Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образование чехославакского государства.Решение нац вопроса.






Решающие для провозглашения независимости чехов и сло­ваков события произошли 28 октября 1918 г. В этот день прави­тельство Австро-Венгрии объявило о своем намерении заключить перемирие с державами Антанты, тем самым признав свое пора­жение. Пражский Национальный комитет, взявший в свои руки гражданскую и военную администрацию, объявил о создании независимого государства. На него и были возложены функции временного правительства. Власть на местах было поручено осу­ществлять прежней администрации, сохранялось старое законо­дательство, в том числе и касавшееся отношений собственности. Комитет возглавила пятерка политиков, названная позже «мужи 28 октября» — чехи А. Швегла, А. Рашин, Ф. Соукуп, Й. Стршибрный и словак В. Шробар. 30 октября Словацкий национальный совет поддержал независимость «чешско-словацкого народа» на основании права словаков на национальное самоопределение. Октябрьские дни стали национально-демократической револю­цией, положившей начало чешско-словацкой государственности.

14 ноября 1918 г. в Праге состоялось торжественное заседа­ние национального собрания. Чехословакия провозглашалась де­мократической республикой. Первым президентом ее был едино­гласно избран Т. Масарик. Был утвержден состав правительства, согласованный еще в Женеве. Оно получило название кабинета «общенациональной коалиции». Его возглавил лидер националь­но-демократической партии К. Крамарж.

Смена власти в чешских землях в основном прошла спокой­но. Напряженность чувствовалась лишь в Брно и пограничных областях из-за сопротивления новым реалиям чешских немцев. Здесь появились четыре «независимые немецкие провинции», на основании провозглашенного президентом США В. Вильсоном права наций на самоопределение объявившие себя составной ча­стью Австрии. Однако правительство ЧСР довольно быстро по­кончило с попытками отторжения этих территорий, к декабрю 1918 г. они были заняты чешскими войсками.

В декабре 1918 г. Масарик с триумфом возвратился в Прагу. Под его руководством в республике восторжествовала система парламентской демократии. Был создан центральный госаппарат. В ноябре 1918 г. была принята временная конституция, введен восьмичасовой рабочий день. Национальный комитет был рас­ширен до 254 членов и провозглашен парламентом республики. В него вошли представители всех чешских и словацких политичес­ких партий.

В Словакии полномочным министром с широкими полномо­чиями был назначен В. Шробар. Вопрос о границах стал причиной серьезного конфликта между ЧСР и Венгрией. В конце 1918 — начале 1919 г. чешские войска заняли спорные районы со сме­шанным населением, которые по решению Антанты отходили к ЧСР. Они также вошли в состав союзнических оккупационных сил в Венгрии. Но летом 1919 г. венгерская Красная армия в ходе контрнаступления заняла Восточную Словакию и 16 июня 1919 г. в Прешове была провозглашена Словацкая республика советов, заявившая о своем объединении с Советской Венгрией. После падения Венгерской советской республики подобная участь по­стигла и Словацкую республику советов.

Составной частью ЧСР стала и Подкарпатская Русь (ныне Закарпатская область Украины), за что в конце 1918 г. высказал­ся ряд ее представителей. Окончательно вопрос о границах ре­шался на Парижской мирной конференции 1919 г. ЧСР на ней представляли премьер К. Крамарж и министр иностранных дел Э. Бенеш. В ходе конференции были подписаны мирные договоры стран Антанты с побежденными Германией, Австрией и Венг­рией. Они подводили черту под военным конфликтом и закреп­ляли новое территориальное устройство Европы. На решение во­проса о границах существенно влияли противоречия между вели­кими державами. Границы ЧСР были установлены Версальским (1919 г.), Сен-Жерменским (1919 г.) и Трианонским (1920 г.) договорами. Неудовлетворенными остались лишь претензии ЧСР на так называемый Бургенландский коридор (ряд земель Авст­рии и Венгрии), обладание которым должно было обеспечить общую границу с Королевством сербов, хорватов и словенцев и беспрепятственный выход к Адриатическому морю. Споры вы­звал также вопрос о Тешине. В конце 1918 г. большая часть этого региона оказалась под польской администрацией. В январе 1919 г. ЧСР решилась на оккупацию столь жизненно важного для ее эко­номического развития района. Для прекращения начавшегося во­енного конфликта сюда была направлена союзническая комис­сия для контроля. В 1920 г. Совет послов Антанты решил вопрос о Тешинской области, разделив ее между ЧСР и Польшей.

Мирные соглашения 1919—1920 гг. зафиксировали глубокие перемены в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе и образование национальных государств, включая Чехословакию. Последняя становилась составной частью новой Европы и систе­мы, названной Версальской. Победа стран Антанты в мировой войне способствовала усилению и развитию парламентской- де­мократии в регионе. На конференции в Париже по предложению В. Вильсона была создана новая международная организация — Лига Наций. Ее задачей было поддержание прочного мира и тер­риториального зШиз цио.

За обретенную свободу ЧСР брала на себя нелегкие обяза­тельства и должна была выплатить союзникам большую часть до­военных долгов Австро-Венгрии.

В официальной трактовке ЧСР возникла как «чехословацкое» государство, в котором две «ветви» единого целого — чехи и сло­ваки — составляли «чехословацкий народ» как национально-по­литическую категорию. На ее основе строилось гражданское обще­ство республики. По расчетам творцов теории «чехословакизма», в будущем должно было возникнуть «этническое единство». Они ис­ходили из языковой близости двух народов, но упускали из вида различия исторического развития и культурных традиций. Концеп­ция «чехословакизма» безусловно имела политический подтекст.

В новом государстве чехи составляли половину всего населе­ния и лишь вместе со словаками (около 2 млн) образовывали заметное большинство — около 8, 8 млн человек (при 3 млн нем­цев). Таким образом «чехословаки» в ЧСР считались государ-ствообразующим народом. Немецкая, венгерская, польская час­ти граждан республики получили статус национальных мень­шинств. Русинам (так в ЧСР называли жителей Подкарпатской Руси) была обещана территориальная автономия. Наиболее раз­витую социальную структуру имело немецкое население, оно от­личалось большой долей занятости в промышленности. В этом отношении к нему приближались поляки Тешинской Силезии. Самой отсталой областью была Подкарпатская Русь, уступавшая по уровню социального и экономического развития Словакии.

Чешские политики преследовали цель создания унитарного государства. Предоставление автономии национальным меньшин­ствам рассматривалось как весьма опасный прецедент. Центра­лизованное государство, в их понимании, легче могло преодо­леть послевоенные трудности и трения с соседними странами. Такой подход был вызван и глубокими социальными проблема­ми. Предстоял сложный процесс интеграции разных по уровню социально-экономического развития и национальному составу населения регионов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.