Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Затраты на качество: виды, особенности, модели учета.






Для уменьшения затрат необходимо:

1. Внимательно отслеживать расходы на приобретения, обеспечение безопасности, эксплуатирование издержки, затраты потребителя на эксплуатацию, издержки из-за простоев, ремонтные расходы, затраты на утилизацию.2. Учитывать издержки в связи с неудовлетворительным сбытом товара и конструктивными недостатками.

Для минимизации риска:

1. Исключить риски, связанные со здоровьем и безопасностью людей, неудовлетворенностью продукцией, рекламациями, потерей доверия потребителей.2. Предупредить риски в связи с дефектами.

Проблемы учета затрат, связанных с качеством продукции:

- недооценка руководителями и персоналом важности управления этими затратами.- сложность измерения таких показателей, как стоимость снижения имиджа компании, пропуск критической точки графика работы и пр.- наличие скрытой цены качества – затрат, которые сложно оценить в денежном выражении (простои оборудования, проблемы поставок).

Для определения структуры затрат на качество применяется классификация:

1. по целевому назначению: - на улучшение качества (затраты на разработку новой продукции с улучшенными свойствами).- на обеспечение качества (затраты на входной, приемочный контроль).- на управление качеством (затраты на систему управления качеством).

2. по стадиям жизненного цикла: - при создании новой продукции (затраты разработчика).- при изготовлении продукции (затраты производителя).- при эксплуатации (затраты потребителя).

3. по виду затрат: - производительные; - непроизводительные.

4. по методу определения: - прямые (могут быть непосредственно рассчитаны и учтены по конкретному виду продукции или деятельности). При организации учета затрат необходимо стремиться к тому, чтобы большинство затрат можно было определить прямым счетом; - косвенные (по тому или иному принятому признаку).

5. по возможности учета: - поддающиеся прямому учету; - не поддающиеся прямому учету; - которые экономически нецелесообразно учитывать;

6. по отношению к производственному процессу: - на качество в основном производстве;

- на качество во вспомогательном производстве; - на качество при обслуживании производства.

7. по виду учета: - оперативный; - аналитический; - бухгалтерский; - целевой.

8. по экономическому характеру затрат: - текущие; - единовременные.

9. по возможности оценки: - планируемые; - фактические;

10. по характеру структурирования: - по предприятию; - по производству; - по видам продукции.

11. по объектам формирования и учета: - продукция; - процессы; - услуги.

12. по экономическому характеру: - текущие затраты (все затраты на качество, воспроизводимые при изготовлении продукции (например, затраты на контроль, на техническое обслуживание и ремонт оборудования и др.)).- единовременные затраты (затраты на разработку продукции и технологии ее изготовления. Как и амортизация, эти затраты должны переносить свою стоимость на готовую продукцию по частям. Единовременными являются и затраты на приобретение патентов и оформление товарных знаков, которые включаются в состав нематериальных активов, а также затраты на проведение маркетинговых исследований).

Классификация по виду затрат на производительные и непроизводительные позволяет выявить их результативность. К производительным могут быть отнесены все затраты, при помощи которых достигается обеспечение и улучшения управления качеством на предприятии. Непроизводительные – это затраты, которые являются ненужными или излишними; они выявляются при анализе и оценке затрат. Такие затраты не следует отождествлять с потерями от ненадлежащего уровня качества продукции или низкого качества ее изготовления. Например, при высоком уровне организации производства и действенном самоконтроле затраты на проведение контроля технологической дисциплины могут оказаться ненужными. В то же время затраты на исправление не соответствующей установленным требованиям или дефектной продукции являются потерями.

Классификация затрат на качество по Фейгенбауму:

1. затраты на предупреждение дефектов: - обучение в области качества.- расходы отдела качества.- маркетинговые исследования по анализу требований потребителей и оценке уровня качества продукции конкурента.- затраты на входной контроль комплектующих и сырья (контроль качества поставщиков).- затраты на приобретение и эксплуатацию нового оборудования.

2. затраты на оценку уровня качества: - контроль и испытания (приемочный контроль продукции, сертификация продукции).- проверка деятельности по обеспечению качества (затраты на сертификацию системы качества, внешний аудит, внутренняя проверка стабильности технологических процессов).

3. убытки от брака: - дефекты (затраты на производство продукции, в которой при контроле выявлены дефекты).- убытки по рекламациям (расходы по претензиям покупателей – гарантийный ремонт, замена дефектной продукции и пр.).

Общие затраты на качество равны сумме затрат на предупреждение дефектов, оценку уровня качества и на устранение последствий выявленных дефектов.

Классификация затрат на качество – одна из главных задач, от правильного решения которой зависит определение их состава и требований к организации, учета, анализа и оценки.

Модели затрат на качество:

1. «Стоимостная модель процесса». По этой концепции учитываются все затраты на выполнение процесса, который имеет свои входы и выходы, как желательные, так и нежелательные.

Стоимостная модель процесса предполагает, что все затраты на продукцию могут быть разделены на две категории: затраты, связанные с достижением соответствия по качеству, и затраты, связанные с несоответствием по качеству. Обе эти категории затрат рассматриваются как потенциальные источники экономии. При этом в затраты на несоответствие по качеству входят только те затраты, которые вызваны отступлением от конструкторской, технологической, нормативной, организационной документации, и не входят расходы на предупреждение отступлений от документации (повышение квалификации персонала, испытания на надежность и т.д.). Основное внимание в стоимостной модели процесса уделяется сокращению затрат на реализацию процессов [1].

2. «Модель PAF» (предупреждение, оценка, отказ). В модели PAF затраты, связанные с обеспечением качества, разбиваются на две основные категории:

- затраты, связанные с несоответствием по качеству (безвозвратные);

- затраты, связанные с достижением соответствия (профилактические) по качеству.

Затраты, связанные с соответствием, делятся на затраты на оценку и предупреждение, а затраты, связанные с несоответствием, - на внутренние отказы и внешние отказы. В соответствии с этим стандартом рассмотрим номенклатуру затрат всех видов.

3. Подход Тагути, утверждающего, что всякая изменчивость связана с расточительством, а низкое качество измеряется общими потерями для общества;

Условиями создания системы оценки качества называют:

- четкое установления состава и последовательности производственных операций, их продолжительность;

- выявление мест потерь ресурсов. Выявление «узких мест» дает возможность снизить непроизводительные затраты материалов, трудовых ресурсов и времени;

- наличие таких условий выполнения трудовых обязанностей, при которых работникам выгодно повышать качество производимой продукции. Высокое качество воспринимается клиентами как элемент стабильности и это позволяет привлечь больше постоянных клиентов.

Затраты, связанные с качеством, исходя из западного опыта, обычно составляют от 5 % до 25 % от торгового оборота компании.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.