Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие повествования в лингвистической литературе






Ф. И. Буслаев, В. В. Голубков, М. Б. Чистяков и другие рассматривают повествование как вид ученических сочинений; П. Ф. Ивченков, Т. А. Ладыженская, В. Е. Мамушин, и другие относят повествование к жанрам школьных сочинений; Л. М. Лосева, В. П. Лунева и другие определяют повествование как функциональный тип сложного синтаксического целого; А. А. Акишина, С. И. Баженова, Т. К. Донская и другие рассматривают повествование как вид или тип текста; А. И. Власенков, М. Р. Львов причисляют повествование к функционально-смысловым типам речи.

В лингвистической литературе сведения о повествовании одним из первых обобщил и систематизировал М. В. Ломоносов. В своём труде «Краткое руководство к красноречию» он называет повествование одним из «родов разговоров» (чистых и нечистых) и включает его в состав описаний, обозначив функцию речи в повествовании как «представление деяний»: «Описанием называется слово или часть оного, где представляется вещь или деяние. Представление деяний называется особливым именем — повествованием». М. В. Ломоносов подчёркивает, что повествование (наряду с описанием) занимает господствующее положение не только в прозаической, но и в поэтической речи, и считает необходимым предложить общие правила его построения.

Порядок расположения частей в повествовании, по мнению М. В. Ломоносова, должен определяться естественным ходом событий: «что после чего было». К дополнительным, «посторонним», частям «великих повествований». М. В. Ломоносов относит «выступления» и «вводные речи» («прямые и косвенные»), которые не являются необходимыми, но «весьма приличны» для придания «живности» сочинению.

Среди изобразительно-выразительных средств, употребляемых в повествовании, М. В. Ломоносов называет «фигуры» («изречение, вопрошание, краткое обращение и заимословие, расположение, возвышение, а особливо присовокупление»).

Таким образом, М. В. Ломоносов одним из первых в лингвистической литературе не только дал определение понятия «повествование», но и сформулировал правила построения повествовательных сочинений, а также назвал изобразительно-выразительные средства языка, используемые в повествовании.

В настоящее время в зависимости от способа высказывания, выбранного автором для передачи информации, выделяются три функциональных типа речи: повествование, описание и рассуждение.

Повествование – это описание ряда событий и явлений, которые последовательно и динамично развиваются, следуя друг за другом или проистекая одно из другого. Цель, которую ставит автор, используя данный тип, – донести до читателя действия, события в их последовательности в определенных временных рамках, передать действительность динамически, в ее развитии. В этом состоит главное отличие повествования как типа речи от описания, где действительность описывается, изображается статически. Повествование ведется от третьего или первого лица.

Как тип речи повествование имеет свои характерные особенности. Во-первых, любой повествовательный текст имеет следующую схему построения:

1. завязка (с чего начинаются события);

2. развитие действия;

3. кульминация (момент истины);

4. развязка (чем заканчиваются события)

Во – первых, такого рода текстам характерно использование глаголов совершенного вида, глаголы несовершенного вида используются в отдельных случаях, чтобы подчеркнуть длительность какого-либо действия. Для того чтобы разнообразить текст, возможно также использование глаголов настоящего и будущего времени, но в редких случаях. Во – вторых, как типу речи повествованию характерна цепная связь предложений с целью передать динамичность и развитие сюжета. При этом каждое отдельное предложение показывает этап развития сюжетной линии. В отличие от описательных, в повествовательных текстах не используются номинативные и безличные предложения. Например:

«И вдруг... случилось что-то необъяснимое, почти сверхъестественное. Мышастый дог внезапно грохнулся на спину, и какая-то невидимая сила повлекла его с тротуара. Вслед за этим та же невидимая сила плотно охватила горло изумленного Джека... Джек уперся передними ногами и яростно замотал головой. Но незримое «что-то» так стиснуло его шею, что коричневый пойнтер лишился сознания». (А. И. Куприн)

Как тип речи повествование в чистом виде используется в основном в таких жанрах, как письма, воспоминания. В других жанрах тексты обычно носят описательно-повествовательный характер.

Обычно для повествования характерна трёхчастная композиция: начало, основная часть, концовка.

Основная функция повествования –информативная (целая установка –сообщить, рассказать).

В учебном пособии Кошелева А. Ф. «Система обучения сочинениям разных жанров» предлагается такое определение сочинения-повествования:

«Повествовательными текстами называются такие, в которых излагается ряд последовательных событий. Порядок расположения материала при этом определяется хронологической последовательностью событий. Сообщение о сменяющихся действиях–«новое» в тексте, то есть главная информация, ради которой создаётся высказывание. «Данным» в повествовании является указание на лицо, совершающее действие, на время, место и т.д.

В повествовании часто используют слова и словосочетания, обозначающие время: сначала, затем, потом, после этого, немного погодя, позже, через некоторое время, позднее, дальше, тут (разг.), тогда, наконец и др.

Результат сочинения-повествования – рассказ (небольшое литературное произведение повествовательного типа, в котором речь идёт обычно об одном, но важном событии в жизни героя). Основа рассказа – случай, эпизод, происшествие, то есть какое-либо событие. Рассказ включает основные части, связанные с развитием этого события: завязку, кульминацию, развязку.

Завязка – это момент, с которого начинается событие и от которого зависит его развитие.

Кульминация – момент наивысшего напряжения в развитии события.

Развязка – результат развития события, его заключительный момент.

Рассказ может иметь также вступление (информация о том, где, когда и с кем произошло событие) и заключение (раздумья автора по поводу описанных событий, нравственные выводы).

Последовательность частей рассказа условна: действие может раскрываться в прямом порядке, а может и варьироваться в зависимости от замысла автора.

Повествование может вестись от первого или от третьего лица.

Основная часть речи, используемая в повествовании, –глагол, особенно форма прошедшего времени совершенного вида.

Существуют следующие виды рассказов: о случае из жизни автора; на основе услышанного; на основе фантастического вымысла; на основе данного сюжета; на основе сюжета картины; юмористические рассказы на основе услышанного, увиденного; киносценарий на основе рассказа; сказка на основе рассказа; рассказ от лица животного; по данному началу.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.