Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Хадисы, в которых упоминается Махди.






В достоверных хадисах говорится, что Всевышний Аллах в конце времён пошлёт справедливого правителя, который встанет во главе нашей общины. Будет он из семейства Посланника (Да благословит его Аллах и приветствует), одним из потомков Фатымы (Да довольствуется им Аллах), и имя его и имя его отца будет совпадать с именем Посланника (Да благословит его Аллах и приветствует) и именем его отца. В хадисах он описывается как человек с широким лбом и орлиным носом. Он наполнит землю справедливостью после того, как наполнилась она притеснением и несправедливостью.

 

Вот некоторые хадисы о нём.

 

1. ' АбдуЛлах ибн Мас’уд сообщил, что Пророк (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Мир не придет к концу, пока арабами не будет править человек из моего семейства, чье имя будет таким же, как мое» (Муснад Ахмада, 5/199, No 3573. В другой версии: «…чье имя – такое же, как мое и имя отца – такое же, как моего отца». Сунан Абу Дауда, 11/370).

 

А в версии Абу Давуда говорится: «Если бы для существования этого мира оставался только один день, Аллах продлил бы этот день, чтобы отправить человека из моих потомков (или: из моего семейства [1] ), чьё имя совпадает с мои именем, а имя его отца — с именем моего отца! Он заполнит землю справедливостью и беспристрастием, как она была (до него) полна несправедливости и тирании».

[1] Здесь это сомнение передатчика. См. «‘Аун аль-Ма’буд» 11/249.

Суфйан в своём хадисе сказал: «Этот мир не прекратит существовать (или: не будет разрушен [2] ) до тех пор, пока над арабами не воцарится мужчина из числа членов моего семейства (т.е. потомков), имя которого будет совпадать с моим именем». Этот хадис передали Абу Дауд 4282, ат-Тирмизи 2230, 2231 и Ибн Хиббан в своём «Сахихе» 6824. Ат-Тирмизи сказал: «Хороший достоверный хадис». Шу’айб аль-Арнаут назвал иснад хадиса хорошим. См. «Тахкъикъ Ибн Хиббан» 15/236. Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 5304, «Тахридж Мишкатуль-масабих» 5380, «Сахих аль-Маварид» 1574.

[2] Здесь это сомнение передатчика. См. «‘Аун аль-Ма’буд» 11/250.

 

2. Умм Саляма (Да довольствуется ей Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Махди — из моей семьи, из потомства Фатымы» [Сунан Абу Дауда, 11/373; Сунан Ибн Маджа. 2/1368 и аль-Хаким 4/557. Аль-Албани сказал, что этот хадис – сахих в Сахих аль-джами’, 6734, «Тахридж Мишкатуль-масабих» 5381. Этот хадис имеет слабую цепь передачи, содержащую 'Али ибн Нуфайля, которого Аль-'Укайли объявил — слабым передатчиком. Аль-'Укайли сказал: " Ни один из его хадисов о Махди не должен приниматься. Он — единственный передатчик, известный тем, что передавал их, и все эти повествования были переданы от него Зийадом ибн Байан". Аль-Бухари упоминает этот хадис, а затем говорит: " Его цепь передачи — сомнительна". На этом основании, Аль-Мунзири полагает, что, в действительности, это слова Са'ида ибн Аль-Мусайиб.].

 

3. 'Али (Да довольствуется им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Махди — один из нас, из нашего семейства. Аллах исправит его в одну ночь». [Этот хадис передали Ахмад 1/84, Ибн Маджах 4085, аль-‘Укъайли в «ад-Ду’афаъ» 470, Ибн ‘Ади 2/360 и Абу Ну’айм в «Хильятуль-аулияъ» 3/177. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 6735, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 2371, «Сахих Ибн Маджах» 3316. Некоторые ученые оценивали его как хороший (хасан) хадис, но его цепь передатчиков — слабая, так как она содержит Йасина ибн Шайбан Аль-'Иджли. Аль-Бухари объявил его сомнительным, а такое утверждение, исходящее от него, оценивается как неодобрение. Абу Зур'а и Ибн Ма'ин считали, что с ним все в порядке. Ибн Касир сказал: «Это означает, что Аллах простит ему, предоставит ему помощь, вдохновит его и будет вести его, как никого прежде». (Ан-Нихайа, Аль-фитан уа-ль-маляхим, 1/29].

 

В оригинале использован арабский глагол «أ َ ص ْ ل َ ح َ» /аслаха/, имеющий несколько значений: делать пригодным, исправлять, приводить в порядок, примирять и т.д. [См. Зайн ад-Дин ар-Рази. Мухтар ас-Сихах. Аль-Мактаба аль-Мисрия – Дар ан-Намузаджия. Бейрут – Сайда. С.178. Ибн Манзур. Лисан аль-‘Араб. Дар Садир. Бейрут. Т.2.С.517. аль-Файрузбади. аль-Камус аль-Мухит. Фонд «ар-Рисаля» Ливан 1426 г.х. С.299. аз-Забиди. Тадж аль-‘Арус мин Джауахир аль-Камус. Дар аль-Хидая. Т.6. С.548. Каирская Академия арабского языка. Му’джам аль-Уасыт. Дар ад-Да’уа. С. 520.]

В комментарии к этому хадису ас-Суюти сказал: «То есть, сделает его пригодным к предводительству и правлению халифатом внезапно и мгновенно». См. ас-Суюти. «Шарх Сунан Ибн Маджах». Кадими Кутуб Хана. Гарачи. С.300.

Мулла ‘Али аль-Къари сказал: «То есть, в одну ночь или же ночью в одночасье приведёт в порядок его дела, дарует высокое положение, и люди наделенные правом принимать решения от имени общины мусульман единогласно признают его халифом». См. аль-Къари. «Миркъатуль-мафатих». Дар аль-Фикр. Бейрут. 1422 г.х. Т.8. С.3439.

Ибн Касир сказал: «Это означает, что Аллах простит ему, предоставит ему помощь, вдохновит его и будет вести его, как никого прежде». Ан-Нихайа, Аль-фитан уа-ль-маляхим, 1/29.

Шейх аль-Албани, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Слова “Юслихуху-Ллаху” означают, что он внутренне не будет готов (к предводительству). Аллах за одну ночь сделает его пригодным к тому, чтобы стать предводителем исламской общины. Эти слова не означают, что Махди будет нечестивцем, а затем станет праведным, также как не значит, что он будет невежественным и станет учёным за одну ночь». Сл. «Сильсиля аль-Худа ва-н-нур» № 219 (с сокращением).

Салих Али аш-Шейх (да хранит его Аллах) сказал: «Учёные разошлись во мнениях относительно того, как следует понимать эти слова. Означает ли это, что Аллах сделает его праведным в религии, в то время как он не был таковым? Или же Аллах сделает его пригодным к руководству людьми и предводительству? Очевидным представляется правильность второго мнения — Аллах за одну ночь сделает его пригодным для предводительства и управления людьми». См. Салих Али аш-Шейх. «Шарх аль-‘Акъида ат-Тахавия». Дар аль-Мавадда. Эль-Мансура 1431 г.х. Т.1 С.692.

 

 

4. 'Али (Да довольствуется им Аллах) также передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: « Даже если бы до конца времён оставался всего один день, Аллах послал бы человека из людей дома моего, который наполнит землю справедливостью подобно тому, как до этого наполнилась она притеснением». [Ахмад; Абу Давуд; Сахих аль-джами' ас-сагир, № 5181].

 

Абу Са’ид Аль-Худри сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Махди происходит из моих потомков, с высоким лбом и длинным, тонким, изогнутым носом. Он наполнит землю честностью и справедливостью, как она была наполнена гнетом и несправедливостью (ранее), и он будет править в течение семи лет». (Сунан Абу Дауда, Китаб Аль-Махди, 11/375, No 4265; Миш кат аль-масабих, № 5454; Мустадрак Аль-Хакима, 4/557; Он сказал: Это – сахих хадис согласно условиям Муслима, хотя он не был передан Аль-Бухари и Муслимом. Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Тахридж Мишкатуль-масабих» 5382, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 6736).

В версии этого хадиса, которую приводит ат-Тирмизи, сообщается, что Абу Са’ид аль-Худри сказал: — Мы испугались, что после нашего пророка, да благословит его Аллах и приветствует, произойдёт нечто необычное, и спросили об этом у пророка, который сказал: «Поистине, в моей общине появится Махди, который пробудет пять или семь или девять». (Передатчик этого хадиса) Зайд (аль-‘Амми) сомневался (сколько именно он сказал). Мы спросили у него: «А что это?» Он ответил: «Годы». (Далее пророк, да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «И придёт к нему человек и скажет: “О Махди, дай мне, дай мне! ”» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «И он даст ему столько, сколько он сможет унести».

В версии Ибн Маджах сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В моей общине появится Махди и пробудет среди вас семь или девять лет. И члены моей общины будут пребывать при нём в таком благоденствии, подобному которого они никогда не испытывали, и будет такое плодоносное время, в котором ничего не будет сберегаться от людей, и имущества в то время будет очень много. Когда к нему подойдёт человек и скажет: “О Махди, дай мне! ” Он будет говорить: “Бери! ”»

 

5. Абу Са'ид аль-Худри также передаёт, что Посланник Аллах (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Наполнится земля несправедливостью и притеснением, и когда это произойдёт, Аллах пошлёт человека из моего потомства с таким же именем, как у меня. Он наполнит землю справедливостью после того, как наполнилась она когда-то притеснением и насилием». [Баззар; аль-Хаким; Ахмад; Ибн Хиббан].

 

Абу Ну'айм приводит этот хадис в книге «Аль-Хилья = Украшение» в таком виде: «Не наступит Час, пока не наполнится земля притеснением, несправедливостью и жестокостью, после чего появится человек из моей семьи и наполнит землю справедливостью подобно тому, как раньше наполнилась она притеснением и несправедливостью». [Аль-Хаким сказал, что иснад этой версии хадиса безупречен согласно требованиям аль-Бухари и Муслима].

Абу Са’ид Аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сообщил, что посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «В последние дни моей Уммы, явится Махди. Аллах ниспошлет для него дождь, и земля представит свои плоды. Он раздаст много денег, домашний скот увеличится… Он будет править семь или восемь (лет)». (Мустадрак Аль-Хакима, 4/557-558; он сказал: Это хадис, чей иснад -сахих, хотя он не был передан Аль-Бухари и Муслимом. Аз-Захаби согласился с ним, и Аль-Албани сказал: Это – сахих иснад, а его люди – сикат (заслуживающие доверия), Сильсиля ахадис ас-сахиха, т. 2, с. 336, No 771).

А вот версия этого хадиса, приводимая у Абу Давуда: «Даже если бы миру этому осталось существовать всего один день, Аллах продлил бы этот день для того, чтобы послать в него человека из моего потомства. Имя его будет совпадать с моим именем, а имя его отца — с именем моего отца, и он наполнит землю справедливостью» [Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, № 1529].

" Махди выйдет из последних поколений моей уммы". (Аль-Хаким, 8716) Аль-Хаким объявил этот хадис достоверным, и Аз-Захаби согласился. Есть небольшие разногласия в отношении цепи его передатчиков.

 

Сказал имам Абу аль-Хасан ас-Сиджзи аш-Шафии (ум. 363 г.х.): " Широко распространились и достигли степени мутаватир сообщения от Посланника Аллаха, упоминающие Махди, и то что он будет из ахлиль бейт, и то, что он будет править семь лет…" см. " Тахзиб аль-камаль", 3-1194

 

Передали это от него и признавая и аргументируя его словами, следующие ученые:

- Хафиз аль-Миззи, см. " Тахзиб аль-камаль", 25-149

- Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскалани см. " Фатх аль-бари", 10-251

- Ас-Суюты, см. " Аль-Хави", 3-120

- Имам Ибн аль-Каййим, см. " аль-Манар аль-муниф", 1-142

- Мар'и ибн Юсуф аль-Ханбали, см. " Фауаид аль-фикр", " Ляуами аль-анвар", 2-86

- Ибн Хаджар аль-Хейтами в " Ас-Сауаик", 2-480, и в " аль-Коуль аль-Мухтасар", 23.

- Аль-Куртуби в " Ат-Тазкира", 2-279.

- ас-Сахави в " Фатх аль-Мугис", 3-43.

 

 

2 Насколько достоверны хадисы, в которых упоминается Махди?

Шейх 'Абд-аль-'Азиз ибн ‘АбдаЛлах ибн Баз (да помилует его Аллах) сказал по этому поводу следующее: «Люди осведомлены о Махди, хадисов о нём существует немало, и они передаются большим количеством людей, что не оставляет сомнений в их достоверности. Об этом говорили многие учёные. Хадисы эти передаются по разным путям, от разных людей, однако смысл у них у всех один, хотя он и облачён в разные формы. Эти хадисы указывают на появление в будущем реального человека, обладающего определёнными качествами. Его имя Мухаммад ибн ‘АбдаЛлах аль-'Аляви аль-Хасани [То есть он потомок аль-Хасана, сына 'Али ибн Абу Талиба и Фатымы, дочери Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует)]. Он будет потомком аль-Хасана ибн 'Али ибн Абу Талиба (Да довольствуется им Аллах). Этот правитель — милость Всевышнего Аллаха, которую пошлёт он нашей общине в конце времён. Он придёт и установит справедливость, и при нём восторжествует истина. Он устранит насилие и притеснение, и через него Аллах распространит благо и справедливость в мусульманской общине и выведет людей на истинный путь.

 

Я изучил немало хадисов, в которых говорится о Махди, и пришёл к такому же выводу, как и аш-Шаукани, Ибн аль-Каййим и другие. Среди них есть достоверные, есть хорошие, есть слабые, но подкрепляющие друг друга, и есть присочинённые. Нам же достаточно тех, у которых нормальные иснады, независимо от того, достоверны ли они сами по себе или считаются таковыми из-за наличия других достоверных хадисов с таким же смыслом. А слабые хадисы, подкрепляющие друг друга, принимаются учёными в качестве аргумента. Абсолютное большинство учёных считают, что Махди действительно появится в конце времён и это — истина. Что же касается тех немногих учёных, которые отрицают грядущий приход Махди, то на их слова не стоит обращать внимания». ['Абд-аль-Мухсин ибн Хамд аль-'Аббад. Ар-Радд 'аля ман каззаба би-ль-ахадис ас-сахиха аль-варида фи ль-Махди].

 

Шейх 'Абд-аль-Мухсин ибн Хамд аль-'Аббад посчитал, от скольких сподвижников передаются хадисы о Махди, и оказалось, что их двадцать шесть, а книг, в которых эти хадисы приводятся, — тридцать шесть. Они есть в четырёх «Суннах», в «Муснаде» Ахмада, в «Сахихе» Ибн Хиббана, в «Мустадраке» аль-Хакима и других источниках. ['Абд-аль-Мухсин ибн Хамд аль-'Аббад. 'Акидат ахль ас-сунна ва-ль-асар фи ль-Махди аль-мунтазар].

 

Многие учёные собрали эти хадисы и посвятили им отдельные труды. Они привели цепочки передатчиков и изучили их. Среди них Абу Бакр ибн Абу Хайсама Зухайр ибн Харб, как говорит Ибн Хальдун, и среди них Абу Ну'айм.

 

Ас-Суюты сократил написанное Абу Ну'аймом в его книге «Аль-'Урф аль-варди фи ахбар аль-Махди = Сообщения о Махди»и внёс некоторые добавления. Материал этот есть в его изданном сборнике фетв «Аль-Хави». А Ибн Касир посвятил упоминаниям о Махди отдельную небольшую книгу, а также некоторую часть своей книги «Аль-Фитан ва-ль-маляхим = Смуты и битвы». Ибн Хаджар аль-Мекки написал книгу «Аль-Кауль аль-мухтасар фи 'аля-мат аль-Махди аль-мунтазар = Сокращённый рассказ о приметах Махди». Писал на эту тему и аль-Муттаки аль-Хинди и Мулла аль-Кари, который назвал свою книгу «Аль-Мащраб аль-варди фи маз-хаб аль-Махди = Сообщения о Махди», а также Мар'и ибн Юсуф аль-Ханбали, ас-Сан'ани и другие.

Многие исследователи хадисов, в том числе аль-Хаким, аз-Захаби, Абу Ну'айм, Ибн аль-'Араби аль-Малики, аль-Куртуби. шейх ислама Ибн Таймийя, Ибн Каййим аль-Джаузийя, Ибн Хаджар аль-'Аскаляни, ас-Суюты и другие, подтвердили достоверность хадисов, в которых упоминается аль-Махди [Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, т. 4, с. 40-41], поэтому не стоит обращать внимание на слова тех, кто, будучи недостаточно сведущим в этой науке, утверждает, что эти хадисы слабые или даже присочинённые.

 

 

Хадисы о появлении Махди достигают уровня тауатур по значению. Имамы и ученые этой Уммы установили это, и несколько из их комментариев приведены ниже:

1. Аль-хафиз Абу-ль-Хасан Аль-Абири сказал: «Мутауатир сообщений от Пророка, описывающих Махди -множество. Они устанавливают, что Махди будет из его (Пророка) семейства, что он будет править в течение семи лет, что он наполнит землю справедливостью, что явится ‘Иса ибн Марйам и поможет ему убить Даджжаля, и что он будет вести эту Умму в молитве и ‘Иса будет молиться позади него».

 

2. Мухаммад Аль-Барзанджи сказал в своей книге «Аль-иша’а ли ашрат ас-са’а»: «Главных знамений и знамений, за которыми немедленно последует Час -много, из которых Махди будет первым. Знай, что хадисы, которые были переданы о нем в различных сообщениях – многочисленны». Он также сказал: «Знай, что хадисы, которые говорят о Махди, его появлении в конце времен, и его происхождении от Пророка через Фатиму, достигают уровня тауатур по значению, нет разума в отрицании их».

 

3. Аль-’алляма Мухаммад Ас-Сафарини сказал: «Сообщений, которые говорят о появлении Махди так много, что они достигают уровня тауатур по значению; они очень популярны среди ученых Сунны и стали частью их веры». Затем он указывает множество хадисов, сообщающих о приходе Махди и имена сахаба, от которых они были переданы, и продолжает: «Множество сообщений было передано от сахаба, чьи имена упомянуты, и от других, чьи имена не упомянуты (да будет доволен ими всеми Аллах), и от таби’ин после них, все из которых доказывают, что это – ясное знание. Вера в появление Махди -обязательна, поскольку это было подтверждено учеными и является частью вероубеждения ахль Ас-Сунна уа-ль-джама’а».

 

4. Аль-’алляма Аш-Шаукани сказал: «Мутауатир хадисов в отношении ожидаемого Махди, которые мы сумели найти и исследовать – пятьдесят, включая сахих, хасан и да’иф мунджабир (слабые хадисы, которые подкреплены дополнительными доказательствами) сообщения. Они – мутауатир, без тени сомнения. Поистине, они – более мутауатир, чем другие, согласно всем стандартам усуль (имеются в виду основы науки о хадисе). Имеются также много сообщений от сахаба, которые говорят о Махди и, которые достигают уровня марфу’…».

 

5. Аль-’алляма Сиддик Хасан Хан сказал: «Даже при том, что есть различные версии сообщений о Махди, их настолько много, что они достигают уровня тауатур. Их можно найти в Ас-Сунан и других книгах Ислама».

 

6. Шейх Мухаммад ибн Джа’фар Аль-Каттани сказал: «Вывод состоит в том, что хадисы, переданные относительно Махди – мутауатир, также как хадисы относительно Даджжаля и сошествия ‘Исы ибн Марйам (мир ему)».

(«Ашрат ас-са’а» Йусуф ибн Абдуллах Аль-Уабиль, с. 195-203).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.