Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комментарии.






Кёнчок Чжигмэ Ванпо. «Прекрасное украшение трёх Колесниц». Концепция ступеней и путей.

Перевод данной работы сделан по изданному ксилографическим способом тибетоязычному тексту Sa lam gyi rnam bzhag theg pa gsum mdzes rgyan zhes bya ba bzhugs so (21 л.). В колофоне указано только имя автора: btsun pa dkon mchog 'jigs med dbang po.

1. Санскрит. «Поклоняюсь Учителю».

2. mTshan gzhi. Это то, что помимо своего специфического признака обладает также и тем признаком, «основой» которого оно является. Например, «основы признака» вещи — стол, стул и прочее.

3. То есть к обретению положения Будды, так как только он, по мнению буддистов, обладает всеведением.

4. lHag bsam. Это намерение спасти всех существ от страдания.

5. У обитателей ада, животных и постоянно нуждающихся в чем–то духов (претов). Праджня (shes rab) — понимание вообще и понимание (или способность понимания) буддийских истин в частности.

6. Первоэлементы, или стихии (тиб. 'byung ba chen ро). Это земля, вода, огонь, воздух.

7. Отсутствие подразделения сущего на воспринимаемое и воспринимающее (gzung 'dzin).

8. Отсутствие у вещей истинности наличия, то есть подлинного бытия.

9. Согласно традиционным буддийским представлениям, во Вселенной имеется множество стандартных «четырехматериковых областей мира", каждая из которых подразделяется «по вертикали» на три Мира, или сферы, — Мир Желаний ('dod khams), Мир Форм (gzugs khams) и Мир Бесформенного (gzugs med khams). Состояния ума, характерные для обитателей двух последних (высших) Миров, могут обретаться людьми (обитателями Мира Желаний) только благодаря вхождению в особые трансовые состояния — самапатти (snyoms 'jug). Выделяют восемь таких самапатти: четыре дхьяны (Мира Форм) и четыре арупы (Мира Бесформенного). Вместе с обычным состоянием ума они образуют девять уровней (ступеней) ума трех Миров. Каждое самапатти подразделяется на вводное (nyer bsdogs) и базовое (dngos gzhi), а базовое самапатти первой дхьяны также делится на простое (tsam) и редкостное (khyad par can). Если объектами созерцания служат буддийские истины и при этом входят в особое состояние «погружения» — самахиты (mnyam gzhag), когда исчезает восприятие всей феноменальной явленности, то подобное состояние на зывается непорочным (zag med) самапатти. Им может оказаться даже вводное самапатти первой дхьяны [Гедун Тендар, 1].

10. Благодаря применению «способа шрамана» Шраваки могут обрести четыре «плода»: 1) состояние «вошедшего в поток» — срота–апаны (rgyun du zhugs pa), 2) того, кто придет (т. е. родится) еще один раз, — сакрита–агамина (lan gcig phyir ong ba), 3) невозвращенца — анагамина (phyir mi ong ba), 4) Архата (dgra bcom pa). В связи с этим выделяют восемь видов святых индивидов: четыре «входящих» (zhugs) в обладание указанными плодами и четыре пребывающих (gnas) в обладании ими [Гедун Тендар, 2].

11. rNam byang. «Стороной (phyogs) совершенного очищения» называют две последние из четырех истин святого, а именно: истину прекращения и истину пути.

12. См. прим. 10.

13. Термин chags bral (лишенность привязанности, страсти) в данной концепции обозначает устранение и отсутствие конкретных клеш или видов жажды (sred pa).

14. Тибетские философы выделяют два вида Архатов: Шравак—Архат и Пратьекабудда—Архат. Архат — обретший Нирвану хинаянского типа.

15. Slob pa. «Обучающимися» обычно называют святых хинаянистов, еще не перешедших на пятый Путь, где уже не требуется обучение.

16. Здесь имеется в виду ознакомление с Учением (Дхармой) посредством его изучения («слушания») и обдумывания.

17. Yul lnga. При классификации дхарм выделяют «пять истинных объектов» (yul nges lnga) (стремление, признание–убежденность, памятование, сосредоточенность–самадхи и интуиция–праджня), которые участвуют в умственных процессах, связанных с реализацией благого, а вера входит в группу одиннадцати благих элементов [Дандарон, 1996, с. 59–72].

18. Клеши (nyon mongs) — страсть, гнев и другие негативные элементы, признаком которых считается неуспокоенность (ma zhi ba), а функцией — вызывание неуспокоенности потока сознания индивида [Гедун Тендар, 3, л. 72Б]. Они подразделяются на врожденные (lhan skyes) и приобретенные при жизни. Вторые отвергаются видением (mthong spang) на Пути Видения, а первые — созерцанием (sgom spang) на Пути Созерцания. Все вместе клеши образуют «покров (преграду) клеш» — главное препятствие обретению освобождения. Истина прекращения — третья из четырех истин святого.

19. Этот термин обозначает представление о слове или представление, которое сформировалось на основании информации, полученной от других, а не на основе личного опыта [Муге Сантэн, с. 350].

20. Освобождение от сансары обычно связывают с непосредственным постижением отсутствия Я (bdag med) индивида, которое подразделяют на «грубое» (rags pa) — обнаруживаемое достаточно легко — и «тонкое» (phra ba) — постигаемое с трудом. В большинстве школ первым считают отсутствие признания Я за постоянное–вечное, единичное–простое и самостоятельное, а вторым — отсутствие признания Я за независимое и существующее субстанционально [Туган, с.34].

21. rGyun ldan. Путь Видения, в существенной своей части, длится только мгновение, за которое, собственно, и постигается непосредственно отсутствие Я впервые, а на Пути Созерцания это видение истины является продолжительным процессом (потоком).

22. sGra'i brjod rigs. Это подразделение с точки зрения того, что может быть названо (хотя бы и условно) данным термином.

23. mNgon sum rjes dpag bcad shes. «Послепознанием» называют познание во второй и все последующие моменты после момента познания впервые [Чжамьян Шепа, 3, с. 27].

24. mNgon shes. Это пять «сверхъестественных способностей»: 1) Обладание глазами богов, 2) ушами богов, 3) способность узнавать мысли других, 4) вспоминать свои прошлые жизни, 5) совершать чудеса (риддхи) [Гедун Тендар, 3, л. 87А].

25. Rigs nges. Так называют того, кто с самого начала (даже в прежних жизнях) занимался практикой только данного пути (т. е. шраваковского в этом случае).

26. «Верным познанием», или праманой (tshad ma), в традиции Дигнаги—Дхармакирти называется необманывающееся первопознание, то есть познание в первый момент. То же самое познание во второй и следующий моменты уже относят к категории «не являющегося верным познанием» (tshad min). Концептуальное познание трактуют как «ведание признаваемого» (zhen rig), поскольку оно постигает объект не в силу его непосредственного явления, а в силу признавания своего существующего только умозрительно объекта имеющим место и не только умозрительно [Чжамьян Шепа, 3].

27. Don mthun.

28. При «слушании» (т. е. ознакомлении) Учения реализуется интуитивное понимание — праджня, именуемая «возникающей в результате слушания» (thos byung). При обдумывании смысла услышанного реализуется праджня, «возникающая в результате обдумывания» (bsam byung), а при созерцании установленного путем обдумывания — праджня, «возникающая в результате созерцания» (sgom byung). Созерцание подразделяют на устанавливающее ('jog sgom) и исследующее (dpyad sgom). В первом случае сосредотачиваются на каком–либо объекте (в том числе, на конкретном представлении) и в итоге обретают трансовое «состояние успокоенности», или шаматхи (zhi gnas). В процессе реализации этого состояния на определенном этапе возникает «полная очищенность» (shin sbyangs), которая проявляется в виде ощущений легкости и бодрости в теле и уме, делая тело и ум способными заниматься практикой благого с большой эффективностью. После реализации шаматхи занимаются практикой исследующего созерцания, когда, например, «прокручивают» на более тонком уровне сознания доказательства отсутствия Я и периодически сосредотачиваются на оживленной таким образом идее отсутствия Я. Это называется практикой «высшего видения», или випашьяны (lhag mthong). На определенном этапе занятий этой практикой возникает редкостная (khyd par can) «полная очищенность», характеризующаяся редкостным блаженством тела и ума [Агван Нима, с. 81–88; Гедун Тендер, 1].

29. Непосредственное постижение отсутствия Я индивида реализуется в особом состоянии трансового погружения, или самахиты (mnyam gzhag), характеризующемся исчезновением феноменальной явленности. При этом ум принимает форму мудрости и называется «мудростью погружения» (mnyam gzhag ye shes). А после выхода из подобного состояния наступает период, называемый «обретаемым после» (rjes thob), или периодом «послеобретения». Ум в этот период обычно именуют «обретаемой после мудростью», или «мудростью послеобретения» (rjes thob ye shes). Термином «погружение» иногда называют условно и обычное самапатти.

30. Yin khyab mnyam. Отношение А и Б определяется как равный охват по типу «является» при выполнении следующего условия: если (нечто) является А, то с необходимостью является и Б, а если (нечто) является Б, то с необходимостью является и А. Таково отношение, например), между «сотворенным» и «непостоянным», поскольку если нечто (звук) является сотворенным, то с необходимостью является непостоянным, и наоборот [Ригзин, 1986, с. 30].

31. Yul can. «Обладателем объекта» называют то, что обладает oбъектом, или «входит» ('jug) в него. Это органы чувств, познание, имена, индивид [Агван Таши, с. 107–110]. В данном случае имеется в виду познание, которое принимает (bzod pa) — признает отсутствие Я индивида и рассматривает четыре истины святого (Дхарму) как не имеющие этого Я.

32. Вуа rdzogs kyi thung mtha'i skad cig ma.

33. 'Jam dbyangs mchog lha'od zer (1429–1500). Настоятель монастыря Санпу (gsang phu).

34. Tshad med bzhi. Это безмерное равное отношение, любовь, сострадание и радость (btang snyoms byams pa snying rje dga' ba).

35. Phung gsum pa. При рассмотрении отношения между А и Б по типу «является — не является» выделяют два стандартных варианта (А является Б; А не является Б) и нестандартный (с точки зрения логики) «третий вариант», который предстает в двух версиях: 1) А является и не является Б; 2) А не является ни являющимся, ни не являющимся Б [Кедруб Чже, 1, л. 226А; Агван Таши, с. 304]. Говоря о «третьем варианте погруженности», автор, очевидно, имеет в виду то, что когда после реализации двух указанных видов мудрости снова входят в состояние погруженности, то эта погруженность не является ни погруженностью Беспрепятственного Пути шраваковского Пути Видения, ни погруженностью Пути Полного Спасения того же Пути Видения, хотя, в то же время, и не является существенно отличной от них.

36. sGom spang. «Отвергаемым созерцанием» является врожденный " покров клеш".

37. Rang gi ngos skal gyi spang bya. To, что подлежит отвержению (устранению) именно посредством данного фактора.

38. У врожденного «покрова клеш» выделяют три слоя — большой (chen ро), средний ('bring) и малый (chung ngu), а в каждом из них — тоже три слоя — большой, средний и малый. Таким образом, всего получается девять слоев: большой большого, средний большого, малый большого, большой среднего и т. д. Эти девять слоев отвергаются (устраняются) девятью соответствующими видами Беспрепятственного Пути.

39. (Почти) у каждой клеши выделяют девять слоев, относящихся к девяти уровням ума в трех Мирах (см. прим. 9). Самый высокий уровень называется Бхавагрой (srid rtse, «вершина мира»). В каждом из этих девяти слоев, в свою очередь, выделяют по девять слоев (см. прим. 38).

40. Nyer len. Этот тиб. термин нередко обозначает «субстанциональную причину» вещи — то, что порождает данную вещь и относится к тому же субстанциональному потоку (rdzes rgyun) моментов существования. Например, глина, из которой сделан кувшин, является его субстанциональной причиной [Муге Сантэн, с. 348–349].

41. Phyi rol don stong. «Внешняя данность» — это органы чувств (включая тело) и их объекты, а в более узком смысле — воспринимаемое чувственно. «Лишенность внешней данности» — отрицание того, что воспринимаемые чувственно объекты имеют место в качестве чего–то внешнего по отношению к внутреннему — психическому.

42. gZung ba phyi rol don du 'dzin pa'i rtog pa.

43. Здесь имеются в виду два типа Пратьекабудд: занимающиеся практикой в полном уединении (первые) и занимающиеся практикой без отвержения контактов с другими реализаторами (вторые).

44. Так обычно называют Пути Собирания и Соединения, поскольку на них еще нет непосредственного видения истины и должны в своей практике опираться на веру в подлинность постигаемых истин.

45. Kun nas nyon mongs gzung rtog mngon gyur. «Полностью оскверненным» называют две первые из четырех истин святого (истину страдания и истину возникновения всякого страдания), т. е. «нечистые» миры и обитающих в них «нечистых» существ, а также их причину — карму и клеши. Устраняют явное признание их за «воспринимаемое», противополагаемое «воспринимающему».

46. dGe ba'i rtsa ba. Это благое деяние или образовавшаяся в результате его совершения хорошая карма. Полагают, что гнев и нарушение обетов типа «падения» (ltung ba) уничтожают уже накопленную хорошую карму (прерывают корень добра).

47. Myang 'das (Нирвана). Тибетские философы указывают восемь видов Нирваны («ушедшести от плохого») [Гедун Тендар, 3, л. 62Б]. Два первых из них — ушедшесть от уничтожения корня добра и ушедшесть от рождения в плохих формах жизни (в аду, животным, духом–претом).

48. Это несколько буквальный перевод. «Дхармата» (chos nyid) — фундаментальный абсолютный признак всех дхарм (лишенность истинности наличия, шуньята). «Общий смысл» (don spyi) — представление, сформировавшееся на основе обдумывания. «Ясное сияние» (gsal snang) — осознавание и постижение (shes rig). На Пути Соединения реализуется все большее и большее уяснение (осознавание) и концептуальное пocтижение шуньяты в трансовом состоянии (самадхи). Термин gsal snang означает также «ясное (прямое и непосредственное) явление».

49. Rigs nges (см. прим. 25).

50. rNam 'grel. Это «Праманаварттика» Дхармакирти.

51. rGya yan pa («бесцельно бродящий по территории»).

52. «Путем обучения» (slob lam) обычно называют Путь Видении и Путь Созерцания.

53. Тождественными по сущности (ngo bo gcig pa) считаются А и Б при выполнении следующего условия: если (нечто) является А, то с необходимостью является Б, и наоборот [Агван Таши, с. 78]. Таким oбразом, мудрость погружения и мудрость послеобретаемая у Будды слиты в нечто единое, именуемое всеведением (rnam mkhyen), которое способно ведать все дхармы в трех временах сразу. У святых же эти две мудрости несовместимы ('gal ba), они еще не вошли в нераздельное единство.

54. Kun rdzob sems bskyed. Это уже сформировавшееся полностью твердое намерение достичь положения Будды ради установления в этом же положении всех существ.

55. Этап «великий» стадии «высшей дхармы» Пути Соединения.

56. Shes (bya'i) sgrib (pa).

57. Истину прекращения (третью из четырех истин святого) подразделяют на два вида: прекращенность без постижения по отдельности, или апратисанкхья–ниродха (so sor ma brtags pa'i 'gog pa), и прекращенность с постижением по отдельности, или пратисанкхья–ниродха (so sor brtags pa'i 'gog pa). Первая — частичная, или неполная, отделенность (bral ba) от подлежащего отвержению, а вторая — полная, или окончательная, отделенность [Гедун Тендар, 3, л. 76А].

58. Это девять видов — «великое великого», …, «малое малого», — первый и последний из которых делятся на два подвида–разряда — «великий» и «малый».

59. «Каково» (ji lta ba) — абсолютная истина, а «сколько» (ji snyed pa) — относительная истина [Кедруб Чже, 1, л. 243].

60. Мудрость зерцалоподобная (me long lta bu), мудрость познания по отдельности (so sor rtogs pa), мудрость Дхармового пространства (chos dbyings), мудрость равности (mnyam pa nyid), мудрость осуществления деяния (bya byed) [Источник мудрецов, 1, с. 45].

61. gNyis snang. Это явление сущего в качестве подразделяемого на воспринимаемое (gzung) и воспринимающее ('dzin), объект и «обладателя объекта» (yul can).

62. sNang ngo, nges no. Эти термины обозначают, как именно нечто является уму и каким именно ум признает это являющееся. Например, для обычных людей вещи являются и признаются имеющими место истинно. Для святого в период «послеобретения» вещи являются как имеющие место истинно, но не признаются таковыми. А во время пребывания в погружении они не являются и не признаются таковыми. При вхождении в погружение исчезает двойственная явленность, под которой в данном контексте подразумевается все относительное, феноменальное. Это относительное не является уму созерцателя и ум не устанавливает (являющееся ему — дхармату (шуньяту) — как относительное. Для всеведения характерно одновременное видение относительного и абсолютного (дхарматы).

63. gZhi mthun. «Общей основой» А и Б называют то, что и А является, и Б является. Например, белая раковина — «общая основа» «белого» и «раковины».

64. gZung 'dzin rdzes tha dad kyis stong pa. Это означает, что объекты пяти органов чувств не определяются как внешнее, субстанционально отличное от внутреннего — психического, сознания.

65. Gang zag rang rkya thub pa'i rdzes yod kyis stong pa. Речь идет о непризнавании Я индивида независимым хозяином тела и ума.

66. Lung gi chos. Так называют то, что было проповедано Буддой.

67. Byang chub kyi phyogs dang mthun pa'i chos. Обычно указывают тридцать семь таких дхарм [Чандракирти, с. 65–68].

68. sMin par byed pa. Занимаются совершенствованием других существ, делая их созревшими для обретения Просветления.

69. Этот отрывок можно трактовать и иначе: поскольку на данной ступени Бодхисаттва может очистить трудно выносимую реализацию ложного у воспитываемых (gdul bya) им существ, то называется Очищающей трудно (очищаемое).

70. Прямой порядок, или порядок возникновения (lugs 'byung), — такое перечисление двенадцати членов зависимого возникновения: по причине неведения возникают санскары, по причине санскар — сознание, …, по причине рождения — старость и смерть. Обратный порядок, или поря док возвращения, ухода (lugs ldog): с устранением неведения исчезают санскары …

71. mTshan bcas rtsol bcas. Здесь имеется в виду использование признаков при созерцании и задействование намерения войти в созерцание. Например, перед созерцанием шуньяты думают: «Все вещи лишены сущности и бытия. Шуньята — лишенность сущности и бытия» (это «с признаком»). А затем решают: «Войду в созерцание шуньяты» (это «с усилием»). На седьмой ступени уже не нужно вспоминать признак шуньяты, а на восьмой не требуется усилия для вхождения в созерцание. Поэтому, говорят, могут мгновенно входить в погружение и в мгновенно выходить из него.

72. So so yang dag par rig pa'i bio gros. Это четыре «истинных понимания»: 1) отдельных дхарм (знание признаков всех дхарм), 2) отдельных смыслов (знание классификаций дхарм), 3) отдельных истинных слов (nges tshig) (способность четко объяснять дхармы, Учение), 4) отдельных талантов (spobs pa) (знание соответствующих причин дхарм) [Чандракирти, с. 348–349].

73. gZungs. Дхарани, в данном случае, — это сопровождаемая «состоянием успокоенности» (шаматха) редкостная способность памятования (dran pa), благодаря которой могут целую кальпу помнить слова и смысл проповеданного Буддой и т. д. [Гедун Тендар, 3, л. 130А]. Термином «дхарани» также называют определенный вид заклинаний.

74. Всего в Махаяне насчитывают 84000 клеш, из которых шесть именуют основными (rtsa ba): страсть, гнев, гордость, неведение, сомнение и взгляд. Пять первых называют «не являющимися взглядом» (lta min), а «взгляд» (lta) подразделяют на пять (ложных) взглядов. Клеша гнева отсутствует в Мире Форм и Мире Бесформенного [Гедун Тендар, 3 л. 73А].

75. 'Jug pa gzung rtog, ldog pa gzung rtog, rdzes 'dzin rtog, btags 'dzin rtog. Это, очевидно, (1) признание воспринимаемого — двух первых из четырех истин святого — за существующее истинно, (2) признание воспринимаемого — двух последних из тех истин — за существующее истинно, (3) признание воспринимающего за существующее субстанционально, (4) его признание за существующее условно [Гедун Тендар, 3, л. 92].

76. В данной системе считается, что хотя у Архатов и нет клеш, но есть неведение, не являющееся клешным (nyon mongs can).

77. 'Jig lta. Это признание «Я» и «Моего» у самого себя [Чандракирти, с. 234].

78. mThar 'dzin. Признание Я существующим вечно (rtag pa) или прекращающим (chad pa) существование в момент смерти [Гедун Тендар 3 л. 73А].

79. Это получение рождения, обусловленное соответствующей накопленной кармой.

80. bSlab pa gsum. Это нравственность, дхьяна (самадхи) и мудрость (праджня), считающиеся главными предметами обучения в буддизме.

81. В стандартной области мира обычно имеется гора Сумеру в центре и четыре материка. Южный материк называется Джамбудвипой. На Вершине Сумеру расположены небеса Тридцати трех божеств во главе с Индрой, а над ними — еще четверо небес Мира Желаний: Яяма, Тушита, Нирманарати и Паранирмита–вашавартин. Небеса Акаништха занимают самое верхнее положение в Мире Форм. Стандартные миры объединяются в группы по миллиарду миров в каждой, у них синхронизированы фазы возникновения, пребывания, уничтожения и отсутствия. Подобная группа образована из более мелких групп — по тысяче миров в каждой. Такая группа называется областью «Волос на макушке» (spyi phud). Тысячa таких групп образует область мира «Среднюю» (bar).

82. rGyu mthun pa. «Соответствующим причине» называют один из Пяти видов плодов ('bras bu), характеризующийся сходством по роду (rigs 'dra) с причиной. Например, второй и все последующие моменты потока существования кувшина определяются как плоды, соответствующие причине — первому моменту [Муге Сантэн, с. 362].

83. Chos kyi dbyings. Сфера абсолютного, в которой пребывают в нераздельном слиянии абсолютные дхарматы всех дхарм.

84. «Полностью оскверненное» (kun nas nyon mongs) — две первые из четырех истин святого, а «совершенно очищенное» (rnam byang) — две последние.

85. Zhing dag pa. Имеется в виду «чистая страна» какого–либо Будды. Например, Сукхавати — чистая страна Будды Амитабхи, Абхирати — чистая страна Будды Абшобхьи.

86. So so yang dag rig bzhi. См. прим. 72.

87. sGrib pa. Это: 1) возбужденность и сожаление (rgod 'gyod), 2) злонамеренность (gnod sems), 3) вялость и сонливость (rmugs gnyid), 4) устремленность к чувственному ('dod pa la 'dun pa), 5) сомнение [Лобсан Тинлэй, с. 735].

88. 'Phral gyi 'khrul rgyu. Это, например, желтуха, из–за которой белую раковину воспринимают как желтую, и другие внешние и внутренние причины, вызывающие ошибочность познания [Чандракирти, с. 104–105]. Их противопоставляют врожденным — «пришедшим с безначальности» (thogs med nas ongs pa'i 'khrul rgyu) — «признанию истинности наличия», «признанию чувственного внешним» и т. д. [Кедруб Чже, 1, л. 235Б; Дрейфус, 1997, с. 350].

89. Dag sa. «Ступенью чистоты» называют три последние ступени святости Бодхисаттвы.

90. Nyon mongs can gyi gnyid, dge ba'i gnyid.

91. Nya tik yid kyi mun sel.

92. Nye nyon kyi gnyid. «Сон» обычно включают не в число двадцати второстепенных клеш, а в число четырех «переменчивых» (gzhan 'gyur), которые могут быть благими, неблагими или нейтральными в зависимости от условий [Дандарон, 1996, с. 66].

93. Ched du byin kyis brlabs pa. Этот термин обозначает проявление особой силы с определенной целью — чтобы нечто произошло чудесным образом. Например, в Сутре «Поучений Вималакирти» рассказывается, как Вималакирти благословил свой дом на опустошение, в результате чего из дома исчезли чудесным образом мебель и все другие предметы [Вималакирти, гл. 4].

94. gSer 'phreng. Комментарий Цонкапы на «Абхисамаяланкару» Майтреи.

95. Сознание–познание (shes pa) характеризуется как «обладатель объекта» (yul can), отношение которого к объекту определяется тем, что он «входит» ('jug pa) в объект, или обладает (ldan pa) им [Агван Таши, с. 107].

96. Shing rta chen ро («великая колесница»). Так обычно именуют создателей базовых махаянских доктрин — Нагарджуну, Асангу, Шантиракшиту и т. д.

97. Rang bzo. Этот термин, как правило, авторы произведений используют для указания на то, что написанное ими является не плодом их собственного творчества, а лишь установленным на основе анализа произведений авторитетов.

98. Просветление Шравака, Просветление Пратьекабудды и Просветление Будды.

99. mKha' mnyam. Эти слова указывают на неисчислимость живых существ.

100. Theg mchog. Махаяна.

101. bDud bzhi. Это (1) мара скандх, (2) мара клеш, (3) мара «хозяин смерти», (4) мара сын бога.

102. Дхармакая, Самбхогакая, Нирманакая.

103. bTsun pa. Так обычно именуют монахов.

 

 

Агван Балдан.
Описание ступеней и путей четырёх тантрических систем великого сокровенного Учения, делающее ясными тантрические тексты.

Перевод сделан с тибетского текста " gSang chen rgyud sde bzhi' i sa lam gyi rnam gzhag rgyud gsal byed ces bya ba bzhugs so", изданного в электронной форме в серии: The Asian Classics Project. Release Three. Washington, 1993.

«Ступени и пути» (sa lam) — так обычно называются работы, посвященные рассмотрению структуры путей совершенствования (в трех Колесницах — по пять Путей, в Махаяне — десять ступеней святости, в Шравакаяне — восемь и т. д.). «Описание» (rnam gzhag) — тип работ (обычно в учебной литературе монастырских факультетов — дацанов), в которых изложение предмета опирается на цитируемые тексты Писания и произведения авторитетных буддийских ученых, а также, как правило, не имеет преобладающей в учебной литературе специфической формы, характеризующейся наличием элементов диспута и проч.

1. «Намо» (санскрит.) — поклоняюсь, «Гуру» — Учитель, «Сумати» — Суматикирти, санскритский эквивалент ниболее известного имени Цонкапы (blo bzang grags pa), «Муниндра» — эпитет Будды Шакьямуни, «Ваджрадхара» — имя изначального Будды, Адибудды (dang po'i sangs rgyas), «я» — падежное окончание. В цонкапинской Гуру–йоге (типа описанной в популярном «Ритуале почитания Учителя» — «bla ma mchod pa'i cho ga») Учитель созерцается в виде Цонкапы, в сердце которого находится Будда Шакьямуни, а в его сердце — Ваджрадхара. Приводя эти слова в начале работы, автор указывает, что является последователем Цзонхавы, а его работа будет посвящена Тантре.

2. Значения приводимых здесь слов станут ясны из последующий чтения работы.

3. «Высший реализатор» (махасиддха) — обретший сверхъестественные способности (сиддхи). Нагарджуна — основатель философской школы мадхьямика, принес, как полагают, из страны нагов много Сутр Mахаяны, которые отсутствовали в стране людей около четырехсот лет (тибетские авторы считают, что махаянские Сутры исчезли из страны людей на Джамбудвипе вследствие войн и смут, начавшихся через соррк лет после ухода Будды Шакьямуни в Паринирвану, т. е. после Его успения). В традиции Тантры его считают Буддой, а в традиции Сутры — Бодхисаттвой седьмой ступени святости, который в мире людей явил достижение первой ступени. Прожив среди людей разных материков (в том числе и северного материка — Уттаракуру) шестьсот лет (так что его непосредственными учениками были Чандракирти и др.), он реализовал восьмую ступень святости и переродился в «теле полного созревания» в чистой стране Будды Амитабхи — Сукхавати, но явился в «нирманическом теле» и в стране богов Тушита (dga' ldan), где пребывает и сейчас, слушая наставления Майтреи и т. д. [Чжамьян Шепа, 1, л. 5А-13Б]. «Отец и сын» — Учитель (Нагарджуна) и его ученики (в основном здесь имеется в виду Арьядэва). «Чандрапада» — Чандракирти (VII в.), один из известнейших представителей школы мадхьямика–прасангика, «Введение в мадхьямику» которого уже много сотен лет является основной для изучения мадхьямики на монастырских философских факультетах. Известен также своими разъяснениями тантрийской системы Гухьясамаджи. «Лобсандаг» — имя Цонкапы.

4. Тиб. bag chags, васана. Благодаря написанию этой работы у автора в сознании появляется отпечаток, представляющий собой семя хорошей кармы, из которого может вырасти плод — блаженство мирское и нирванистическое.

5. Тиб. skal mnyam. Имеющие, подобно автору, счастливую судьбу, благодаря которой получили возможность встретиться с тантрийским учением.

6. Цонкапа (Лобсандаг), как полагает Туган, уже давно достиг очень высокого уровня совершенствования. Поэтому его действия в мире подобны действиям актёра, играющего некую роль для зрителей — живых существ [Туган, гл. 8].

7. Тиб. rdo rje slob dpon, ваджра–ачарья. Главным признаком Ваджарного Учителя уровня Ануттара–йога–тантры считается мастерство в десяти внешних (phyi) предметах (de nyid) и десяти внутренних (nang) — защите учеников посредством «защитного круга» и т. д. [см., Кедруб Чже, 2, с 227–228].

8. Все системы Крия–тантры (bya rgyud), согласно «Источнику мудрецов», сводятся в три Рода (кула, rigs), «ушедших от мира» (локоттара, 'jig rten las 'das pa), — Род Татхагаты (de bzhin gshegs pa), Лотоса (pad ma) и Ваджра (rdo rje), и три Рода, «не ушедших от мира» (лаукика), — обладающего Богатством (мани, nor can), Паньчики (lngas rtsen), Мирской (лаукика, 'jig rten pa) [Источник мудрецов, 2, л. 4; Кедруб Чже, с. 57–58].

9. Тиб. mtha' rten. Это «объяснение–лун» (вьякарана, lung bstan), «покровительство» (прашваса, dbugs dbyung) и «последующее позволение — жейнан» (ануджня). Первое даёт право на чтение текстов, тантр и т. д., последнее — ниспосылает особое благословение конкретного Божества телу, речи и уму. Согласно «Источнику мудрецов», в Крия–тантре есть ещё абхишеки цветочной гирлянды (me tog phreng ba), ваджра, колокольчика и имени [Источник мудрецов, 2, л. 5; Кедруб Чже, 2, с. 79]. В данном тексте почему–то пропущена абхишека цветочной гирлянды.

10. Тиб. rig pa'i dbang lnga, видья–абхишека. Так называются пять указанных абхишек [Кедруб Чже, 2, с. 83, 174].

11. Согласно ачарье Рахула–шри–кальянамитре, эта абхишека есть и в двух первых тантрийских системах [Кедруб Чже, 2, с. 79].

12. Абхишека сосуда (калаша, bum pa), тайное (гухья, gsang ba), интуиции–мудрости (праджня–джняна, shes rab ye shes), слова (акшара, tshig), или драгоценного слова.

13. Тиб. byis pa ltar 'jug pa'i dbang. Это абхишеки 1) воды, 2) короны, 3) шелковых подвесок (dar dbyangs), 4) ваджра и колокольчика, 5) обета (brtul zhugs), 6) имени, 7) последующего разрешения (rjes gnang) [Источник мудрецов, 2, л. 20–21].

14. Тиб. gong ma gong chen. Высшая (gong ma) абхишека подразделяется на две: относительную — мирскую (kun rdzob 'jig rten) и абхишеку истинного смысла (т. е. абсолютную) — ушедшую от мира (nges don 'jig rten las 'das pa). В каждой из них имеется по четыре великих высших (gong chen) абхишеки — сосуда, тайная и т. д. [Источник мудрецов, 2, л. 21].

15. При этом дается абхишека воды и т. д., а также абхишека Ваджра Тела, Речи и Ума [Источник мудрецов, 2, л. 21].

16. Тиб. dkyil chog rdo rje 'phreng ba, санскр. «Мандала видхи Baджравали» (To. № 3140). Работа Абхаякарагупты.

17. Пратимокша, тиб. so thar. Обеты «индивидуального спасения» подразделяются на семь разрядов (ris): обеты мирянина, мирянки, послушника, послушницы, ученика, монаха, монахини. Парамита нравственности разделяется на три элемента, первый из них — тоже на три, и первым в нем идет отвержение десяти неблагих деяний — убийства, воровства, прелюбодеяния, лжи, доносительства, грубых слов, пустословия, алчности, злонамеренности и ложного взгляда. Можно не принимать никаких обетов мирянина, но следует соблюдать отвержение этих десяти. Нравственность называют основой, фундаментом религии.

18. Согласно «Источнику мудрецов», есть четыре текста oбщие (spyi) для Крия–тантры: «Общая тантра сокровенного» («Самая гухья Тантра», gsang ba spyi rgyud, To. № 806), «Тантра реализации хорошего» («Сусиддхи Тантра», legs grub kyi rgyud, To. № 807), «Тантра вопросов Субаху» («Субаху париприччха Тантра», dpung bzang gis zhus pa, To. № 805), «Последующая дхьяна» («Дхьяноттара», bsam gtan gyi phyi ma, To. № 808). Во втором тексте детально объясняются обеты [Источник мудрецов, 2, л. 4–5]. Подробнее об этих текстах можно узнать у Кедруба [Кедруб Чже, 2, с. 76–78].

19. Слова «обет» (самвара, sdom pa) и «обязательство» (самая, dam tshig) обычно не очень различаются и часто употребляются как синонимы, но первое больше подразумевает воздержание от чего–то.

20. Тиб. phyir bcos, букв, «восстанавливать (обет)».

21. Тиб. lha drug. Это Бог истинной сущности (таттва, de kho nа nyid), звука (акара, sgra), буквы (акшара, yi ge), формы (рупа, gzugs), жеста–мудры (phyag rgya), признака (нимитта, mtshan ma) [Источник мудрецов, 2, л. 6]. Подробнее можно узнать у Кедруб [Кедруб Чже, 2, с. 89–91].

22. Тиб. ye shes pa. Божество, которым становятся благодаря практике шести Богов, называется самаей (dam tshig pa), а Божество, которое потом притягивается и входит в созерцателя, — джняной. Джняну созерцают для усиления веры в то, что становишься Богом.

23. Тиб. yan lag, санскр. анга. Это основа (васту, gzhi), в качестве которой рассматривается (1) сам (bdag) и (2) другой (gzhan), а также составляющие вхождения в (3) ум (читта–нимна, sems la gzhol ba) и (4) звук (свара–нимна, sgra la gzhol ba). Начитывание производится с сосредоточением на форме букв (yi ge'i gzugs) в сердце Бога впереди или в своем и с сосредоточением на звуке [Источник мудрецов, 2, л. 6].

24. Санскритский термин «пранаяма» тибетские авторы переводят словом srog rtsol (жизнь–усилие). Контроль — связывание (sdom) и ограничение (sbrag). Подробнее об этом см. [Кедруб Чже, 2, с. 96–97].

25. Тиб. gnas pa, букв. «пребывание» (в).

26. В созерцании выделяют два элемента: элемент пребывания (gnas cha) и элемент ясности (gsal cha). Первое означает успокоенность сознания, а второе — ясность.

27. Созерцание (бхавана, sgom pa) подразделяют на исследовательское (dpyod sgom), при котором занимаются исследованием посредством праджни, и устанавливающее ('jog sgom), целью которого является только достижение трансовых состояний (шаматхи, дхьяны, самапатти).

28. Тиб. las tshogs. Это деяния успокоения, развития, подчинения, уничтожения, реализации защиты, жизни, богатства и т. д.

29. Тиб. gdul bya, винея. Тот, кто воспитывается Буддой, буддист.

30. Тиб. 'tshang rgya ba. Этот термин означает достижение Просветления.

31. В связи с жизнью обычно употребляется термин «видьядхара», а не «сиддхи».

32. Тиб. rgyud sde spyi rnam.

33. Тиб. og min stug po bkod pa. Название высших небес Мира Форм (рупа–дхату). Опора (rten) — тело. Поскольку родившиеся там живут очень долго, то предполагается, что они могут реализовать Просветление за одну жизнь посредством методов Крия- и Чарья–тантры.

34. «Вайрочана абхисамбодхи», тиб. rnam snang mngon byang (To. № 494). Это основной текст Чарья–тантры.

35. Тиб. dam pa'i chos. Обычное наименование буддийского Учения.

36. Тиб. bslab pa'i gzhi. Этим термином чаще всего называют соблюдение пяти обетов мирянина.

37. О них см. [Кедруб Чже, 2, с. 118–119].

38. Термин «широкое» (rgya che ba) обычно относят к практике поведения (spyod pa) и т. д., а «глубокое» (zab mo) — к практике взгляда (ltа ba), постигающего шуньяту.

39. Имеется в виду опора — Тело Будды, украшенное 32 признаками (лакшана, mtshan ma) и 80 знаками (анувьянджана, dpe). На него опирается — «пребывает» в нем ум, который не воспринимает сущее как имеющее место истинно.

40. Тибетские авторы выделяют два вида отличия (tha dad pa) — сущностное (типа имеющегося у коровы и слона) и имеющееся у единого (типа непостоянства и сотворенности у звука).

41. Тиб. gsal ba. Имеется в виду ясное видение Тела Божества и т. д. Аналог «широкого».

42. Корнем сансары ('khor ba'i rtsa ba) чаще всего называют признание существования Я индивида или признание чего бы то ни было имеющим место истинно (bden grub).

43. При достоверном познании (rigs shes) шуньяты здесь задействуется элемент представления, или направления (витарка, rtog bcas) ума на шуньяту в связи с " основой опустошаемой" (stong gzhi), т. е. тем, что признается пустым, шуньей.

44. Тиб. bden gnyis rnam bshad.

45. Имеется в виду, вероятно, обретение сиддх меча — способности сделать такой меч, взяв в руки который могут летать по небу или будут исполняться желания.

46. Тиб. sdom gsum. Обеты «индивидуального спасения», махаянские и тантрийские.

47. Это две тантры: «Шри парамадья» (dpal mchog dang ро, То. № 488) и «Ваджрашекхара» (rdo rje rtse mo, To. № 480).

48. В «Источнике мудрецов» это указывается как необходимое для давания посвящения ученику, а для собственной реализации нужно самадхи вместе с великой йогой [Источник мудрецов, 2, л. 11].

49. Тиб. rig sngags 'chang ba. Так обычно называют обладающего некоторыми сиддхами (чаще — мирскими).

50. Тиб. gsal ba, т. е. «широкому».

51. Тиб. shes sgrib, санскр. джнея–аварана. Это то, что является главным препятствием обретению всеведения Будды.

52. Тиб. byang chub sems. Имеются в виду две особые частички (khams) — мужская и женская.

53. Тиб. yul can. Так обычно называют виды познания.

54. Тиб. gsal sgron. Название работы Цонкапы.

55. Тиб. ye shes kyi rig ma. Так называют созерцаемую женщину, с которой практикуют сексуальный контакт и т. д.

56. Этот термин обозначает объекты пяти органов чувств, доставляющие удовольствие.

57. Тиб. grangs med. Название числа 1059. Именно столько, согласно системе Сутры, Будда Шакьямуни затратил на достижение положения Будды.

58. Тиб. rnam dag. Имеется в виду полная и правильная абхишека.

59. Приобретенные при жизни (kun btags) клеши отвергаются видением (mthong spang) истинного на Пути Видения, а врожденные (lhan skyes) — созерцанием (sgom spang) увиденного истинного на Пути Созерцания. По «грубизне» клеши подразделяются на три группы: большое (chen ро), среднее ('bring) и малое (chung ngu). Каждая из них тоже подразделяется на большое, среднее и малое. Таким образом «большое большого» — первая из девяти получившихся категорий.

60. Тиб. mkhyen 'bring. «Средним» обычно называют Пратьекабудду. «Среднее ведание» — ведание Пратьекабудды, «путь среднего» — путь Пратьекабудды.

61. Т. е. тот, кто запечатывает пороки впервые, обязательно делает это в Акаништхе.

62. Абхисамбодхи, тиб. mngon byang pa. См. об этом в: [Кедруб Чже, 2, с. 13–18].

63. Тиб. thun mong ma уin pa'i gsang ba'i rgyud, dri med od («Вималапрабха»). Вторая — тантра Калачакры.

64. Тиб. de nyid bsdus pa. Коренная тантра системы Йога–тантра (То. № 479).

65. Камадхату, тиб. 'dod khams. Акаништха находится в Мире Форм (рупадхату).

66. Комментарий на brtag gnyis — коренную тантру Хеваджры (То. № 317, 318).

67. Говорят, что с Пути Собирания низшей тантры или Парамитаяны можно перейти на стадию Порождения Ануттары, а на стадию Завершения может перейти Бодхисаттва 10–й ступени, практиковавший только Парамиту. Хотя другие варианты и возможны, но только чисто теоретически, т. к. переход с промежуточных ступеней очень затруднителен из–за специфики этих путей. К изложенному в этом разделе можно добавить следующее. Из трех проповеданных Буддой Колесниц — Хинаяны, Парамитаяны и Ваджраяны — только последняя, по мнению Цонкапы, содержит метод становления Буддой (вернее, только Ануттара–йога–тантра). Она называется Колесницей Сокровенной Мантры (gsang ba'i sngags pa), Плода ('bras bu), Ваджра, Метода (thabs), Видьядхар (видьядхарами часто называют тантристов). Второй Далай Лама указывает в своем известном комментарии на «Манджушри нама сангити», что все методы тантры были проповеданы Буддой в Шри Катане, на юге Индии. Четыре тантрийские системы подразделяются на высшие (gong ma) и низшие (og ma). Низшими называют три или две первых. Второе связано с тем, что в двух последних системах имеются общие обеты и абхишеки сосуда. Три первые имеют общий предмет — четыре полных чистоты ступени Будды, но в них нет йоги превращения рождения, смерти и бардо в путь реализации трех Тел Будды. Вместо стадий Порождения и Завершения там есть их аналоги (dod) — йога с признаками и без признаков. Высказывается мнение, что достичь положения Будды за одну жизнь можно только посредством Ануттара–йога–тантры и только в теле человека, имеющем особые мужские и женские элементы (khams), на которые опирается метод быстрой реализации.

68. Когда употребляют слова «наивысший» (ануттара, bla med), «наивысшая йога» (bla med kyi rnal 'byor), «наивысшая Колесница» (bla med kyi theg pa), «наивысшая Мантра» (bla med kyi sngags) или «Мантра» (sngags), то, как правило, имеют в виду Ануттара–йога–тантру. Ее главным предметом (don) является мудрость недвойственности блаженства и шуньи (bde stong gnyis med kyi ye shes). И хотя она содержит 60 млн. отцовских тантр (pha rgyud), которые делают акцент на методе, иллюзорном теле и называются также тантрами йогов, даков, методов, и 160 млн. материнских тантр (ma rgyud), делающих акцент на пражне, Ясном свете и называющихся также тантрами йогинь, дакини, праджни, но поскольку все наивысшие тантры реализуют главным образом недвойственность блаженства и шуньи, то она называется недвойственной тантрой (gnyis med gyi rgyud) [Тенпа Гьяцо, л. 2Б]. Обычно основы конкретной тантры излагаются в коренной тантре (rtsa rgyud), которая разъясняется в пояснительной тантре (bshad rgyud) и последующей тантре (rgyud phyi ma), а также в «тантрах–в–ухо» (snyan rgyud), содержащих пояснения мудрецов и махасиддхов. Базовой для Ануттара–йога–тантры является «Шри Гухьясамаджа маха тантра раджа нама» — коренная тантра, на которую написано много комментариев. Это цитируемый чаще всего текст.

69. Практика пути Мантры без получения абхишеки, говорят, бесплодна и приводит к попаданию в ад Авичи. Указывают, что имелись обладатели высших постижений Мантры, не получившие абхишеки. Но это большая редкость и не относится к общему правилу [Тенпа Гьяцо, л. 1Б].

70. Абхишека сосуда (калаша, витра) дает право на практику стадии Порождения, а три другие — стадии Завершения. Абхишека сосуда дает способность реализовать Нирманакаю, абхишека тайная — Самбхогакаю, абхишека праджня–джняны — Дхармакаю, абхишека драгоценного слова — юганаддху. У Ваджарного Учителя получают реальные (dngos) абхишеки, а во время практики садханы созерцают получение самадхических (ting nge 'dzin) абхишек (обычно это абхишека сосуда или все четыре) для поддержания силы полученной реально абхишеки и т. д. Утверждают, что во время абхишеки даются все сиддхи, но получившие не осознают этого и не могут пользоваться ими.

71. Во время получения абхишеки принимают общие обеты Ануттары и особые по данному Идаму (если они есть). Первые подразделяются на общие обеты пяти Родов (rigs lnga spyi) и отдельные по каждому Роду (so so) (их 19). Первые из них разделятся на основные (rtsa ba) и второстепенные (yan lag), или на обеты в отношении еды (bza' ba) (практика йоги питания), обеты сохранения (bsrung ba) (избегать 14 коренных, 8 грубых падений и т. д.) и обеты полагания (bsten pa) (иметь 12 атрибутов — ваджар, колокольчик и т. д. в натуральном или хотя бы в нарисованном виде и полагаться на них — верить, что они реальные атрибуты). Есть и другие подразделения. Во время принятия обетов происходит рождение силы, которая потом поддерживается на должном уровне благодаря ежедневному их принятию (ритуал этого дается в больших садханах), поскольку именно эта сила приводит к обретению освобождения даже и без особых занятий практикой. Эту же цель преследуют тексты типа «(Ежедневной) практики (в течение) одной жизни» (tshe gcig nyams len), «Йоги шести периодов» и т. д. Нарушение обета приводит к потере этой силы. Коренное падение имеет ту особенность, что этот грех будет сам собой умножаться (каждый новый день появляется ещё один грех), но это умножение блокируется ежедневным чтением стослоговой мантры Ваджрасаттвы 21 раз.

72. Pan chen blo bzang chos kyi rgyal mtshan.

73. Критерием становления на путь Ануттара–йога–тантры считают порождение нефальшивой мысли о достижении положения Ваджрадхары ради блага всех существ. Поэтому одновременно с этим происходит становление на путь Махаяны. Стадию Порождения (утпатти–крама, bskyed rim) полагают соответствующей Пути Собирания (tshogs lam) [Тенпа Данба Гьяцо, л. 3А].

74. В Мантре часто говорится о периоде основы (gzhi'i dus), периоде пути (lam gyi dus) и периоде плода ('bras bu'i dus). Под первым понимается период наличия обычных рождения, смерти и промежуточного существования — «очищаемой основы» (sbyang gzhi), т. е. того, что подлежит очищению. Сансарой ('khor ba) называют получение рождения и смерти. Если это происходит из–за кармы и клеш (las nyon), то имеют дело с «грубой», или настоящей (dngos), сансарой, а если по другим причинам, то с «тонкой», или условной (btags pa) сансарой. Первая имеет место у обычных существ (so skye), вторая у святых ('phags pa) [Чжамьян Шепа, 1, л. 86Б-89А]. Очищать основу — значит избавляться от возникающих из–за кармы и клеш рождения, смерти и промежуточного существования, т. е. освобождаться от сансары. Методом осуществления этого в данном случае является «уносящий (с собой) путь» (lam 'khyer) — уводящий три эти фактора на путь трех Тел Будды, т. е. трансформация по принципу сансара есть Нирвана. Такая практика в известной мере создает основу для реализации трех Тел во время смерти и т. д. (как это сделал, например, Цонкапа). С другой стороны, последовательное созерцание по садхане этих трех факторов как трех путей магически создает тенденцию к тому, чтобы эти Тела реализовались в действительности. Очевидно, именно это имеется в виду, когда говорится, что данная практика делает сознание готовым к реализации стадии Завершения. При этом, как будет видно из дальнейшего, происходит порождение собрания причин обретения Просветления — собрания заслуг (пунья, bsod nams) и мудрости (джняна, ye shes).

75. Комментарий (rnam bshad) Цонкапы на «Описание стадий» (rnam gzhag rim pa) Нагабодхи.

76. Тиб. srid pa'i rim pa. Существование (бхава) — это цикличное сансарное становление, подразделяемое на 4 периода: рождения, пребывания, смерти, промежуточного существования.

77. Эти четыре члена (yan lag) таковы: «приближение», близкая реализация (nyer sgrub), реализация, великая реализация (sgrub chen) [Источник мудрецов, 2, л. 24]. На стадии Порождения приближением как таковым (dngos) является созерцание процесса просветления (byang chub pa) посредством истинной сущности (татхаты) при сворачивании в Ясный свет, а членом (yan lag) приближения — созерцание от ступени (sa) мудрости до сворачивания в теле. Близкая реализация как таковая — созерцание в период от «вставания» из Ясного света на солнечном диске до завершения рождения в качестве Первого Спасителя, а до завершения мандала тела — член ее. Реализация нераздельности трех «дверей» (тела, речи и ума) с тремя Ваджрами и реализация трехсоставного существа (трисаттва, sems dpa' gsum) — реализация как таковая, а от благословления трех «дверей» до абхишеки — ее член. От сворачивания видий до завершения высшего царя мандала — великая реализация как таковая, а созерцание высшего царя деяния — ее член [Описание, л. 18А-Б]. На стадии Завершения приближением является уединение ума, а уединение тела и речи — его члены. Близкая реализация — иллюзорное тело, а любовь, сострадание и т. д. — ее члены. Ясный свет «смысла» — реализация, а выход из него и принятие формы округлого (ril 'dzin) — ее члены. Юганаддха обучающегося — великая реализация, а «сияние», «возрастание», «достижение» в тот период — ее члены.

78. Это самадхи первого контакта (dang ро sbyor ba), высшего царя мандала (виджая–мандала, dkyil 'khor rgyal mchog), высшего царя деяния (карма–виджая, las rgyal mchog). Первое состоит из четырех йог. 1) Йога (rnal 'byor) — от рождения ступени мудрости до собирания в теле. Это вводная часть собственно йоги. Дальнейшее подразделяется на пять процессов просветления (mngon par byang chub pa) — а) истинной сущности (татхаты, de bzhin nyid), б) луны (zla ba), в) семени (sa bon), г) атрибута (phyag mtshan), д) реализации тела (sku rdzogs). Процессы рождения просветленности из татхаты и луны составляют собственно йогу. 2) Последующая йога (ану–йога, rjes su rnal 'byor). К ней относятся процессы рождения просветленности из семени, атрибута, реализации тела. 3) Полная йога (ати–йога, shin tu rnal 'byor) — от того места и до установления божеств в мандале тела. 4) Великая йога (маха–йога, rnal 'byor chen ро) — от благословления трех дверей и до завершения этапа первоначального контакта [Описание, л. 7А].

79. Слово «грубое» обычно означает нечто большого размера, а «тонкое» — маленькое. Но поскольку эти термины употребляются и в отношении взглядов («грубое» и «тонкое» Я дхарм и индивида), то переводим и здесь таким же образом. «Грубая» стадия Рождения называется также вхождением (букв, «спусканием») в мантру (sngags la gzhol ba), a «тонкая» — вхождением вовнутрь (nang la gzhol ba) [Описание, л. 5Б]. Следует также помнить, что слова «стадия порождения» часто означают садхану (sgrub thabs) — метод реализации стадии Порождения, его описание.

80. Тиб. mtha' gcod rin ро che'i myu gu. Работа Цонкапы.

81. Тиб. rten dang brten pa, адхара–адхея. Опора — мандал как дворец с окружением, а опирающиеся — круг Божеств, пребывающих там.

82. «Ясное явление» — визуализированный дворец и Божества как противоядие от обычной (tha mal) явленности.

83. Некоторые тантристы полагают, что называть стадию Порождения стадией творческого воображения (brtags pa'i rim pa) или йогой преобразования (bcos ma'i rnal 'byor) неприемлемо, поскольку, например, последняя есть и в низших тантрах [Описание, л. 5Б].

84. Термин thun (сандхья), как правило, обозначает отдельный период созерцания. Таких периодов обычно бывает четыре в сутки, т. е. созерцание практикуют четыре раза в сутки. Промежутки между этими периодами называются промежуточными периодами (thun mtshams), когда практикуют йогу еды, сна, омовения и т. д.

85. Ритуалами иногда называют отдельные части — блоки садханы.

86. Так часто называют садхану.

87. Это буквальный перевод, но можно перевести и как «небольшое овладение мудростью».

88. Сосуд (snod) — мир неодушевленного, сок (bcud) — живые существа.

89. Сознание — виджняна (rnam shes) у прасангиков подразделяется на шесть «собраний» (tshogs), или видов: сознание видимого глазом, сознание слышимого ухом, сознание обоняемого носом, сознание ощущаемого языком, сознание осязаемого телом, сознание постигаемого умом. Пять первых называют сознанием, или познанием, чувственного (dbang shes), а последнее — сознанием, или познанием, умственного (yid shes) Когда, например, объект — кувшин, орган чувств — глаз и сознание вступают в контакт — соприкосновение (спарша, reg pa), то возникает перцептивный образ (dzung rnam) кувшина — сознание видимого глазом. Koгда прекращается это сознание видимого глазом, (перцептивный образ), возникает сознание умственного, имеющее вид (rnam pa can) объекта — кувшина, т. е. воссоздаваемый умом перцептивный образ, который и является объектом непосредственного умственного познания (yid mngon) [Жамьян Шадба, 2, л. 52Б-53А]. Под обычной явленностью понимаются не первые перцептивные образы чувственного сознания–познания, а вторые — образы сознания–познания умственного.

90. Чтобы возник перцептивный образ, необходимо наличие четырех условий (пратьяя, rkyen): «объект–условия» (dmigs rkyen) (кувшина), «хозяин–условия» (bdag rkyen) (глаза), «причины–условия» (rgyu rkyen) (coзнания) и «сразу–после–того–условия» (de ma thag rkyen) (прекращения сознания умственного). Если при визуализации сознание умственного задействуется очень интенсивно, то три другие условия не могут прервать его и вызвать появление перцептивного образа. Таким образом, практика стадии Порождения приводит не к тому, что феноменальная явленность перестает существовать вообще, а к прекращению ее восприятия в период погружения в созерцание и к некоторому смешиванию двух видов перцептивных образов (чувственных и умственных) в промежуточном периоде, когда феноменальная явленность становится в известной степени прозрачной и сквозь нее просвечивает чистая явленность. Так происходит перефокусировка ума с восприятия обычной явленности на восприятие явленности чистой, что приводит к соответствующему изменению эмоционального реагирования.

91. Этот термин обычно является противоположностью «обычного».

92. Тиб. dpyad pas dpyad sgom. Под «исследованием» здесь, вероятно, подразумевается вичара — последовательное внимательное изучение отдельных частей созерцаемых образов с задействованием представлений о значении тех или иных атрибутов и т. д.

93. Тиб. yid la byed pa, санскр. манасикара.

94. Букв. «маленькая капелька» (сикшма–бинду).

95. Тиб. sna sgo. Выходные отверстия в центральном канале — в межбровьи (или на макушке) и на конце полового органа (иногда считают, что нижний конец — чуть ниже пупка).

96. Тиб. sgo. Не совсем ясно, что именно имеется в виду: верхнее отверстие центрального канала, или органы чувств, или и то, и другое.

97. Системы Арьи, т. е. Арьядэвы, и Джнянапады.

98. Тиб. dbyangs can dga' blo.

99. Тиб. pan chen chos rgyan. «Чойжан» — обычное сокращение от Чойкьи Гьялцэн.

100. Тиб. mtha' dpyod. Тип «исследовательских» работ, посвященных рассмотрению некоего текста или предмета. Сборник четырех комментариев ('grel ba bzhi ba sbrag) — четыре комментария по тантре, которые Цонкапа передал Шейраб Сенге, основателю Мэгью (smad rgud).

101. В «Описании» говорится, что критерием (tshad) обретения устойчивости, прочности, стабильности (brtan pa) на «грубой» стадии Порождения является способность при созерцании «грубого» мандала — опоры и опирающихся — сохранять без возбужденности и заторможенности в течение четырех часов все большие и маленькие его части каждое мгновение ясными, четкими и сияющими, а критерием завершения (rdzogs pa) этого — способность сохранять подобное в течение суток, недели, месяца, года — сколько пожелают. Критерием обретения устойчивости на «тонкой» стадии Порождения является способность при созерцании мандала внутри маленького бинду, размером с семя белой горчицы, удерживать все его большие и малые части ежесекундно ясными, четкими, сияющими, без отвлечения внимания. Критерий завершения здесь устанавливается особо [Описание, л. 6Б].

102. Тиб. bskyed rim dngos grub rgya mtso.

103. Признание чего бы то ни было существующим истинно прасангики считают корнем сансары и главным объектом отрицания (dgag bya) посредством доказательств и на пути освобождения.

104. Тиб. chos rgyan.

105. Тиб. rdzogs rim, санскр. нишпанна–крама. Эту стадию называют йогой без творческого воображения (ma brtags pa) и йогой непреобразующей (bcos min). В качестве причины достижения уровня стадии Завершения может служить не только стадия Порождения, но и практики трех чистых ступеней (dag sa) Бодхисаттвы (8–й, 9–й и 10–й), поскольку на стадию Завершения можно перейти и с десятой ступени Бодхисаттвы [Описание, л. 8А].

106. Санскритское название центрального канала, более полное, — авадхути (или авандуди). Термины: канал — rtsa; центральный канал — dbu ma'i rtsa, dbu rtsa, rtsa dbu ma; левый канал — rkyang ma (лалана), правый — ro ma (росана); малые каналы — rtsa phran.

107. Тиб. lus la gnad du bsnun pa. Это имеет место при созерцании ваджарного тела (rdo rje'i lus), когда тело созерцается совершенно пустым, и благодаря визуализации в нем центрального и двух боковых каналов, а также центров — чакр, они начинают все больше и больше ощущаться как реальные. «Структурирование в сердце» (snying la gnad du bsnun pa) — это, обычно, созерцание Учителя в центральной чакре, когда уже добились ощущения каналов и чакр. Более широко «структурирование тела» обозначает практику с каналами, чакрами, пранами и бинду.

108. Тиб. bsgrub bya mthar thug. Это положение Ваджрадхары.

109. Здесь термины «обучающийся» (шайкша, slob pa) и «необучающийся» (ашайкша, mi slob pa) не тождественны употребляемым в Парамитаяне, где первым называют пребывающего на Пути Видения и Созерцания, а вторым — на Пути Без Обучения.

110. Тиб. don gyi od gsal, dag pa'i skyu lus. Значение этих и других приводимых здесь терминов станет понятным при дальнейшем чтении данной работы.

111. Праны подразделяются на «грубые», «тонкие» и «очень тонкие». «Средство передвижения»: например, вдыхаемый и выдыхаемый воздух можно использовать в качестве «средства передвижения», «сажая на него мысль», когда созерцают, что выдыхают из себя все плохое в виде черного тумана и вдыхают все хорошее в виде сияющего света, и т. п.

112. Затем в него входят два дхату — белое и красное, и тогда сознание получает тело бардо. Это неразрушимое бинду является основой становления Буддой.

113. Тиб. rdo rje bzlas pa. Повторение трех (иногда — двух) букв–символов трех Ваджров –Ваджра Тела, Речи и Ума (sku rdo rje, gsung rdo rje, thugs rdo rje).

114. На центральном канале есть узлы (mdud или rtsa mdud), в отношении которых употребляется выражение «развязывание узла» (mdud grol). Эти узлы, или, более точно, сплетения, образуют пять основных чакр (rtsa 'khor или 'khor lо) в центральном канале: 1) чакру великого блаженства (махасукхачакра, bde chen gyi 'khor lo), 2) чакру обладания (самбхогачакра, longs spyod gyi 'khor lo), 3) дхармачакру (chos kyi 'khor lo), 4) нирманачакру (sprul ba'i 'khor lo), 5) чакру сохранения блаженства (bde skyong gi 'khor lo).

115. Тиб. ma dag pa'i skyu lus.

116. Тиб. rigs nges pa. Так называют тех, кто с самого начала занимается практикой только определенного Пути (например, пути Ануттары), не занимаясь до этого практикой других путей (например, низших тантр или Парамитаяны).

117. Речь идет, вероятно, о том, как Учитель — Будда Шакьямуни реализовал посредством Ануттары Просветление.

118. Тиб. gtum mo. На уровне чуть ниже пупка — местопребывание йогического огня, который также называют огнем чандали. Йога чандали занимается этим огнем.

119. Т. е. тантре Материнской.

120. Пять ступеней получаются, когда две первые объединяются в одну, а четыре — когда в одну объединяются три первые ступени. Шестичленная йога — на стадии Завершения Калачакры, где два первых члена — «пратьяхара» и «дхьяна», которые здесь рассматриваются как составляющие уединение тела.

121. Более содержательное определение: созерцание после завершения стадии Порождения мудрости блаженства и шуньи, возникающей при вхождении пран в дхути во время трансового «погружения», йога явления ее в виде Божеств ста Родов и т. д., а после выхода из того состояния — созерцание всего являющегося как вида блаженства и шуньи. Говорят также, что в уединении тела есть элементы двух стадий — Порождения и Завершения [Описание, л. 8Б-9А].

122. Тиб. rjes thob, букв, «обретаемое после»: это период после выхода из трансового «погружения» (самахита, mnyam bzhag).

123. Тиб. lta ba'i dpyad pa. Это исследования, приводящие к правильному пониманию среднего взгляда (dbu ma'i lta ba) или идеи шуньи.

124. Этим термином обычно называют специфическое чувство легкости и бодрости в теле и уме, возникающее при практике дхьяны и являющееся характерным признаком «состояния успокоенности» (шаматха). Термины «познание» (витарка) и «исследование» (вичара) тоже могут относиться к дхьяне: первое удерживает ум на объекте, второе внимательно изучает его. В результате возникает некоторое успокоение ума, возникает радость, потом «полная очищенность», затем блаженство и в конце — самадхи.

125. Описанные 5 элементов напоминают 5 элементов первой дхьяны, объясняемых в Парамитаяне. Это число является в известной мере условным [Описание, л. 9А].

126. Таттва, de nyid — истинная сущность.

127. Тиб. glen gzhi'i sbas bshad.

128. Тиб. mchan 'grel. Работа Цонкапы.

129. Тиб. rgyal tshab rje. Имя одного из трех главных учеников Цонкапы.

130. Тиб. rgyud phyi ma, уттаратантра (То. № 443).

131. Тиб. zab don gsal ba'i nyi ma.

132. Тиб. 'jug pa gcig pa, букв. «одного вхождения».

133. Т. е. видят специфические явления, которые служат знаками (лакшана) того, что обретена такая–то шунья.

134. Есть 5 основных (rtsa) пран: 1) прана (srog, или srog 'dzin, букв, «жизнь», или «поддерживающая жизнь») — поддерживает жизнь и дыхание; 2) апана (thur, или thur sel, — «устраняющая вниз») — удаляет кал и мочу; 3) самана (mnyam, mnyam gnas, me mnyam — «равная, пребывающая равно, равный огонь») — обеспечивает процесс переваривания пищи; 4) удана (gyen, gyen rgyu — «верхняя, движущая вверх») — обеспечивает производство звуков; 5) виана (khyab, khyab byed — «охватывающая») — обеспечивает мышечную деятельность. Пять второстепенных (yan lag) пран: 1) движущая (rgyu ba) — способствует зрительному восприятию; 2) полностью движущая (rnam par rgyu ba) — способствует слуховому восприятию; 3) истинно движущая (yang dag rgyu ba) — способствует восприятию запахов; 4) совершенно движущая (rab rgyu) — способствует вкусовому восприятию; 5) действительно движущая (nges rgyu) — способствуй осязательному восприятию. В дополнение к «грубой» пране (srog 'dzin) есть еще «праны воспринимаемого–воспринимающего» (gzung 'dzin rlung). Поскольку вызывают движение шести видов сознания к объектам (yul la gyo bas), то называются пранами воспринимающего. Поскольку проясняют (gsal byed) шесть видов объектов — вишая (цветоформу, звук и т. д.), то называются пранами воспринимаемого.

135. Тиб. rdo rje phreng ba, «Ваджрамала» (To. № 445).

136. Тиб. gsang gnas. Место у основании полового органа.

137. Сахаджа, lhan skyes. Четыре радости: 1) радость (ананда, dga' ba), 2) высшая радость (парама, mchog), 3) особенная радость (khyad par), 4) вместерожденная радость. Обычно говорят, что при «стекании сверху» первая возникает при попадании «бодхичитты» в горловой центр, вторая — в сердечный, третья — в пупочный, четвертая — в «тайное место».

138. Тиб. rdo rje bzlas pa, или rdor bzlas. Следует отличать этот термин от rdo rje'i bzlas pa — ваджарного повторения, которое является способом начитывания мантр, аналогичным мысленному начитыванию (т. е. молча).

139. Тиб. thub pa dpal.

140. Под важром здесь понимается пенис, а под «драгоценностью» (nor bu, мани) — головка пениса.

141. Тиб. rje bdag nyid chen ро. Эпитет Цонкапы.

142. Тиб. snying gi sna rtse. Технический термин. Есть еще «кончик носа» лица (gdong gi sna rtse) и «кончик носа драгоценности».

143. Тиб. ldang 'jug gnas, уттхана, правеша, алая.

144. Деяние успокоения (zhi ba'i las) грехов, клеш, болезней, злых духов — грахов (gdon) и т. д.; деяние развития (rgyas pa'i las) — увеличения продолжительности жизни, здоровья, заслуг, праджни и других достоинств; деяние покорения (вашикара, dbang ba'i las) других существ так, чтобы они относились к вам с уважением, служили вам и т. д.; деяние жестокое (drag po'i las, или mngon spyod kyi las) — изгнание, убийство и т. д. врагов и злых духов.

145. Кармамудра — физически наличествующая женщина, которую также называют видьей (rig ma) или праджней, а джнянамудра — созерцаемая.

146. Вероятно, имеется в виду коренная тантра Гухьясамаджи.

147. В связи с дхьяной здесь употребляется термин sdud rim, который обычно обозначает созерцание «сворачивания» всего в свое тело, затем в букву в сердце и т. д., при котором последовательно созерцают 9 этапов, подобных имеющим место при умирании.

148. Тиб. rim lnga, «Панчакрама». Работа Нагарджуны (То. 1802).

149. Тиб. 'dus pa'i bka' gnad bstan pa. Владыка Драгоценный (rje rin po che) — эпитет Цонкапы.

150. Комментарий Цонкапы к «пояснительной Тантре» Гухьясамаджи (То. № 447).

151. Тиб. rjes su gro ba ldog, букв, «следование и возвращение».

152. Тиб. gsang ba grub pa.

153. Тиб. dge ba'i rtsa ba, кушаламула. Общее название для собрания заслуг и мудрости.

154. Опора (rten) — практикующий, объект (yul) — мудра.

155. Обычно говорят о вхождении воздуха (праны) в сознание — виджняну.

156. Лунного и солнечного света, мрака. «Сияние» (алока), «возрастание» (алокабхаса) и «достижение» (алокопалабдхи) обычно называются snang mched thob gsum, или snang gsum (три сияния).

157. Тиб. mngon par byang chub pa'i rim pa'i bshad pa.

158. Авайвартика. Тот






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.