Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Самадхи двух истин.






Здесь два:

2.1.3, 1.2.1, 2.2.2, 1. Стадия Завершения: [этап] раздельности двух истин. [26А]

2.1.3, 1.2.1, 2.2.2, 2. Стадия Завершения: [этап] нераздельности двух истин.

 

2.1.3, 1.2.1, 2.2.2, 1. Стадия Завершения: [этап] раздельности двух истин.

Здесь два:

2.1.3, 1.2.1, 2.2.2, 1.1. Стадия Завершения: [фаза] иллюзии — относительного.

2.1.3, 1.2.1, 2.2.2, 1.2. Стадия Завершения: [фаза] Ясного света — абсолютного.

 

2.1.3, 1.2.1, 2.2.2, 1.1. Стадия Завершения: [фаза] иллюзии — относительного.

Сущность ступени иллюзорного тела — стадия Завершения [в период] от реализации пребывания украшенного (32) признаками и (80) знаками подлинного Тела Божества, [возникшего благодаря] действующему вместе условию — Ясному свету «примера» [периода] конечного уединения ума и образованному из «естественной» праны, являющейся «средством передвижения» того [Ясного света], одновременно с реализацией «достижения» [при] возвратном движении (lugs ldog), [когда] прана немного выходит из Ясного света «примера» [периода] конечного уединения ума, и пока не родились близкие причины — метод Ясного света «смысла».

Для реализации иллюзорного тела нужно предварительно [выработать] способность разграничения (so sor 'byed) «грубого» и «тонкого» тел. [Есть] разграничение «грубого» и «тонкого» тел благодаря силе созерцания и разграничение «грубого» и «тонкого» тел из–за кармы и клеш. Тот достигший [ступени] уединения ума индивид, не peaлизовавщий три практики (spyod pa)162, созерцает ступени собирания двух — повторения ваджров и дхьяны, сочетая со ступенями собирания пран периода умирания из–за кармы и клеш, и порождает Ясный свет смерти как Ясный свет «примера» конечного уединения ума. Аналогом получения тела бардо является получение иллюзорного тела (sprul ba'i lus). Созерцая в той опоре остальные ступени, запечатывают пороки.

При разграничении «грубого» и «тонкого» тел благодаря силе созерцания разграничивают посредством йоги перемещения ('pho ba) и вхождения в город (grong 'jug). Потренировавшись предварительно в соединении пран (rlung sbyor) [при] «кувшинном» (кумбхака, bum pa саn) [дыхании] и т. д., снова и снова производят созерцание выхода из сердца сознания (виджняны), имеющего «средством передвижения» прану. Хотя при этом и не нужна практика, но благодаря тренированности в самадхи [ступени] уединения ума разграничивают два тела в этой жизни, [26Б] и поскольку очень трудно реализовать то выделенное тело — иллюзорное тело как непосредственно наличествующее тело Ваджрадхары, то, говорят, сначала надо обязательно заниматься тремя практиками.

У живых существ есть по два — тело и ум «грубые», «преходящие» (gnas skabs), и тело и ум «тонкие», «естественные» (gnyug ma). Пока «грубое» тело осуществляет действия движения и т. д., то «естественное» тело не принимает вид с ликом и руками. Когда благодаря

Силе вхождения всех «грубых» пран в неразрушимое [бинду] сердца «грубое» тело прекращает совершение движений и других действий, то «естественное» тело принимает вид с ликом и руками, осуществляет действия ухода, прихода и т. д. Хотя в потоке [существования у] живых существ имеются одновременно два сознания (виджняны) — «грубое» и «тонкое», но нет ошибки прихода к двум потокам [индивидуального существования] и противоречия Сутре, поскольку пока «грубый» ум осуществляет восприятие объектов и другие действия, «тонкий» ум не воспринимает объекты, а когда «тонкий» ум воспринимает объекты, «грубый» ум прекращается и исчезает. Такая идея излагается в «Заметках» Кедруб Чже. Поскольку во время обсуждения трудно определить сознание, не имеющее предмета рассмотрения (gzhal bya), то нужно изучить [этот вопрос более детально].

Некоторые говорят: «Неочищенное иллюзорное тело, реализованное в этой жизни, является лишь внутренним (nang ldan), поскольку оно пребывает только в дхути сердца, так как в тех " Заметках" сказано: " Хотя то неочищенное иллюзорное тело, реализуемое в этой жизни, и является отдельным (so sor phye ba) от " грубого" тела, но не является [подобным] отдельной одежде, так как не имеет его способности (nus pa)", и: " Хотя то неочищенное иллюзорное тело и пребывает на месте (go sa nа) неразрушимого бинду внутри дхути сердца, но тело не пребывает как очень маленькое из–за малого размера того места, поскольку то иллюзорное тело является телом мудрости и беспрепятственным"». [27А].

Другие говорят: «Когда иллюзорное тело реализуется, то должно вначале быть вне " грубого" тела, поскольку в " Светильнике ясном" сказано: " Когда это тело реализуется, вначале реализуется как пребывающее вне местоположения прежнего тела", и: " Тело самбхоги (longs sku) сначала реализуется отдельно от местоположения прежнего тела, а затем, следует признать согласно изложенному ранее, получают нирманакаю, входящую в прежнее тело, " и поскольку способы реализации очищенного и неочищенного иллюзорного тела объясняются как сходные».

Третьи говорят: «Во время реализации иллюзорного тела вначале имеются оба — внутреннее и внешнее расположение, поскольку реализуется согласно намерению, где тот йог [хочет] явить [его] — вне или внутри тела, так как там же сказано: «[Это] означает, что во время образования иллюзорного тела из " естественного" тела праначитты (rlung sems) [ступени] уединения ума, [оно] после отделения от " грубого" тела ходит там, где пожелает — снаружи или внутри тела». Верно, поскольку — раз говорится, что образуется из праны [на ступени] уединения ума, то — разъясняется в связи с неочищенным иллюзорным телом, и — раз не говорится: " …во время, [когда уже] образовано", а говорится: " …во время образования", то — разъясняется в связи с еще не образовавшимся».

Нужно исследовать, какая из трех этих идей будет соответствовать мысли Владыки (Цонкапы). Как бы там ни было, но, согласно сказанному, невозможно принять, что обретенное в этой жизни неочищенное иллюзорное тело не может пребывать отдельно от месторасположения «грубого» тела, поскольку [это] противоречит только что процитированному тексту «Светильника ясного», и поскольку не такой является мысль Кедруба Чже.

Второй аргумент верен, поскольку в «Большом комментарии» (tik chen) на Калачакру (Кедруб Чже) говорит: «Хотя " естественное" тело, представшее как неочищенное иллюзорное тело, не может пребывать все время, отвергнув [27Б] " грубое" тело, пока не упрочилась связь опоры и опирающегося — тела " грубого " и " естественного ", но может пребывать, отвергнув " грубое" тело не в отдельном месторасположении, на протяжении погруженности в самадхи " подобия иллюзии" 163. Когда не могут пребывать в той " погруженности", иллюзорное тело само собой войдет в " грубое" тело, поэтому тогда реализуют наставление о соединении (bsre ba) с Нирманакаей».

Основание этого: когда обретена юганаддха, то благодаря силе созерцания разрывается вызванная прежней кармой связь между опорой и опирающимся — «грубым» и «тонким» телами, поэтому если хотят пребывать, полностью отвергнув «грубое» тело, то могут пребывать, а если хотят принять ('dzin pa) ради воспитания [существ], то могут [принять] так, как пожелают.

Иллюзорное тело запечатывания пороков в бардо: поскольку говорится, что благодаря силе истощения забрасывания прежней кармы разрывается [характерная для] опоры и опирающегося связь с «грубым» телом, то могут полностью отвергнуть «грубое» тело, а неочищенное иллюзорное тело запечатывания пороков в этой жизни [таково, что] хотя и разрывается [характерная для] опоры и опирающегося «грубая» связь с «грубым» телом, но не разрывается «тонкая», поэтому не могут полностью отвергнуть прежнее «грубое» тело, пока не родился Ясный свет «смысла». В «Объяснении " Описания ступеней"» и т. д. разъясняется: «В " Собрании деяний" и " Ясном Светильнике" 164 говорится, что когда обретается тело юганаддхи, то полностью разрывается вызванная кармой [характерная для] опоры и опирающегося связь [между] двумя телами — " грубым" и " тонким", поэтому благодаря той опоре запечатывания пороков за одну жизнь тоже [можно] запечатать пороки, сменив тело».

Говорят: «В таком случае приходим к тому, что нет запечатывания пороков в одном теле за одну жизнь воспитываемым, подобным драгоценности, поскольку когда обретается юганаддха, нужно сменить прежнее " грубое" тело».

Это неверно, поскольку смена «грубого» тела не обязательно [является] отвержением, [28А] ибо в записанных моим Учителем Янжан Гало наставлениях Шинса Ринпоче165 говорится: «Во время давания абхишеки в Браг–ерпе (brag yer pa) [студентам факультета] Гьюто166 высший Панчен поучал: «Когда тибетцы спросили у Атиши: " Имеется ли запечатывание пороков в одном теле за одну жизнь? ", было сказано: " Есть запечатывание пороков за одну жизнь, нет запечатывания пороков в одном теле ". Хотя тибетцы осуществляют не подразумеваемое Атишей, но это не вызывает сомнения, поскольку является словом Атиши, знатока Мантры. Тибетцы же не понимают"». Это тоже нужно исследовать.

Что же является основанием того, что неочищенное иллюзорное тело будет входить, когда рождается Ясный свет «смысла»? Хотя в «Заметках» Кедруба Чже и говорится: «Когда сначала возникает Ясный свет " смысла", то благодаря силе все большего утончения той праны, являющейся " средством передвижения" мудрости Ясного света " примера", [тот] вид тела — неочищенное иллюзорное тело сворачивается и входит в Ясный свет», но поскольку оба — Ясный свет «смысла» и Ясный свет «примера» конечного уединения ума — являются «естественным» умом, и обоими пранами — «средствами передвижения» двух этих — одинаково является «естественная» прана, то нужно исследовать, какое различие имеется у «тонкого» и «грубого». Хотя оба — Ясный свет «смысла» и Ясный свет «примера» конечного уединения ума — одинаково являются очень «тонким» «естественным» умом, но имеется различие в наличии и отсутствии представлений167. Поскольку во время Ясного света «смысла» все «грубые» и «тонкие» представления должны входить вместе с праной, то должно входить также и само иллюзорное тело, образованное из пран, являющихся «средством передвижения» преставлений.

То иллюзорное тело, говорится в «Джнянаваджра–самуччае», определяется посредством двенадцати примеров — иллюзии, луны в воде и т. д. [28Б]. Здесь, когда только из праны–читты порождается Тело Ваджрадхары, то хотя и полностью имеются большие и малые члены тела, но поскольку не имеют [ничего], кроме прана–читты, то подобны иллюзорному человеку. Вездесущее (или проникающее всюду — gar yang khyab pa) — подобно [отражению] луны в воде (chu zla). Поскольку лишено мяса, костей и т. д., то подобно оптическому обману

(mig уоr) и телу тени человека. Поскольку перемещается мгновенно, то подобно миражу (smig rgyu). Является телом, образованным только из прана–читты — подобно телу сновидения (rmi lam), отдельного в сновидении от грубого тела. Хотя и принадлежит к одному потоку [индивидуального существования] с телом «полного созревания»168, но является в качестве иного — подобно эху (brag cha). Мандал опоры и опирающегося того тела подобен городу гандхарвов. Хотя и одно, но является как множество — подобно вызванной волшебством иллюзии (mig 'phrul). Пять видов цвета тела сияют беспрепятственно и не смешиваясь — подобно радуге ('ja` tshon). Пребывает внутри скандх тела «полного созревания» — как молния (glog) в облаке. Является мигом из шуньи — подобно пузырьку в очень чистой воде (chu'i chu bur). Все большие и малые члены тела полностью совершенны — подобно явлению образа Ваджрадхары в зеркале (me long gi gzugs brnyan).

В «Светильнике ясном» сказано: «Хотя те [примеры] и являются способом определения169 иллюзорного тела обучающегося (slob pa), но когда [их] относят к определениям иллюзорного тела необучающегося, то этому периоду соответствуют шестой и десятый примеры. Думаю, а не следует ли заменить тело " полного созревания" на тело " нирманическое" при рассмотрении шестого и десятого примеров, характеризующих иллюзорное тело, отвергнувшее тело " полного созревания"?».

Высшим из двенадцати примеров является пример сновидения, поскольку другие примеры дают только понимание определения иллюзорного тела на основе сходства с предметами примеров, но помимо примера нет ничего, способного быть подобным иллюзорному тему, а у сновидения есть это, [29А] и поскольку три — начало, середина и конец сновидения подобны трем — началу, середине и концу иллюзорного тела, а у других примеров нет [такого], ибо три шуньи, предшествующие иллюзорному телу, аналогичны трем шуньям засыпания, а иллюзорное тело — телу сновидения, и получение нирманического тела обладателем иллюзорного тела — вхождению тела сновидения, отдельного от «грубого» тела, снова в «грубое» тело.

Объяснение девяти видов смешивания (bsre ba skor), связанных с иллюзорным телом, можно прочесть в «Светильнике ясном». В «Джнянаваджра–самуччае» говорится, что когда, получив должное представление об иллюзорном теле, [признают его за высшее и] очень почитают, то благодаря этому возникает польза, подобная [пользе] прохождения до конца стадии Порождения. В комментарии (tika) на ту тантру сказано: «Не нужны в полноте другие пути этой Колесницы, [нужно] одно только самадхи великого блаженства иллюзорного тела. Не нужно реализовывать его, [так как] благодаря только тому, что, получив должное представление, [признают за высшее и] очень почитают, обретут пользу, подобную [пользе] пребывания в прохождении до конца стадии Завершения ступени новичка. Кроме того, не отвернут от того и станут обучающимися этому пути на ступени " истинного Рода". Разумные, видящие подобную пользу, должны понять идею [постижения] отсутствия Я благодаря великому блаженству, вызванному мастерским [применением] метода " структурирования" внешнего и внутреннего тел, и породить три мудрости нераздельности блаженства и шуньи [при] созерцании объекта [такого] взгляда; обретя согласно описанному ранее уверенность в способе использования " естественного" тела, праны и ума как единственной " основе", благодаря которой реализуют ваджарное тело, с непоколебимой верой и представлением об удивительности снова и снова задействуют способ реализации иллюзорного тела именно из прана–читты шуней». [29Б]

И в «Объяснении благословления себя» тоже говорится: «Хотя бы и не реализовал иллюзорное тело, способ практики [которого] трудно услышать даже в поучениях, но если встретил неложное наставление об этом, то оказывается, что остается специфический след[-семя] реализации иллюзорного тела, радужного тела ('ja lus), положения Ваджрасаттвы когда–то потом благодаря тренировке, поэтому является весьма удивительным предметом. Если понять связь этого способа практики со сказанным в " Йогини–тантре", что после рождения вместерожденной радости созерцают именно равенство всего, что является, то [это] еще более удивительный предмет.

Поклоняюсь Телу того, у кого

Родилось великое блаженство вместерожденное.

Чистосердечно прибегаю к тому, у кого

Родилось самадхи " подобия иллюзии"».171

2.1.3, 1.2.1, 2.2.2, 1.2. Стадия Завершения: фаза Ясного света — абсолютного.

Сущностью четвертой ступени Ясного света является стадия Завершения от [момента] овладения ближайшей причиной — методом реализации Ясного света «смысла» — и пока не обретена юганаддха, поскольку здесь подобно сказанному в «Колоске сиддх. — Стадии Завершения»: «[Период] от должного развязывания узла и пока не смогут прямо породить иллюзорное тело — относится к уединению ума. От [обретения] способности прямо породить иллюзорное тело и до его очищения — ступень благословления себя. Затем постижение смысла истинной сущности и причины приближения — метода того называются ступенью Ясного света и полного просветления».

Ясный свет «смысла» четвертой ступени: на примере внешнего — реализации во время рассвета, [когда] нет трех — луны, солнца и вечернего мрака, — объясняется внешнее полное просветление, а на примере внутреннего — что шуньей являются все Ясные света при вхождении трех — «сияния», «возрастания» и «достижения» — [объясняется] внутреннее полное просветление. [30А]

Достигающий Ясного света «смысла» четвертой ступени одновременно непосредственно постигает шуньяту благодаря врожденному великому блаженству, обретает [уровень] Пути Видения Наивысшей Мантры, достигает его первой ступени [святости].

Если подразделять Ясный свет с точки зрения «рода произносимого в звуке», то есть два: Ясный свет — объект и Ясный свет — «обладатель объекта». Первое и шуньята — одно и то же. В Ясном свете — «обладателе объекта» тоже: типа постижения шуньяты посредством «грубого» умственного познания (yid shes) — является Ясным светом, общим с Парамитаяной и тремя низшими тантрийскими системами, а типа постижения шуньяты благодаря блаженству, [возникающему при] плавлении [«бодхичитты»], является Ясным светом, общим со Стадией Порождения. Постигающий шуньяту Ясный свет «примера» [ступени] уединения ума является Ясным светом «скрытого смысла» (sbas don), поскольку является скрытым от ума явлением и является Ясным светом «примера»172. Ясные света «примера», относящиеся к ступеням уединения тела, уединения речи и иллюзорного тела, тоже являются Ясным светом «скрытого смысла», поскольку в комментарии (tika) на «Джнянаваджра–самуччаю» говорится, что называние трех «скрытым смыслом» имеет в виду главное, и повторение ваджров и уединение тела тоже относятся к тому скрытому.

Ясный свет «смысла» является Ясным светом конечного «смысла», поскольку [термин] «конечный смысл» относится не к конечному прохождению пути, а к конечному постижению истинной сущности (таттвы) благодаря вместерожденному блаженству. Можно также определить Ясный свет «смысла» букв (yig don), поскольку способы объяснения двух — смысла букв и смысла общего — являются разными, но не являются несовместимыми, так как в комментарии на «Джнянаваджра–самуччаю» сказано: «Способы объяснения двух этих

являются разными, но с точки зрения объяснения смысла букв тот объясняемый смысл не будет общим у двух индивидов, а с точки зрения объяснения смысла общего объясняемый смысл не является невозможным как объясняемый с точки зрения способа [30Б] объяснения смысла букв».

Эта ступень содержит метод, приводящий к концу другие пути, поскольку когда в Акаништхе вошел в неколебимое (mi gyo ba) самадхи тот пребывающий в последнем существовании (srid pa tha ma pa) Бодхисаттва, дошедший до десятой ступени [святости] путем Парамитаяны и трех низших тантрийских систем, Будды десяти сторон пробудили звуком пощелкивания пальцами и воззвали: «Поскольку ты не можешь запечатать пороки благодаря одному только тому самадхи, то реализуй Ясный свет», и призвали дочь бога173 Тилоттаму, и в полночный час дали прямую (dngos)174 третью абхишеку, и объяснили175 Ясный свет «смысла», предваряемый тремя — «сиянием», «возрастанием», «достижением», и на рассвете дали наставление o Ясном свете и юганаддхе, и дали четвертую абхишеку, и реализовал на рассвете же Ясный свет «смысла», и «встал» в теле юганаддхи обучающегося, и затем реализовал юганаддху необучающегося при появлении зари в третьей части того рассвета.

Это излагается в «Описании ступеней и путей» Янжан Гало. Подтверждением [верности] служит сказанное в «Светильнике ясном»: «В полночь Учитель дал прямую абхишеку, опирающуюся на кармамудру, и объяснил Ясный свет. Затем — на рассвете — способ созерцания Ясного света, а после того дал наставление по методу реализации юганаддхи, благодаря чему был реализован Ясный свет " смысла", а потом реализована юганаддха». Однако, поскольку этот текст является текстом, объясняющим способ прохождения пути [принадлежащим к] «истинному Роду», [то есть находящимся на] пути Ануттары с самого начала, то нужно [более подробно] изучить [этот вопрос].

Не так говорится в «Объяснении " Двух познаний"» Кедруба Чже: «Когда тому Бодхисаттве, пребывающему в последнем существовании, была дана прямо третья абхишека, [31А] то смог породить [обладающее] полнотой признаков великое блаженство, опираясь на мудру. Поскольку ещё раньше имелось не ослабевшее непосредственное постижение шуньяты, то, когда была дана прямо третья абхишека, опираясь на пранаяму мудры, явно возникни три шуньи, [появляющиеся при] последовательном вхождении пран, а когда [возникла] четвертая шунья, благодаря мудрости великого блаженства была непосредственно постигнута шуньята. Та мудрость является Ясным светом " смысла". Благодаря тому, что во время абхишеки было дано наставление о выдвигаемом ('phen pa gtong pa)176 и т. д. прежде Ясного света " смысла", когда благодаря выдвижению и т. д. выходил из того Ясного света периода абхишеки [при движении пран] в обратном порядке, вышел в образованном из очень тонких прана–читт " теле соединения" (kha sbyor gyi lus), имеющем облик, украшенный (32) признаками и (80) знаками». — Объясняется, что Ясный свет периода абхишеки — Ясный свет «смысла», и что вышел из него в теле юганаддхи. «Солнце, освещающее смысл глубокого» тоже объясняет в соответствии с этим. Они опираются на сказанное в «Ясном светильнике»: «Поскольку давание третьей абхишеки указывает также и давание четвертой, то абхишеки — две эти. Когда была дана третья абхишека, то сначала вошел в три — " сияние", " возрастание", " достижение", а затем в " достижение" и Ясный свет, и, очистившись даже от " тонкой" двойственной явленности (gnyis snang), реализовал вместерожденное смысла177».

Если согласно последнему объяснению, то перед третьей абхишекой даются четыре наставления о Ясном свете, и поскольку невозможно давание четвертой абхишеки прежде третьей абхишеки, то следует признать, что дается после обретения юганаддхи. Если так, то думаю, не будет ли противоречия со сказанным в «Объяснении полного просветления»: «Ступени практики: четвертая абхишека дается после давания третьей абхишеки. [31Б] Если не так, то имеется ошибка объяснения способа " вставания" в теле юганаддхи как способа выхода рыбы из воды, пока еще не была дана четвертая абхишека». Поэтому умные должны исследовать, что именно является мыслью Владыки (Цонкапы), а таким глупым невеждам, как я, трудно решить.

Некоторые говорят: «Приходим к неприемлемости объяснения, что близкие причины реализации Ясного света " смысла" — четвертая ступень, поскольку в потоке [сознания у] обретшего Ясный свет " смысла" имеется третья ступень, так как то неочищенное иллюзорное тело в его потоке относится к третьей ступени, ибо то является Неочищенным иллюзорным телом».

Нужно исследовать, верно ли сказанное.

 

2.1.3, 1.2.1, 2.2.2, 2. Стадия Завершения: этап нераздельности двух истин.

Сущность стадии Завершения [на этапе] нераздельности двух истин, или юганаддхи обучающегося, — стадия Завершения [в период] от [того момента, когда] одновременно с небольшим движением праны из того Ясного света «смысла» четвертой ступени «встают» в очищенном иллюзорном теле, образованном из праны, являющейся «средством передвижения» того Ясного света, и опирающемся на ум Ясного света, служащий совместно действующим условием, и до Ясного света «смысла» конца обучения.

Выход из Ясного света «смысла» четвертой ступени в «достижение» [при движении в] обратном порядке, обретение очищенного иллюзорного тела, обретение юганаддхи отвержения (spangs ра)178, отвержение покрова клеш, переход на вторую ступень [святости] и достижение [уровня] Пути Созерцания — одновременны.

Это в отношении того, кто с самого начала шел только путём наивысшей Мантры. Ясный свет «смысла», возникающий в конце пути, и т. д. следует признать мудростью десятой ступени [святости]. Думаю, а не подразделяется ли здесь юганаддха обучающегося на девять ступеней [святости] Пути Созерцания?

В «Светильнике Ясном» говорится, что врождённые клеши отвергаются посредством Ясного света четвёртой ступени, отвергаются во время «достижения» в начале юганаддхи обучающегося. [32А]

Некоторые говорят на это: «Ясный свет " смысла" четвёртой ступени является Беспрепятственным Путём как прямым противоядием от клеш, а " достижение", [возникающее при движении пран в] обратном порядке, — Путём Полного Спасения».179

Другие указывают здесь ошибку: «Приходим к тому, что подобное " достижение" является [состоянием] ума, [при котором] двойственная явленность исчезает в шуньяте, поскольку [оно] является Путем Полного Спасения. Признать невозможно, поскольку является умственным конструированием (rtog pa), так как является одним из трёх — " сияния", " возрастания", " достижения". Поэтому, как объясняется в другом тексте, невозможно связывать с терминами " Беспрепятственный Путь" и " Путь Полного Спасения"».

Третьи говорят на это: «К этим двум можно и должно относить термины " Беспрепятственный Путь" и " Путь Полного Спасения", поскольку в " Заметках" Кедруба Чже говорится: «Если сюда относить, как объясняет другая сторона180, термины " Беспрепятственный Путь" и " Путь Полного Спасения", то поскольку этот Ясный свет приходит [на большее время], чем один короткий промежуток времени, он служит Беспрепятственным Путем. Хотя и полагают, что Путь Полного Спасения обретается, когда возникает " достижение" [при движении пран в] обратном порядке, но противоречия нет». Поэтому, хотя два — Ясный свет четвёртой ступени и " достижение" при выходе из него — одинаково непосредственно постигают шуньяту, но имеют различие в способе восприятия ('dzin tshul) или связанности–расслабленности (dam lhod)».

Четвертые говорят: «Можно относить или не относить к двум этим наименования " Беспрепятственный Путь" и " Путь Полного Спасения", но не следует относить как однородные с двумя теми Путями, объясняемыми другой стороной, поскольку оба эти Пути, объясняемые другой стороной, не имеют отличия " тонкое" — " грубое", а ум является " грубым", и поскольку является одним потоком, то можно положить, что оба являются [состоянием] ума, [при котором] двойственная явленность исчезает в шуньяте, и поскольку у двух — Ясного света и " достижения" — имеется отличие " тонкости" и " грубости", а также отличие [принадлежности к] отдельным потокам, то не похожи на два эти Пути, объясняемые другой стороной. [32Б] У того Ясного света и " достижения" имеется отличие в " тонкости" и " грубости", поскольку первое является " естественным" умом, а второе является несколько более " грубым", чем то, и поскольку любые три — " сияние", " возрастание", " достижение" — не обязательно являются " естественным" умом, и поскольку если будут " естественным" умом и не являющимся " естественным" умом, то будет невозможно объяснить как ум вместерожденный».

Нужно исследовать, в согласии с кем следует принимать. Кроме того, в «Светильнике ясном» говорится: «Когда реализуется такой Ясный свет, то могут пребывать в " погруженности" в течение длительного времени». Для подтверждения этого приводят «Непосредственное наставление» и «Краткое [описание] пяти ступеней», 181 где говорится, что «вкушают» мудрость [в течение периода] от восьми чусодов182 или одного дня и до кальпы или тысячи кальп. Это имеет место при подлинном пребывании (dngos gnas). Если юганаддха не должна обретаться во [время] того же рассвета, [когда] был реализован Ясный свет «смысла», или указывают на силу пути, запредельную пониманию, то надо исследовать, как можно опираться в качестве подтверждения на то, что Ясный свет «смысла» не является коротким [промежутком времени]?

Говорится, что одновременно с обретением очищенного иллюзорногo тела обретается юганаддха отвержения. Юганаддха постижения (rtogs pa) обретается, когда тот [обладающий] очищенным иллюзорным телом снова входит в Ясный свет «смысла». О двадцати одной или двадцати трёх юганаддхах можно узнать в «Сокровищнице драгоценностей юганаддхи»183 — комментарии на «Пять ступеней».

В тантрах Аннутары и объяснениях [их] мыслей говорится о десяти, одиннадцати, двенадцати, тринадцати, четырнадцати ступенях и т. д. [О таких] их особенностях, [как являются ли] настоящими или условными (dngos btags) и т. д., можно узнать в «Светильнике ясном». Подробное объяснение имеется также в «Ступенях и путях» Янжан Гало. [33А]

О пяти Путях и десяти ступенях Наивысшей Мантры в «Светильнике ясном» говорится: «От обычного пути и пока не смогут вызвать непосредственное [явление] шуньяты благодаря растворению введённых в дхути пран из–за силы созерцания — Путь Собирания; от [обретения] такой способности до [реализации] иллюзорного тела, [когда] истинная сущность еще не постигается непосредственно, — Путь Соединения; от [обретения] Ясного света " смысла" и пока не обретена юганаддха — Путь Видения и ступень Совершенно Радостная; от [обретения] юганаддхи обучающегося и пока не обретена юганаддха не обучающегося — Путь Созерцания и девять ступеней».

В «Небольшом наставлении» говорится: «В период " тонкого" бинду [ступени] уединения тела выявляется только блаженство. Упрочившись в этом, присоединяют памятование уже установленной шуньи». Если согласиться со сказанным, что сначала рождается мудрость одного только явления [ступени] уединения тела, а блаженство и шунья не соединяются, то нужно исследовать, обретается или не обретается тогда «высшее видение», постигающее шуньяту?

Некоторые знатоки, опираясь на [такой] источник, [как] «Праздник веселия йоги»184, полагают, что «покров познаваемого» подразделяется на девять видов (skor), которые по очереди отвергаются девятью видами Пути Созерцания юганаддхи обучающегося. Но такое признать невозможно, поскольку подразделение «покрова познаваемого» на девять видов имеется в системах сватантриков и виджнянавадинов, относящих к «покрову познаваемого» признание Я дхарм, а у прасангиков подобное не признаётся. Два — непосредственное постижение истинной сути (таттва) благодаря вместерождённому блаженству и иллюзорное тело, [которые] могут быть заменителями накопления собраний за три асанкхья великих кальп, — обладают значительно большей силой (nus mthu), чем другие пути. На этом основании считают, что подобно тому, как врождённые клеши, отвергаемые другим махаянским путём за семь циклов отвержения (spong thebs), могут быть отвергнуты за один период (thun) «погружения» (самахита) в Ясный свет «смысла», [33Б] так и «покров познаваемого», отвергаемый другим махаянским путём за четыре цикла отвержения, этот путь может отвергнуть, подразделяя (тот «покров») на девять видов.

Поэтому следует признать, что если к юганаддхе обучающегося отнести девять ступеней, то с восьмой ступени начинается отвержение «покрова познаваемого», или что Ясный свет «смысла» [уровня] обучающегося отвергает вместе все три [вида] «покрова познаваемого» — большой, средний и малый. Хотя и так, но ошибки нет, юганаддху обучающегося можно подразделить на девять ступеней, поскольку [пребывающий на уровне] юганаддхи, опираясь на осуществление какой–либо из трёх практик, развивает силу мудрости недвойственности блаженства и шуньи, возрастает число достоинств185 и т. д. — имеется много особенностей.186






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.