Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль эмоции и интуиции в познании






Основные функции эмоций позволяют нам лучше понимать и судить друг о друге без слов, благодаря чему лучше настраиваться на общение и совместную деятельность. Обмениваться информацией и собственных состояниях и происходящем вокруг живые существа смогли пре переходе выразительных движений в дифференцированный язык. В этом и заключаются коммуникативная и экспрессивная функции эмоции, регулирующие процессы познания.

Основные функции эмоций:

Ø Функция побуждения – данная функция позволяет эмоциям стимулировать деятельность, направленную на удовлетворение потребностей, или притормаживать ее. Эмоции направляют и контролируют поведение человека в зависимости от ситуации. Разнообразные потребности побуждают у человека различные эмоции.

Ø Дезорганизационная функция – данная функция проявляется лишь в условиях ее проявления, а в остальных случаях не является функционально-значимой.

Ø Следообразующая функция – данная функция эмоций проявляется только в экстремальных состояниях.

Ø Эвристическая и предвосхищающая функция – определенное проявление эмоций выясняется за счет психологического механизма, который и находится у истоков данных проявлений эмоциональных состояний.

Ø Синтезирующая (предвосхищающая) функция – данная функция состоит в интеграции проявляющихся эмоций с когнитивными процессами, позволяя обеспечить возможность структурированного и целостного отражения переживаний и раздражений.

Ø Экспрессивная функция – данная функция эмоций отвечает за влияние эмоциональной сферы собственно на коммуникацию человека.

Под интуитивным познанием понимается сфера познания, где процесс накопления и преобразования знания осуществляется посредством различных форм интуиции, действующих на уровне неосознанного взаимодействия чувственного и логического познания. При этом необходимо отметить, что интуиция как форма познавательного процесса выражается в двух основных моментах. Их разделение принципиально: оно приводит к противоречивости и многозначности трактовок интуиции.

Во-первых, интуиция – это способность человеческого сознания к ускоренному, внезапному переходу от старых форм знания к новым, в основе которой лежит предшествующая историческая практика и индивидуальный опыт исследователя.

Во-вторых, интуиция – это специфический способ взаимодействия чувственного и логического в познании, результаты которого могут выступать как определенного рода знание, именуемое " интуитивным знанием" и используемое в науке с учетом последующей экспериментальной проверки.

Первое определение относится к анализу интуиции как некоего психологического феномена. Второе – к гносеологическому анализу.

Итак, интуиция – это специфическая форма познавательного процесса. Посредством ее различных форм осуществляется взаимодействие чувственного и логического познания.

Гносеологические функции интуиции заключаются в своеобразной комбинаторике наличных знаний с данными скрытого от самого субъекта, но уже имеющимися у него знаниями и последующей трансформацией полученного нового знания в статус научного. Таким образом, действие интуиции распространяется и на уровень научного познания, точнее, ее результат – интуитивное знание является важным компонентом процесса получения нового научного знания.

Гносеологический анализ интуитивной формы познавательного процесса предполагает выяснение соотношения между знанием, имеющимся к началу интуитивного акта, и знанием, полученным в результате этого акта, а также выявление сущности гносеологического механизма, с помощью которого совершается преобразование " старого" (исходного) знания в новое.

Итак, место интуиции в научном познании определяется сферой взаимодействия чувственного и логического познания. Здесь и проявляется действие интуиции как процесса. Это взаимодействие иначе можно было бы назвать интуитивным познанием. Правомерность выделения такого рода познания, равно как чувственного и логического, обусловлена всей историей человеческого познания.

Интуитивное познание – это важная сфера человеческого познания, относящаяся к области как научного, так и ненаучного познания.

По мнению В.Р.Ириной и А.А.Новикова, к числу наиболее характерных черт научной интуиции относятся:

Ø Принципиальная невозможность получения искомого результата посредством чувственного познания окружающего мира.

Ø Принципиальная невозможность получения искомого результата посредством прямого логического вывода.

Ø Безотчетная уверенность в абсолютной истинности результата (это никоим образом не снимает необходимости дальнейшей логической обработки и экспериментальной проверки).

Ø Внезапность и неожиданность полученного результата.

Ø Непосредственная очевидность результата.

Ø Неосознанность механизмов творческого акта, путей и методов, приведших ученого от начальной постановки проблемы к готовому результату.

Ø Необычайная легкость, невероятная простота и скорость пройденного пути от исходных посылок к открытию.

Ø Ярко выраженное чувство самоудовлетворения от осуществления процесса интуиции и глубокого удовлетворения от полученного результата.

Итак, все, что совершается интуитивно, должно быть внезапно, неожиданно, непосредственно очевидно, неосознанно быстро, безотчетно легко, вне логики и созерцания и в то же время само по себе строго логично и основано на предшествующем чувственном опыте. Гносеологические функции этих процессов – осуществлять взаимодействие чувственного и логического познания.

Цель всякого рода познания – это получение и преобразование знания. Как известно, существует четыре типа преобразования знания.

От одних чувственных образов к другим чувственным образам (чувственное познание).

От одних понятий к другим понятиям (логическое познание).

От наглядных образов к новому понятию (взаимодействие чувственного и логического).

От понятий к новым чувственно-наглядным образам (взаимодействие логического и чувственного).

3 и 4 типы преобразования, таким образом, относятся к выделенной сфере интуитивного познания.

Процесс получения интуитивного знания состоит из сложнейших комбинаций с чувственно-наглядными образами. К видам чувственных образов, между которыми совершается комбинирование, можно отнести следующие две группы образов: чувственно-наглядные (непосредственное восприятие, наглядное представление); понятийные (мысленное воспроизведение ранее полученных понятий, мысленное воспроизведение наиболее общих свойств и существенных сторон связей и отношений объективного мира, недоступных непосредственно органам чувств).

Научное познание любого рода всегда имеет своей конечной целью получение нового понятия, т.е. нового знания. Всякое научное понятие есть в конечном счете синтез совокупности чувственных образов.

Итак, взаимодействие чувственного и логического, осуществляемое благодаря интуиции, заключается в своеобразном комбинировании чувственных образов на основе какого-то исходного понятия. В результате получается новое понятие об объекте, новое знание о его сущности, а не только о формах проявления.

Загадочна быстрота, с какой действует интуиция. А. А. Налчаджян приводит весьма убедительные доводы в подтверждение того положения, что после прекращения сознательного анализа научной проблемы процесс ее решения продолжается в подсознательной сфере, что соответствующие электрофизиологические процессы также не прекращаются, а преобразуются, продолжают протекать, но лишь с измененными характеристиками.

При такой форме мышления значительно ускоряется мыслительный процесс. Наблюдается удивительное явление: возможность переработки на бессознательном уровне 109 бит информации в секунду, а на сознательном только 102. Все это является важной предпосылкой для развертывания быстрых мыслительных процессов, для оперирования огромной по своему объему «чистой» информацией в подсознательной (бессознательной) сфере. Подсознание способно проводить за короткое время огромную работу, которая не под силу сознанию за тот же короткий срок.

Взаимосвязь целого и части, системы и элемента также внедряется в сознание и бессознательную сферу человеческой психики в форме определенной схемы или структуры (в самом общем виде), облекаясь в психологическую установку на достижение гармоничности и совершенства. Стремление к гармонии и красоте, осуществляемое на подсознательном уровне, может послужить фактором, оказывающим решающее влияние на выбор из множества вариантов в пользу более совершенного.

Индивидуальное познание своеобразно, как специфична и интуитивная способность каждого человека, его жизненная уникальность; но через всю эту специфичность проявляет свое действие, общественная природа человеческой личности.

К общим условиям формирования и проявления интуиции относятся следующие:

Ø основательная профессиональная подготовка субъекта, глубокое знание проблемы;

Ø поисковая ситуация, состояние проблемности;

Ø действие у субъекта поисковой доминанты на основе непрерывных попыток решить проблему, напряженные усилия по решению проблемы или задачи;

Ø наличие «подсказки».

Последний момент в некоторых случаях явно не обнаруживается. Но значительное число открытий или изобретений, как показывает история науки и техники, связана с действием «подсказки», которая служит «пусковым механизмом» для интуиции.

Успех интуитивного решения зависит от того, насколько исследователю удалось освободиться от шаблона, убедиться в непригодности ранее известных путей и вместе с тем сохранить увлеченность проблемой, не признать ее нерешаемой. Подсказка оказывается решающей в освобождении от стандартных, шаблонных ходов мысли. Конкретная форма подсказки, те конкретные предметы и явления, которые при этом используются, являются несущественным обстоятельством. Важен ее общий смысл. Замысел подсказки должен быть воплощен в каких-то конкретных явлениях, но в каких именно – это не будет решающим фактором.

(6) З нание - объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. Познание - обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Подавляющее большинство философов и ученых утвердительно решают вопрос о том, позваниваем ли Мир. Однако существует такое учение, как агностицизм (от греческого agnostos - непознаваемый), представители которого отрицают (полностью или частично) принципиальную возможность познания объективного мира, выявления его закономерностей и постижения объективной истины. немецкий философ Гегель, будучи объективным идеалистом, критиковал агностицизм, признавал познаваемость мира, разработал диалектическую теорию познания, указывая на активность субъекта в этом процессе. А именно понимают процесс познания как “зряшное отрицание”, а не как диалектическое (с удержанием положительного). Зарождение гносеологической проблематики в античной философии. Познание и его изучение не есть нечто неизменное, раз навсегда данное, а представляет собой “нечто диалектическое”, развивающееся по определенным законам. Они имеют длительную историю, истоки которой уходят в древнюю философиюВ античной, особенно в древнегреческой философии (VI в до н. э.- II в. н. э.), были сформулированы глубокие идеи о соотношении знания и мнения, истины и заблуждения, о совпадении знания и предмета, о диалектике как методе познания и др. Так, Гераклит высказал идею о том, что все течет, все изменяется и все переходит в свою противоположность. Но все течет не как попало, а повинуясь законам “единого мудрого”, которые присущи и бытию и познанию.

(8) Научные методы делятся на два уровня:

1. Методы эмпирического познания

Ø наблюдение — это целенаправленное изучение предмета на основе работы органов чувств без вмешательства в изучаемое явление;

Ø эксперимент — это целенаправленное изучение предмета в специально созданных, искусственных и контролируемых условиях. Здесь предмет воспроизводится искусственно;

Ø сравнение — это выявление сходных черт или различий предметов;

Ø описание — это фиксирование результатов опыта, наблюдения или эксперимента с помощью специальных систем обозначения. Описание осуществляется с помощью схем, таблиц, диаграмм и т.д.;

Ø измерение — это выполнение познавательных действий с целью нахождения количественного, числового измерения величины.

2. Методы теоретического познания реализуются в процессе научного опыта, где главная роль принадлежит чувствам, предполагают ведущую роль мышления в процессе научной деятельности.

Ø формализация — это отображение научного знания с помощью знаков и символов, то есть с помощью формализованного языка. При формализации рассуждения о предметах заменяются операциями со знаками, что наглядно проявляется в математике или символической логике.

Однако не все науки можно уложить в русло формализации. К примеру, философия или культурология не поддаются формализации. данный метод плодотворен, прежде всего, для естественных и технических наук.

Ø аксиоматический метод — это выведение знания из некоторых исходных положений — аксиом. Аксиомы — это положения, которые очевидны и не требуют доказательств.

(9) Научное познание как спец. организованная совокупность познавательных действий имеет ряд х-ик, отличающих его от других форм их организации: 1)направленность исключительно на производство знаний, иногда вне конкретных представлений о возможных сферах и способах его последующего применения.2)в основе лежит чёткая выделенность предмета – предметность.3)прогностичность – направленность на предсказание будущих событий, состояний и свойств исследуемых объектов, а нередко и самого их существования.4)предполагает использование спец. инструментария (реактивы, пробные объекты, контрольные приборы, экспериментальные приборы).5)регламентируется определённой совокупностью методов и других видов нормативного знания (принципы, идеалы, нормы, стиль научного мышления в целом).6)результаты н. исследования должны соответствовать ряду требований: воспроизводимость, контролируемость путей получения, обоснованность, системность, объективность; Н.п. отличает и спец. язык, для которого х-но: высокая степень однозначности слов и выражений, большая компактность, точность и системность правил.

Эмпирическое знание– это обыденное знание, которое накапливается в ходе развития человеческой практики; это определенный этап получения научного знания, который добывается на основе целенаправленного наблюдения и эксперимента (измерения). Эмпирический уровень исследования состоит из: а) подготовки эмпирического исследования; б) получения исходных данных; в) формирования фактов науки; г) первичной рациональной обработки научных фактов с целью установления эмпирических зависимостей.

Основными методами эмпирического познания являются:

А) наблюдениеБ) сравнениеВ) эксперимент.

(10) Теория – это органически целостная непротиворечивая система взглядов, идей и представлений, в обобщенной форме раскрывающая существенные свойства и закономерные связи объективной действительности, на основе которых достигается объяснение и предсказание явлений. Структура следующая: 1)формально-математическая часть теории (использование математических формул, аксиоматизация и формализация знания, построение математических гипотез и моделей); 2)идеализированная модель действительности (мысленный, эксперимент, абстрактный объект, связи и отношения между явлениями и моделями).Основная цель научной теории – установление общих закономерностей и объяснение на их основе непонятных явлений.Основная функция – объяснение и предсказание новых явлений. Метод научного познания – это определенный способ, прием решения познавательных задач. Все познавательные методы можно разделить на: 1)всеобщие методыраскрывают общее направление и характер познания в целом (независимо от специфики явлений: метафизический метод, диалектический метод, герменевтический метод, эклектический и др.2)общенаучныминазываются методы, которые использует большинство или все науки, познающие конкретные сферы, отрасли действительности (статистический, системный, структурно-функциональный методы и т.д.). 3)частнонаучныеметоды используются в познании частными, отдельными науками для познания закономерностей существования и развития фрагментов действительности (в физике – радиоспектральный метод, в медицине – метод препарирования, в математике – метод).

(11) Общелогические методы включают в себя:

1) анализ — это мысленное разделение предмета на составные части;

2) синтез — это мысленное объединение частей в единое целое;

3) абстрагирование — это мысленное выделение самых главных, самых существенных сторон, качеств предмета. Примером абстрагирования может быть утверждение о том, что существенным качеством растений является способность к фотосинтезу;

4) идеализация — это мыслительная операция, связанная с образованием идеализированных объектов, которые не существуют в действительности (точка, идеальный газ, абсолютно черное тело, добро, справедливость, честь и т.д.);

5) моделирование — это метод исследования объектов и предметов на основе их заместителей — моделей. Модель — есть аналог определенного фрагмента действительности. Модель замещает оригинал в процессе познания или практики.

Различают два вида моделирования:

- материальное (предметное) — модель самолета, корабля и т.д.;

- идеальное (мысленное) — моделирование той или иной ситуации в сознании. В связи с развитием компьютеризации этот метод получает все большее распространение.

Методы научного познания можно сравнить с компасом, который указывает дорогу ученому. Ф. Бэкон сравнивал научный метод с факелом, который освещает ученому путь познания мира.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.