Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАНЯТИЕ №4






Тема: Категория вида. Способы глагольного действия

Теоретические вопросы:

1. Функционально-семантическая категория аспектуальности. Способы глагольного действия и категория вида.

2. Образование вида глагола.

 

Практические задания:

1. Используя классификации способов глагольного действия, предложенные в научной и учебной литературе (А.В.Бондарко, Л.Л.Буланин. Русский глагол; Русская грамматика, т. 1; учебник «Современный русский язык» под ред. А.Н.Тихонова, Н.М.Шанского и др.), заполните таблицу:

 

Способ глагольного действия Словообразовательные показатели Примеры глаголов
Общерезультативный СГД Специально-результативные СГД: 1. 2.. 3. … Временные СГД 1. 2. 3. … Количественно-временные СГД 1. 2. 3. …      

 

2. Опираясь на данные толковых словарей, определите способ глагольного действия. Укажите (если возможно) словообразовательные средства выражения аспектуального значения, наличие видовой пары: застрочить, зажарить, искрошить, отмыть, перезваниваться, перестрелять, поглядывать, поговорить, дожить, разреветься, глохнуть, приплясывать.

Образец: доработать

1. Окончить работу, проработать до какого-либо времени (доработать до пенсии). Аспектуальное значение – конец действия, завершительный, финитный способ действия.

2. Работая над чем-либо, довести до нужного уровня, до состояния полной готовности. (Доработать роман). Аспектуальное значение – результат действия, результативный способ действия.

3. доработать ← работать не является видовой парой (глаголы различаются лексическим значением).

 

3. От глагола говорить образуйте глаголы, обозначающие а) начало действия; б) завершение конечной фазы действия; в) действие, ограниченное по времени и полноте проявления; г) действие, охватывающее определенный промежуток времени; д) интенсивное и длительное действие, вызывающее удовлетворение; е) многократное действие; ж) прерывистое действие; з) сопроводительное действие.

Литература

1. Современный русский язык. Словообразование. Морфология / Н. М. Шанский, А. Н. Тихонов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1987. — С. 173-177.

2. Русская грамматика. Т. 1.– М., 1980.– С. 583-611.

3. Бондарко А.В., Буланин Л.Л. Русский глагол. — Л., 1967.– С. 12-27.

 


ЗАНЯТИЕ №5

Тема: Переходность и возвратность глагола

Теоретические вопросы:

Переходность как лексико-синтаксическое свойство русского глагола. Переходные и непереходные глаголы, их семантические, синтаксические, словообразовательные и морфологические признаки.

2. Возвратные глаголы и их отношение к соответствующим невозвратным. Возвратные глаголы, образованные от переходных и непереходных глаголов, их семантические и морфологические отличия. Непроизводные возвратные глаголы.

3. Группы возвратных глаголов по значению.

4. Понятие о залоговых отношениях. Связь переходных/непереходных, возвратных/невозвратных глаголов с категорией залога.

Практические задания:

1. Укажите, переходным или непереходным являются глаголы, определите способы выражения переходности:

Путь человека нельзя понять, увидев один его шаг. Он просил сперва водички, а потом просил поесть. Никогда я никого не любила, а тебя люблю. Она ничего не боялась и хотела еще раз увидеться с Инсаровым. Все вокруг блестело и лоснилось после дождя. Почти всю ночь не спал Жилин. Кравцов увидел, что огонь был точен. После операции она стала хорошо видеть. Подснежник через день завянет.

2. Определите, как образован возвратный глагол (от переходного, непереходного глагола, непроизводный, утративший мотивированность), у глаголов, образованных постфиксальным способом, укажите значение постфикса –ся:

Дом строится плотниками. Новый город быстро строится. Сосед закупает кирпич, доски, цемент – он строится на новом месте. Солдаты строятся в шеренгу. Листья жгутся дворниками. Листья крапивы жгутся. Поезд останавливается машинистом. Поезд здесь не останавливается. Детишки не боялись, что родители будут беспокоиться или ругаться. Они купались, резвились, брызгались водой, хвастались ловкостью и смеялись. С утра побрился, оделся по-походному, собрался в дорогу. Мы любовались, как снег переливается на солнце. Пассажиры толкались, переругивались, цеплялись за поручни. Глаза увлажнились слезами, сердце сжалось от восторга. На вагонной полке плохо спится. Сажа пачкается. Не надо печалиться. Не родись красивой.

 

Литература:

1. Современный русский язык. Словообразование. Морфология / Н. М. Шанский, А. Н. Тихонов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1987. — С. 177-179.

2. Бондарко А.В., Буланин Л.Л.. Русский глагол. -Л., 1967.- С. 156-167.

3. Виноградов В.В.. Русский язык...– М..1986.– С.486-498.

4. Русская грамматика. М., 1980. Т. 1. – С. 614, 617.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.