Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кийосаки Роберт. Если хочешь быть богатым и счастливым не ходи в школу?

Если хочешь быть богатым и счастливым не ходи в школу?

 

Надежная гарантия жизни Для Вас и Ваших Детей

 

«Прочтя книгу, все что я увидел и прочувствовал в своей рабочей жизни, откликнулось – наконец-то! Роберт дал мне надежду и пробудил мой дух к действию. Это ободряющий мозги коктейль, и я хочу еще»

Гидрогеолог.«Наконец-то кто-то разоблачил существующую систему образования. Когда выйдет следующая книга?»

Студент.«Как родитель четырехлетнего ребенка и учитель младших классов, я не могу поверить в истинность таких заявлений. И я только удивляюсь, почему я не вижу всего того, о чем здесь сказано – может быть я величайший продукт системы…»

Школьный учитель.«Читая эту книгу, я пришел в ярость, я разволновался и расстроился, и у меня в конце концов осталось большое желание узнать больше.»

Владелец небольшого бизнеса.«Блестящее воплощение значительной части моего 30-летнего учительского опыта».

Розничный торговец/учитель.«Я сталкивался и с этими учителями, и с этими проблемами системы образования многие годы. Автор подтвердил в своей книге все то, что я говорил в течение ряда лет – невероятная книга».

Финансовый проектировщик.«Очень просвещенно и в русле наших мыслей и опыта последних нескольких лет по всем изложенным аспектам».

Женатая пара-учителя.Эта книга написана для того, чтобы дать компетентную и надежную информацию относительно одной интересной темы. Однако, читатель должен знать. что автор и издатель не заняты в юридической, финансовой или другой профессиональной сфере.

 

Законы и методы часто изменяются от государства к государству, и если вам требуется юридическая или другая помощь необходимо обратится к услугам профессионала.

Автор и издатель не несут ответственности за последствия использования или применения материалов данной книги.

Хотя книга основана на истинной истории, некоторые события в книге были изменены для образовательного.

 

ВСТУПЛЕНИЕ

 

Для нашего общества в целом и в особенности для нашей системы образования пришло время перестать играть в победителей и побежденных с нашими детскими мозгами, сердцами и нашим экономическим будущим.

Во время своего школьного обучения большинство из нас было нацелено не на систему образования, а на систему самоустранения – и такое положение дел к сожалению сохранилось до сегодняшнего дня.

Вместо того, чтобы помочь развить в нас все самое лучшее, система вынуждает нас противостоять друг другу в жестокой борьбе, в которой выживают лишь те, кого признала самыми пригодными, В этой системе менее 15% из нас могут быть признаны победителями. Остальные испытывают постоянно уменьшающееся чувство собственной значимости.

Вместо уверенности, что приобретенные навыки помогут преуспеть в жизни, слишком многие из нас выходят из школьных стен искалеченными и измученными. И что еще хуже большинство совершенно не готово к жизненным испытаниям. Неужели мы хотели бы увековечить такую модель поведения для наших детей и для последующих поколений.

В этой игре победителей и побежденных, в которую мы все неизбежно вовлечены, даже так называемые победители терпят фиаско, учитывая тот факт, что они живут в обществе, где реализуется лишь малая часть их человеческого потенциала. Расплата за эти мнимые победы неизмеримо велика и выражается в таких печальных аспектах нашей действительности, как финансовое давление, низкая продуктивность, преступность, эмоциональные стрессы и продолжающееся обесценивание личностного удовлетворения.

Система, которая неоднократно подвергала себя военным экспериментам, несомненно является деструктивной. В Книге Джеймса Клиэри «Военное искусство», переведенной Сун Цу мы читаем:

Когда надо вам многих убить, Вы рыдаете после по ним, Если вы победили в войне.

Траур праздника вашего Не омрачит.

В течение многих поколений мы именно этим и занимаемся – но времена меняются. Перемены должны начаться с каждого из нас. Мы должны забыть предыдущий образ мышления, основанный на самообмане, который калечит наши судьбы. В процессе этого мы станем более успешными и обеспечим нашу молодежь моделями, которые помогут им добиться успеха во взрослой жизни.

Наше возрастающее невежество по поводу того, что мы как личности собой представляем и через что нам придется пройти, чтобы устранить для себя последствия ущербной системы образования отфильтрует в конечном итоге наше общество. Если мы ничего не делаем, мы по крайней мере, можем влиять на мир, преодолевая собственные проблемы. Успех, который в итоге придет к нам, несомненно будет иметь влияние на общество в целом и на нашу образовательную систему в особенности.

Те из нас, кто непосредственно занимается образованием – родители, учителя, администрация, добровольцы, опекуны, имеют больше возможностей. Мы можем трудиться изнутри, создавая необходимые условия для изменений. Мы можем помочь детям развить их врожденные способности и таким образом они смогут разорвать этот порочный круг победителей и проигравших раз и навсегда.

Цель этой книги в том, чтобы пролить свет на то. как влияет система образования на наши индивидуальности, и как она сегодня отражается на молодых. Необходимо прояснить, почему представляется такой сложной задача перемены образовательной системы и самих себя, и что мы сможем сделать в этом направлении даже при малейших усилиях со стороны каждого.

Центром внимания этой книги, как вы сможете убедиться, являются деньги. И этот центр фундаментален, В нашем обществе знание того, что есть деньги, совершенно необходимо. Без этих базовых знаний все, чему мы обучаемся в школе, не может быть применимо в жизни. Предлагая структуру современного общества, отсутствие этой информации сравнимо с отсутствие информации о сельскохозяйственных навыках в исключительно аграрной стране, Я убежден в том, что первейшей обязанностью нашего общества является обучение людей базовым навыкам успеха, процветания и благополучия. Судя по исследованным мною материалам, у нашей образовательной системы впереди долгий и многотрудный путь, который ей придется пройти прежде, чем она сдаст тест на пригодность. Во многих школах студенты получают высший балл, оканчивая двенадцатилетний, шестнадцатилетний и более курс обучения, не имея никакого представления о главном факторе выживания и процветания в нашем обществе. Более того, они не имеют навыков кооперации и доброго сотрудничества, которые нам необходимы, если мы хотим создать более совершенное общество.

Перед миром взрослых стоит сейчас две задачи: во-первых, преодолеть те печальные последствия системы образования, которые все еще отражаются на нашей жизни, и, во-вторых, сделать все возможное для изменения существующей системы образования в интересах подрастающего поколения. Я верю, что мы все заслуживаем успеха в жизни и более счастливых детей, окружающих нас. Я верю, что мы заслуживаем создания нового общества, способного обучаться постоянно. Я за то, чтобы каждый из нас раскрыл свой величайший потенциал. Я за экономическое процветание всех, а не нескольких. Я за искоренение преступности и бедности. Я за сохранение чистоты окружающей среды. Я за мир. Этим идеалам отвечают задачи этой книги, задачи, которые начинаются с образования наших собственного и следующих поколений.

Давайте начнем. Давайте начнем прямо сейчас и у нас все получится.

 

1. ПРОКЛАДЫВАЯ НОВЫЙ КУРС

 

 

«Все вообще бывают загипнотизированы инфантилизмом культуры их взращивающей. Развенчание этого мифа и просвещение являются основными задачами взрослой жизни».

Вильям Xарман и Говард Райнголд

Давайте представим себе на минуту, что мы путешествуем во времени и оказываемся в будущем, на 200 лет опередившем наше время. Итак, мы только что прибыли на форум, где почтенное собрание ученых обсуждает период истории, известный им как наш XX век. Это время представляется этим ученым мужам просто поразительным.

Дискуссии продолжаются уже много дней. Изучены обширные материалы, просмотрено множество видеопленок и документов. Встает один из ученых и обращается к остальным: «Ну что ж, это исследование было очень поучительным, но я несколько сбит с толку».

«Что же вам непонятно?» – спрашивает председатель.

«Может ли быть действительно истинным тот вывод, который я сделал в результате изучения всех имеющихся фактов. Неужели в годы экономического беспорядка, в 90-е годы, система образования не была поставлена перед настоятельнейшей необходимостью перемен, как основных требований времени? Ведь она не выполняла того, что должна выполнять, чтобы оправдать свое существование в обществе, а именно – она не смогла обеспечить людей знаниями и умениями, необходимыми для решения проблем того времени.»

Ученые молча кивают головами. Первый ученый продолжает: «Их общество не смогло обучить людей принципам существования денег, тогда как эти принципы были им жизненно необходимы для выживания в системе! Они только обучали своих людей определенным профессиям, которые вскоре становились устарелыми и ненужными. Да ведь это похоже на первобытную охоту и сбор растений, когда общество не научило людей, где искать растения для пищи или как выслеживать птиц и других животных, которые обеспечили бы их мясом.»

Ученые снова молча кивают головами: «Если не система образования учила людей финансам, кредитам и инвестированию, то кто же?»

Второй ученый, который детально изучил этот вопрос, ответил не задумываясь: «Банки и все имеющиеся финансовые институты выполняют эту роль».

Первый ученый с недоверием качает головой: «Вы хотите сказать, что организации, наживающиеся на их ошибках и незнании и являющиеся в конечном итоге ответственными за развал экономики, и были их учителями?»

 

В зале поднимается ропот. Ученые обмениваются комментариями, они вынуждены согласиться с таким положением дел, не смотря на всю его неправдоподобность.

«Это напоминает проводы овец на бойню». – замечает олин из присутствующих.

«Или как, если слепой ведет слепых», – замечает сидящая рядом с ним дама.

«Или что-то среднее между тем и другим», – комментирует их сосед.

Ученые посмеиваются, находя это забавным и в то же время сознавая трагический смысл этих открытий.

После долгой паузы первый ученый бросает на всю группу растерянный взгляд. «Что остается для меня самым непостижимым, так это то, что учителя в то время наказывали детей за ошибки. И массы при этом не возмущались. Возможно ли чтобы они не знали, что этим самым они надумают фундаментальные основы и принципы обучения?»

Воцарилась глубокая тишина. Все слишком хорошо знали, что именно это и происходило. Наказывая детей за честные ошибки, которые неизбежно сопровождали процесс обучения, они закрыли дверь для их самоутверждения, отнимая у них надежду на будущую удачную и счастливую жизнь. Тишина, повисшая над почтенной аудиторией свидетельствовала о тревожном согласии каждого из присутствующих.

«Боже мой! Они же были самыми настоящими варварами!» – сказал кто-то, выражая чувства каждого сидящего в зале.

 

* * *

Эта краткая притча из будущего иллюстрирует печальную реальность современного мира. Она преподносит ту правду, с которой и вы, и я, и каждый из наших близких сталкивается прямо сейчас.

Все те, кто чувствует неполноценность собственной жизни, являются участниками этого кошмара, который аллегорично выведен в притче. Этот повседневный кошмар отнюдь не следствие нашей ущербности, он – порождение нашей системы образования при поддержке общества в целом, обучающей не тому, как преуспеть, а тому, как не иметь успеха.

Должен заметить, что это весьма печальная картина. Но я нарочно набросал ее в таких мрачных тонах для того, чтобы пробудить в умах оправданную тревогу и дать шанс пробудившимся прямо сейчас начать изменять курс истории, начиная с себя.

Теперь, когда вы знаете плохие новости, позвольте мне рассказать вам хорошие. Хорошие новости заключаются в том, что прочтя эту книгу и позволив тем принципам, которые вы в ней отыщите руководить вашей жизнью, вы сумеете исправить неудачи, которые вас преследуют. На этих страницах вы обнаружите то, что тысячи уже обнаружили до вас: вы сможете создать ту жизнь, какую хотите вы и о которой вы мечтали для себя и своих близких.

Эта книга снимает покров с некоторых устаревших догм о нашей жизни. На этих страницах вы узнаете, почему многие ограничения, которые вам казались свойствами жизни, не являются таковыми. Вы обнаружите, что причины разочарований и расстройств не в наших недостатках, а в недостатках образования, которое обещало дать вам путеводитель к успешной жизни, но дало противоположное.

Не стоит конечно принимать эту книгу за путеводитель неудачника. Моя цель совершенно иная. Вы найдете здесь новый современный путеводитель, ведущий вас не по лабиринту с бесконечными тупиками, а по нормальной хорошей дороге, к достатку и счастью, о которых вы только могли мечтать.

Зерна неудач в детских головах, посеянные нами.

Зерна неудач засеваются в наших мозгах с самого раннего возраста. Чаще всего они заключаются во фразах, которыми мы постоянно пользуемся: «Будь хорошим». «Делай так, как тебе говорят», «Нет, ты неправ», «Вот это правильный ответ», «Не делай ошибок», «Если будешь хорошо учиться, то в жизни тебя ждет успех».

Будучи маленьким ребенком, желающим угождать и нравиться, вы все выполняли отлично. Но глубоко в недрах нашей плодородной дуги скрыты семена, унаследованные с рождения и включающие в себе весь ваш личностный потенциал. Они ожидают солнышка и дождика и заботливого садовника, который взрастит их, лишь они дадут побеги. Но спустя тридцать лет обнаруживается вдруг, что лишь редкие из них расцвели. Многие завяли, проросли глубоко внутрь и породив лишь гнев, изумление и боль. И жизнь превратилась в безрадостную пытку в череде бесполезных лет.

Почему? Потому что вы сфокусировали внимание только на том, что выучили, только на том, что вам задавали. Здравый смысл должен вам подсказать, что это не такая уж большая часть знаний, а зачастую и не самая главная.

Значительно позднее мы обнаруживаем, что некоторые из тех нежных ранних всходов трансформировались в вирусы, чьи болезнетворные симптомы опутали всю нашу жизнь. Мы обречены вечно блуждать в чумном тумане самообмана, если только не проснемся и не научимся самих себя спасать.

Нам нравится думать, что образование облегчает нам жизнь. Для некоторых из нас это действительно так. Но для большинства – нет. Мы приучены к тому, что если человек хорошо учится в школе, то и в жизни все будет так же хорошо. И горькая ирония скрыта в том, что обучение в школе в действительности глушит нашу внутреннюю способность к достижению финансового благополучия и счастья.

В нашем обществе растет количество людей, зарабатывающих меньше, достигающих меньшего и изуродованных в погоне за счастьем не потому, что они учились, а потому, что были хорошими учениками. Наша система образования учит людей быть неудачниками в жизни, и неудача, как чума, поражает даже тех, кто заканчивал школу лучшими среди лучших.

Я знаю – это противоречит общепринятому мнению. Многие могут спросить, как это успех в школе может привести к неуспеху в жизни. Очень просто: влияние того, чему нас учат в школе, не проявляется в жизни человека где-то до тридцати пяти лет. Не имеет значения, были ли вы отличником или отставали в учебе, учились в частной или государственной школе. И не важно, бросили вы школу или защитили докторскую диссертацию в самом престижном университете. Молчаливые, коварные вирусы современное образования поражают почти все стороны вашей жизни, длительное время после школы.

Негативное влияние системы образования поражает людей среднего возраста, названным Алвином Тоффлером «Первой Волной», Старая система хороша для стабильного, не склонного к переменам общества, в котором средняя продолжительность жизни составляла 40 лет. Но она совершенно не подходит для современной динамичной жизни, где средняя продолжительность жизни практически удвоилась. Имеющаяся общеобразовательная система была, нацелена на удовлетворение потребностей фермерских семей. Обучение проходило в I половине дня с тем, чтобы дети имели возможность помогать своим родителям по хозяйству. И когда летом наступал пик фермерских работ, школа закрывалась на летние месяцы. Факт, что наши школы все еще придерживаются того расписания, когда дети возвращаются со школы домой за много часов до окончания работы родителей, и в том, что дети уходят на каникулы летом, когда почти отсутствуют надзор взрослых. Как результат мы получили общество равных, в котором дети растят детей. Они лишены величайшей мудрости и опыта, благодаря которому личность может развиться и стать по-настоящему взрослой.

Это всего лишь беглый взгляд на «огреху» общественного образования. Этот мир кардинально изменился с начала XIX века, но только не образовательная система.

Как мы можем охарактеризовать наши школы?

Мы не можем судить наши школы с точки зрения успехов и неудач, постигших нас с первого и до последнего дня обучения. Вместо этого мы должны попытаться оценить их пользуясь критерием жизненности. Мы должны задаться вопросом: «Как мое образование помогло мне в жизни? Могу ли я оглянуться на прожитые годы с чувством удовлетворения и гордости? Могу ли я честно сказать, что мое образование помогало мне прожить полноценную жизнь? Научило ли оно меня тому, как сделать мир лучше? Прожил ли я жизнь, занимаясь любимой работой? Заработал ли я достаточно денег для содержания себя и своей семьи? Научило ли меня образование навыкам и умениям, которые помогли мне получать удовольствие от жизни? Вы вынуждены согласиться, что по всем этим вопросам и ответам на них наши школы являются абсолютной неудачей, провалом нашей жизни.

Наряду с достаточным количеством людей, наслаждающихся высокими жизненными стандартами, существует еще большее число тех, кто не удовлетворен профессиональной карьерой и страдает материально. Наблюдая современные тенденции в обществе, мы сталкиваемся с тем фактом, что количество безработных и бездомных постоянно возрастает, равно как и живущих на правительственные дотации, едва сводящих концы с концами. Увеличивается количество людей, впавших в отчаяние среди разбитых надежд и несбывшихся чаяний и желаний. Причинами всего этого являются архаичные методы системы образования, которые словно раковая опухоль расползаются на обширной территории благодатного человеческого потенциала.

Наша система образования сеет семена неудачи, крушения надежд и финансовой подавленности в обществе, которое не позволяет развиться истинному потенциалу человека. Старомодные методы образования глубоко проникли в нашу жизни и сформировали имидж неуспеха.

 

Семена неудачи, ограничивающие успех, продолжают насаждаться в умах наших даем. И наши дети знают об этом. Они ежедневно наблюдают несоответствие того, чему их учат в школе и того, что они наблюдают в реальной жизни. Почему Мадонна зарабатывает 20 миллионов долларов в год, а профессор университета только 25 тысяч?

Мы смотрим на эти очевидные противоречия и понимаем: «что-то не так в том, чему нас учат». Мы перестаем верить в миф о том, что образование – дорога к успеху, а те молодые люди, которые задумываются над своим будущим, теряют уважение к школе. Они оставляют попытки и уходят из школы. В конце концов с позиции зарабатывания больших денег школьные годы без сомнения представляются напрасной тратой времени.

К этому моменту, я надеюсь, вы уже готовы задать несколько пробных вопросов. К примеру таких, как: «Каковы последствия отрицательного опыта системы образования в целом на нашу жизнь? И как те вещи, которые мы изучили в школе, способны разрушить врожденную способность быть успешным и полностью реализовать свой великий потенциал?»

 

Вы могли бы прямо сейчас стать жертвой небольшого курса обучения, кроящегося в предложенных сценариях, если они конечном напоминают вашу ситуацию, 1. Плато дохода. Вам не достает способности увеличить свой доход, хотя вы хотите купить дом, заплатить за образование ваших детей, отложить деньги на старость или оплатить медицинские счета. Вы можете работать дольше и упорнее, но растущие потребности вашей семьи уходят все дальше от ваших реальных возможностей.

2. Плато продвижения. Вы начинаете замечать, что люди моложе вас продвигаются в своей карьере быстрее, нежели вы всегда это делали. Ваш новый начальник уступает вам в возрасте и нанят компанией со стороны.

3. Профессиональная непригодность. Вы усердно трудились, приобретая нужные вам навыки, или профессию. Но неожиданно надобность в специалистах вашей квалификации резко снизилась или резко увеличилось количество вашими навыками и профессией и резко снизило вашу значимость на рынке труда, 4. Правильная лестница. Неправильная стенка. Вы тщательно спланировали свой карьерный рот и посвятили свою жизнь одной компании. Ваша лестница к вершине корпоративной структуры достаточно прочная, но есть одна большая проблема. Стена, на которую вы поместили свою служебную лестницу оказалась слишком хрупкой.

5. Низкая оплата и любовь к работе. Вас удовлетворяет ваша работа но вашей семье нужен более высокий доход. Вы постоянно подавлены от сознания своей неплатежеспособности и испытываете чувство ягненка, предназначенного для жертвоприношения. Вы часто слышите, как говорят: «Деньги – это еще не все». А между тем вы и ваша вторая половина просыпаетесь среди ночи с мыслями о том, где взять деньги, чтобы заплатить по счетам. Вы испытываете чувство вины от того, что не можете обеспечить лучшую жизнь своим детям. И вы знаете, что ваша старость будет кошмаром, а вовсе не тем, чем, как вас учили, она должна быть.

6. Высокая оплата, ненавистная работа. Три типа людей подпадают под эту категорию. Но все они разделяют одно мнение, характеризующееся следующими утверждениями: «Я не могу себе позволить бросить» или «Я делаю это ради детей», «Еще только несколько лет и я брошу это. Это не может долго продолжаться».

Первый тип – это синдром проститутки. Если вы член этой группы, то жертвуете своим телом, своей душой и умом ради денег. Вы не заботитесь о том, что делаете пока это приносит вам много денег.

Второй тип немного посложнее. Это группа «потерявших интерес». Если вы ее член, вы можете делать неплохие деньги на том, что вам когда-то доставляло удовольствие. Единственная проблема в том, что ваши интересы поменялись. Многие профессионалы принадлежат к этому клубу. Вы скорее всего ответственны, были успешны в школе и сделали свой выбор профессии достаточно рано. Может быть вы доктор, дантист, экономист или юрист. Вы пошли в колледж уже с сформировавшейся идеей будущей профессии. Затем миновали возрастную отметку тридцатилетия и ваши интересы начали меняться. Часто это происходит как раз тогда, когда вы находитесь на пике карьер и ваш доход растет.

7. Низкая оплата, ненавистная работа. Сюда входят лица, наиболее пострадавшие от порочной системы образования. К сожалению, эго возможно наиболее многочисленная группа, существование которой подтверждает остроту, проблемы и необходимость ее незамедлительного разрешения. Эти люди тратят свои жизни на работу, которую они ненавидят и за которую получают недостаточную компенсацию. Часто называемые «работающими нищими», они живут на одну ступень выше рабства. В этой книге будут приведены примеры, иллюстрирующие, насколько система образования ответственна за формирование этой большой группы.

8. Многолетние новички. Когда продвижения не происходит так быстро, как бы им хотелось или мечты тотчас не материализуются, жизнь для этой группы людей становится скучной. Они становятся безынициативными и решение своей проблемы находят в возвращении к обучению. Не важно, как часто они возвращаются назад, важно то, что они так никуда и не приходят. Если вы член такой группы, то единственную вещь, которую вы в состоянии предъявить, как результат всех ваших усилий, это стена, увешанная различными степенями и сертификатами об образованиях, а также растущий список разочарований.

9. Выигрывающие в будущем в лотерею. Для этой группы мало-мальски существенное финансовое планирование начинается с лотереи, бегов или казино. Психологи говорят о том, что чем меньше уверенности в собственной удачливости, тем больше соблазна поиграть с судьбой в рулетку. Это не означает разумеется, что удачливые люди не рискуют. Как раз наоборот, они наиболее яркие представители группы риска. Как заметил Чарльз Гарфильд в своей книге «Вершина представления: Обучение ментальным техникам величайших мировых атлетов», наше величайшее достижения заключается в подготовке способных к риску людей. Хотя на риск они идут лишь в том случае, если он сродни их страсти.

Вы член общества выигрывающих в будущем в лотерею, если вы надеетесь, что в вашей жизни удача вам улыбнется лишь улыбкой большого джек-пота в казино, выигрышным билетом государственной лотереи или на бегах. Вы без сомнения член этой группы, если верите, что ваш единственный шанс реализовать заветную мечту кроется в будущей неожиданной удаче. Нет способа узнать наверняка, как много людей были пойманы в эту ловушку, но судя по количеству туристических автобусов, выстраивающихся в колонны на улицах Лас-Вегаса и Рено каждый выходной, самый дотошный подсчет перевалил бы за миллионы. Интересно заметить, что увеличивается не только количество разнообразных государственных лотерей, но также и размеры выигрышных сумм. Ирония заключается в том, что чем более подорвана экономика, тем больший выигрыш может получить лотерейный игрок в случае выигрыша.

10. Преступники. Существуют уличные преступники и белые воротнички. Преступные белые воротнички хорошо образованные, жадные люди, работающие в важных бизнес сферах и в правительстве. Как показал публичный финансовый и сексуальный скандал 1980 годов, разоблачивший Джимми Сваггарта и Джима Беккера, плуты и мошенники есть даже в религиозных сферах. Нет сомнения в существовании людей, осознанно избирающих преступление своим образом жизни, распространяющееся на их карьеру и ведущее на скамью подсудимых. Как там ни было, но мы так же знаем, что отчаянье толкает многих невиновных на преступную стезю. Трагедия в том, что если бы люди только знали, как на самом деле несложно делать деньги, мы бы едва отыскали бы с десяток преступников в целом мире. Образование могло бы быть величайшим препятствием на пути к преступлению. Как вы уже прочитали в предыдущих главах, многое из того, чему обучают в школах сегодня действительно влияет на рост преступности.

11. Выбор, сужающийся с возрастом. Это возможно самый коварный из долгосрочных пагубных эффектов образования. Вместо того, чтобы жизнь становилась более захватывающей с годами, открывая перед нами все больше возможностей и свобод она с возрастом беднеет. Пенсия не поспорит с инфляцией. Цена на одежду, продукты питания, простые дома и ремонт автомобилей постоянно растут, становясь основным финансовым бременем. Медицинские страховки и счета оказывают более пагубное давление на головы стареющих людей нежели на их возраст. Для этой группы людей мир начинает казаться больше, шире, дороже и опаснее. Когда они вспоминают времена своей молодости, обычно на языке вертятся-фразы типа «Если бы только у меня было…» или «Мне бы хотелось иметь…».

12. Класс ленивых. Эта группа располагает достаточным количеством средств и времени. В основном это люди после пятидесяти. В своей книге «Возрастная волна» всемирно-известный эксперт возрастных проблем Кэн Дачвэлд утверждает, что эта группа насчитывает 60 миллионов и ее численность быстро растет. Они контролируют 70% американской недвижимости и около 7 триллионов долларов. Находясь на вершине финансового благополучия, они жертвуют в лучшем случае малую долю своих доходов обществу, которое сделало возможным их финансовый успех. Естественно, существуют тысячи выдающихся исключений людей, щедро делящихся с нашим обществом своим богатством. Но оно продолжает отчаянно нуждаться в их помощи; их знаниях и мудрости не в меньшей степени, чем в их личном времени и финансовой поддержке.

В основном они проводят время в популярных загородных клубах и морских круизах, болтая со своими биржевыми брокерами или просматривая текущие сводки, заполняя таким образом свое свободное время – «Я сделал достаточно позвольте кому-нибудь другому решать проблемы» – вот типичный ответ представителя этой группы. Они часто дарят деньги или устраивают распродажи ценных бумаг, но от себя всегда дают слишком мало. Эта дистанция и отчуждение от общественных проблем без сомнения побочный продукт современных методов образования. Проблема, с которой мы сталкиваемся сегодня, требует денег, но еще более ее разрешение зависит от личного участия и подлинного сострадания, 13. Живущие жизнью своих детей. Многие родители, не реализовавшие что-либо в своей жизни, перекладывают этот груз на своих детей с тем, чтобы они удачно завершили то, с чем они не справились. Многие дети, почувствовав это давление, начинают бунтовать. Они обнаруживают, что сами по себе не имеют значимой ценности, а начинают собой что-то представлять только с точки зрения своей полезности в реализации родительских надежд. Их бунт может быть выражен массой дурных поступков и пагубных привычек таких, как употребление наркотиков, преступления, секс. Они не знают, что еще предпринять, чтобы избежать давления и выразить неуловимый протест тому, чем они в действительности не являются. И ничто в арсенале современного образования не может помочь им сделать лучший выбор.

14. Любимая работа, много денег. Это маленькая, но увеличивающаяся группа. Многие претендуют на то, чтобы в ней состоять. Но мы должны спросить, «Что же они в действительности любят? Любят ли они работу или они любят возможность заработать много денег?» И сколько из них ответят да, если спросить, «Будете ли вы продолжать вашу работу, если за нее перестанут платить?» Мы можем получить несколько убедительных «да» на этот вопрос, но значительно больше разного рода хмыканий, подтверждающих фразу «Никто не работает даром».

 

Мы должны признать, что ни один из этих факторов не возник неожиданно сам по себе. Эти проблемы не являются жизненными факторами которые мы просто вынуждены терпеть как одно из условий человеческого существования. Они также не являются закономерным следствием перенаселенности планеты. Они, напротив, являются результатом общепринятого общественного мнения, которое либо абсолютно ошибочно, либо зиждется на нуждах общества, которого более не существует.

Мы должны помнить, что образование, которое не учит жить успешно в современном мире, не имеет никакой ценности. Каждый из нас приходит в жизнь с врожденной способностью жить счастливо и успешно. А мы должны обогатить эту способность знаниями и навыками, которые помогли бы нам ее реализовать наиболее эффективно.

Когда наша образовательная система оказывается неспособной предоставить необходимые знания, и навыки, мы не теряем свои врожденные способности к успеху, мы просто забываем о них, становясь неспособными оценить или использовать то, что имеем. И это как раз тот самый вопрос, над которым многие из нас начинают задумываться в поисках выхода.

Есть несколько решений.

Значение образования в современном мире не вызывает сомнений. Оно приносит нам несомненную пользу, в особенности за счет различных эффективных технологий, которые во многом улучшают качество нашей жизни.

Благодаря изучению человеческого организма и факторов его здоровья мы увеличили продолжительность человеческой жизни почти удвоив ее со времен праотцов. Образование способствовало комфорту наших домов и упрочению нашего быта, значительно экономя время, которое необходимо для приготовления еды, уборки и стирки.

Проблема заключается в том, что в то время, как технологии и общество в целом претерпевали изменения, система образования оставалась неизменной. Это привело к застою общества, которое напоминает теперь источник заразы для нашего мира.

Слава богу, что теперь образование оказалось под грандиозным прессом перемен! Теперь оно либо должно измениться, либо наши проблемы будут разрастаться и углубляться.

Если необходимые перемены все же не произойдут, постоянно возрастающая часть населения рискует быть ввергнутой в непрекращающиеся страдания, патологическую неудачу, крушение надежд, финансовую пропасть и глубочайшую депрессию. Корни революции, такой, какой еще никогда не переживала эта страна, уже начинают прорастать в темную глубину будущего. И до тех пор, пока мы серьезно не обратимся к этой проблеме. И не предпримем необходимых перемен, тут корни рискуют разрушить сам фундамент нашего общества.

Беда в том, что дефекты нашей образовательной системы порождают проблему, которая представляется весьма значительной. Как может отдельно взятый человек, такой, как вы или я даже начать здесь что-то предпринимать? Ну что ж, существенным шагом, который может для начала сделать каждый из нас является осознание этого факта, переосмысление его и поиск путей решения. Надежда нашего будущего кроется в распространении, информации вроде той, которую вы прочитали на страницах этой книги. Далее надо постараться отделаться от самообмана, глубоко спрятанного в тайниках вашего мировоззрения и постоянно и во всем вас ограничивающего и начать генерировать успех ваш успех изначально присущий вашей сущности. Ваши новые успехи станут примером вдохновляющим и всех остальных.

Если вы когда-либо не спали ночами, беспокоясь о деньгах, если вы верите, что можете стать богаче и счастливее, чем сейчас, читайте дальше. Многое из того, что вы найдете на страницах этой книги удивит и даже шокирует вас. Но позвольте вас уверить, что вы здесь найдете ответы, которые помогут вам полнее реализовать свои мечты и тот потенциал, который вы знаете есть в вас.

Вы можете присоединиться к тем тысячам, которые уже прочли книгу или посетили лекции и творческие мастерские, впитали в себя новое, и это новое изменило их жизнь. Как говорится в начале этой главы, мы все загипнотизированы обществом, в котором мы родились. Во взрослой жизни нашими основными задачами становится просвещение и разгипнотизация. Итак, давайте начнем.

 

2. ОСНОВНАЯ ОШИБКА ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

«Причина того. что я так много знаю в том, что я сделал так много ошибок.»

Р. Вуклишстер Фулмер

Не так давно я встретил своего бывшего одноклассника, с которым не виделся с тех пор, как окончил школу. Мы выпили по бокалу пива и поговорили о своих успехах после окончания школы. Его звали Глэн и в нашем классе он был признанным интеллектуальным лидером. Он рассказал мне о том, что он посещал колледж, а затем работал на правительство. Не смотря на то, что ему нравилась его работа, в возрасте 42 лет он обнаружил, что застрял на средней позиции. Хотя он не испытывал страха потери работы, его зарплата не превышала его прожиточный уровень, и он не видел возможностей увеличить свой доход.

Глэн купил небольшой домик десятью годами раньше. Но он заметил, что теперешний его доход не позволил бы ему купить такой же. Он нервничал oт того, что не может позволить себе купить больший дом, необходимый для их увеличившейся семьи.

Он спрашивал, как я поживаю. Я не желая его ничем обидеть, нерешительно поведал о том, что я финансово защищен, а также могу отойти от дел и отправиться на отдых, если пожелаю.

Он задумался ненадолго и было очевидно, что его что-то беспокоит. Наконец он сказал: «Я не понимаю. В школе ты явно не блистал успехами, насколько я помню.»

Я должен был согласиться, что все это было правдой. Действительно, я часто терпел неудачи. Единственными вещами, в которых я преуспевал, были футбол и ланч. Большинство моих знакомых никогда бы не подумало, что я способен чего-то достичь.

«Как тебе это удалось?» – спросил меня мой друг. «И почему я чувствую себя в профессиональной и финансовой ловушке, если я прекрасно успевал в школе и сейчас усердно тружусь?»

Мне было достаточно сложно ответить ему сразу. Вместо этого, я спросил, сколько лет его детям. Он сказал, что у него есть шестнадцатилетний сын, а его дочери 15.

«Мне бы хотелось поговорить с ними», – сказал я. «Мне кажется, лучше продемонстрировать мой ответ на примере, нежели пытаться что-либо объяснить».

Мы договорились встретиться через несколько недель. В день, когда мы встретились снова, я познакомился с его семьей и спросил его детей о школе.

– Какой последний тест ты писала? – спросил я его дочь.

– Тест по истории, – начала она.

– Сколько там было вопросов?

– Около ста.

– Как же ты справилась?

– Из ста я ответила верно на 85.

– Таким образом ты не ответила на 15.

– Да.

– Почему ты ошиблась в них?

– Я не знаю.

– Ты уже знаешь, в чем были твои ошибки?

– Нет. но мне это и не интересно. Меня волнуют те, в которых я уверена.

Я повернулся к Глэну и сказал: «Вот она разгадка. Детей интересует оценка, а не знания. Наша система образования учит тому, что быть правым важнее истинных знаний. Она приветствует правильные ответы и наказывает за ошибки».

«Я не уверен, что понял», – сказал Глен, пораженно глядя на меня.

«Попытайся взглянуть на это с другой стороны», – сказал я. «Это действительно важно знать неправильный ответ. Это помогает полностью понять вопрос и исправить его. Ошибки намного важнее правильных ответов.»

«Я должен об этом подумать», – сказал Глен. Я должен сказать, что он был настроен скептически.

«Единственная причина того, почему я счастлив в своей жизни и никогда не волнуюсь из-за денег в том, что я научился проигрывать.» – сказал я. «Вот почему я сумел добиться в жизни успеха.»

Глен уставился в пустоту. Я думал, он пытался определить, серьезен ли я или по-прежнему разыгрываю шута, как я это делал в школе.

«Ты хорошо учился в школе, т. к. у тебя было множество правильных ответов по тестам, и ты получал максимальные отметки, верно ведь?» – спросил я.

– Да, ты прав.

– Ты помнишь, сегодня вес эти правильные ответы?

– Нет, большинство из них не помню.

– Таким образом, тебе надо повторять время от времени эти ответы, чтобы не забывать в будущем.

– Да, без сомнения.

– Также, как и твоя дочь, ты вероятно, не отыскивал причин своих ошибок, не так ли?

– Нет, не отыскивал.

– Так чему же ты учился?

– Что ты имеешь в виду?

Позволь мне объяснить. Моя основная претензия к образовательной системе в том, что студентов не обучают тому, как добывать знания при помощи ошибок. Они запрограммированы на то, что ошибки – это плохо. В истинном же процессе постижения ошибки необходимы. Человек редко сразу имеет правильный ответ, процесс познания всегда сопровождается испытаниями и ошибками.

«Когда вы обучаетесь езде на велосипеде, вы же не садитесь и не едите сразу, а наоборот вы несколько раз упадете, прежде, чем справитесь с равновесием. Я понимаю, я делюсь с тобой практикой разбитых коленок, но разве умение не стоит боли? Умение прекрасно ездить расширило мой мир. У меня не было больше необходимости что-либо запоминать. Вы или умеете ездить или не умеете. Такой способ обучения сопряжен с крушением, но и с развитием. В чем еще изюминка, так это в том, что процесс обучения захватывающий и хочется знать все больше. Однажды, честно овладев каким-либо умением, ты становишься хозяином любого положения и чувствуешь себя превосходно!

«Если ты отправишься сейчас в классную аудиторию, я сомневаюсь, что ты обнаружишь там что-либо волнующее. Студенты чувствуют скуку, т.к. чувство захватывающей увлеченности исключено из процесса школьного обучения. Творчество мышления, возрастающая любознательность и развивающее первооткрывательство более не существуют в современной системе образования. Учителя надрывают глотки, но это ничего не меняет. К тому же многие студенты страдают от стресса, вызванного постоянной необходимостью быть во всем правыми. Ими управляет не захватывающий процесс познания, а страх ошибиться. Образование стало скучным, пугающим процессом, умертвляющим мозги вместо того, чтобы вдохнуть в них свежие творческие силы.

 

Помнишь ли ты себя сидящим в классе и боящимся дать ответ, который может оказаться неверным и ты будешь выглядеть нелепо?»

Глен покачал головой. «Я даже помню, как я пытался спрятаться, потому что боялся, что не знаю правильных ответов. Но я не уверен, что понимаю, почему это происходило». Он подумал с минуту. «Ты знаешь, что я начал понимать, так это то, что я настолько боялся оказаться неправым, что начал слепо запоминать все, что было изречено разного рода авторитетами. Я думал, я даже перестал задаваться вопросами, что на самом деле означают изучаемые мною вещи. Я научился выдавать учителям то, что они от меня хотели.»

«К сожалению мы не оставляем этих старых привычек в наших учебных классах,» – заметил я.

«Большинство из нас захватывают их с собой в свою взрослую жизнь.»

«Что же, ты считаешь, этот страх оказаться неправым преследует меня до сих пор? Ты считаешь, что именно он не позволяет мне достичь счастья и финансового успеха? И именно этот страх держит мою семью на позиции ниже, чем мы заслуживаем?»

«Совершенно верно. И твои дети находятся в школе в постоянном поиске правильных ответов на вопросы потому, что им внушают, что только в этом случае они найдут обеспеченную работу и будут счастливы. Все наше общество в целом получило промывку мозгов по части того, что существует только один вариант правильного ответа, И все, что не правильный ответ, есть ошибочно, а значит глупо. А кто же захочет называться тупым?

Современное образование оставляет за бортом решающий процесс постановки вопросов, ответов на которые вы не знаете. Можешь ли ты вспомнить, чтобы когда-либо учили тому, что важно не то, что мы знаем, а то, чего мы не знаем. Только тогда, когда вы отыскиваете что-то, чего вы не знаете, вы выигрываете право на получение знания. Наказание за ошибки в действительности преграждает путь к постижению. Обучение – это собственно процесс делания ошибок, отыскания белых пятен и их устранение.

Наша система образования может обучать езде на велосипеде целым курсом лекций в пятьдесят часов, давая письменные тесты и наказывая студента плохими оценками за падение при его первой же попытке. Все дело в регрессивном способе мышления. Он лишает студента начать именно с того пункта, где и начинается истинное обучение – где он может открыть, чего он не знает и где он может начать использовать собственные ресурсы, чтобы отыскать, как исправить ошибки и как из них вырасти.

Когда школы насаждают убеждение, что ошибки это плохо, они крадут у школьников навыки, которые пригодились бы им в поисках новых знаний. Мы крадем у них два основных навыка: падение и развитие, на которых базируется процесс обучения. Стоит ли после этого удивляться тому, что в школе правит страх, скука и слепое зазубривание правил?

Если мы изучим жизнь всемирно известных личностей, художников, ученых, бизнесменов, музыкантов и писателей, которые сделали значительный вклад в прогресс, мы обнаружим, что их жизнь была полна ошибок. Но они учились на тех ошибках, затем снова ошибались и учились на них снова, Томас Эдисон, например, не был исключением. Под видом умственно отсталого его выгнали из школы. Позже, после множества неудачных попыток изобрести электрическую лампочку, его обвинили в том, что он ошибался 9, 9999 раз. Его ответ был: «Я не ошибался 9, 9999 раз, Я успешно обнаружил, что было неправильным все эти 9, 9999 раз. И из всех этих неудачных попыток он нашел то, что сработало. Из истории мы знаем продолжение этого случая. Эдисон стал богатым предпринимателем, чьи изобретения сделали нашу жизнь намного легче, изобретения, которых, возможно, никогда бы не было, если бы он боялся делать ошибки и учиться на них.

Избегая ошибок, которые как нам кажется, делают нас тупыми, мы пытаемся быть всегда правыми, а по сути безнадежно устареваем. Когда я окончательно уверился в том, что я изучаю больше, когда совершаю ошибки, чем, когда имею правильные ответы, я решил совершенствовать процесс допущения ошибок, и делать их больше и чаще. Более я не думал о них, как об ошибках, именуя про себя не иначе, как «обучающий опыт» или легкие постукивания по плечу, постоянно напоминая о том, что существует нечто такое, что мы упускаем и что требует дальнейшего исследования.

Одним из наиболее важных учителей, которых я когда-либо имел, был Бакминстер Фуллер. Баки, как называли его друзья, был одним из общепризнанных гениев. Он был архитектором, математиком, автором, дизайнером, космологом, ученым, изобретателем, философом. Он изобрел геодезический свод, ввел термин «космический корабль Земля»), развил концепцию синергетики и был широко известен по всему миру за его творческий вклад в мировоззрение и технологию будущего. Он вовсе не блистал успехами в школе и находил учебную программу ущербной и ограниченной.

Я имел счастье учиться с Баки и узнать его достаточно хорошо.

Это был он, кто обучил меня легким постукиваниям по плечу и «удару невидимого поезда». Если по каким-либо причинам мы игнорируем первое слабое похлопывание, сигнализирующее о том, что что-то надо изменить н нашей жизни или расширить наши знания, постукивание становится все настойчивей и настойчивей пока не наступает удар, угрожая окончательно нас повергнуть. Некоторые люди переносили множество попаданий под невидимый поезд в своей жизни, но когда они присматривались к ситуации повнимательнее, он не могли не заметить, что удар следует только после того, как они игнорировали продолжительные легкие постукивания по плечу.

Мне было 32 года, когда в впервые в моей жизни столкнулся с «невидимым поездом», обнаружив недостачу денег в компании и подняв вопрос об этом на собрании. Мой партнер сказал, что займется этим делом. У меня было какое-то смутное предчувствие, но я не придал значения этому маленькому «постукиванию»-сигналу. Длительное время я следил за деньгами, но не обнаружил больше никаких пропаж. И все же меня не покидало беспокойство.

Вскоре я узнал, что происходило. Мой партнер действительно занялся недостачей, но сделал это по-своему. Почувствовав беспокойство брата, он начал заметать следы. В конечном итоге, удрал с деньгами, и компания обанкротилась.

В течение целого года я винил своего бывшего партнера. Я называл его всякими нехорошими именами и был полностью убежден в том, что во всем виноват только он. Я поклялся никогда больше не иметь партнера. Я был абсолютно уверен в том, что больше никому не смогу доверять. Я жил и работал с такими мыслями достаточно долго, терпя разного рода неудобства. Но однажды на меня снизошло озарение, что до тех пор, пока я буду обвинять во всем моего прежнего партнера, или кого-нибудь еще, до тех пор я не смогу извлечь урок из происшедшего.

Я спросил себя, что позволило совершиться этой краже, что такое, чего я не знаю. Я просиживал в размышлении часами. И неожиданно меня осветило озарение и я осознал два факта:

1. Я должен больше доверять своей интуиции. В глубине души я чувствовал, что мой партнер был нечестным, но у меня никогда не хватало мужества выступить против него. Вместо этого я сделал лишь слабый намек и надеялся, что все образуется. Сегодня я верю своим чувствам и своей интуиции. Я выбираю партнеров, с которыми я чувствую себя вполне уверенно, имея в любой момент возможность честного и открытого обсуждения любых вопросов. Доверие – зто главное, и нахождение его заслуживает длительного поиска.

2. Я понял, что даже если бы я закончил экономические курсы, я бы приобрел лишь книжные знания. Я знал, что я хочу быть успешным в бизнесе, я должен знать больше. Я нанял экономиста одной крупной фирмы, и он обучил меня не по книгам, а следуя своему благому жизненному опыту.

Эти два вывода увеличили мои способности, как бизнесмена и стоили, условно говоря, миллионы долларов для меня.

Без сомнения, наиболее ценный урок, который я извлек из этой истории, заключается в том, что мне больше «поездов» в жизни не надо. Отныне я буду действовать сразу, как заслышу легкое постукивание по плечу. Теперь я обращаю пристальное внимание на свои ошибки и ошибки других. И чем раньше я начинаю замечать зарождение ошибки, тем легче протекает моя жизнь.

Но поймите меня правильно, я не святой. Каждый раз, падая и совершая ошибку, я все еще расстраиваюсь. И моя первая реакция, как у любого нормального человека – обвинить других, искать оправдания себе или просто проигнорировать тот факт, что ошибка произошла. Это вероятно рефлекс, присущий человеческой психике в целом и глубоко спрятанный в ее глубинах. Я не уверен, что когда-либо смогу относиться к своим ошибкам с симпатией, но я также знаю, что можно полностью поменять свою реакцию на них. Мне было проще учиться на своих ошибках, имея моих друзей, которые обожают потешаться над моими проблемами и спрашивать: «Какой же урок ты извлек на этот раз?»

Я проделываю то же самое по отношению к ним. Я вспоминаю своего друга и учителя Маршала Турбера, который говорил мне, что все печальное в жизни – это возможности чему-либо научиться. Ребенок, который только учится ходить, падая, начинает плакать. Ребенок искренно огорчается в результате каждого падения. Обучение идет рядом с падением. Чего мы не проходим в школе, так это того, что падение – неотъемлемая часть обучения и должно рассматриваться со знаком плюс, а не минус. Наши дети уразумели, что падение (совершение ошибок) это не круто, и теперь они избегают его любой ценой. Как результат, миллионы людей убеждены, что отсутствие ошибок и «хорошая мина» – единственный способ продвижения вперед. Действительно, они могут выглядеть прекрасно, но они никуда не продвинутся. Наша корпорация заполнена людьми такого типа, людьми, которые знают, как прожить с минимальным расходом энергии. Как вы можете чему-либо научиться, если вы боитесь совершать ошибки? Что вы выиграете, если никогда не рискуете? Вот почему хорошие, интеллектуальные люди превращаются в цепенеющих и застойных работников.

Несколько лет назад, казалось, что наше общество получило хорошую очистку после неоднократного мошенничества религиозных и политических деятелей и банкиров. Каждый день мы включаем телевизор, и нам сообщают все больше новостей о чьих-нибудь происках. Так как я ежедневно слежу за новостями, я всякий раз поражаюсь тому, как люди, признанные виновными, продолжают настаивать на собственной правоте. Один из них провозгласил даже свой жизненный девиз: «Никогда не совершая ошибок».

 

Нечто подобное происходит и в системе образования мы культивируем превосходство «правильности» во всем, становясь жесткими и самоуверенными, но тем не менее живя в постоянном страхе, что кто-то это опровергнет. В современном мире быть неправым становится худшим грехом, нежели укрывать от налогов многомиллионные доходы или нарушать конституционные законы.

Баки Фуллер сказал однажды; «Ошибка только тогда грех, когда она не признана.» Он убежден, что ошибка – один из способов сказать нам Богу: «Вы не знаете всего». Он также утверждает, что когда человечество признает разумность совершения ошибок, оно станет ближе к богу или «Великому Духу», как он предпочитает его называть.

Когда мы способны признать, что ошиблись вместо того, чтобы настаивать на собственной правоте, люди больше симпатизируют нам. Возможно, одним из самых поучительных уроков, который мы должны усвоить, является тот факт что только те, кто ничего не делает, не ошибается. Таким образом, знание о том, как совершать ошибки, может стать наиболее ценным уроком на пути к успеху.

Беседа с моим другом Гленом в тот день была ценна для меня тем, что проходила с пользой для него. Это давало мне возможность использовать в нашей беседе некоторые уроки, которые я получил от моих собственных учителей в годы начала самого любимого всеми Баки Фуллера и других Университета Хад Нок. Хотя в какой-то момент нашего разговора я слегка забеспокоился не задремал ли Глен. Но напротив, его глаза блестели, и я заметил в них что-то такое, чего не было в начале: вспышку гнева.

«Что же я могу сделать, чтобы мои дети перестали бояться ошибок? – спросил он, Я не хочу, чтобы они оказались в моем положении.»

Я понимал, что должен ему ответить и помочь справиться с его гневом, но я также хотел, чтобы он сам нашел ответ на спой вопрос. Я сказал ему: «Я считаю, что важно прежде всего, чтобы родители стали примером для своих детей». Стали моделью того, чтобы они хотели в своих детях увидеть. Поддержать их в понимании того, что единственный путь к жизненному прогрессу лежит в обучении всему новому. А это невозможно без совершения ошибок, промахов и падений.

Разница между профессиональным игроком в гольф и любителем в количестве забитых мячей. В спорте ошибки и исправления называются практикой. Так как же детский страх перед совершением ошибок может пойти им на пользу?

Или как однажды сказал мой мудрый учитель: «Если что-то стоит сделать, это надо начать делать». Иными словами: действие, коррекция, совершенство! Я убежден, что мы должны пробуждать в наших детях маленьких Колумбов – задаваться вопросами общепринятой мудрости и рисковать, совершая ошибки – в противном случае, они никогда не узнают, что там за пределами известного и как далеко они могут идти.

Иногда я удивляюсь, как много миллионов людей, не слишком успешны в своей взрослой жизни, и что же произошло с их юношескими мечтами. Они следовали правилам, преподанным им нашей системой образования, но они обманулись в своих ожиданиях. Они усердно учились, получали хорошие отметки и заняли приличное рабочее место после окончания колледжа. Но теперь они чувствуют себя загнанными в ловушку несчастными, эмоциональными, профессиональными и финансовыми трупами.

Если меня спросят, как создать новый тип системы образования, систему, которая честно подготовит людей к успешной и счастливой жизни, я скажу, что делать это надо, используя систему ошибок. Я не знаю другого более ценного урока, чем этот. Я иногда смеясь говорю собственным студентам, что они получают свои научные степени в совершении ошибок. Способность совершать ошибки и изучать их – это действительно наука, и я рад, что я ее преподаю.

Образование должно подчеркнуть те достоинства, которые кроются в ошибках. Ошибки – демонстрация инициативы. Они – свидетельство того, что мы искренни в получении знаний вместо бездумного заучивания книг или учительских лекций. Они – гаранты того, что мы не попадем в ловушку ничегонеделания из боязни оказаться неправыми.

Я не пойман в капкан постылой работы и я действительно финансово независим потому, что я совершал больше ошибок, чем совершает большинство людей, а не потому, что изначально имел больше правильных ответов, чем кто-либо еще.

Слишком много людей ведут образ жизни, который не позволяет раскрыть их реальный потенциал или напустить резервные механизмы их деятельности. Они оглядываются на прожитую жизнь с ее нереализованными мечтами.

Спросите себя: «Какие мои мечты не реализовались из-за того, что я боялся падения?» И затем приготовьтесь изменить все это, осознав, что жизнь с несбывшимися надеждами вас недостойна. Вы сможете все изменить и сбудутся ваши заветные желания, если вы впитаете предложенные уроки, которые реально помогут вашему продвижению.

 

3. КЕМ ТЫ ХОЧЕШЬ СТАТЬ, КОГДА ВЫРАСТЕШЬ?

 

 

«Я не люблю работать – никто не любит – но мне нравится то, что можно найти в работе шанс найти себя. Твоя собственная реальность – для тебя, не для других – то, чего никакой другой человек никогда не узнает».

Джозеф Конрад (1902 г.)

Несколько лет назад я был на вечеринке, состоящей из 25 человек. Около девяти часов к нам спустился десятилетний сын хозяина, чтобы пожелать спокойной ночи. После нескольких вопросов о хобби и о школе один из гостей спросил мальчика: «Так кем ты хочешь быть, когда вырастешь?»

Мальчик засмеялся и сказал: «Я хочу быть как Том Круз и стать военно-морским пилотом». Гость сказал: «Это хорошо?» Но другой человек сказал: «Оу, Билли, ты не можешь этого хотеть. Разве ты не хочешь быть доктором, как твой дядя Тэд? Ты знаешь доктора много зарабатывают. Вот почему у дяди Тэда большой дом и множество машин.»

Но ребенок знал свой собственный ответ. «Я хочу быть военным пилотом.»

«Ты уверен? Эти ужасно опасная работа, и она не слишком хорошо оплачивается. Если ты будешь получать в школе хорошие отметки и усердно трудиться, ты сможешь стать доктором и быть богатым.»

Мальчик смутился. «Хорошо, – сказал он: „Я подумаю о том, чтобы стать доктором.“ Затем он убежал спать.

Я стал вспоминать, о чем я мечтал, когда был маленьким, и мне показалось, что также, как и Билли все мои мечты о будущей профессии базировались на чистой фантазии. Наши мечты важны, гораздо более важны, чем большинство из нас может представить. Они наша мотивировочная база в процессе обучения и развития. Выбор мы делаем, исходя из условий оплаты обретаемого статуса или чьей-либо рекомендации. На пол-пути к профессии, скажем, доктора мы стискиваем зубы и упираемся до конца. Нас больше не интересует обучение на столько, насколько интересует, когда оно наконец окончится, и мы начнем пожинать плоды своих усилий. Если же мы имеем мужество следовать своим мечтам, они поддерживают и мотивируют нас даже в самые тяжелые времена.

Но я прежде всего должен отметить, что мечты могут меняться. Будет ли Билли всегда хотеть стать пилотом? Может быть в один прекрасный день он захочет стать доктором точно так же, как сейчас хочет быть пилотом. Ведь действительно наши мечты меняются. И чему же нам обучать Билов и Барбар? Чему мы должны учить Билли, чтобы он мог в жизни быть и доктором, и пилотом, и, возможно, постичь несколько других профессий в зависимости от того, как сложится его судьба? Давайте на примере моей собственной истории проследим ответы на эти вопросы.

Я думаю, я во многом напоминал Билли, когда сам был в его возрасте, Я читал книги о путешественниках, которые плавали по морям на деревянных кораблях из порта в порт по всему миру и возвратившись, рассказывали истории о своих удивительных приключениях. Я читал Джозефа Конрада, Германа Мэлвилла и Риарда Генри Дана. Я мечтал об этих далеких экзотических островах Востока и тихоокеанского бассейна.

Когда в 15 лет моя классная руководительница спросила меня, кем бы я хотел стать после окончания школы. Я, естественно, ответил, что хочу быть моряком. Она спросила: «Не хотелось ли бы мне сделать более достойный выбор».

Я получил сообщение. Она настоятельно советовала мне отнестись к этому вопросу по возможности мудро. Но я настаивал на свое решении и говорил, что я действительно хочу быть моряком. Я ответил, что хотел бы отправиться в путешествие в далекие порты, сплавать на деревянных кораблях на Таити. Я хотел встретить прекрасных девиц, гребущих в своих каноэ, одетых в одни только цветы и кричащих: «Эй, моряк!» Я говорил, что это мечта всей моей жизни. Реально это или нет, но это было как раз то. что я хотел делать после окончания школы.

«Ну что же», – сказала она, глядя на меня с отвращением. «У тебя не слишком высокое призвание, не так ли, молодой человек?»

«Да. не слишком, – ответил я решительно и со смехом. – Но это должно быть очень забавным.»

Не следующий вопрос удивил меня. «Хорошо, – сказала она. – Если ты действительно хочешь стать моряком, почему бы не стать лучшим моряком?» Она подкинула мне книгу «Самоучитель, как стать достойными моряками».

Казалось, навстречу мне распахнулся целый мир. Впервые в своей жизни у меня появилась причина, чтобы учиться. Хотя моя советчица не предупредила меня обо всех ожидающих меня на этом пути трудностях. (Например, чтобы стать морским офицером, нужно иметь рекомендации конгрeсса для поступления в самую высшую военно-морскую школу в США). Она также и не отказала мне в моральной поддержке. И в 1964 году я получил две рекомендации, одну в Коммерческую Морскую Академию в Кингс Пойнте в Нью-Йорке, а другую в Американскую Морскую Академию в Аннаполисе, Мэриленд. Я выбрал Кингс Пойнт.

Как бы то ни было, после окончания учебы в 22-летнем возрасте, моя детская мечта сбылась. Я плавал на танкере на Таити и встречал красивых аборигенок. Но даже не смотря не то, что мне платили огромные деньги и я делал вещи, о которых всегда мечтал, мне было скучно на работе. Проблема была в том, что единственной профессией, которой я владел и к которой меня готовили, был III корабельный помощник. Сам того не понимая, я стал специалистом, призванным выполнять только простую механическую работу. Я должен был приобрести другую профессию, если хотел получать те же деньги, что я уже зарабатывал.

 

В результате я решил последовать следующей своей детской фантазии и стать пилотом самолета. Когда я выучился, я был отправлен во Вьетнам военным летчиком. Мне нравилось летать, я получал ничтожную оплату и вряд ли мне нравились бои больше, чем кому-либо из летчиков. Но когда я вернулся в 1973 году, я вновь обнаружил, что приобрел очень специфические навыки, которые оставляли мне только два выбора: я мог управлять кораблем или летать на самолете. Ни один из них меня более не интересовал.

И тогда я стал приходить к выводу, что школа по сути уменьшает наш потенциал к успеху, поскольку направляет по заранее намеченному плану: получение узкой специализации. В этой стране приобретенная таким образом профессия направляет тебя прямиком в карьерную ловушку, воруя ваши мечты и ваш великий потенциал.

Существуют миллионы людей в возрасте от 28 до 45 лет, которые не удовлетворены тем, что они делают. Они утратили чувство привлекательности своей профессии или максимально в ней реализовавшись, исчерпали все возможности. Эта неудовлетворенность является причиной того, что столь многие меняют профессию в среднем возрасте. Проблема в том, что меняя профессию, мы теряем своей высокий статус. Это как начинать все сначала, даже, если мы имеем некоторый опыт, применимый в новой профессии.

Процесс обучения предполагает, что средний человек в течение жизни может сменить по крайней мере пять профессий. Почему же при таком положении дел паше общество требует от детей столь раннего выбора? Частично это происходит от того, что наша система образования по-прежнему нацелена на нужды аграрного государства. И разрабатывалась она исходя из 40-летней продолжительности жизни, предполагая отсутствие необходимости приобретения другой профессии при таких условиях. Кроме того, в аграрном обществе широкий выбор профессий вовсе и не требуется. Да и знать много не обязательно, чтобы прожить.

Сегодня, для выпускников школ, которые в потенциале могут работать и 60 лет, идея специализации представляется нелепой. Как сказал Бакминстер Фуллер, слишком узкая специализация ведет к вымиранию. Мы нуждаемся в системе образования, которая бы обучала основным принципам, которые могли бы применимы к любой специальности. Это позволило бы людям переключаться с одной профессии на другую безо всякого ущерба.

В 1973 году, когда я покинул флот, более нежели приобретать иную профессию, мне хотелось обобщить свои навыки, подняв их выше планки узкой специализации. Мне бы хотелось успешно сочетать в своем арсенале такие навыки, как морское дело, экономику, маркетинг, финансы, производство с тем, чтобы стать более подготовленным к удобному случаю поменять профессию в будущем. Я не хотел сужать мой будущий профессиональный потенциал, как это у меня уже произошло в прошлом.

Я обнаружил одну характерную черту, присущую любой профессии. Нечто иное, как узкая специализация является решающим фактором, определяющим ваш успех в профессии. Некоторые преимущества, которые вы получаете приобретаются ценой ограничения нашего выбора. Если я, к примеру, дантист и хочу зарабатывать больше денег, у меня единственный путь – специализация ортодонта.

Одним из рычагов, управляющим развитием нашего общества, является бизнес. Пока я признавался себе в том, что в определенных кругах понятие бизнес имеет дурную репутацию, я все больше и больше признавал его бесспорную универсальность. В конце концов любой дом – это тот же бизнес. Деньги приходят и деньги уходят. Церковь или благотворительность – это бизнес. Правительство – это большой бизнес. В самом деле я не могу ду

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Роль инсулина в регуляции обмена углеводов, липидов и аминокислот. | По строке «Фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя» фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя указываются полностью.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.