Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общение, как специфический вид деятельности. Виды и формы общения от рождения до 7 лет.






Обще́ ние — «передача информации от человека к человеку», сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность.

Человека окружает не только предметный мир, но и другие люди. Эти взаимоотношения устанавливаются и развиваются через труд, общение, обучение, через деятельность. Совместная деятельность невозможна без налаживания контактов между людьми и обмена информацией, без общения. Общение - это форма психологической взаимосвязи людей в процессе совместной жизнедеятельности; процесс становления и развития контактов.

 

Главной характеристикой общения как деятельности является то, что из-за общения человек формирует свои отношения с другими людьми. Общение включает в себя многочисленные духовные и материальные формы жизнедеятельности человека и является его потребностью. Эта потребность объясняется, прежде всего, социальной природой человека.

 

Объединяясь в небольшие группы, общаясь в процессе совместной деятельности, люди обмениваются информацией. Общение является необходимым условием формирования личности. Всю жизнь человек общается с другими людьми.

 

Кроме потребности в общении и человеческих связях, можно назвать еще одну из важных социальных потребностей - потребность в самоутверждении. Человек стремится занять общественно значимое место в группе. Слово имеет двойную функцию - оно и орудие мыслительной деятельности, и средство контакта, поэтому имеет большое значение в жизнедеятельности человека.

Итак, общение в наиболее сжатом виде можно определить как сложный процесс взаимодействия двух или более людей, которые находятся между собой в процессе информационного обмена.

Виды и формы общения от рождения до 7 лет:

(по М. И. Лисиной)

1) От рождения до 6 месяцев (непосредственное эмоциональное общение ребенка с близкими взрослыми). В его основе лежит потребность ребенка во внимании и доброжелательном отношении со стороны окружающих. Эта форма общения имеет большое значение в психическом развитии ребенка и основные средства: мимика и жесты.

2) От 6 месяцев до 2 лет (ситуативно - деловая форма общения) Главная особенность этого вида общения является практическое взаимодействие ребенка и взрослого. Ребенок начинает испытывать потребность в сотрудничестве со взрослым: просьбы о помощи, приглашение к совместным действиям.

3) От 2 до 4 лет (внеситуативно - познавательная форма) Признаки появления познавательной формы общения: возникновение у ребенка вопросов о предметах и взаимосвязях, возраст «почемучек» - до 5 лет. Важнейшее средство общения – речь. При этом виде общения ребенок обсуждает со взрослыми предметы и явления мира вещей, задает вопросы, просьбы почитать, рассказывает о прочитанном и фантазирует.

4) От 5 до 7 лет (внеситуативно – личностная форма общения) Служит познанием социального мира, то есть мира людей. Этот вид общения представляет собой коммуникативную деятельность в чистом виде. Ведущие мотивы – личностные мотивы, то есть предмет обсуждения – человек.

8 Психическое развитие ребёнка в период новорожденности:

В этот период ребенок умеет различать соленый, горький, сладкий вкус и реагировать на звуковые раздражители. Однако самым важным моментом в его психическом развитии является возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение возникает в 2–3 недели. Ребенок замирает и замолкает при резком звуке, например хлопнувшей двери. На 3-4 неделе он уже реагирует на голос человека. Проявляется это следующим образом: он не только замирает, а еще и поворачивает голову в сторону его источника. На 3-5 неделе появляется зрительное сосредоточение. Это происходит так: ребенок замирает и ненадолго задерживает взгляд на ярком предмете, который попал в его поле зрения.

Таким образом, благодаря развитию слухового и зрительного сосредоточения у ребенка к 5–6 неделям начинает закладываться основа для перехода от ощущений к восприятию. Он уже может воспринимать предмет не по частям, а в целом, проследить взглядом за движущимся предметом или повернуть голову за перемещающимся источником звука. На раздражитель он реагирует следующим образом: замирает и сосредоточивается только на источнике звука или объекте, все остальные реакции в данный момент прекращаются.

Со временем, после приобретения способности узнавать голос ухаживающей за ребенком матери, видеть ее лицо, происходит установление эмоционального контакта с нею. Появляется так называемый «комплекс оживления»

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.