Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этнические группы как субъекты политики






 

В политологии важным субъектом политического процесса признается этнос - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими качествами, особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознание).

В мире сейчас проживает около 5000 народов, причем более 90% из них находятся в составе многонациональных государств. Роль национального фактора за последнее время значительно возросла, но при этом имеет неоднозначный характер в различных регионах мира.

В ряде стран Африки и Азии наблюдаются до сих пор масштабные национальные столкновения со значительным числом жертв. Следует отметить, что такие конфликты носят очень сложный характер, и национальный вопрос является лишь одной из этих сторон. Нередко национально-этнический фактор тесно переплетен в их структуре с религиозным (конфессиональным) фактором.

Европа демонстрирует миру одновременно ряд процессов: экономическую и политическую интеграцию в рамках расширяющегося Европейского союза, регионализацию в рамках интегрирующихся государств и всплеск национально-религиозных конфликтов в основном в Восточной Европе, где во многом национализм определяет политические движения.

Таким образом, можно отметить, что этнические процессы носят пульсирующий характер: разделительные процессы, при которых национальное развитие и размежевание протекает очень бурно, чередуются и соседствуют с объединительными, при которых идет консолидация или даже слияние близких по языку и культуре этносов в один.

Близким к объединительному, но не тождественным является процесс ассимиляции, при котором происходит слияние этнического меньшинства с числено преобладающим этносом. В рамках многонационального государства находится межэтническая интеграция, т.е. экономическое, социальное и другие формы взаимодействия сложившихся этносов в рамках общей государственности.

В бывшем СССР процессы сближения и интеграции носили во многом односторонний характер, реакцией на него стало обособление этносов.

Современная политология определяет национальный вопрос как проблему неравноправных национальных отношений и борьбу за их социально-политическое и социально-эконмическое разрешение. Национальные отношения пронизывают все структуры общественных отношений, поэтому любая проблема общественной жизни может принять национальную окраску. Этнические конфликты во многом являются следствием социально-экономических условий развития этноса.

Анализируя вековой опыт попыток решения этнических проблем, можно сделать следующие выводы:

1) национальные споры должны решаться на основе переговоров;

2) национализм никогда не приводил к благосостоянию граждан, но почти всегда - к войне;

3) наиболее эффективен путь решения национальных проблем за счет компромисса.

Государство должно гарантировать благоприятные условия для свободного развития этносов и формирования национальной терпимости, используя при этом воздействие средств массовой информации, законодательные акты и т.п. Можно определить следующие демократические принципы разрешения национального вопроса:

- право наций на самоопределение (хотя нередко это противоречит другому принципу международного права - территориальной целостности государства);

- автономия, под которой понимается широкое внутреннее самоопределение для компактно проживающего этноса;

- приоритет прав личности;

- равноправие этносов, проживающих на одной территории.

Существуют определенные государственно-правовые формы решения этнических проблем:

- создание автономных образований в рамках унитарного государства (Испания, Великобритания);

- создание федеративного государства (Индия, Швейцария и др.)

В современном мире национальное государство по-прежнему остается основной формой политической организации.Нами подробно рассмотрены две категории субъектов политического процесса - личность (индивид) и социально-этническая общность. Рассмотрению иных субъектов политического процесса - государства, элиты, контрэлит, институтов политической власти, политических партий, общественных движений и др. - посвящены другие темы курса " Политология".

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.