Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фрагменты лекций (5 семестр)






Курс

Лекция №1. Цели, место и роль обучения математике в общем образовании

План

1. Понятие образования. Цели образования.

2. Математическое образование. Цели обучения математике.

3. Функции обучения математике.

4. Реформы среднего математического образования.

 

Факторы, определяющие роль математики в системе учебных предметов

1) значимость науки математики в создании и развитии человеческой цивилизации;

2) роль собственной математической деятельности человека в формировании его интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер;

3) значимость приобретаемых знаний в повседневной жизни;

4) необходимость математических знаний для изучения других наук.

 

Цель современного образования

1) предельно полное достижение развития тех способностей личности, которые нужны ей и обществу;

2) включение ее в социально-ценную активность;

3) обеспечение возможности эффективного самообразования за пределами институциализированных систем образования.

Математическое образование предполагает:

1) развитие личности средствами математики;

2) овладение системой знаний, дающих представление:

• о предмете математики как науки;

• о методах математических исследований;

• об основных понятиях математики;

• о способах обоснования достоверных математических фактах;

• о применении математики в исследования явлений природы и общества.

Цели обучения математике

1) интеллектуальное развитие учащегося, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для полноценного функционирования в обществе;

2) воспитание культуры личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;

3) формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники и средства моделирования явлений и процессов;

4) создание условий для овладения учащимися конкретными математичекими знаниями и умениями, необходимыми для применения в практической деятельности.

Функции обучения математике (по Г.И. Саранцеву)

1) образовательная (конструирование процесса обучения математике, который способствует овладению школьником системами математических знаний);

2) воспитательная (формирование интеллектуальных и нравственных компонентов личности; развитие качеств мышления, присущих математической деятельности);

3) развивающая (формирование логических и общеучебных приемов учебной деятельности);

4) эвристическая (создание условий для развития способностей учащихся);

5) прогностическая (прогнозирование как более близких, так и более далеких результатов);

6) эстетическая (приобщение школьников к красоте и воспитание у них эстетического вкуса и эстетических переживаний);

7) практическая (ориентация обучения на формирование умений математически исследовать явления реального мира);

8) контрольно-оценочная (контроль, коррекция и оценка ЗУНов, изучение продвижения учащихся в развитии);

9) информационная;

10) корректирующая (коррекция информации из источников);

11) интегрирующая.

Основные направления гуманизации математического образования

1) личностно-ориентированное обучение;

2) гуманитарная направленность обучения;

3) индивидуализированное и дифференцированное обучение.

Основные характеристики личностно-ориентированного образования

1) признание самобытности ребенка, его самоценности и субъективности процесса развития;

2) создание условий для активизации и актуализации субъективного опыта ребенка;

3) единицей обучения рассматривается ситуация, в которой ребенок хочет и может учиться;

4) стандартом образования является средство, которое определяет направление и границы предметного материала;

5) критерием эффективного обучения являются параметры личностного роста.

Гуманитарная направленность обучения

Гуманитарная направленность обучения математике ориентирована на:

1) раскрытие творческого потенциала личности;

2) усиление прикладной и практической направленности обучения;

3) повышение общекультурной и общеобразовательной значимости изучаемых вопросов математики;

4) формирование представление учащихся о математике, как науке с определенной специфической методикой научного познания.

Гуманитаризацияобразования – это ориентация учебного процесса на развитие творческого потенциала школьников.

Индивидуализация и дифференциация образования

Под индивидуализацией понимается учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех формах и методах (И.Э. Унт).

Под дифференциацией понимается «система обучения, при которой каждый ученик, овладевая некоторым минимумом общеобразовательной подготовки, являющейся общезначимой и обеспечивающей возможность адаптации в постоянно изменяющихся жизненных условиях, получает право на гарантированную возможность уделять преимущественное внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям» (Г.В. Дорофеев).

Основной целью дифференциации обучения математике является: развитие всех форм самостоятельной деятельности учащихся, включающей в себя стремление к самообразованию, самовоспитанию; задача развития личностных качеств всех учащихся, а также получения ими необходимого базового математического образования; выявление и развитие математических способностей тех учащихся, для которых математика стала или станет сферой их интересов.

В концепции развития школьного математического образования основная цель дифференциации сформулирована следующим образом: «Дифференциация способствует более полному учету индивидуальных запросов учащихся, развитию их интересов и способностей, достижению целей образования»[2, С. 15].

Дифференциация обучения – средство индивидуализации.

Элементы индивидуализации обучения

1) образовательная среда;

2) эмоциональный настрой;

3) социальные факторы;

4) физические возможности.

 

Направления осуществления дифференциации

1) по образовательной цели;

2) по первоначальному уровню учебной деятельности;

3) по времени обучения;

4) по содержанию обучения;

5) по последовательности изучения учебного материала;

6) по структуре учебного материала;

7) по подходам к обучению;

8) по применению знаний;

9) по видам учебной деятельности;

10) по уровню выполнения заданий;

11) по оценке результатов выполнения заданий.

Виды дифференциации

1) профильная – дифференциация по содержанию;

2) уровневая – дифференциация, основанная на планировании результатов обучения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.