Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие цены и ее функции






 

При наличии спроса на продукцию, выпускаемую организацией, размер дохода организации, а, следовательно, и финансовые результаты ее деятельности, будут зависеть, с одной стороны, от внутренних возможностей организации (наличие соответствующих производственных мощностей, трудовых, материальных и денежных ресурсов), а с другой, - от затрат организации на производство и реализацию продукции. Они должны быть ниже сложившейся на рынке цены на эту продукцию или, по крайней мере, равны ей. В противном случае, организация становится неконкурентоспособной со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.

Наиболее привычным определением цены у нас является определе­ние Маркса: «Цена есть денежное выражение стоимости товара, денежное название овеществленного в товаре труда». Все дело в том, как определять стоимость товара [12].

Долгое время использование данного определения сводилось к тому, что в основу цены закладывались «общественно-необходимые затраты». В кавычках - потому, что «общественная необходимость» этих затрат определя­лась как среднеотраслевая плановая себестоимость данного продукта, увеличенная на сумму прибыли с учетом плановой сред­неотраслевой рентабельности. Однако общественно необходимые затраты труда характеризуют только одну сторону - производителя (продавца). Это позволяло организациям, мягко гово­ря, неважно работающим, т.е. имеющим потери производства, устаревшую технологию, громоздкую систему управления и т.п., худо или бедно, но воз­мещать свои затраты на производство и реализацию продукции и даже полу­чать прибыль. Следовательно, такое ценообразование не стимулировало организации к поиску путей снижения затрат, изучению рынка, к улучшению качества продукции и т.п. Это и есть административное ценообразование, ко­гда цена установлена сверху. При таком ценообразовании совершенно игнорировались (или истолковывались по-своему) функции цены, хотя на них указывал тот же Маркс.

Выделяют три функции цены:

- учетно-измерительная;

- распределительная;

- стимулирующая.

Учетно-измерительная функция (учетно-стоимостная) означает, что цена должна быть мерилом затрат на производство товара. Если затраты выше, чем установившаяся на рынке цена, это означает, что перед производителем встает ребром вопрос - или снижать затраты, или прекращать производство данного товара.

Распределительная функция связана с отклонением цены от стоимости в рамках действия рыночных факторов. Цена выступает элементом перераспределения национального дохода между отраслями экономики, её секторами, различными социальными группами населения. Данная функция выражается через различные формы изъятия в бюджет налогового характера (например: акцизы и НДС), которые направляются на формирование фондов специального назначения. Распределительная функция связана с государственным регулиро­ванием цен. Она означает искусственное повышение цен на ряд това­ров и искусственное понижение за счет этого цен на другие товары.

Стимулирующая функция означает, что на практике це­ны могут способствовать или препятствовать увеличению производства тех или иных товаров. Например, стимулирование производства принципиально новых видов продукции заключается в том, что цена на такие товары бу­дет учитывать эффект от новинки, и организация будет получать от этого дополнительную прибыль. Кроме того, цена должна стимулировать произ­водство продукции улучшенного качества и увеличение выпуска продукции, необходимой рынку, т. е. цена на такие товары будет соответственно выше и прибыль организации больше.

Второе определение цены, данное американскими учеными: «Цена - предельная норма замещения товара деньгами». В этом определении цены есть слово «предельная» норма. Относи­тельно чего – «предельная»? Имеется в виду, видимо, нижний предел, по ко­торому продавец позволил себе реализовать товар, и верхний предел, по которому покупатель позволил себе купить товар. На деле, однако, цена, по которой товар реализован в какой-то конкретной сделке, не всегда явля­ется предельной нормой. Вполне возможно, что продавец мог бы продать данный товар по цене ниже, чем продал, просто покупатель в ходе торгов согласился на данную цену.

Определение, которое отражает более реальную сущность цены в условиях рыночной экономики, может быть следую­щим.

Цена - это денежное выражение такой стоимости товара, по которой этот товар в процессе купли-продажи перейдет от продавца к покупате­лю, это стоимость сделки купли-продажи. Цена - это стоимость, по которой продавец может передать права на владение товаром, а покупатель приоб­рести эти права.

Цена несет информацию покупателю о том, за какую денежную сумму он сможет приобрести товар.

Цена выражает денежный эквивалент данного товара, т.е. показывает сумму денег, которая в данном акте купли-продажи равна этому товару. Причем этот эквивалент должен устраивать и покупателя, и продавца [12].

 

2.2. «Затратный» и рыночный механизмы ценообразования

 

Суть «затратного механизма» в том, что в основу цены была положена среднеотраслевая полная плановая себестоимость продукции. С точки зрения рыноч­ной экономики, очевидно, что покупателю совершенно безразлично, какие затраты несет производитель на производство, ему важна степень удовлетворения своей конкретной потребности в товаре.

Исторически сложилось, что цены устанавливали продавцы и покупатели в ходе переговоров друг с другом. Продавцы обычно запрашивали це­ну выше той, что надеялись получить, а покупатели - ниже той, что рас­считывали заплатить. Поторговавшись, они, в конце концов, сходились на взаимоприемлемой цене.

В этом смысле, продавцы выносили на рынок информацию об имеющемся предложении по данному виду товаров, а покупатели - о спросе. В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночная цена.

Спрос - это количество товара или услуги, которое будет куплено по определенной цене за определенный период. Спрос изменятся в зависи­мости от цены. Зависимость эта обратная, т.е. чем меньше цена, тем больше спрос. Спрос есть зависимость между ценой данного товара и количеством товаров, которое массовый потребитель покупает в течение некоторого периода. Спрос характеризует не то, сколько хотят купить, а то, сколько хотят и могут купить. Иначе говоря, это подкрепленное денежной возможностью желание, намерение покупателей приобрести данный товар.

Предложением называется количество товара или услуги, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период. Между ценой и предложением существует прямая зависимость. Чем выше цена, тем выше предложение. Предложение характеризует не то, сколько хотят продать, а то, сколько хотят и могут продать. Произ­водитель, так же, как и покупатель, ограничен в своих возможностях: во­-первых, мощностью предприятия, во-вторых, своими затратами, ниже ко­торых он не может установить цену.

Рыночная цена - это цена, складывающаяся на свободном конкурент­ном рынке под воздействием спроса и предложения, или равновесная це­на. Можно сказать, что рыночная цена - это цена, по которой можно продать товар на рынке в определенный период времени.

Рыночная цена в определенный момент времени фиксируется в точке, в которой пересекаются кривые спроса и предложения. Только в этой единственной точке цена устраивает и покупателя, и продавца.

При этом действуют следующие законы рыночного ценообразования:

1) цена стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению;

2) если под влиянием неценовых факторов произойдет повышение спро­са при неизменном предложении или сокращение предложения при неизмен­ном спросе, то цена возрастет. Если, наоборот, при неизменном предло­жении спрос сократится или при неизменном спросе увеличится предложе­ние, то цена понизится.

В условиях свободной конкуренции под воздействием законов ценооб­разования цена выравнивается автоматически.

Рыночная цена, т.е. цена, по которой все-таки договорились произвести акт купли-продажи, может быть ниже или выше равновесной це­ны, в случае, когда либо покупатель, либо продавец пошли на уступки.

Если цена продажи выше рыночной, это приводит к образованию излишков продукции и неудовлетворенности продавцов. Занижение цены, на­оборот, ведет к образованию дефицита и неудовлетворенности покупателей.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.