Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






IV. Социальная роль как регулятор поведения личности в организации.






Поведение - присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней(двигательной) и внутренней(психической) активностью.

1.Своеобразие поведения индивида в организации зависит от характера взаимоотношения с группами, членом которой он является, от групповых норм и ценностей, от его роли в организации.

2.Роль - это социальная функция личности, соответствующий принятым нормам способ поведения, зависящий от ее позиций в системе межличностных отношений.

В роли отражаются социально-этические аспекты поведения. Т.е. на одном предприятии работники, занимая одинаковые должности, ведут себя одинаково в соответствии с требованиями производства, должн. инструкциями, правилами внутреннего трудового распорядка и т.д.

Кроме общих ролевых требований, к работнику предъявляются требования со стороны конкретного трудового коллектива(отдела, фирмы), в зависимости от сложившихся групповых норм поведения(ритуалов, традиций). При этом возникают социально-психологические особенности ролевого взаимодействия, связанные со взаимными ожиданиями соответствующего поведения работников.

3.Социальная роль имеет следующую структуру.

-ролевые предписания(требования к конкретной профессии, социальные и групповые нормы поведения);

-ролевые ожидания;

-ролевое поведение, т.е. исполнение роли;

-оценка ролевого поведения;

-санкции(поощрение и наказание, в зависимости от качества исполнения роли).

4.Социальная роль выполняет 2 функции:

-указывает как человеку вести себя в данной позиции(руководителя, пассажира в автобусе, отца в семье);

-формирует определенные взаимные ожидания партнеров по общению, которые определяют ответное поведение. Эти ожидания безличны и связаны только с ролью(н-р ролью руководителя).

5.Центральным элементом социальной роли является ролевое поведение. Именно оно помогает понять, почему одну и ту же роль различные люди выполняют неодинаково.

6. Т.о. ролевое поведение, т.е. исполнение роли- это единство социальной роли и индивидуальных особенностей человека, его характера, темперамента, особенностей.

 

Структура ролевого поведения личности (по В.И. Шуванову «Социальн. психол. менеджмента М. 1997»)

На степень усвоение социальной роли влияет:

а. Внешние условия.

Насколько человек понимает ее специфику и насколько данная роль им принимается, интернализуется. От этого зависит, соответствует ли нет внутреннее психическое состояние личности тем требования, которые предъявляют ей конкретные условия протекания деятельности. Интернализация роли работником предполагает понимание целей и задач организации и согласие с ними.

б. Внутренние условия.

Готовность принять роль, т.е. официальные ролевые предписания должны трансформироваться во внутренние побуждения.

В результате создаются условия для усвоения индивидом социальной роли. У человека формируется индивидуальный стиль выполнения роли, который определяется степенью соответствия ролевых предписаний требованиями человека к самому себе – возникает чувство ответственности.

Ответственность служит средством внутреннего контроля и внутренней регуляции деятельности личности.

Важный показатель индивидуального стиля – уровень притязаний личности в организации. Это определенная степень трудности цели, к которой стремится человек. Он зависит от уровня самооценки, прошлого опыта, степени интерализании социальной роли, индивидуальных особенностей личности (пол, возраст, характер и т.д.), успехов и неудач на пути к достижению цели.

Самооценка – человек, уверенный в своих силах, может максимально раскрыть на практике свой личностный потенциал, уверен в своих силах, с уважением относится к себе, правильно реагирует на критику.

Уровень самоуважения = успех/притязание

Критерии выбора модели поведения.

1.соответсвие поведения законам общества, правопорядку, групповым и организационным нормам;

2.соответствие поведения моральным и нравственным нормам;

3.адекватная оценка конкретной ситуации, в которой человек оказался;

4.цель, которую человек ставит: чем она более значительна, тем больше стимулирует. Дробление цели на задачи позволяет увидеть логику движения к цели;

5.самокритичная оценка собственных возможностей: разумно и тщательно взвешивать все свои характеристики, избирая личное поведенческое амплуа;

6.выделение и конкретизация собственных возможностей, умение использовать человеческие технологии;

7.значение психолога – половых характеристик личности, демонстрация тех из них, которые ожидают партнеры по общению.

Выбор модели поведения зависит от ситуации и личности того, с кем приходится общаться.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.