Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет, цели, задачи, история развития психологии физической культуры и психологии спорта.






Психология физического воспитания и спорта - это та область психологической науки, которая изучает закономерности прояв­ления, развития и формирования психики человека в специфи­ческих условиях физического воспитания и спорта под влиянием учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельнос­ти.

Основные цели психологии спорта — это изучение психоло­гических закономерностей формирования у отдельных спорт­сменов и команд спортивного мастерства и качеств, необходи­мых для участия в соревнованиях, и разработка психологичес­ки обоснованных методов тренировки и подготовки к соревнованиям.

Достижение этих целей предполагает решение следующих за­дач:
1. Изучение влияния спортивной деятельности на психику спортсмена Следует отметить следующие конкретные задачи:
а) психологический анализ соревнований;
б) выявление характера влияния соревнований на спортсменов;
в) определение требований, предъявляемых соревнованиями к психике спортсмена;
г) определение совокупности моральных, волевых и других пси­хологических качеств, необходимых спортсмену для успешного выступления на соревнованиях;
д) психологический анализ условий тренировочной деятель­ности и спортивного быта: исследование их влияния на психи­ку спортсмена с целью поиска организационных форм, которые способствуют формированию требуемых психологических качеств.

Задачи психологии физического воспитания и спорта
1. Специфические задачи
а) оптимизировать процесс воспитания человека, учитывая проблемы развития его физических качеств, совершенствования двигательных способностей, а также упрочение и сохранение здоровья;
б) ставить образовательные задачи, предусматривающие сис­темное формирование необходимого в жизни индивидуального фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними зна­ний.
2. Общепедагогические задачи
а) обеспечить нравственное, идейно-политическое и трудовое воспитание;
б) воспитать волю, позитивные качества характера, положи­тельные эмоции и эстетические потребности личности.

История развития психологии спорта.
Психология спорта -молодая отрасль научного знания, но она имеет свою историю.
l.Ha первом этапе развития, этапе зарождения, психология спорта выступала в основном как познавательно-описательная дис­циплина, необходимая для психологического описания спортив­ной деятельности. Ее отличала познавательная направленность. Вна­чале изучался вопрос о влиянии занятий физическими упражне­ниями на психические процессы человека. В дальнейшем психология спорта расширила круг исследовательской работы. В первую очередь это коснулось вопросов специфики спорта как особо трудного в психологическом отношении вида деятельности человека.
В этот период большое значение уделялось роли сознания в спортивной деятельности, характеристике спортивных двигатель­ных навыков, особенностям познавательных, эмоциональных и волевых процессов, их роли в спорте, а также исследованиям пред­стартовых и стартовых психических состояний и т.д. В этот период началось и изучение специфики различных видов спорта.
Период зарождения связан в основном с двумя школами: ГЦО-ЛИФКа (руководитель профессор П.А.Рудик) и ГДОИФКа им. П.Ф.Лесгафта (руководитель профессор А.Ц.Пуни).
2. На втором этапе, этапе становления, психология спорта стала приобретать профессиональную направленность как прикладная отрасль знания. Теперь возрастала роль разработки теоретических аспектов и методической основы спорта, которые необходимы в решении практических проблем. Существенно также, что на этом этапе психология спорта стала опираться, в основном, на теорию и методику спорта.
Вначале значительное внимание уделялось воспитанию и раз­витию волевых качеств, затем сформировалась идея психологи­ческой подготовки спортсменов, столь же необходимой, как тех­ническая или физическая.
Разрабатывались проблемы общей психологической подготов­ки, совмещающей особенности технической, физической и так­тической, а кроме того, и вопросы воспитания личности спорт­смена и формирования спортивного коллектива. Особое место за­нимали исследования в области психологических особенностей «спортивной формы».
3. Для современного этапа характерно сохранение психологии спорта как познавательно-практической дисциплины. Сохраняя прежние направления работы и учитывая существующие сегодня проблемы психологии спорта, этот этап развития психологичес­кой науки о спорте отличается тем, что в ходе исследовательской деятельности учитываются проблемы, связанные с перспектива­ми развития спорта. Практика современного спорта, его бурное развитие обусловливают необходимость создавать новые формы, методы и средства организации спортивной деятельности и уп­равления ею. Возросшие физические и психологические нагрузки в спорте требуют введения новых, более совершенных методов, средств и приемов психологической подготовки спортсменов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.