Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Здравоохранение. Отрасль здравоохранения представляет собой систему организаций, оказывающих медицинскую помощь населению






Отрасль здравоохранения представляет собой систему организаций, оказывающих медицинскую помощь населению. Традиционно выделяются три типа медицинской помощи, соответствующих разным этапам лечебно-диагностического процесса.

Первичная медико-санитарная помощь, включающая профилактические мероприятия, скорую помощь, медицинскую помощь, оказываемую врачами общей практики и терапевтами в форме амбулаторного лечения.

Специализированная медицинская помощь, оказываемая в форме амбулаторного лечения, и стационарная медицинская помощь, оказываемая на основе медицинских технологий массового применения. Под специализированной медицинской помощью понимаются виды помощи, оказываемые врачами, специализирующимися на лечении определенных типов заболеваний (окулистами, отоларингологами, хирургами и т.д.).

Стационарная медицинская помощь, оказываемая на основе новых медицинских технологий, которые еще не получили массового применения.

Типы медицинской помощи, ее виды и уровни оказания «технологически» взаимосвязаны. Профилактические мероприятия по выявлению болезней на ранних стадиях развития позволяют более успешно проводить лечение в амбулаторной форме или стационарно.

Особенностью отечественной системы здравоохранения является широкая сеть амбулаторно-поликлинических учреждений и в частности поликлиник, объединяющих в рамках одной организации участковых врачей-терапевтов и врачей-специалистов. Такая организация облегчает взаимодействие врачей разных специальностей при оказании медицинской помощи пациентам.

За рубежом первичную медико-санитарную помощь обычно оказывают врачи общей практики, занимающиеся частной практикой или в составе небольших по численности групп врачей (групповые практики).

Нормативная база системы здравоохранения. Основные правовые акты, которые определяют расходные обязательства федерального правительства в области здравоохранения, – это Конституция Российской Федерации и Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (Закон РФ от 30 июня 1993 г. № 5487-I).

Согласно статье 41 Конституции медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывают гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений. Ее 72 статья определяет, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства. Кроме того, согласно Конституции финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры, направленные на развитие государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

К расходным обязательствам Российской Федерации в сфере здравоохранения относятся: финансовое обеспечение мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи федеральными специализированными медицинскими организациями; осуществление федеральных целевых программ в области здравоохранения; выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (которая осуществляется за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования).

Услуги, которые оказывают медицинские учреждения федерального подчинения, составляют всего лишь около 10% услуг отечественной бюджетной медицины в целом. Однако, лечебные и профилактические организации (больницы, клиники, центры, санатории), которые находятся в прямом ведении Минздрава России, относятся к самому высокому (высокотехнологическому и дорогостоящему) уровню медицинского обслуживания, дополняя первичную медико-санитарную и вторичную медицинскую помощь, оказываемую главным образом в муниципальных больницах.

Особенность этой высшей ступени медицинской иерархии заключается в высокой специализации, сложности используемых медицинских технологий, значительной стоимости лечения. Хотя в определенном объеме услуги такой медицины предоставляют и в регионах (в республиканских и областных клинических больницах, специализированных клиниках и других учреждениях), основная нагрузка ложится на федеральные клиники, где сосредоточена большая часть медицинских технологий высшего уровня.16

Уточнение разграничения компетенции в сфере здравоохранения между федеральным, региональным и местным уровнями публичной власти проведено в ходе реформы системы разграничения полномочий 2003-2004 гг. и закреплено в «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487-117.

Расходными обязательствами субъектов Российской Федерации в этой области являются:

· финансовое обеспечение региональных программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, медицинского образования и других вопросов в области охраны здоровья граждан;

· финансовое обеспечение мероприятий по оказанию специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи;

· финансовое обеспечение мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских организациях (за исключением федеральных специализированных медицинских организаций, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

· финансовое обеспечение мероприятий по оказанию медико-социальной помощи гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями (за исключением помощи, оказываемой федеральными специализированными медицинскими учреждениями, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации).

Также согласно п. 5 ч. 1 ст. 6 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится формирование расходов бюджетов субъектов Федерации в части обязательного медицинского страхования неработающего населения.

Финансовыми обязательствами в сфере здравоохранения муниципальных образований являются:

· финансовое обеспечение мероприятий, направленных на развитие учреждений муниципальной системы здравоохранения;

· финансовое обеспечение мероприятий по оказанию первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;

· финансовое обеспечение мероприятий по оказанию скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной) гражданам;

· финансовое обеспечение деятельности организаций муниципальной системы здравоохранения.

Возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями закреплена также Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которым установлены требования к законам субъекта Российской Федерации о наделении соответствующими полномочиями органов местного самоуправления.

В сфере здравоохранения органы местного самоуправления наделяются в основном полномочиями по оказанию населению специализированной медицинской помощи в туберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах, специализированных домах ребенка и других специализированных медицинских учреждениях. По данным Минюста России на конец 2005 года, эти полномочия переданы органам местного самоуправления 70 городских округов, 244 муниципальных районов, 38 городских поселений и 345 сельских поселений в 17 регионах страны18.

Основные расходы на здравоохранение осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. В период 1995-2003 гг. они составляли около 90% расходов консолидированного бюджета на здравоохранение. Основная часть медицинских учреждений также находится в ведении региональных и местных властей19.

Например, на долю всех государственных источников в Вологодской области, ситуация в которой типична и для большинства других регионов, приходилось примерно 90% от их общего объема (см. таблицу 1).

Таблица 1 Структура источников финансирования здравоохранения
Вологодской области, %

  2002 г. 2003 г.
Федеральный бюджет 1, 2 0, 8
Областной бюджет 19, 4 15, 8
Муниципальный бюджет 29, 5 28, 8
ОМС 41, 2 38, 3
Всего государственные источники 91, 4 83, 7
Платные услуги и ДМС 8, 6 16, 3
Всего государственные источники и средства от платных услуг и ДМС 100, 0 100, 0
Всего государственные источники и средства от платных услуг и ДМС, млн. руб.   3632, 1

Источник: Отраслевые секторальные и региональные особенности реформы бюджетных учреждений в России. Консорциум по вопросам прикладных экономических исследований. М., 2005, С. 23.

Устоявшейся тенденцией в Вологодской области (что характерно и для других субъектов Федерации) является увеличение в финансировании медицинских услуг населению доли платных услуг, добровольного медицинского страхования, а также увеличение удельного веса доходов системы обязательного медицинского страхования в совокупных государственных источниках на эти цели.

Абсолютные размеры и структура подушевых расходов на здравоохранение в Вологодской области и в целом по Российской Федерации свидетельствуют о том, что в расчете на одного жителя величина ресурсов все еще крайне незначительна20 (см. таблицу 2).

Таблица 2 Государственные источники финансирования здравоохранения в Вологодской области и Российской Федерации в 2003 г.

  2002 г. 2003 г. 2004 г.
Воло- годская область Россий- ская Федера- ция Воло- годская область Россий- ская Федера- ция Воло- годская область Россий- ская Федера- ция
1. Средства бюджетов здравоохранения субъектов Российской Федерации в расчете на 1 жителя, руб. 1124, 8 1192, 7 1348, 1 1389, 6 1530, 3 1968, 1
2. Средства ОМС в расчете на 1 жителя, руб. 918, 4 926, 7 1159, 7 1087, 2 1531, 5 1194, 2
В том числе:            
ЕСН в расчете на 1 жителя, руб. 605, 2 536, 5 692, 8 625, 9 856, 7 799, 6
страховые взносы на ОМС неработающих граждан в расчете на 1 жителя, руб. 226, 5 283, 3 348, 3 348, 7 498, 6 394, 6
Всего средства бюджета и ОМС 2043, 2 2119, 4 2507, 8 2476, 8 3061, 8 3162, 3

Источник: Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации в 2003 г. ФФОМС.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.