Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические основы функционирования малого бизнеса в регионе.






В современной литературе предпринимательство рассматривается как процесс создания нового бизнеса, удовлетворяющий определенные потребности в продуктах или услугах на базе использования имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Термин «предпринимательство» является синонимом широко распространенного в современной практике понятия «бизнес». Так, А. Хоскинг утверждает, что: «Бизнес - это деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по извлечению природных благ, производству, приобретению или продаже товаров или оказанию услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организацию.

Таким образом, можно сказать, что бизнес - это предпринимательская деятельность в системе рыночных отношений, приносящая прибыль или дающая возможность для получения иных выгод. Феномен бизнеса заключается в том, что оно является той движущей силой, которая заставляет функционировать другие факторы производства, такие как земля, труд, капитал. В первую очередь, речь идет о колоссальной работе, которую осуществляет предприниматель по созданию нового предприятия или развитию существующего путем активизации всех факторов производства. Поэтому в последнее время предпринимательство ставится в один ряд с основными факторами производства. Существуют три основных фактора развития бизнеса: - предприниматель; - благоприятные возможности для реализации бизнеса; - наличие необходимых ресурсов. Ключевые моменты нового предприятия должны быть не только приспособлены к окружающей среде, но и друг к другу. Предприниматель должен иметь хорошо мотивированную команду единомышленников, которые не только осознали возможность нового бизнеса, но и знают, как реализовать эту возможность практически. Как правило, вначале предприниматель работает один, а когда предприятие достигает определенных размеров прибыли, появляется возможность расширения предприятия и привлечения высококвалифицированных специалистов. Центральное место в понятии бизнеса Мак Интайр Г., Хойер В. ставят такие категории, как идеи и возможности их реализации. Возможностью реализации идеи можно назвать также степень осуществимости идеи, наличие доступного сегмента рынка для ее реализации. При чем идей гораздо больше, чем возможностей их реализовать. Благоприятная возможность для осуществления бизнеса возникает тогда, когда появляется потребность в новых продуктах с дополнительными свойствами, возникает дефицит в удовлетворении существующих потребностей покупателей. Самое главное для предпринимателя своевременно увидеть эту возможность и суметь правильно ею воспользоваться.

Существует мнение, что предпринимательство и рынок в основном доступен предприятиям с большими оборотами и невозможен для малых предприятий. Основной аргумент заключается в невозможности малых предприятий конкурировать с мощно оснащенными крупными компаниями. На самом деле, малый и средний бизнес может с успехом конкурировать с большими предприятиями по нескольким причинам. Так, например, чтобы изменить свою стратегию деятельности, крупным предприятиям требуется 6 лет, и более 10 лет для внедрения новой стратегии. Для малых же предприятий этот срок составляет от 0, 5 до 1 года. Традиционно считалось, что технологические инновации - это сфера большого бизнеса, но статистика показывает, что 95% радикальных технологических инноваций после Второй мировой войны пришли из сферы малого бизнеса.

До появления крупного бизнеса проблем, связанных с малым предпринимательством не существовало. Классическая политическая экономия - А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс - исследовали капитализм свободной конкуренции. Неоклассики, особенно А. Маршал, также внесли свой вклад в данную проблему. В целом вопрос о существовании малых предприятий по настоящему возник в начале XX века, с появлением крупных предприятий, их объединением в картели, а потом в тресты. Ведь этот процесс сопровождался вытеснением мелких промышленных и торговых предприятий. Немецкий социал-демократ Р.Гильфердинг в своей книге «Финансовый капитал» писал о неотвратимости процесса уничтожения мелкого производства и считал, что единственный путь его выживания - быть придатком крупной промышленности, в развитии которой он заинтересован. Й.Шумпетер, конструируя свои теории «трансформация капитализма» и «саморазрушение капитализма», также говорил о разрушении капиталистических форм производства. Одно из направлений «саморазрушения капитализма» по И.Шумпетеру, состоит в полном уничтожении не только мелкого производства, но и класса буржуазии. Высоко оценивая инициативу и новаторство капиталистического предпринимателя, Й.Шумпетер считал, что успехи капитализма приведут к полной автоматизации, которая и сделает капиталистического предпринимателя излишним, заменив его индивидуальную деятельность работой обученных специалистов. Практический интерес к малому и среднему бизнесу появился после создания в 1953 г. в США Администрации по делам малого бизнеса -самостоятельного ведомства, подчиняющегося непосредственно президенту. После этого появился целый ряд работ американских экономистов и социологов, освещающих эту проблему: Д.Филлипс «Малый бизнес в американской экономике», Е.Стейли «Развитие малой промышленности» и др.

Во Франции первые работы, посвященные в основном так называемым средним слоям населения, были написаны Ж.Лекордье «Средние классы в походе», П.Блетоном «Люди грядущих времен», П.Бессоном «Существенное место мелких и средних предприятий во французской экономике». В этих работах прослеживается мысль о том, что средние слои являются той социальной силой, которая может устранить антагонизм между буржуазией и пролетариатом, поскольку их состав пополняется как из среды буржуазии, так и из среды пролетариата. В советской литературе долгое время отсутствовали специальные работы, посвященные мелким и средним предприятиям и вообще мелкой буржуазии. Первые экономические работы, посвященные малому бизнесу, вышли в 1965 г. - «Малый бизнес» Ю. Кочеврина и «Мелкие и средние предприятия в послевоенной Японии» В. Рамзес, Ю. Кочеврин в свих работах делают попытку рассмотреть малый бизнес как часть экономики в рамках проблем соотношения монополии и конкуренции. В. Рамзес, характеризуя быстрое восстановление японской экономики после войны, показывает большую роль мелких и средних предприятий в достижении высоких темпов роста, получивших название «японское экономическое чудо». Особенность японской экономики, по мнению автора, в ее двойственной структуре, в сочетании крупного и мелкого бизнеса. Мелкие предприятия не вытеснялись из производства, а напротив, вовлекались в производственный комплекс крупного капитала. Именно в Японии уже в 30-х гг. прошлого века получила широкое распространение субподрядная система, получившая дальнейшее распространение в других странах и успешно действующая в настоящее время.

В рамках первого направления можно выделить работы С. Наделя «Современный капитализм и средние слои», Е.А. Лебедевой и П.А. Недотко «Внедрение изобретений в промышленности США. Роль мелкого исследовательского бизнеса». В этих работах авторы делают вывод о том, что мелкий исследовательский бизнес выступает в виде надстройки над собственной научной деятельностью промышленных концернов, фундаментом которой являются научные и финансовые ресурсы. В рамках второго направления малый бизнес рассматривается как составная часть капиталистической экономики.

Основными работами являются «Политическая экономия современного монополистического капитализма» под редакцией академика Н.Н. Иноземцева, отражающая преобладающие в тот период взгляды на немонополистический сектор как в основном подчиненный монополиям, и коллективная монография «Государственно-монополистический капитализм: общие черты и особенности», написанная учеными-экономистами СССР, Болгарии, Венгрии и Польши, посвященная в основном взаимоотношениям государства с малым бизнесом.

В рамках третьего направления малое предпринимательство рассматривается в системе государственно-монополистического капитализма, а также социальные проблемы мелких предпринимателей и их место в балансе классовых сил. В этот период были выпущены работы А.П. Ткаченко, В.А. Рубе, Б.Н. Ичитовкина, И.И. Разумновой. В большинстве работ содержится системный подход к малому бизнесу, рассмотрение его как неотъемлемой части общественного капитала и экономики в целом. Среди некоторых западных ученых делаются попытки придать общественным структурам универсальное значение. Так, например, британский социолог Л. Кор, писал о неспособности любых крупных общественных структур к длительному существованию и эффективному развитию. Наоборот, лишь небольшие по своим размерам структуры обладают особой устойчивостью и способностью к постоянному совершенствованию. Знаменитая формула «малое прекрасно» была впервые введена в 70-х годах социологом Ф. Шумахером. Она получила широкое распространение применительно к различным сферам социальной жизни и экономики. Американский предприниматель и публицист П. Хоукен считает, что «малое предпринимательство - один из основных стабилизирующих элементов экономического развития, синоним гибкости и приспособления к окружающей обстановке, преодоления кризисных ситуаций». А. Циганов отмечает «малое предпринимательство - не жалкое подобие крупной фирмы, а самостоятельный и наиболее типичный субъект экономической жизни со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками».

В большом экономическом словаре под редакцией А.Н. Азриляна приводится следующее определение малого бизнеса: «это принятое обозначение совокупности мелких и средних частных предприятий, прямо не входящих не в одно монополистическое объединение и выполняющих подчиненную по отношению к монополиям роль в экономике». В нахождении качественных критериев, на наш взгляд можно согласиться с мнением А. Колесникова и Л. Колесниковой, предлагающих качественное определение малых предприятий выводить из основных характерных особенностей их функционирования. Это позволит рассматривать малое предприятие как этап развития крупных компаний, а как самостоятельное структурное звено экономик, отличающееся рядом характерных особенностей. По мнению И.Г. Брциевой к числу таких качественных особенностей можно отнеси следующие:

1. Единство права собственности и непосредственного управления фирмой. Способность функционеров малого бизнеса брать на себя риск и нести ответственность за принимаемые решения предполагает именно такое единство.

2. Обозримость малого предприятия. Небольшие размеры позволяют устанавливать неформальный, личностный характер отношений между работником и работодателем, обеспечивать более действенный механизм мотивации труда и более высокую степень удовлетворенности им.

3. Относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие малой фирме оказывать существенное влияние на цены и объемы реализации продукции в рамках отрасли. Следует заметить, что эта особенность действует как правило, из которого есть исключения. Некоторые малые предприятия столь удачно определяют свою нишу, что становятся в ее пределах монополистами со всеми вытекающими отсюда последствиями.

4. Персонифицированный характер отношений предпринимателя с партнерами-поставщиками ресурсов и покупателями готовой продукции. Это объясняется тем, что малое предприятие в принципе рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.

5. Семейный характер предприятия, ведения дела: семья нередко включается в число работников, базовый капитал малого предприятия зачастую формируется за счет семейных сбережений, само дело наследуется представителями семьи и т.д.

6. Малым предприятиям свойственен особый характер финансирования. Если крупные компании формируют необходимые финансовые средства через фондовые биржи, то малые предприятия могут рассчитывать на небольшие кредиты банков, собственные средства и неформальный рынок капитала (займы у друзей, родственников, других предпринимателей). Таковы в общих чертах критерии определения малого предприятия как основного звена малого бизнеса. В современных исследованиях предлагаются и другие характеристики малого бизнеса. Так, А. Чепуренко предлагает следующие характеристики: - отсутствие открытой продажи ценных бумаг предприятия; - ограниченная ответственность отсутствует; - основатели - предприниматели в первом поколении, имеющие склонность к риску; - высокие затраты на маркетинговые исследования; - отсутствуют четкие технологии менеджмента; - взаимоотношения с акционерами носят менее формальный характер; - бизнес имеет высокую степень гибкости при выборе различных видов компенсации. В исследованиях Д. Лонгенеке, К. Моора, У. Петти подход с позиций отдельных показателей совмещается с поиском более принципиальных различий и предлагаются следующие критерии для определения малого и среднего бизнеса: - финансирование бизнеса одним или небольшой группой инвесторов (в исключительных случаях предприятие может иметь более 15-20 инвесторов); - реализуя свою маркетинговую программу, предприятия функционируют в географически ограниченных зонах; - количество работников на предприятиях не превышает 100 человек. Малые и крупные предприятия имеют также и разную сферу деятельности. Если крупные успешно функционируют в условиях массового производства и стабильной номенклатуры изделий, работают с оптовыми покупателями, малые же предприятия ориентируются на изготовление продукции мелкими партиями, удовлетворение потребностей потребителей на определенном сегменте рынка, переработку отходов производства, работу с индивидуальными клиентами. Выполняя специфические функции, крупные и малые предприятия как бы дополняют друг друга. Поэтому неправомерно говорить о прямой конкуренции между ними. Так, малое предпринимательство с точки зрения социальной значимости характеризуют по следующим критериям: 1. Социальные функции 2. Отношение социума к предпринимателям. 3. Социальное положение работников малых предприятий. 4. Социальное партнерство в сфере малого бизнеса. Социальные функции -роль малого бизнеса в современном обществе. Отношение социума к предпринимателям. Отношение населения к малому предпринимательству на протяжении многих лет его существования постоянно меняется к лучшему. Так, около 50% предпринимателей считают, что отношение к ним со стороны общества улучшилось по сравнению с предыдущим годом, 31% считают, что не изменилось и лишь 10% отметили ухудшение. В первую очередь эта тенденция связана с увеличением числа людей, так или иначе связанных с малым бизнесом.

Таким образом, коллективы малых предприятий, не имеющие в своем распоряжении никакой социальной инфраструктуры, могущей способствовать укреплению здоровья работников и членов их семей, что характерно для крупных предприятий, но имеющие более низкие показатели по уровню заболеваемости и травматизма по сравнению с крупными предприятиями в силу самой природы частного малого бизнеса, являются, по сути донорами коллективов крупных предприятий. Нередки случаи, когда в силу малочисленности коллектива малого предприятия и связанной с этим величины фонда оплаты труда, от чего зависит сумма страховых взносов, администрация малого предприятия не в состоянии выплатить уходящей в «декретный отпуск» женщине причитающееся ей пособие. По той же причине невозможно оплатить стоимость санаторно-курортной путевки, нуждающемуся в ней работнику.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.