Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 2 1 страница






Многообразный характер понятия «маркетинг» создает нема­ло трудностей при попытке дать ему однозначное определение. Тем не менее, в наиболее широком смысле маркетинг понимается как предпринимательская деятельность, которая управляет про­движением товаров и услуг от производителя к потребителю, или как социальный процесс, с помощью которого прогнозируется, расширяется и удовлетворяется спрос на товары и услуги по­средством их разработки, продвижения и реализации. Наряду с этим существуют и другие определения (см. табл. 1).

 

Как экономическая категория маркетинг — это совокупность производственных отношений между производителями и потре­бителями товаров и услуг по поводу обеспечения сбалансирован­ности спроса и предложения на рынке с целью максимизации при­были производителя и наиболее полного удовлетворения потребности общества.

 

Маркетинг можно рассматривать и как экономический процесс, и как функцию управления, и как концепцию производственно-хо­зяйственной деятельности. Маркетинг — это не только цельная фи­лософия, но и стратегия и тактика организации и управления про­изводственной и коммерческой деятельностью предприятия.

 

По Котлеру " Маркетинг ― вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена". 1

 

Маркетинг представляет собой цельную систему, предназна­ченную для планирования ассортимента и объема выпускаемых продуктов, определения цен, распределения продуктов между сег­ментами рынка и стимулирования их сбыта. Маркетинг — это ком­плекс деятельности, с помощью которой предприниматели или организации осуществляют обмен ценностями между собой и сво­ими потребителями.

 

Видный ученый, долгое время занимающийся практическим маркетингом, И.И. Кретов по данному вопросу придерживается определенной позиции и считает, что у маркетинга существует по меньшей мере пять определений в зависимости от его проявлений2:

 

Прежде всего маркетинг — это любая деятельность в сфере рынка, направленная на продвижение товара от того, кто его про­изводит, к тому, кто в нем нуждается, посредством обмена.

 

Маркетинг — это рыночная концепция управления произ­водством и реализацией товаров, ориентированная на установлен­ный платежеспособный спрос. В зависимости от состояния рынка и позиции в нем предприятия маркетинг может быть ориентирован на производство, на товар, на сбыт, на другие составляющие ры­ночного хозяйства (насыщенность рынка товарами и платными услугами, конкуренцию и монополию, состояние реального спро­са и ответного предложения).

 

Маркетинг — это научная дисциплина, система теорети­ческих, методологических и практических знаний, которая раз­рабатывается в основном на микроэкономическом уровне и преподается в рамках общего курса коммерческого дела в выс­ших, средних и специальных учебных заведениях. Предметом этой научной дисциплины выступают процессы рыночного об­мена как факт признания потребителем полезности товара в ве­щественной форме или услуги, а целью — создание наиболее благоприятных для участников обмена условий и подчинение всех других фаз воспроизводственного процесса интересам по­требителей.

 

Маркетинг — это новая деловая (предпринимательская) философия, система новых взглядов на современное общество и общественное производство, в основу которой положены со­циально-этические и моральные нормы делового общения, меж­дународные кодексы и правила добросовестной коммерческой деятельности, интересы потребителей и общества в целом.

 

Маркетинг как план-программа разработки, организации производства и реализации на конкурентном рынке товаров или товарных систем, в основу которого положен комплекс маркетин­га («маркетинг микс»)

 

Для придания определению большей разносторонности и боль­шей полноты считаем необходимым привести мнение и других ученых (см. табл. 1).

 

Маркетинговый подход к формированию целей производ­ственной деятельности ставит перед производителем еще до на­чала этой деятельности извечные вопросы: для кого производить продукцию; когда нужна эта продукция потребителю; сколько нужно произвести данной продукции? При таком подходе произ­водитель, до того как он начнет проектно-конструкторские рабо­ты, выбор технологий, организацию производства и сбыта про­дукции, вынужден получить точные ответы на поставленные вопросы, достоверную информацию и необходимые знания. А сделать это он сможет только на основе комплексного исследо­вания рынка, анализа потребностей потребителя, сегментации рынка, изучения конкуренции, цен и ценовой политики конкурен­тов, проведения товарных исследований, анализа условий торгов­ли, требований к рекламе, сбыту и сервису с учетом внешней и внутренней среды, в которой действует предприятие. По резуль­татам проведенного анализа рынка руководство стремится полу­чить ответы на вопросы: в каких регионах наиболее выгодно сбы­вать продукцию; каковы границы региональных рынков; в каких объемах нужно выпускать продукцию, чтобы удовлетворить имеющийся спрос. Исходя из этого определяются своя «ниша» на рынке, величина сегмента, выбираются те регионы или виды изде­лий, где у данной фирмы имеются сравнительные преимущества по отношению к конкурентам.

 

В рамках мероприятий по исследованию продукта определя­ются потребности целостного рынка (или сегментов) в новых товарах или в модернизации уже существующих. Исследование продукта имеет целью продемонстрировать руководству пред­приятия, какие параметры товара (дизайн, стайлинг, надеж­ность, ремонтопригодность и т.п.) потребитель более всего це­нит. С другой стороны, следует решить, каким образом преподнести потребителю новые товары и услуги, чтобы обес­печить их растущий сбыт, на каких параметрах товара сконцен­трировать рекламу и т.п. Зная реакцию потребителя, т.е. имея «обратную связь», руководство предприятия может и должно произвести необходимые изменения, как в производстве това­ров, так и в методах их продвижения. В случае необходимости следует последовать примеру конкурентов и придать товару дополнительные, качественные параметры, которые понрави­лись потребителю. Во всех случаях продукты должны направ­ляться туда, где потребитель их более всего ждет.

 

Маркетинг — это процесс планирования и реализации концеп­ции ценообразования, продвижения и распределения идей, това­ров и услуг с целью обеспечения обменов, удовлетворяющих потребности индивидуумов и организаций

Маркетинг — вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена

Маркетинг — это система взглядов на современное общество и общественное развитие производства, в основу которой поло­жены социально-этические и моральные нормы делового обще­ния, международные кодексы и правила добросовестной ком­мерческой деятельности, интересы потребителей и общества в целом

 

 

Друкер П.

 

 

Маркетинг —...это весь бизнес, взятый с точки зрения его ко­личественного результата, т.е. с точки зрения покупателя

 

Крылова Г.Д., Соколова МИ.

 

 

Маркетинг — система взглядов, функция координации различ­ных аспектов коммерческой деятельности, комплекс взаимосвя­занных элементов деловой активности, философия бизнеса, цель которой — смягчение кризисов перепроизводства, наконец, про -цесс сбалансирования спроса и предложения

 

Кулаков С.Н.

 

 

Суть современного маркетинга — это предпринимательская деятельность, превращающая потребности покупателя в доходы предприятия

 

Цахаев Р.К.

 

 

Маркетинг есть активная предпринимательская деятельность, ориентированная на получение прибыли путем максимального удовлетворения нужд потребителей

 

В рамках анализа систем и методов реализации продукта про­водится изучение используемых подходов для скорейшего про­движениям попадания родукта на рынок. Подобный анализ вклю­чает изучение особенностей деятельности различных типов предприятий оптовой и розничной торговли, выявление характе­ра сложившихся взаимоотношений с производителями. Таким об­разом, выявляется наиболее приемлемый торговый посредник. Важно сопоставить варианты реализации через посредников или через собственные каналы и выбрать наиболее оптимальный эко­номически.

 

Анализ объема товарооборота предприятия проводится для того, чтобы понять динамику продаж, издержек и прибыли за ряд лет. Выбирают наиболее эффективные варианты реализа­ции продукции, экономичные пути и способы наращивания то­варооборота.

 

При изучении конкурентов, определении форм и уровня конку­ренции прежде всего предстоит установить главных конкурентов предприятия на рынке, обнаружить их сильные и слабые стороны. Чтобы точнее выявить силу конкурентов, нужно не только анали­зировать продукцию конкурентов, но и знать их финансовое поло­жение, цели на данном рынке, особенности производственной дея­тельности, управления, рекламы, ценовую политику.

 

Только то предприятие вправе рассчитывать на успех, которое удовлетворяет главную потребность своих клиентов лучше, чем его конкуренты. Следовательно, маркетинг есть целенаправлен­ный поиск проблем потребителя. Когда проблема уже определена, все силы должны быть сконцентрированы на ее реализации на ка­чественно лучшем уровне, чем у конкурентов. Сосредоточившись на чем-то одном, человек может достичь невероятных успехов (именно так ставятся спортивные рекорды).

 

В рамках изучения потребителя определяются вкусы и привыч­ки людей, их реакции на те или иные товары и услуги. Руководству следует знать, кто те люди, которые могут и намерены приобрести изделия данного предприятия, что они собираются приобрести сегодня, где и как они осуществляют покупки, в каком количестве они покупают товары, как используют купленные товары, в какие часы совершают покупки. Маркетологу предстоит найти ответ, почему потребители приобретают данные товары, почему пере­ключают интерес с одного вида изделия на другой, сменяют одну марку товара на другую. При этом выявляются не только мотивы поведения покупателей, их вкусы и привычки, обычаи, наклоннос­ти, но и причины такого поведения.

 

Маркетологи требуют, чтобы предприятие рассматривало дей­ствия потребителей как демократический процесс, при котором они имеют право «голосовать» за нужный им продукт деньгами. А это предопределяет успех той компании, которая во главу угла ставит интересы потребителя. Маркетинг — это процесс согласова­ния возможностей предприятия и запросов потребителей; процесс достижения согласия между производителями продуктов, оптови­ками, розничными торговцами и потребителями. Акты купли-прода­жи должны принести выгоду всем участникам рыночного оборота. На это и направлена маркетинговая деятельность. Проигравших здесь быть не должно. Покупатель требует товар с желаемыми по­требительскими свойствами. Производителя интересует доход, а посредник (торговля) заинтересован в ускорении продажи при ми­нимуме издержек. Философия маркетинга обеспечивает реализацию всех трех целей с учетом состояния и интересов каждого. Марке­тинг выступает как способ удовлетворения потребностей всех субъектов обмена: производителя, потребителя и посредника. Взаи­модействие трех сторон обмена может быть более или менее эффек­тивным (см. рис. 1)1.

 

1 — производитель; 2 — потребитель; 3 — посредник.

 

Рис. 1. А — Малооэффективное маркетинговое взаимодействие Б — Эффективное маркетинговое взаимодействие

 

Маркетологи заставляют предприятие делать то, что желает по­купатель. Заставить же покупателя купить то, что ему может пред­ложить фирма, — задача сбытовика. Чтобы предложить потреби­телю нужные ему товары и услуги, маркетологи собирают о нем всестороннюю информацию. Действия маркетолога основывают­ся на союзе потребителя и предприятия. Потребители не всегда знают, чего они хотят. Дело маркетологов — понять, чего хотят потребители. Механизм маркетинга может звучать примерно так: потребитель диктует свои условия на рынке, а производитель при­спосабливается к ним.

 

В современных условиях рынок все более подпадает под регу­лирующее воздействие определенных сил, в которых особая роль отводится потребителю. Потребитель, выдвигая требования к различным характеристикам товаров, их количеству, срокам поставки, создает предпосылки для раздела рынка между произ­водителями.

 

Все более возрастает значение конкурентной борьбы за потре­бителя, что заставляет производителей тщательно изучать требо­вания потребителей.

 

Производитель уже не может позволить себе работать на неиз­вестного потребителя. Он вынужден ориентироваться на опреде­ленный рынок, на определенного потребителя.

 

У него появилась потребность в постоянной разработке более качественной, конкурентоспособной продукции, удовлетворяю­щей возрастающие потребности конкретного потребителя.

 

Производителю нужно заранее знать спрос на выпускаемые им изделия, чтобы не растрачивать впустую финансовые, трудовые, интеллектуальные и материальные ресурсы.

 

Маркетинг позволяет руководству предприятия получать необходимую информацию о том, какие товары, по какой цене и почему хотят покупать потребители. Используя маркетинг, можно определить, в какую отрасль выгоднее вложить капитал, где открыть новое предприятие. Можно рассчитать варианты эффективности затрат на производство и реализацию товаров и услуг, определить, какие товары, проданные какому потреби­телю и в каком регионе, принесут наибольшую отдачу средств, вложенных в производство, транспортировку, хранение, про­движение.

 

Маркетинг включает в себя выявление огромного количества рыночных возможностей и использование каждой из них. Марке­тинг сегодня рассматривается как инструмент регулирования про­изводства и сбыта, соответственно и рыночных отношений.

 

Маркетинг — это методология ведения торговой политики на основе совершенствования ассортимента и качества товаров, ак­тивизации рекламы, гибкости цен, высокого качества сервиса; это умение предпринимателя приспосабливаться к постоянно изменя­ющимся рыночным ситуациям.

 

Маркетинговой концепцией можно руководствоваться при це­нообразовании, складировании, перемещении, создании торговой марки и упаковки, выборе мест для рассредоточения магазинов, оптовых и розничных предприятий, при размещении рекламы, формировании отношений с общественностью, планировании то­варов, представлении гарантий и т.п.

 

Тем не менее широчайшие возможности маркетинга остаются не использованными отечественными предприятиями. Главной целью большинства наших предприятий является не удовлетворе­ние потребностей человека, а получение максимальной выгоды, порою даже в ущерб интересам потребителей. Руководители пред­приятий действуют так до тех пор, пока им сопутствует успех. На этом этапе перехода к рынку они пытаются выжать из потребителя все, что возможно.

 

В философии руководства деятельностью предприятий разли­чают два подхода: маркетинговый и сбытовой. В табл. 2 показаны различия между этими подходами.

 

Маркетинговый подход предпочтительнее, ибо его преимуще­ства очевидны.

 

В первом случае упор переносится на удовлетворение всевозмож­ных интересов потребителей: ресурсы предприятия направляются на изготовление товаров и услуг, которые нужны потребителям (рис. 2).

 

Первый подход более адаптивен к изменениям в характеристи­ках, потребностях людей, а продажа есть средство общения и изу­чения потребителей.

 

Маркетолог ищет реальные различия во вкусах, интересах, тре­бованиях потребителей, разрабатывает предложения, направлен­ные на их удовлетворение, подбирает средства для их реализации.

 

Такой маркетинг ориентирован на долгосрочную перспективу. Сбытовой подход формируется в условиях превышения спроса над предложением и монополизации рынка.

 

Это приводит к тому, что руководитель решает проблемы сво­его производства, не обращая внимания на потребителя.

 

Сбытовой подход

 

Производство

 

 

Реализация

 

 

Потребление

 

 

Маркетинговый подход

 

 

Оценка и учет требований потребителя

 

 

Удовлетворение потребностей потребителя

 

 

Достижение

 

целей организации

 

Рис. 2. Сущность маркетингового и сбытового подходов

 

На каждом этапе развития рыночных отношений формирова­лась особая концепция, направляющая маркетинговые усилия. В связи с этим можно выделить следующие виды маркетинговых подходов: производственная концепция, продуктовая концепция, концепция продажи, концепция маркетинга, концепция социально-этического (социально-ответственного) маркетинга.

1.2. Типы и виды маркетинга

 

В зависимости от вида продукта различают три типа маркетинга: маркетинг товаров производственного назначения, маркетинг товаров индивидуального потребления, маркетинг услуг.

 

С точки зрения состояния спроса различают следующие типы маркетинга: конверсионный, стимулирующий, развивающий, ре-маркетинг, синхромаркетинг, поддерживающий, демаркетинг, противодействующий.

 

Конверсионный маркетинг имеет место при наличии негатив­ного спроса, т.е. когда большая часть потребителей отвергает дан­ный товар. В этих условиях основной задачей служб маркетинга является составление плана маркетинга, направленного на стиму­лирование спроса на данные товары.

 

Стимулирующий маркетинг связан с наличием товаров, на ко­торые отсутствует спрос по причине полного безразличия покупа­телей. Задачей маркетологов становится разработка такого плана маркетинга, который учитывал бы причины этого явления и ме­роприятия по его преодолению.

 

Развивающий маркетинг связан с формирующимся спросом, используется при наличии потенциального спроса в целях превра­щения его в реальный спрос.

 

Спрос на некоторые товары со временем снижается. Целъ ремаркетинга при этом состоит в оживлении спроса при помощи различ­ных возможностей маркетинга, т.е. речь идет о продлении жизненно­го цикла товара путем придания ему некоторых рыночных свойств.

 

Синхромаркетинг используют при наличии колеблющегося спроса (как правило, на сезонные товары) для сведения к миниму­му колебаний спроса.

 

Поддерживающий маркетинг используется тогда, когда спрос и предложение соответствуют друг другу. В этом случае следует проводить осторожную, продуманную политику, направленную на поддержание статуса-кво. Например, не следует неосмотри­тельно устанавливать более высокие цены, чем у конкурентов.

 

Когда спрос значительно превышает предложение, применяют демаркетинг. Речь идет о свертывании рекламы, повышении цен и т.п. Одновременно проводится работа по наращиванию объемов производства товаров, пользующихся большим спросом.

 

Противодействующий маркетинг используется для сниже­ния спроса, который, с точки зрения потребителя и общества, является иррациональным (например, спиртные напитки, табач­ные изделия). Если демаркетинг направлен на снижение спроса на доброкачественный товар, то противодействующий марке­тинг — на уменьшение или прекращение выпуска нежелатель­ного, вредного товара.

 

Маркетологи в своей практической деятельности придержи­ваются и иных подходов в ходе классификации видов маркетинга. В частности, имеет место маркетинг-микс (смешанный марке­тинг), под которым понимается комбинированное и координи­рованное использование различного маркетингового инстру­ментария.

 

В условиях сильной децентрализации внутрифирменного управления и использования внутреннего хозрасчета отдельные подразделения фирмы торгуют результатами своей деятельности внутри фирмы. В таких фирмах становится возможным использо­вание внутрифирменного маркетинга.

 

Маркетинг места представляет собой деятельность, предпри­нимаемую с целью создания и поддержания благоприятного отно­шения клиентов к отдельным местам, например привлечение отды­хающих и туристов в конкретные города, районы и страны. В эти зоны можно привлечь не только клиентов, но и капиталы, создавая для этого там необходимые условия.

 

Под маркетингом организации понимается деятельность, пред­принимаемая с целью создания и поддержания благоприятного имиджа организации.

 

Маркетинг отдельной личности (персональный маркетинг) есть деятельность для создания имиджа конкретных лиц. Для изме­нения отношения общественности к себе персональный маркетинг осуществляют политические деятели, артисты, врачи, спортсме­ны, бизнесмены и т.д.

 

Массовый маркетинг характеризуется массовым производ­ством одного изделия, предназначенного сразу для всех покупате­лей. Например, одно время компания «Кока-кола» производила один вид продукта, реализуя его на всех рынках. Или в 40-е г. авто­мобильная компания Генри Форда-старшего наводнила американ­ский рынок единственной моделью — «Модель Т», которая пред­назначалась практически для всех американцев. Таким образом, базируясь на маркетинговых подходах, все более наращивая объе­мы производства и продажи, можно идти на снижение цен, не сни­жая, а даже наращивая доходы.

 

Следует выделить также микромаркетинг имакромаркетинг, т.е. маркетинг на уровне предприятия и маркетинг на уровне от­расли, страны.

 

Виртуальный маркетинг — это система знаний о предложении товара на рынке на основе информационных технологий, интегри­рующих маркетинговую деятельность во внутренней и внешней среде предприятия.

 

Использование компьютерной техники позволяет обеспечить следующие преимущества виртуального маркетинга по сравне­нию с маркетингом, основанном на традиционных технологиях:

 

а) отсутствие пространственной локализации, возможность осу­ществлять деятельность вне привязки к конкретной территории или к конкретному рынку;

 

б) обеспечение возможности сокращения времени на поиск партнеров, осуществление сделок, разработку новой продук­ции и т.д.;

 

в) снижение асимметрии информации (ее неполноты и неравно­мерности распределения) и, как следствие, снижение информа­ционных трансакционных издержек;

 

г) снижение прочих трансакционных издержек, в т.ч. накладных

расходов (командировочных, потерь от несостоявшихся, неправомерных или недобросовестных сделок); снижение риска, связанного с неопределенностью;

 

д) снижение трансакционных издержек за счет оптимального вы­бора структуры товарного ассортимента, сокращения времени на разработку и внедрение новой продукции, обоснованной по­литики ценообразования, снижения числа посредников и затрат на сбыт и т.д.;

 

е) рационализация структуры управления, в т.ч. путем ее сжатия по вертикали, сокращения и объединения ряда функций, соли­даризации ответственности1.

 

Виртуальный маркетинг по характеру осуществляемых функ­ций можно разделить на три сферы: исследование внешней среды, организация внутренней маркетинговой деятельности, специфи­ческие сферы деятельности

Вопрос 2 Поянтие бизнес-среды или бизнес-окружения предприятия означает непосредственное окружение предприятия в бизнесе, включающее в себя поставщиков, конкурентов, потребителей.

Бизнес-среду или микроэкономические факторы внешнего окружения бизнеса можно представить на рисунке 1.

Рисунок 1 - Бизнес-среда предприятия

Некоторые факторы окружения могут получить количественную оценку (уровень безработицы, процентные ставки на капитал, уровень доходов населения и др.). Для такого рода факторов анализ сводится к установлению их динамики и оценки значимости этой динамики для выбора стратегии бизнеса.

От понятия бизнес-среда неотделимо понятие внешняя среда предприятия.

Симионова Н.Е. определяет бизнес-окружения предприятия как совокупность факторов экономического, технического, политико-правового, экологического, социально-культурного и демографического характера, графически представленного на рисунке 2 [16, С. 8].

Рисунок 2 - Факторы внешнего макроокружения предприятия

Демографические факторы включают в себя объективные характеристики индивидов - потребителей продукции: возраст, образование, пол, семейное положение.

Экономические факторы характеризуют тенденции изменения цен, доходов, сбережений, инвестиций, доступность кредитных ресурсов, уровень безработицы.

Экологические факторы отражают доступность для производства природных ресурсов, экологические препятствия для бизнеса, экологические требования к продукции предприятия.

Политико-правовые факторы выявляют политические тенденции, способные повлиять на бизнес, правовую среду бизнеса, антимонопольные законы, налоговую политику.

Социально-культурные факторы отражают изменения отношений потребителя к продуктам, изменения в жизненном укладе отдельных категорий потребителей.

Внешняя среда предприятия представляет собой совокупность систем (сил и субъектов), которые находятся за пределами предприятия и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны структур его управления. [18, c. 40]

Так как бизнес-окружение или бизнес-среда являются неотъемлемой составляющей внешней среды предприятия, в работе данные понятия будут рассматриваться в едином смысле.

Взаимосвязанностъ факторов внешней среды деятельности предприятия проявляется уровнем силы, с которой изменение одного фактора оказывает влияние на другие звенья (факторы) внешней среды. Поэтому влияние этих факторов необходимо изучать по их совокупности и с учетом динамики изменения.

Умение учесть влияние всей совокупности факторов внешней среды на деятельность предприятия требует глубоких знаний и определенного практического опыта [15, c. 140].

При характеристике динамики очень важно учитывать фактор подвижности, скорости изменения в окружающей среде. Для учета силы воздействия этого фактора необходимо иметь соответствующую информацию об изменении разнообразных процессов и условий, на основе которых можно вырабатывать более обоснованные решения. Так, в процессе производства технически сложных товаров следует отслеживать все технологические нововведения, чтобы быть на уровне не ниже конкурентов и т. д. [12, c. 32].

Многие предприятия сталкиваются в своей деятельности и с неопределенностью внешней среды. Речь идет о количестве необходимой информации при оценке определенного фактора и обеспечении ее достоверности. Отсутствие полной информации приводит к принятию решений, которые нельзя признать эффективными. \

 

Билет 3 вопрос 1

Регулярное производство товаров существует 5-7 тысячелетий - с периода первобытно-общинного строя до настоящего времени. Оно обслуживает самые различные социально-экономические системы. В связи с этим можно выделить общие для всех исторических эпох причины его возникновения.

 

Товарное производство появилось прежде всего в результате общественного разделения труда. Эта общая форма организационно-экономических отношений продолжает изменяться при совершенствовании орудий труда. Поскольку технический прогресс не знает временных границ, то не имеет пределов и развитие разделения труда в обществе, а стало быть, совершенствование товарного хозяйства. Научно-техническая революция породила новое, углубленное разделение труда - подетальное изготовление сложных изделий на разных заводах, которые вступили во взаимные торговые отношения.

 

В последнее время для многих предприятий стала характерна не специализация на выпуске одного продукта, а диверсификация - производство нескольких товаров.

 

Другой причиной возникновения производства товаров является хозяйственное обособление людей на изготовлении какого-то продукта. Данное организационно-экономическое отношение органически дополняет общественное разделение труда. Человек выбирает какой-то вид работы и превращает его в самостоятельную деятельность. Это, конечно, усиливает его зависимость от других товаровладельцев, порождает необходимость обмениваться разнородной продукцией и устанавливать хозяйственные связи через рынок. В таком случае отпадает всякое внеэкономическое принуждение к труду. Сам работник испытывает потребность и материальную заинтересованность в том, чтобы увеличивать и качественно улучшать изготовление полезных вещей[1].

 

Хозяйственное обособление людей тесно связано с формами собственности на средства производства. Так, оно является наиболее полным и даже абсолютным, когда товаропроизводительчастный собственник. В меньшей мере оно достигается, если какое-то имущество отдается в аренду - временное владение и пользование. Тогда на какой-то период арендатор может владеть и пользоваться чужим имуществом. Но одна частная собственность сама по себе не порождает товарно-рыночное хозяйство. Это видно на примере натурального производства при рабовладельческом и феодальном строе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.