Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Работа над повествованием как типом речи при изучении глагола в 5-6 классах






2.1. Анализ учебников по русскому языку с точки зрения работы над повествованием как типом речи при изучении глагола в 5 – 6 классах

Формирование языковой и коммуникативной компетенций учащихся в процессе обучения тексту типа повествования при изучении глагола в 5-6 классах осуществляется на понятийно-терминологической основе путем ознакомления школьников с типологическими признаками повествования, композицией текста типа повествования, языковыми средствами повествования.

В учебнике по русскому языку 5 класса Ладыженской Т. А. и Баранова М. Т. содержатся разделы, которые закрепляют и расширяют знания. Учебный материал соответствует содержанию образовательных программ. Работа по развитию речи позволяет осваивать постепенно все типы речи (описание, повествование, рассуждение).

Упражнения, направленные на написание сочинения-повествования, в данном учебнике, чаще всего встречаются при изучении глагола. В параграфе 16 даются теоретические сведения о глаголе. В этом параграфе предлагается упражнение, направленное на

формирование языковой и коммуникативной компетенций учащихся в процессе обучения тексту типа повествования.

Упражнение 79, стр. 39.Рассмотрите рисунок. Что делают школьники? Напишите небольшое сочинение на тему «На уроке физкультуры». Подчеркните глаголы.

Через параграф идет тема: «Тема текста». В ней предлагаются такие упражнения:

Упражнение 86, стр. 43. Прочитайте сочинение ученика на тему «Хорошо осенью в лесу. Можно ли сказать, что учащийся раскрыл тему? Докажите свою точку зрения.

Хорошо осенью в лесу

В прошлое воскресенье мы всем классом были на прогулке. До вокзала ехали на трамвае. На электричке добрались до деревни. Оттуда отправились к берёзовой роще. Остановились мы на небольшой полянке. Девочки занялись приготовлением пищи. Мальчики принесли сухих веток ели и развели костёр. После обеда играли в волейбол, пели песни, собирали пёстрые осенние листья, последние полевые цветы. Домой возвратились поздно.

Упражнение 87. Учитель зачеркнул заголовок сочинения (в упр. 86) и написал «Воскресная прогулка».

Представьте, что вы были на воскресной прогулке. Она могла проходить в лесу, зоопарке, парке, аттракционов и т.д., в хорошую или плохую погоду; на прогулку вы могли взять с собой своих родственников, друзей и др. Озаглавьте свой текст. Напишите такое сочинение, чтобы всем стало ясно, как прошла прогулка. Что нового вы узнали, увидели, что вам особенно понравилось (или не понравилось)…

Во второй части учебника в разделе «Глагол» в параграфе 108 «Рассказ» предлагаются упражнения, которые направлены на обучение тексту-повествованию:

Упражнение 619, стр. 101. Представьте, что история, изображённая на рисунках или подобная ей, произошла в вашей (или знакомой вам) семье. И вот в кругу близких вам людей вы рассказываете, как всё случилось.

Учебник русского языка для 6 класса этих авторов соответствует обязательному минимуму содержания основных образовательных программ. Темы спланированы с учѐ том тех знаний, которыми должны были овладеть школьники в процессе изучения русского языка в предшествующие годы обучения.

при изучении глагола в 6 классах даются такие упражнения, которые направлены на создание текстов повествовательного типа:

Упражнение 652. Подготовьте устный рассказ на тему «Как я однажды… (чуть не заблудился в лесу, удил рыбу, опоздал в школу, играл в футбол и т. п.)»

Упражнение 658. Составьте связной текст на одну из следующих тем: «Сегодня (сейчас) на улице (во дворе, в лесу, в парке и т. п.)», «Новости дня» (о том, что происходит сейчас в нашей стране, за рубежом). Глаголы в настоящем времени подчеркните.

В учебнике по русскому языку 6 класса Ладыженской Т. А. и Баранова М. Т. В учебнике сначала идет раздел «Текст». Теоретический материал представлен четко и понятно. В данном разделе рекомендованы к выполнению учащимися следующие задания, направленные на создание текста-повествования:

Упражнение 68, стр. 39. Напишите о каком-нибудь памятном событии так, чтобы была понятна основная мысль вашего текста. Озаглавьте сочинение.

Возможное начало:

– Никогда не забуду…

– Я надолго (может быть, на всю жизнь) запомню…

– Помню…

Упражнение 72, стр. 41.Придумайте сказку по одному из приведённых начальных конечных предложений (см. упр. 70). Расскажите её своим одноклассникам.

В этом же учебнике, во второй части, предлагаются такие упражнения, которые направлены на создание текстов повествовательного типа при изучении глагола:

Упражнение 517. Сочинение-рассказ на тему «Стёпа дрова колет». В своём рассказе используйте:

· один из текстов в качестве вступления (см. с. 105);

· содержание рисунков;

· в заключении одну из пословиц (см. упр. 508).

I. Вы не знаете нашего Степу? Хвастун он страшный.
– Я вчера все дрова переколол, – сказал Стёпа однажды.
Когда ты научился? — спрашиваем мы.
Я это давно умею, — отвечает он.

Тогда покажи, а мы посмотрим, как это у тебя получается…
II. Смотрел я, как отец дрова колет, и подумал: «И я смогу. Что тут уметь? Взмахнёшь посильней топором– раз! – И готово!»

И вот однажды…

Упражнение 537. Подготовьте рассказ о спортивном соревновании на школьном стадионе.

В программе по русскому языку по развитию речи Ефремовой Т. О. предложены такие варианты упражнений, направленные на обучение созданию текстов повествовательного типа в 5-6 классах:

1. Задание. Сказки осеннего леса…

1.Продолжи фразу:

Осень – золотая пора, когда…

2. Задание. Закрой глаза. Представь, что ты находишься в осеннем лесу. Что ты видишь? Какое небо? Какие деревья и кусты? Травы? Листья? Видишь ли ты птиц? Животных? Что они делают?

Прислушайся к звукам осени. Послушай шорох листьев, пение птиц, журчание ручейка, шум ветра в кронах деревьев, плеск волны в озере… А, может, ты слышишь что – то ещё? Послушай, о чём говорят в осеннем лесу. Может, кленовый лист расскажет тебе свою историю? А, может, зайчик? Или лиса? Куст шиповника? Красавец-гриб? О чём они, по- твоему, думают?

Поблагодари твоего собеседника, поблагодари осенний лес за чудесную прогулку и возвращайся сюда, к нам в класс. О чём ты можешь рассказать? Что видел? Что слышал? Расскажи.

3. Задание. Определи тему и идею текста. Подчеркните глаголы.

1.Однажды мы ночью ночевали на Черном озере, в высоких зарослях, около большой кучи старого хвороста.

Мы взяли с собой резиновую надувную лодку и на рассвете выехали на ней за край прибрежных кувшинок – ловить рыбу. На дне озера толстым слоем лежали истлевшие листья, и в воде плавали коряги. Внезапно у самого борта лодка вынырнула громадная горбатая спина чёрной рыбы с острым, как кухонный нож, спинным плавником. Рыба нырнула и прошла под резиновой лодкой. Лодка закачалась. Рыба вынырнула снова. Должно быть, это была гигантская щука. Она могла задеть резиновую лодку пером и распороть её, как бритвой.

Я ударил веслом по воде. Рыба в ответ со страшной силой хлестнула хвостом и снова прошла под самой лодкой. Мы бросили удить и начали грести к берегу, к своему биваку. Рыба всё время шла рядом с лодкой.

Основное средство обучения тексту типа повествования в учебниках Ладыженской Т. А. и Баранова М. Т. — грамматико-стилистическая работа, направленная на обогащение грамматического строя речи учащихся, ознакомление школьников со стилистическими свойствами глагольных форм на уроках грамматики при изучении темы «Глагол» и обучение школьников построению и языковому оформлению (оценке, выбору, целесообразному использованию глагольных форм как главного средства повествования) сочинения-повествования на специальных уроках развития речи в 5-6 классах.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.