Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Абсолютная справедливость, исключающая любое притеснение.






Всевышний дарует рабам Своим их награду в Судный день полностью, ничуть не уменьшив её, — Он не обидит рабов Своих даже на вес горчичного зёрнышка: «Тогда каждый человек сполна получит то, что приобрёл, и ни с кем не поступят несправедливо» (сура 2 «Корова», аят 281).

 

А вот что сказал Люкман своему сыну о справедливости Всевышнего Аллаха: «О сын мой! Если нечто весом с горчичное зёрнышко будет внутри скалы, или на небесах, или в земле, то Аллах принесёт его. Воистину, Аллах — Проницательный, Ведающий». Сура 31 «Люкман», аят 16.

 

А в другом месте в Коране Всевышний говорит: «Аллах не обижает никого даже на вес пылинки» (сура 4 «Женщины», аят 40).

 

Он также сказал: «...а Последняя жизнь лучше для того, кто богобоязнен. Вы же не будете обижены даже на величину нити на финиковой косточке» (сура 4 «Женщины», аят 77).

 

Кроме того, Всевышний Аллах сказал: «А те мужчины и женщины, которые совершают некоторые из праведных поступков, будучи верующими, войдут в Рай и не будут обижены даже на величину выемки на финиковой косточке» (сура 4 «Женщины», аят 124). Также Всевышний Аллах сказал: «Тот, кто сделал добро весом в мельчайшую частицу, увидит его. И тот, кто сделал зло весом в мельчайшую частицу, увидит его» (сура 99 «Сотрясение», аяты 7-8).

 

В этих аятах Всевышний говорит о том, что Он даст каждому из Своих рабов награду, которую тот заслужил за свои дела, и не уменьшит эту награду и на вес пылинки, которая летает в воздухе и которую можно увидеть при ярком солнечном свете, и не будет удержано из этой награды ничего даже размером с бороздку на финиковой косточке или плёночку, которая на этой косточке.

 

Никто не будет отвечать за грехи другого. Это наивысшее проявление справедливости Всевышнего Аллаха. Он воздаст каждому за его дела, наградив за благие дела и наказав за дурные, и при этом Он не станет возлагать вину одного человека на другого. Всевышний сказал: «Каждая душа приобретает грехи только во вред самой себе. Ни одна душа не понесёт чужого бремени. Затем вам предстоит вернуться к вашему Господу, и Он поведает вам о том, относительно чего вы расходились во мнениях» (сура 6 «Скот», аят 164).

Это справедливость, полнее и совершеннее которой уже не может быть. Тот, кто следовал прямым путём, пожнёт плоды своей веры и покорности Всевышнему, а заблуждение того, кто впал в заблуждение, обратится против него: «Кто следует прямым путём, тот поступает во благо себе. А кто впадает в заблуждение, тот поступает во вред себе. Ни одна душа не понесёт чужого бремени. Мы никогда не наказывали людей, не отправив к ним посланникае». Сура 17 «Ночное путешествие», аят 15.

 

Этот великий принцип является в то же время одним из законов, имевшихся в законодательствах всех посланников.

 

Всевышний сказал: «Разве ему не поведали о том, что было в свитках Мусы и Ибрахима, который выполнил повеления Аллаха полностью? Ни одна душа не понесёт чужого бремени. Человек получит только то, к чему он стремился. Его устремления будут увидены, а затем он получит воздаяние сполна». Сура 53 «Звезда», аяты 36-41.

 

Аль-Куртуби комментирует слова Всевышнего «Ни одна душа не понесёт чужого бремени» (сура 6 «Скот», аят 164) следующим образом: «То есть ни на одного человека не будет взвалена чужая ноша и ни одному человеку не придётся отвечать за грех другого. Каждый ответит только за то, что он делал, и будет наказан только за свои грехи. Слово визр, использованное в аяте, означает 'ноша, тяжесть, бремя'. Это же слово употреблено во фразе из аята: "...и сняли Мы с тебя ношу" (сура 94 " Раскрытие", аят 2). Здесь же это слово означает 'грех'. Аят этот был ниспослан относительно аль-Валида ибн аль-Мугиры, который говорил: " Следуйте моим путём, и я возьму на себя ваши грехи" — об этом упоминает Ибн 'Аббас. Есть также версия о том, что аят этот был ниспослан в качестве ответа арабам, у которых в доисламские времена принято было взыскивать с человека за дела его отца, сына или союзника» [Куртуби. Тафсир].

 

Некоторые учёные не соглашаются с тем, что человек не будет отвечать за грехи другого, приводя, например, аят «Они непременно понесут своё бремя и другое бремя вместе со своим бременем» (сура 29 «Паук», аят 13) или «...а также ношу тех невежд, которых они ввели в заблуждение» (сура 16 «Пчёлы», аят 25).

 

Однако упомянутые ими аяты не только не противоречат всему сказанному нами, но и прекрасно согласуются с ним. В этих аятах говорится о том, что человек понесёт бремя своего греха — то есть грехов, совершённых им лично, его дурных дел — и на него также ляжет грех тех, кого он ввёл в заблуждение своими словами или делами. Точно так же те, кто призывал людей к благому и указывал им верный путь, получат такую же награду, как и те, кто вышел на путь истины из-за них или получил пользу от их знаний. Ведь когда человек вводит других в заблуждение, это его дело, и за него, как и за все остальные дурные дела, он будет наказан

 

Ознакомление людей с их делами. Одно из проявлений справедливости Всевышнего Аллаха к Своими рабам состоит в том, что прежде, чем осудить их, Он показывает им благие и дурные дела, совершённые ими в этом мире, — так, что у них уже не остаётся оправданий.

 

Всевышний сказал: «Всем вам предстоит вернуться к Аллаху, и тогда Он поведает вам о том, что вы совершали» (сура 5 «Трапеза», аят 105). Всевышний Аллах также сказал: «В тот день, когда каждая душа увидит все добро и зло, которое она совершила, ей захочется, чтобы между ней и её [злодеяниями] было огромное расстояние» (сура 3 «Семейство 'Имрана», аят 30).

 

Кроме того, Всевышний сказал: «Тогда каждая душа узнает, что она совершила и что оставила после себя» (сура 82 «Раскалывание», аят 5).

 

Он также сказал: «Они обнаружат перед собой всё, что совершили, и твой Господь ни с кем не поступит несправедливо» (сура 18 «Пещера», аят 49).

 

Ознакомление людей с их делами будет происходить посредством раздачи свитков с записями дел, которые они прочтут. Наш Господь поведал нам о том, что к каждому из нас Он приставил двух ангелов, которые записывают все наши благие и дурные дела. А когда мы умираем, свиток с записью наших дел запечатывается вплоть до Судного дня, когда он будет вручён нам. При этом каждому из нас будет сказано: «Читай книгу свою! Достаточно сегодня тебя самого против тебя же свидетелем».

Всевышний сказал: «Каждому человеку Мы повесили на шею его деяния. А в День Воскрешения Мы представим ему книгу, которую он увидит развёрнутой. Читай свою книгу! Сегодня достаточно того, что ты сам сосчитаешь свои деяния». Сура 17 «Ночное путешествие», аяты 13-14.

 

В этой книге записываются все дела без исключения — и великие, и малые: «Будет положена книга, и ты увидишь, как грешники будут трепетать от того, что в ней. Они скажут: " Горе нам! Что это за книга! В ней не упущен ни малый, ни великий грех — всё подсчитано" Они обнаружат перед собой всё, что совершили, и твой Господь ни с кем не поступит несправедливо» (сура 18 «Пещера», аят 49).

 

Награда за благие дела будет увеличиваться в несколько раз, в то время как наказание за дурные дела останется неизменным: так проявляется милость и милосердие Аллаха к нам. Награда за благие дела будет увеличиваться в несколько раз: «Если вы одолжите Аллаху прекрасный заём, то Он приумножит его для вас и простит вас» (сура 64 «Взаимное обделение», аят 17).

 

Она увеличивается, по меньшей мере, в десять раз: «Кто придёт с добрым деянием, тот получит десятикратное воздаяние» (сура 6 «Скот», аят 160).

 

Что же касается дурного дела, то воздаяние за него останется неизменным: «А кто придёт со злым деянием, тот получит только соответствующее ему воздаяние» (сура 6 «Скот», аят 160).

Такова справедливость Аллаха.

 

Абу Зарр (Да довольствуется им Аллах) передаёт: «Правдивейший и достойный доверия Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) передал нам слова Господа Своего: " Награда за каждое благое дело будет увеличиваться в десять и более раз, а воздаяние за скверное дело останется неизменным — или же Я прощу его. Если ты встретишь Меня с грехами размером с землю, не придавая никого и ничего Мне в сотоварищи, Я встречу тебя прощением размером с землю" ». [аль-Хаким; Ахмад; Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, № 128].

 

К делам, награда за которые увеличивается в десять раз, относится чтение Корана. Ибн Мас'уд передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тому, кто прочтёт хотя бы одну букву из Книги Аллаха, запишется одно благое дело, а за каждое благое дело воздаётся десятикратно, и я не говорю, что " Алиф, лям, мим" — это одна буква, нет, " алиф" — буква, " лям" — буква и " мим" — буква»* [Тирмизи; ад-Дарими; Мишкат аль-масабих, №2137. Ат-Тирмизи сказал: «Хороший достоверный хадис (хасан-сахих), с уникальностью (гариб) в иснаде»].

 

Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует) также сообщил нам о том, что награда за поминание Аллаха (зикр)увеличивается в десять раз. ‘АбдаЛлах ибн 'Амр ибн аль-'Ас (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Две вещи вводят мусульманина в Рай, если он будет выполнять их. Они легки, но при этом мало кто делает их. Нужно произносить слова «субхана Ллах» (Пречист Аллах), «аль-хамду ли-Ллях» (Хвала Аллаху) и «Аллаху акбар» (Аллах велик), по десять раз после каждой молитвы». ‘АбдаЛлах сказал: «Я видел, как Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) считает их на пальцах». Далее Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Это сто пятьдесят раз для языка и тысяча пятьсот — на Весах. А когда ляжешь на свою постель, произнеси слова " субхана Ллах", " аль-хамду ли-Ллях" и " Аллаху акбар" сто раз. Это сто раз для языка и тысяча — на Весах. А кто из вас совершает в день две тысячи пятьсот скверных дел? *» Люди спросили: «А как же мы не станем выполнять их?» Он ответил: «Приходит к одному из вас шайтан, когда он совершает молитву, и говорит ему: " Вспомни то-то, вспомни то-то" — до тех пор пока он не закончит молитву, чтобы помешать ему произнести поминание Аллаха. И приходит к нему шайтан, когда он ляжет в постель, и начинает усыплять его до тех пор, пока он не заснёт» [Насаи; Тирмизи].

*(То есть кто из вас совершает столько грехов? А ведь это действие способно стереть собой все эти грехи).

 

А в версии, которую приводит Абу Давуд, после слов «на Весах» говорится: «А когда уляжется человек в постель, пусть произнесёт слова " Аллаху акбар" тридцать четыре раза, слова " аль-хамду ли-Ллях" тридцать три раза и слова " субхана Ллах" тридцать три раза. Это сто раз для языка и тысяча — на Весах». ‘АбдаЛлах сказал: «И я видел, как Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) считал их на пальцах». Люди спросили: «О Посланник Аллаха, как же так: это легко, и при этом мало кто делает это?» Он ответил: «Приходит к одному из вас шайтан туда, где он спит, и усыпляет его до того, как он скажет эти слава. И приходит к нему шайтан, когда он совершает молитву, и напоминает ему о каком-нибудь деле до того, как он скажет эти слова» [Джами' аль-усуль, № 2418].

 

В хадисе о ночном путешествии Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) рассказывается о том, как он возвращался от Господа своего к пророку Мусе (Да благословит его Аллах и приветствует) и как Муса посылал его обратно, чтобы он попросил Его об облегчении предписанной молитвы, так что в конце концов от первоначальных пятидесяти осталось всего пять обязательных молитв. В самом конце хадиса Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) говорит: «Всевышний Аллах сказал: " Поистине, слово Моё неизменно, как и то, что я возложил на тебя в основе Писания. За каждое благое дело воздаётся десятикратно, поэтому в основе Писания их пятьдесят, а ты обязан совершать пять..."» После этого он возвратился к Мусе и тот спросил: «Что ты сделал?» Он ответил: «Нам было облегчено, и Он даровал нам за каждое благое дело десятикратную награду» [Бухари].

 

Однако награда за благие дела может увеличиваться во много раз, даже в семьсот и более — например, награда того, кто расходует на пути Аллаха. Всевышний сказал: «Те, кто расходует своё имущество на пути Аллаха, подобны зерну, из которого выросло семь колосьев, в каждом колосе — по сто зёрен. Аллах увеличивает награду, кому пожелает. Аллах — Объемлющий, Знающий». Сура 2 «Корова», аят 261.

 

Ибн Касир сказал: «Это милость Аллаха, которую Он оказывает тому, кто расходует на Его пути, стремясь снискать Его довольство, — Он увеличивает его награду в десять и более раз, вплоть до семисот: " Те, кто расходует своё имущество на пути Аллаха..." Са'ид ибн Джубайр сказал: " Имеется в виду, что они расходуют ради Аллаха и на дела, угодные Ему" Макхуль сказал: " Здесь имеется в виду расходование на походы на пути Аллаха, включая предоставление лошадей, подготовку оружия и так далее". От Ибн 'Аббаса передают хадис: " Награда за каждый дирхем, потраченный на усердие на пути Аллаха или хадж, увеличивается в семьсот раз" » [Ибн Касир. Тафсир].

 

Ибн Касир, комментируя этот аят, приводит хадис, передаваемый Ибн Мас'удом, о том, что один человек пожертвовал верблюдицу, на которую был надет недоуздок, на пути Аллаха, и Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В Судный день ты придёшь с семьюстами верблюдицами, на каждой из которых будет недоуздок» [Ахмад; Насаи].

 

А в версии Муслима говорится: «Пришёл один человек с верблюдицей, на которой был недоуздок, и сказал: " О Посланник Аллаха, я жертвую её на пути Аллаха" Он сказал в ответ: " В Судный день ты получишь за неё семьсот верблюдиц"». [Ибн Касир. Тафсир].

 

К делам, награда за которые может увеличиваться без счёта, а подсчитать её может лишь Тот, Кто дарует её, относится пост. Абу Хурайра (Да довольствуется им Аллах) передаёт, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Награда за любое дело сына Адама увеличивается в десять и более раз — до семисот. Всевышний Аллах сказал: " Кроме поста, ибо, поистине, он — для Меня, и Я воздам за него"» [Бухари; Муслим; Ахмад; Мишкат аль-масабих, т. 1, с. 613].

 

Награда за пост может увеличиваться во много раз и не имеет предела потому, что пост неразрывно связан с терпением, а терпеливые получат награду свою безо всякого счёта. Всевышний сказал: «Воистину, терпеливым их награда даруется сполна, безо всякого счёта» (сура 39 «Толпы», аят 10).

 

Аль-Куртуби сказал: «Учёные сказали: " Каждая награда будет отмерена и взвешена, кроме награды за пост — её будут зачерпывать и сыпать пригоршнями"» [Куртуби. Тафсир].

 

Есть и другое проявление терпения. Это терпеливое перенесение бед, невзгод и тягот в этом мире и всех тех горестей и печалей, которые Всевышний Аллах посылает Своим рабам в качестве испытания: «Мы непременно испытаем вас страхом и голодом, а также потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернёмся». Они удостаиваются благословения своего Господа и милости. Они следуют прямым путём». Сура 2 «Корова», аяты 155-157

 

Когда те, кто жил благополучно, увидят, какую великую награду получают терпеливые, они пожелают, чтобы кожу их изрезали вдоль и поперёк, чтобы получить такую же награду, как и все те, кто терпеливо переносил испытания в этом мире. Джабир и Ибн 'Аббас передают, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует), передавая от Господа своего, сказал: «Поистине, жившие благополучно в этом мире в Судный день пожелают, чтобы кожу их изрезали ножницами, когда увидят награду тех, кто пережил много разных испытаний в этом мире» [Тирмизи; Табарани; Сахих аль-джами' ас-сагир, № 5360].

 

Ещё одно проявление милости Аллаха к нам таково: когда верующий собирается сделать благое дело, но не делает его, ему записывается награда, как за одно сделанное доброе дело. А когда он намеревается совершить дурное дело, но в конце концов страх перед Всевышним берёт верх и он отказывается от своего намерения и воздерживается от того, что хотел сделать, ему также записывается награда, как за совершение одного благого дела. Ибн 'Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах предопределил благие и скверные дела, после чего разъяснил это. Тому, кто решит совершить благое дело, но не совершит его, Аллах запишет у Себя совершение целого благого дела. Если человек решит совершить благое дело и совершит его, Аллах запишет ему у Себя совершение от десяти до семисот и многим более благих дел. Тому, кто решит совершить дурное дело, но не совершит его*, Аллах запишет у Себя совершение целого благого дела. А если он решит совершить дурное дело и совершит его, Аллах запишет ему одно дурное дело» [Бухари]. *(То есть откажется от его совершения ради Аллаха).

 

Замена дурных дел благими. Милость Аллаха к Его рабам и Его милосердие к ним столь велико, что Он заменяет их дурные дела благими. Абу Зарр передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, я знаю того, кто последним войдёт в Рай из обитателей Рая, и того из обитателей Огня, кто последнимвыйдет оттуда. Это будет человек, которого приведут в Судный день, и будет сказано: " Покажите ему его малые грехи". Потом ему будет сказано: " Ты делал тогда-то то-то и то-то, и ты делал тогда-то то-то и то-то, то-то и то-то..." А он будет говорить: " Да" — и не сможет отрицать это. При этом он будет бояться, что ему покажут и его большие грехи. Тогда будет сказано ему: " Тебе взамен каждого скверного дела будет благое! " А он скажет: " Господи! Я делал некоторые вещи, которых я не вижу здесь! "» Абу Зарр сказал: «И я видел, как Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) улыбнулся так, что стали видны его дальние зубы». [Муслим, № 190].

 

Свидетели против неверующих и лицемеров. Главным свидетелем всего того, что совершали люди, будет в Судный день их Господь и Создатель, от которого не укроется ничто из их дел. Всевышний сказал: «...и что бы вы ни совершали, Мы наблюдаем за вами с самого начала» (сура 10 «Юнус», аят 61).

 

Всевышний также сказал: «Воистину, Аллах — Свидетель всякой вещи» (сура 4 «Женщины», аят 33).

 

Однако Всевышний желает получить довод, и поэтому Он пошлёт свидетелей, которые станут свидетельствовать против тех, кто отвергал религию и считал ложью то, с чем пришли посланники и пророки, чтобы у них уже не осталось никаких оправданий. Об этих свидетелях говорится во многих аятах. Например, Всевышний сказал: «Воистину, Мы окажем помощь Нашим посланникам и верующим в жизни ближней и в тот день, когда появятся свидетели» (сура 40 «Прощающий», аят 51).

 

Он также сказал: «...и будут приведены пророки и свидетели» (сура 39 «Толпы», аят 69).

 

Первыми будут свидетельствовать посланники. Каждый посланник засвидетельствует, что он донёс до своего народа послание Всевышнего: «А что будет, когда Мы приведём по свидетелю от каждой общины, а тебя приведём свидетелем против этих?» (сура 4 «Женщины», аят 41).

 

Всевышний Аллах сказал: «В тот день Мы выставим против каждой общины свидетеля из их числа, а тебя выставим свидетелем против этих» (сура 16 «Пчёлы», аят 89).

 

В словах Всевышнего «свидетеля из их числа» имеются в виду посланники, потому что посланник, направленный к каждой общине, сам был из этой общины, из этого народа. Всевышний сказал: «К вам пришёл Посланник из вашей среды» (сура 9 «Покаяние», аят 128).

 

Всевышний также сказал: «Из каждой общины Мы выберем свидетеля и скажем: " Приведите ваше доказательство! "» (сура 28 «Рассказ», аят 75).

 

Посланники засвидетельствуют не только то, что донесли послание Всевышнего до людей, к которым они были направлены, но и то, что те посчитали это послание ложью и отвергли их призыв: «В тот день, когда Аллах соберёт посланников и скажет: " Что вам ответили? " — они скажут: " Нет у нас знания. Воистину, Ты — Ведающий сокровенное"». (сура 5 «Трапеза», аят 109).

 

Всевышний также сказал: «Мы непременно спросим тех, к кому были отправлены посланники, и непременно спросим самих посланников. Мы непременно расскажем им об их деяниях на основании знания. Мы никогда не отсутствовали». Сура 7 «Ограды», аяты 6-7

 

Вот что сказал Ибн Касир, комментируя первый аят: «Это сообщение о том, что Аллах обратится к посланникам в Судный день с вопросом о том, что сказали им их народы, к которым они были посланы. А о словах посланников " Нет у нас знания" Муджахид, аль-Хасан аль-Басри и ас-Судди сказали: " Они сказали это под воздействием ужаса этого Дня". А Ибн Аббас сказал: " То есть — нет у нас такого знания, которого не было бы у Тебя" Это мнение передаёт Ибн Джарир, и это его выбор. И это, несомненно, прекрасные слова — проявление благовоспитанности по отношению к Всевышнему Аллаху: то есть по сравнению с Твоим знанием, которое объемлет всякую вещь, у нас нет никакого знания, и даже если бы мы и ответили, и знали, что ответить, всё же среди этих людей были такие, о которых мы судили по тому, что видели, не зная при этом, что у них в сердцах. А Ты знаешь всё и ведаешь обо всём, и знание наше — ничто в сравнении с Твоим знанием». [Ибн Касир. Тафсир].

 

Потом каждая община скажет, что посланники лгут и к ним не приходил увещеватель. Тогда придёт община Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует) и засвидетельствует, что посланники действительно донесли до своих народов послание Всевышнего.

 

Всевышний сказал: «Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины*, чтобы вы свидетельствовали обо всём человечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих» (сура 2 «Корова», аят 143). *(Иначе говоря, умеренности, «золотой середины», ни в чём не впадая в крайности).

 

 

Абу Са'ид аль-Худри (Да довольствуется им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: « В День Воскрешения будет призван Нух, и он скажет: " Я здесь, о Господь мой, и готов служить Тебе! " Аллах спросит: " Донёс ли ты послание до своего народа? " Он скажет: " Да! " Тогда его соплеменников спросят: " Донёс ли он до вас послание? " Они ответят: " Не приходил к нам увещеватель! " Аллах спросит Нуха: " Кто засвидетельствует в твою пользу? " Он скажет: " Мухаммад и его община". И они засвидетельствуют, что он действительно донёс послание. А Посланник станет свидетельствовать о вас, и это смысл слов Всевышнего: " Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всём человечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих"». [Бухари].

 

Ибн Хаджар говорит, что у Ахмада, ан-Насаи и Ибн Маджи этот хадис звучит так: «Придёт в Судный день пророк, с которым будет один человек, и придёт пророк, с которым будут два человека, и придёт пророк, с которым будет больше людей... И им будет сказано: " Донесли ли до вас это? " Они ответят: " Нет". Тогда пророку будет сказано: " Донёс ли ты до них послание? " Он скажет: " Да". Тогда ему будет сказано: " Кто засвидетельствует в твою пользу? "...» Ибн Хаджар также сказал, что в некоторых версиях хадиса имеется добавление: «И будет сказано: " Откуда вы знаете? " Они ответят: " Наш Пророк сообщил нам о том, что посланники донесли до людей послание, и мы поверили ему"» [Фатх Аль-Бари, т. 8, с. 172].

 

К свидетелям относится также земля, дни и ночи. Они будут свидетельствовать о том, что человек делал в них. Богатство человека также будет свидетельствовать о том, как распоряжался им его обладатель. Аль-Куртуби отвёл для этой темы отдельную главу. В этой главе он привёл хадис Абу Хурайры: «Однажды Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) прочитал аят: " В тот День [земля] расскажет свои вести..." — а потом спросил людей: " Знаете ли вы, какими будут её вести? "

Они сказали: " Аллах и Его Посланник знают лучше". Тогда он сказал: " Поистине, её вести будут таковы: она станет свидетельствовать против каждого раба и рабы Аллаха относительно того, что каждый из них делал на ней, и она скажет: «Ты сделал mo-mo и mo-mo в такой-то день». Это и будут её вести"» [Тирмизи].

Ангелы Милосердного, которые записывали все благие и дурные дела человека, тоже будут свидетельствовать. Всевышний сказал: «И каждая душа придёт вместе с погонщиком и свидетелем» (сура 50 «Каф», аят 21).

 

Здесь имеются в виду два ангела, приставленные к человеку.

Ангелы будут свидетельствовать о том, что мы делали в этом мире: «Свидетели скажут: " Это они оболгали своего Господа"» (сура 11 «Худ», аят 18).

 

Когда раб Всевышнего начнёт препираться и спорить и дойдёт до того, что он начнёт обвинять своего Господа и свидетелей во лжи, Всевышний Аллах возьмёт свидетеля от самого человека: против него начнут свидетельствовать части его собственного тела. Об этом мы уже упоминали ранее.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.