Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В союзе с Россией






В начале 1873 года по инициативе русского генерал-фельдмаршала, графа И Андреевского кавалера Ф. Ф. Берга (1794-1874), наместника Царства Польского, возник проект заключения военной конвенции России с Германией. Договор обеих держав о взаимной военной помощи должен был иметь оборонительный характер. В начале мая 1873 года император Вильгельм I прибыл в Санкт-Петербург с государственным визитом. Здесь и была подписана Русско-германская военная конвенция: «Если какая-либо европейская держава, - гласила ст. 1 этой Конвенции, - напала бы на одну из двух империй, то последняя в возможно кратчайший срок получит помощь в виде армии из двухсот тысяч человек боеспособного войска». В тот же день, 6 (19) мая в 5-й день рождения будущего Государя Императора Николая II Многострадального, Конвенция была ратифицирована обоими Монархами. Позднее, отказавшаяся было от присоединения к Конвенции Австрия, подписала в июне того же года с Россией договор, к которому 23 октября (5 ноября) по приезду в Австрию, присоединился и Германский император. В истории этот договор получил наименование Союза трех Императоров. В этом договоре все три Монарха видели выражение солидарности Домов перед лицом революционного движения, нараставшего в Европе.

В апреле 1874 года германский Рейхстаг принимает Военный закон на 7 лет, увеличивавший ассигнования на военные нужды германской армии. Усиливается давление на Францию, освобожденную от германских оккупационных войск в сентябре 1873 года. В нарастающем кризисе между двумя государствами Россия проявляет мудрость и совместно с Англией, Австрией и другими державами убеждает Германию отказаться от новой войны против Франции. Зимой 1875 года канцлер Германии и Андреевский кавалер Отто Эдуард Леополь Князь Бисмарк фон Шенхаузен (1815-1898) пытается в обмен за поддержку России на Ближнем Востоке убедить Императора Александра II Освободителя покинуть Францию: «Ничто, - писал Бисмарк, - так не поощряет во Франции воинственных настроений, как вера в русские симпатии к Франции, возбуждаемая некоторыми идущими из России влияниями... Поэтому является важным, чтобы… политика обеих империй, не вызывала таких заключений, которые наносили бы ущерб единству обоих Императорских Дворов».

Дабы уверить Германию в дальнейшем к ней расположении, а заодно погасить надвигающуюся войну с Францией, Берлин 10 (23) мая 1875 года посетил Государь Император Александр II Освободитель. Во время визита император Вильгельм I и канцлер Бисмарк убедили Государя в том, что ни о каком нападении речь идти не может. Канцлер Российской Империи Александр Михайлович Горчаков (1798-1883) писал о том: «Император покидает Берлин вполне уверенный в господствующих здесь миролюбивых намерениях, обеспечивающих сохранение мира».

Защита Россией Франции дорого стоила нашему Отечеству. Мы нанесли существенный урон Союзу двух империй.

В начале 1876 года Россия и Германия присоединились к ноте Австрийского министра иностранных дел Юлия Андраши (1823-1890) по поводу восстания славян в турецкой провинции Босния и Герцеговина, в которой высказывалась идея создания автономии. С этой целью канцлер А. М. Горчаков прибыл в Берлин, где вскоре был подписан Берлинский меморандум, против которого высказалась только Англия, чье правительство уже возглавлял враг России – премьер-министр еврейского происхождения Бенждамин Дизраэли (1804-1881).

К тому времени началась резня болгар турецкими войсками, был свергнут 32-й султан Турции Абдул-Азис (1830-1876), что резко обострило обстановку. Но и здесь позиции Государей Вильгельма I и Александра II были родственны – поддержать славян в Турции.

30 июня (13 июля) 1876 года сербский Князь Милан I Обренович (1854-1901) и черногорский князь Николай I Негош (1841-1921) объявили Турции войну, а уже 26 августа (8 сентября) Князь Милан обратился к представителям держав с просьбой о посредничестве для прекращения войны. Германия и Россия, а также другие государства Европы ответили согласием, так вновь проявилось единство мнений наших Монархов.

В сентябре 1876 года в Россию прибыл с посланием от императора Вильгельма I специальный посланник, которому было поручено приветствовать Государя Александра II по случаю прибытия Его Императорского Величества на маневры в Варшаву. 3 (16) сентября Вильгельм I, обращаясь к Русскому Самодержцу, писал, что память об услугах, оказанных Германии с 1864 года по 1871 гг., будет и впредь руководить германской политикой по отношению к России – «что бы ни случилось».

В это время наши отношения вновь ухудшились.

Так, в 1879 году, после неудачного свидания с Государем Императором Александром II Освободителем, занявшим в результате плодов Берлинского конгресса (1878) враждебную позицию по отношению к Германии, император Вильгельм I согласился на подписание подготовленного канцлером князем О. фон Бисмарком Договора о союзе с Австрией, к которому в 1883 году присоединилась и Италия. В последствии это приведет к созданию Тройственного союза, которым воспользуются враги России. В ответ Император Всероссийский призывал императора Вильгельма I поддержать особую позицию России на Балканском полуострове и, в случае войны с Австро-Венгрией, если она вздумает заступиться за Турцию, поддержать Россию.

В ответе, полученном из Берлина, указывалось, что Германия не будет поддерживать Россию в войне против Австро-Венгрии и не позволит ее разгромить. Дословно это звучало так: «Если счастье изменит русскому оружию перед лицом коалиции всей остальной Европы, и мощь России будет серьезно и длительно поколеблена, то это не может отвечать нашим интересам. Но столь же глубоко будут задеты интересы Германии, если возникнет угроза для австрийской монархии и для ее положения в качестве европейской державы и для ее независимости: это приведет к исчезновению одного из факторов, на которых основывается европейское равновесие».

Однако император Вильгельм I дал понять и Австрии, что не видит ничего опасного в том, что в будущей войне с Турцией Россия оккупирует Болгарию, и, более того, Австрия, если захочет противодействовать России, может не рассчитывать на Германию.

Пятого (18) октября 1976 года Россия и Германия потребовали у Турции, под угрозой разрыва дипломатических отношений, немедленного прекращения войны с Сербией и заключения с ней перемирия. Что и было сделано в кратчайшее время. В дальнейшем, вплоть до Берлинского конгресса 1878 года, позиции России и Германии были неизменимы – политическая поддержка и дружественный нейтралитет, который весь период войны с Турцией (1877–1878) Германия сохраняла, не смотря на интриги Англии и Австро-Венгрии. Однако с окончанием войны, Россия ожидала большей поддержки от Германии, как это было перед войной.

13 (26) июня 1878 года в Берлине открылся Конгресс, в котором участвовало шесть великих держав. Трудное дипломатическое положение России сглаживала, как могла, лишь Германия, выказавшая свое презрение Турции, но не дерзнувшая пойти против мнения Австро-Венгрии и Англии. Россия постаралась забыть свое разочарование политикой императора Вильгельма I во время Восточного кризиса в обмен на дальнейшее развитие отношений. Однако экономическая политика канцлера Бисмарка в 1879 году, в частности полный запрет на ввоз из России скота и повышение пошлин на русский хлеб, дали повод к враждебности в начале в печати обеих стран, а после и вызвали похолодание в русско-германских отношениях.

Чтобы раз и навсегда искоренить недоразумения, Император Всероссийский Александр II Освободитель выразил желание лично встретиться с императором Вильгельмом I. Свидание императоров состоялось 3-4 (16-17) сентября 1879 года в г. Александрове, на русской территории, близ границы. К большому неудовольствию канцлера Бисмарка император Вильгельм I вернулся в Берлин, совершенно примиренный со своим Августейшим племянником – Императором Александром II. Монарх и слушать не хотел о союзе с Австро-Венгрией в ущерб России, на чем настаивали после Берлинского конгресса, столь болезненного для России, интриганы в правительстве Германии. Однако Бисмарк вынудил императора Вильгельма I, под угрозой отставки всего кабинета Министров, заключить антироссийский австро-германский оборонительный союз, что и случилось в Вене 7 (20) октября 1879 года. Задуманный против Франции договор не выполнил своей роли, а, наоборот, сблизил позиции России и Франции. С того времени в Европе проявились очертания новых военно-политических союзов, которые позднее и привели к мировой катастрофе - Великой войне (1914–1918).

Однако и тогда, в период, казалось бы, начинающегося кризиса, император Вильгельм I оставался другом России, что подвигло русскую дипломатию к организации трехсторонней длившейся полтора года комиссии, приведшей к созданию и подписанию 18 июня (1 июля) 1881 года австро-русско-германского договора, вошедшего в историю под названием «Союза трех Императоров». То было масштабное соглашение о нейтралитете наших государств, отсрочившее наступление новой эпохи враждебности на несколько десятилетий. Государь Император Александр II Освободитель единственный из Монархов, кто не дожил до дня подписания договора. Но его гибель от рук богоборцев ускорила принятия этого документа перед угрозой возникновения в Европе новой войны. К тому времени покушения совершались на всех Монархов, в том числе и на императора Вильгельма I.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.