Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коллекции музея.






В настоящее время в собрание Русского музея входят следующие отделы: древнерусская живопись, древнерусское прикладное искусство, живопись, рисунок и акварель, гравюра, скульптура, нумизматика, декоративно-прикладное искусство, народное искусство, искусство новейших течений. На 1 января 2005 года коллекция музея насчитывала 394 158 единиц хранения.

Древнерусская живопись. Основную часть собрания составляют русские иконы, происходящие из крупных художественных центров Древней Руси, таких как Новгород, Москва, Псков, Ярославль, Вологда, Тверь, а также произведения провинциальных мастеров. Самая древняя икона коллекции - прославленный " Ангел Златые власы", созданный на рубеже XII - XIII вв. К шедеврам коллекции относятся также иконы из иконостаса Успенского собора города Владимира, связанные с именем крупнейшего иконописца конца XIV - первой четверти XV в. Андрея Рублева.

Кроме икон русских мастеров в музее хранится небольшая коллекция византийской и поствизантийской живописи, а также фрагменты стенописей из древнерусских храмов, уникальное собрание факсимильных копий фресок, рукописные и старопечатные книги.

Древнерусское прикладное искусство. Уникальную часть собрания составляют произведения домонгольского искусства, отражающие художественные традиции древнего Киева. Это, преимущественно, предметы личного употребления - украшения, исполненные из благородных и простых металлов, литые амулеты-змеевики, бронзовые кресты-энколпионы и тельники, миниатюрные каменные иконки. Жемчужиной собрания является, так называемый, " Киевский клад" 1887 года, зарытый на территории Михайло-Златоверхого монастыря татаро-монголами. Украшения из этого клада - подвески к женскому головному убору - колты, ожерелье-рясны и венчик-очелье - представляют собой шедевры искусства перегородчатой эмали на золоте, которым славилась Русь вслед за Византией.

Живопись. В числе полотен, составивших основу Русского музея при его формировании, большинство представляло именно период XVIII - первой половины XIX века.

Например, среди восьмидесяти полотен Русского отдела Эрмитажа, полностью переданного новому музею, выделялись произведения К.П.Брюллова (" Последний день Помпеи") и Ф.А.Бруни (" Медный змий"); И.К.Айвазовского (" Девятый вал") и Г.И.Семирадского (" Фрина на празднике Посейдона"); В.Л.Боровиковского (" Портрет Муртазы-Кули-хана") и А.А.Иванова (" Явление Христа Марии Магдалине").

Уже среди живописных работ переданных в Русский музей в момент его основания было заметное число работ художников второй половины XIX века, таких как И.К.Айвазовский, В.М.Васнецов, К.Е.Маковский, И.Е.Репин, В.Д.Поленов, В.И.Суриков. Несмотря на то, что отбор картин для музея был в первые два десятилетия несколько ограничен консервативными вкусами совета Академии художеств, диапазон представленной в музее живописи постоянно расширялся.

Рисунок и акварель. Начало графической коллекции Русского музея восходит ко времени его открытия, 7(19) марта 1898 года. В этот день в двух залах Михайловского дворца были представлены картоны, эскизы росписей, акварели К.П.Брюллова, Ф.А.Бруни, А.Е.Егорова, К.П.Бегрова и других мастеров первой половины Х1Х века.

Из 979 акварелей и рисунков, экспонировавшихся в первое время в музее, почти половину составляли графические листы, подаренные княгиней М.К.Тенишевой. В этом превосходном собрании находились произведения О.А.Кипренского, К.П.Брюллова, П.А.Федотова, И.Н.Крамского, И.Е.Репина, В.А.Серова, а также членов Общества русских акварелистов.

Нельзя не сказать о бесценной коллекции Л.М.Жемчужникова (4722 листа, среди них особое место занимают рисунки П.А.Федотова), о замечательном собрании А.Р.Томилова-Е.Г.Шварца, основу которого составляли произведения художников первой половины Х1Х века, О.А.Кипренского, А.О.Орловского, А.Г.Венецианова, Д.Кваренги, а также о тщательно подобранном собрании князя В.Н.Аргутинского-Долгорукова (1895 листов), известном архитектурной графикой XVIII- первой половины ХIХ веков.

Гравюра. В коллекции русской гравюры Государственного Русского музея хранится одно из наиболее полных собраний печатной графики с начала XVIII века до наших дней, общей численностью около 80 000 единиц. Это отдельные листы, серии и альбомы, географические и игральные карты, книжные иллюстрации, карикатуры, лубки, плакаты, афиши и уникальное собрание гравированных досок - металлических и деревянных.

Большую историческую и художественную ценность представляет редчайшее собрание футуристической книги, представленное именами О.В.Розановой, Н.С.Гончаровой, М.Ф.Ларионова, П.Н.Филонова и других выдающихся мастеров русского авангарда.

Скульптура. Станковая скульптура - бюсты, статуи, композиции - это, бесспорно, основа коллекции. Наряду с ними представлены и образцы монументального искусства. В их числе исполненный М.-А. Колло портрет Петра I, который был использован Э.-М. Фальконе при создании " Медного всадника", группа Б.-К. Растрелли " Анна Иоанновна с арапчонком", гипсовая модель несохранившегося памятника Александру I для Таганрога работы И.П.Мартоса.

Неотъемлемую часть собрания составляет декоративная скульптура, украшавшая архитектурные комплексы Петербурга и его пригородов.

Можно выделить поистине уникальные коллекции - мраморы Ф.И.Шубина и М.И.Козловского, Б.И.Орловского и И.П.Витали, Н.С.Пименова и Ф.Ф.Каменского; терракоты И.П.Прокофьева и И.П.Мартоса; воски Ф.П.Толстого; дерево А.С.Голубкиной, С.Т.Коненкова, А.Т.Матвеева. Большую ценность представляют бронзовые отливы, исполненные под руководством Б.-К. Растрелли, а также работы известных русских литейщиков И.Баженова, В.Можалова, В.Екимова, П.Клодта, К.Робекки, К.Миглиника, В.Гаврилова. В собрании имеются изделия крупнейших литейных мастерских Петербурга и заводов Урала.

Современная скульптура занимает большую часть собрания. Она представлена произведениями московской и ленинградской (петербургской) школ.

Работы А.Пологовой, Т.Соколовой, Н.Богушевской, А.Красулина, Д.Шаховского, В.Думаняна, Л.Гадаевой, В.Соскиевой, И.Блюмель, Н.Жилинской отразили такие черты московской пластической школы, как активизация художественного языка, театральность, яркая образность, экспрессия.

Нумизматика. В результате работ по систематизации музейного собрания известного специалиста в области русской нумизматики А.А.Войтова, в 1930-е годы был выделен отдельный нумизматический фонд. В последующие годы он пополнился десятками тысяч новых экспонатов. В фонд поступали обязательные экземпляры монет, медалей и бумажных денег из Гознака и Монетного двора, приобретались или поступали в дар частные коллекции и отдельные предметы, передавались вещи из других музеев.

Сегодня Фонд нумизматики Государственного Русского музея насчитывает более 70 000 единиц хранения - это монеты, ордена, медали, знаки, значки, восковые слепки, печати, боны, ценные бумаги.

Декоративно-прикладное искусство. Основа коллекции была заложена предметами обстановки Михайловского дворца, а также произведениями прикладного искусства из пригородных царских резиденций, из дворцов петербургских аристократов - Юсуповых, Шуваловых, Шереметевых, Строгановых. В музее хранятся вещи, принадлежавшие многим представителям царского дома от Петра I до Николая II.

Самая обширная в собрании декоративно-прикладного искусства - коллекция фарфора, она составляет почти треть его фондов. В ней представлены все основные этапы развития русского фарфора, начиная с изделий Д.И.Виноградова. Причем коллекция виноградовского фарфора, основная часть которой происходит из собрания великого князя Николая Николаевича Романова-младшего, на сегодняшний день является крупнейшей в мире. В коллекции представлены, хотя бы частично - первыми образцами, все царские сервизы со времен Елизаветы Петровны до Николая II. В фондах музея собраны изделия Императорского фарфорового завода и многочисленных частных производств, связанных с именами Гарднера, Корнилова, Кузнецова, Попова, Сафронова и других.

 

Народное искусство. В коллекции Государственного Русского музея представлены все основные виды народного искусства: резьба и роспись по дереву, узорное ткачество, керамика, художественная обработка различных металлов, набойка, деревянная и глиняная игрушка, вышивка, резьба по кости, кружевоплетение, вязание и ковроделие. Они не только демонстрируют обилие способов обработки традиционных природных материалов, но и свойственное каждому виду многообразие выразительных средств, стилистических направлений и образных решений.

 

Искусство новейших течений. Отдел новейших течений был создан в конце 1980-х годов. Одна из задач отдела - закрепить в практике музейного собирательства новые, нетрадиционные виды искусства, новые медии и технологии: инсталляции и ассамбляжи, видеоарт, фотографию и photo-based art, многое другое.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.