Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Самадхи Ваджра Ума — уединение ума.






Сущность ступени уединения ума (читта–вивека, sems dben) — стадия Завершения в период с [того времени, когда] благодаря внутреннему условию — сочетанию повторения ваджров и дхьяны147 — и внешнему условию — пранаяме мудры — полностью развязывается сердечный узел и рождается мудрость явления, возникающая в результате вхождения пран в неразрушимое [бинду] сердца, и пока не обретено неочищенное иллюзорное тело.

Хотя в «Солнце, освещающем смысл глубокого» и объясняется, что перворождение уединения ума осуществляет повторение ваджров, имеющее своим объектом виану, но поскольку в «Светильнике ясном» и т. д. такое не указывается ясно, то нужно изучить источники.

Некоторые знатоки говорят на это: «То, что для порождения трех мудростей уединения ума необходимо опираться на кармамудру, является идеей " Пяти ступеней" 148, [где] сказано:

 

" Иллюзия женщины — самая выдающаяся [22Б]

Из всех иллюзий.

Благодаря ей ясно выявятся

Виды трех мудростей"».

 

В «Заметках» Кедруб Чже сказано: «Три пранаямы, а особенно — повторение ваджров — три внутренних условия; внешние условия, согласно сказанному в " Пяти ступенях": " Иллюзия женщины — самая выдающаяся [22Б] …Виды трёх мудростей", относятся к пранаяме мудры. Опираясь на те внешние и внутренние условия могут породить мудрость [ступени] уединения ума… Уединение речи — от созерцания в начале и пока не развяжутся полностью остальные узлы сердца, и [созерцание] всего, что является, [как] четыре шуньи, является уединением речи. Для полного развязывания остальных узлов сердца нужны оба указанных выше метода — внешний и внутренний».

Некоторые знатоки говорят на это: «То, что для порождения трех мудростей конечного уединения ума необходимо опираться на кармамудру, является идеей этого текста — " Пяти ступеней", но [это] относится только к уединению ума, поскольку в " Светильнике ясном" сказано: " Для полного порождения трех мудростей [ступени] уединения, ума — основы реализации иллюзорного тела — необходима внешняя мудра ", и Владыка Драгоценный говорит в " Объяснении элементов Гухьясамаджи" 149:

 

«Кто очистил поток [своего сознания] посредством обычного пути,

Созрел должным образом благодаря абхишеке, [соблюдает в] полной чистоте обеты,

Довёл до конца [практику] йоги одного памятования

И обрёл самадхи трёх Ваджров,

Тот, когда приступает к [осуществлению] близкой реализации

В этой жизни пути иллюзии и Ясного света, двух истин,

Двух Тел — Дхармакаи и Рупакаи,

Должен выявить великое блаженство благодаря хорошей мудре».

 

Верно, поскольку самадхи трех Ваджров здесь являются названиями трех уединений, но не являются самадхи трех Ваджров [23А] стадии Порождения, так как называются причиной запечатывания пороков в этой жизни».

Некоторые говорят на это: «Этот текст не указывает, когда именно следует полагаться на кармамудру для запечатывания пороков в этой жизни, указывает только, что это происходит на стадии Завершения, ибо то относится к обретению уединения ума, поскольку так говорится в " Светильнике ясном"».

Другие говорят на это: «Период, когда для запечатывания пороков в этой жизни обязательно следует полагаться на кармамудру, начинается с обретения уединения, поскольку в комментарии (tika) на " Джнянаваджра — самуччаю" 150 сказано: " Здесь говорится, что устанавливается совместность151 мудры и трех шуней. Подразумевается, что полное рождение трех шуней [ступени] уединения ума, способное реализовать иллюзорное тело, зависит от практики с мудрой, поскольку при отсутствии того не рождается совершенный признак, хотя бы и родились три мудрости, относящиеся к признаку уединения ума''».

Думаю, а не является ли это мыслью Владыки (Цонкапы)? Но поскольку это трудно решить, то выдвигаю [эту идею] только как предмет обсуждения.

Некоторые говорят: «Утверждение, что время, когда необходимо полагаться на кармамудру, начинается с обретения [ступени] уединения ума, неприемлемо, поскольку у индивида, обладающего полнотой признаков, перед созерцанием двух стадий имеется непосредственное получение третьей абхишеки, и в " Реализации сокровенного" 152 сказано, что если новичок отвергает метод внешней мудры, то благодаря другим методам не сможет выявить вместерожденную — [одну] из четырех радостей».

Это неверно, поскольку первое является только возможным, но не принимается со всей определенностью, второе же является объяснением, что для введения пран в дхути на стадии Порождения следует полагаться на кармамудру. Необходимость этого: поскольку культивирует блаженство и шунью стадии Порождения, [23Б] то будет специфической [причиной], вызывающей созревание корня добра153, [нужного для] рождения постижения стадии Завершения, и при созерцании методов «структурирования» тела на стадии Завершения будет очень легко собирать праны и т. д. Хотя и так, но поскольку говорится, что наличие в полноте признаков у объекта и опоры154 большая редкость, и говорится, что велика вероятность попадания в плохие формы жизни, если не практиковать [это] регулярно, то лучше всего завершить «тонкую» и «грубую» стадию Порождения только с джнянамудрой, а затем созерцать метод «структурирования» тела на стадии Завершения, ибо таким путем можно породить уединение ума, и когда полагаются на кармамудру по обретении уединения ума, такое зло не возникает.

Знаки вхождения (zhugs) пран в дхути благодаря созерцанию метода собирания пран: воздух движется одинаково через две ноздри, с одинаковой силой. Знаки пребывания (gnas): движение [через] ноздри прекращается; хотя после возвращения движения [через] ноздри и пребывает внутри, но если не растворяется, то возникает наполнение тела.

Знаки растворения (thim pa): когда четыре — земля, вода, огонь и воздух — входят [друг в друга — каждое] предшествующее в [каждое] последующее, то по очереди возникают явления, подобные миражу (smig rgyu), дыму (du ba), светлячкам (me khyer), сияющим в небе, а когда начинается вхождение воздуха [праны] в «сияние» (snang ba)155, возникает явление, подобное горящему светильнику (mar me). О ступенях вхождения двадцати пяти видов можно узнать в «Объяснении " Структуры ступеней"» и «Подробном исследовании " Сборника четырех комментариев"». «Являются примерами, объясняющими эти знаки один за другим». «Являются критериями перемещения сознания, обладающего знаками». «Возникают явления, сходные с миражом и т. д». Говорится, что лучшим является последнее из трех этих высказываний.

Говорится, что когда «естественное познание» (rang bzhin gyi rtog pa) вместе с праной входит в «сияние», возникает явление, подобное чистому осеннему небу, наполненному лунным светом; когда «сияние» [24А] вместе с праной входит в «возрастание» (mched pa), [возникает] явление, подобное тому [небу], наполненному солнечным светом; когда «возрастание» вместе с праной входит в «достижение» (nyer thob), [возникает] явление, подобное тому [небу], наполненному густым мраком (smag 'thug ро); когда «достижение» вместе с праной входит в Ясный свет, [возникает] явление, подобное собственному цвету [осеннего] неба [на рассвете], лишенного трех недостатков.156

Вхождение (thim) земли в воду и т. д. называют уходом (log pa) земли, уходом воды и т. д. Смысл этого состоит в том, что способность (nus pa) дхату земли в теле, [которая] служит опорой сознания–виджняны, уходит, та способность переходит в воду. Такое и называется вхождением земли в воду. Аналогично и [в отношении другого –] вплоть до вхождения огня в воздух.

«Вхождение воздуха». Способность праны, непосредственно осуществляющей движение (gyo ba) «естественного познания», [состоящая в том, что она] служит «средством передвижения» сознания–виджняны, уходит, та способность переходит в прану «сияния», и это называется вхождением праны в «сияние», но все праны не могут войти. Вхождение «естественного [познания]» в «сияние» — уходит способность «естественного познания» воспринимать объекты (yul 'dzin pa). Четыре шуньи тоже будут познаваться благодаря тому вхождению предшествующего в последующее.

В «Объяснении ступеней полного просветления»157 говорится: «Подобия (rjes mthun) [того, что происходит при] вхождении земли в воду и т. д.: в период основы — [это имеющее место при сексуальном] контакте мужчины и женщины, во время засыпания и в период обморока и т. д.; в период пути — возникающее при третьей абхишеке в начале и вплоть до повторения ваджров, но обладающим признаком является возникающее во время умирания в период основы и начиная с уединения ума в период пути».

В «Светильнике ясном» говорится, что есть много знаков, возникающих в результате «структурирования» тела: знаки начала небольшого вхождения вовнутрь пран, некоторого выхода наружу из органов чувств, небольшого возвращения, полного введения в центральный канал и т. д., [24Б] специфические знаки вхождения и возвращения в период становления на высокий (mthon ро) путь и т. д.

Некоторые говорят в связи с этим: «Приходим к тому, что если является любыми тремя — «сиянием», «возрастанием», «обретением» [ступени] уединения ума, то с необходимостью обладают признаком, поскольку говорится, что те обладающие признаком возникают, начиная со [ступени] уединения ума».

Но это неверно, поскольку хотя и говорится, что обладание признаком возникает, начиная с уединения ума, но не говорится, что любые три мудрости (ступени) уединения ума обязательно обладают их признаком, т. к. хотя в «Абхисамаяланкаре» (Майтреи) и говорится, что когда обретают (уровень) махаянского Пути Соединения, возникают знаки невозвращения (phyir mi ldog pa)158, но если является пребывающим на махаянском Пути Соединения, то не обязательно обретает знаки невозвращенца, признать невозможно, т. к. для возникновения в период пути тремя — «сияния», «возрастания» и «достижения», обладающих признаком, необходимо такое же вхождение всех карма–пран в неразрушимое (бинду) сердца, как при умирании, поскольку хотя бы и обрели уединение ума, но есть много неспособных собирать в сердце все виана–праны.

Некоторые говорят на это: «Приходим к тому, что если являются любыми тремя — " сиянием", " возрастанием" и " достижением" — [ступени] уединения ума, то они с необходимостью обладают признаком, так как если являются любыми тремя — " сиянием", " возрастанием" и " достижением", — возникшими благодаря вхождению пран в дхути сердца, то они обязательно обладают признаком, поскольку в " Светильнике ясном" сказано: " Они возникают во время умирания. Во время сна [и] когда не выходит [воздух] двигаясь [через] ноздри, возникает только частично похожее (cha 'dra tsam). В период пути при вхождении пран в дхути сердца возникают в полноте признаков. При вхождение в другое не возникает [ничего], кроме подобия того"».

Но в этом еще нужно разобраться, поскольку в «Солнце, освещающем смысл глубокого» сказано: [25А] «В [период] основы три такие шуньи возникают во время умирания [как] обладающие признаками, во время засыпания — как частично похожие (cha 'dra); в период пути возникают [как] обладающие признаками, начиная с обретения конечного уединения ума, а до этого возникает [только] подобие».

Такова же и идея «Светильника ясного». В «Заметках» Кедруба Чже говорится, что хотя те, [которые] возникают в период уединения тела и т. д., и обладают признаками четырех шуней, но не являются шуньями [ступени] уединения ума.

Некоторые говорят: «Если являются любыми тремя мудростями периода пути, то обязательно являются мудростями блаженства и шуньи».

Но приходим к неприемлемости этого, поскольку говорится, что если три мудрости не соединили блаженство и шунью, то возникает только явление трех — белого, красного, черного159, и восхваляется созерцание одного только необычного блаженства как являющегося удивительным самадхи, и говорится, что при отсутствии памятования «достижения» нет соединения блаженства и шуньи. Подробнее можно узнать в «Светильнике ясном».

Некоторые говорят: «Приходим к тому, что нет по четыре радости при опускании и подъеме [" бодхичитты" ], являющихся любыми четырьмя шуньями [ступени] уединения ума, поскольку в " Солнце, освещающем смысл глубокого" говорится: " На этом этапе уединения ума есть только четыре радости, возникающие при соединении пран с верха и низа тела [и опускании] " бодхичитты ", а четыре радости, [возникающие при] возвращении [" бодхичитты" обратно], не определяются как являющиеся сущностью Ясного света, поскольку если определяются [так], то должны определяться порядком движения " бодхичитты" из сердца, и если так, то будет двигаться прана"».

Но в этом еще нужно разобраться, поскольку в «Светильнике ясном» сказано: «Если шуньи можно породить благодаря последовательному вхождению собравшихся в сердце пран и " бодхичитты", то выявление специфических шуней может также осуществить любое из двух — радости, [возникающие при движении " бодхичитты" ] вниз и вверх, [25Б] и собирание в сердце и движение наружу», и в «Стадии Завершения. Колоске сиддх»: «Хотя три — " сияние", " возрастание", " достижение", [возникающие при] обратном движении (lugs ldog), и невозможны в качестве мудрости Ясного света, но три другие радости, [возникающие при] обратном движении (lugs ldog), единодушно определяются как вместерожденные. Соответственно, хотя три — " сияние", " возрастание", " достижение", [возникающие при] прямом движении (lugs mthun), и те три, полагаемые тремя радостями, не определяются как радости вместерожденные, но очевидно, что имеется также период, [когда] три радости, [возникающие при] прямом движении [и движении] сверху160, определяются как вместерожденные радости».

В «Небольшом наставлении», имеющемся в собрании сочинений Владыки, говорится, что после [реализации] четырех радостей, [возникающих при движении] сверху, [производят движение] снизу, и после четырех радостей, [возникающих при движении] снизу, [снова

производят] четыре радости, [возникающие при движении] сверху — [так] являют [их] друг за другом, не выпуская праны. И говорится, что четыpe радости, [возникающие при движении] сверху после [движения] снизу, не выпуская [праны], более блаженные, чем прежние и (возникшие при движении) снизу, и все четыре должны определяться как вместерожденные, а четыре радости, возникающие при движении сверху после выпускания [праны] вслед за движением снизу, не определяются как более блаженные, чем прежние, и как вместерожденные все четыре. И говорится, что благодаря силе созерцания, соединив блаженство и шунью во время вместерожденных [радостей, возникающих при] движении снизу, не выпускают прежнюю прану, собирают некоторую «грубую» виана–прану, не собранную ранее, делают три — вхождение, пребывание и растворение, — и так выявляют четыре радости, [возникающие при] движении сверху и снизу. Посколь Владыка Великое Существо говорит, что это является очень трудным для понимания предметом, то разумные должны детально изучить.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.