театрам.

Для обеспечения необходимой информации о процессе реализации региональной (муниципальной) программы развития сферы культуры необходимо создание системы мониторинга эффективности использования бюджетных средств в отрасли «культура и искусство».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.